Как пацан варил «карамельку» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Как пацан варил «карамельку»

2017-06-09 399
Как пацан варил «карамельку» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Итак, в детстве любимым моим развлечением были всякие варианты использования селитры. В частности, варить «карамельку», т.е. плавить сахар с селитрой. Занятие весьма опасное, поскольку температура воспламенения сахара ненамного превышает температуру его плавления. Став постарше, вместо сахара я начал использовать сорбит, но в моем детстве его не было в продаже. «Карамелька» использовалась для начинки ракет, которые летали дальше и выше, чем на селитрованной бумаге.

Как-то Саша Д. пристал, чтобы я ему открыл секрет топлива моих ракет. Да какой секрет-то? Сахар, селитра, да осторожность. Ингредиенты у него были, а вот осторожность... Итак, придя со школы, т-щ решил сварганить карамельку. Родичи на работе, время есть. Взял самую большую сковороду, поставил на газ. Насыпал сахара, селитры, начал мешать. Смесь начала плавиться, аккуратно убавил огонь. И тут слышит звук ключа в замочной скважине — отец вернулся с работы! Что делать? Газ тушит, сковороду в сторону, сам в свою комнату, типа делает уроки.

Карамель  
Заходит отец. Чует запах, идет на кухню. Быстро находит сковороду. Ага, сынуля решил леденцов сделать. Что ж, дело знакомое, сам в детстве баловался. «Дай, — думает, — вспомню те годы, сыну сюрприз будет». Включает газ и начинает разогревать смесь. Дальше случилось то, о чем вы уже догадались. Сковородка вспыхнула так, что пламя доставало до потолка! Надо сказать, отец Саши оказался мужиком нетрусливым, быстро донес сковороду до крана и затушил огонь. Правда, часть «карамельки» упала на пол и прожгла доски во многих местах. Закоптился потолок, дыма было столько, что соседи вызвали пожарных.

Как ни странно, Саше Д. ничего не было. Мальчик сказал: да, жарил сахар (о селитре, конечно, ни слова), но потом вспомнил, что надо делать уроки. А что он загорелся — блин, такой сахар наша промышленность стала выпускать. J


Съедобная помада

Какао-масло
Шоколад в советское время не был дефицитом. Я имею ввиду конец 60-х — начало 80-х и в крупных городах. Но плитка шоколада весом грамм сто («Спорт», например) стоила 1.2 руб. Как полкило хорошей колбасы. Соотношение цен не слишком изменилось с тех пор, тем не менее, шоколад в моем детстве всегда считался лакомством для праздников. Поэтому мне захотелось сделать его самому. Главный ингредиент, пачка какао «Золотой ярлык» стоила копеек 50, остальное — масло и сахар. Но получалось шоколадное масло, имеющее мягкую консистенцию. Секрет в масле с высокой температурой плавления. Но помимо сливочного другого тогда не было. Разве что использовать комбижир[56]. Обычно для этого используется какао-масло (сейчас нередко добавляют пальмовое). Так что я попытки забросил. Но однажды моя тетя рассказала, что какао-масло можно купить в аптеке, оно входит в компоненты многих мазей и губной помады. Я уже стал постарше (лет 13), шоколад уже не волновал. И я решил сделать губную помаду с каким-нибудь «отвязным» цветом. В школе девчонки уже вовсю мазали губы (хотя это запрещалось учителями), но в ходу было всего 2-3 цвета — те, что продавали в магазинах. И стоили они недешево — до рубля за тюбик.

Попробовал купить какао-масло, потребовали рецепт. Но я уговорил аптекаршу, сказал, что надо для мази. Помаду решил сделать черную. Сначала экспериментировал с красно-розовыми цветами, но столкнулся с проблемой: какао-масло и воск не были чистыми. Масло было желтое, воск вообще серый. Поэтому цвет помады получался грязным. А черный цвет все маскировал. Растопил какао-масло, добавил какао-порошка. Немного очищенного воска, чтобы помада блестела (это я потом до этого допер). Касторовое масло, не помню, кто мне это посоветовал. Цвет показался ненасыщенным. Добавил чуток активированного угля. Наполнил тюбики от использованных губных помад — насобирал у девчонок. Попробовал на губах, вроде держится. Вид прикольный, как хотел. Жаль, в мое время не было го́тов, с руками бы отрывали J.

Итак, принес в школу, раздал девчонкам. Сказал, что купил на барахолке по дешевке. Если вы думаете, что дальше будет рассказ о том, как все отравились, ошибаетесь. Помада очень понравилась и кончилась в тот же день! Я очень удивился, ведь ее было много. Оказалось, девчонкам понравился вкус, и они начали ее есть! А если учителя замечали черные губы, так такой шоколад теперь наша промышленность выпускает! И парням понравилось есть черный шоколад из тюбиков, как космонавты. Так что меня попросили сделать такой «губной» помады больше. И исключить из ее состава касторку, а то после пары тюбиков тянет в туалет J.

«Космический» десерт

Яблоки в Сибири растут. Сейчас даже вполне годные, крупные. А в моем детстве я больших не видел. Росли на огородах[57] небольшие яблочки, с пятак величиной. Из них в основном варили компот или варенье. А еще были плоды (ранетки) т.н. сибирской яблони размером с горошину. Целый сад рос недалеко от дома, название которого точно отражает его происхождение, «Заброшка». Есть их было невозможно, что-то делать с ними — тоже. Но по осени ранетки становились т.н. «мятными», такими мягкими-прозрачными[58]. И довольно вкусными[59]. Каждую осень эти плоды были лакомством мальчишек. Но остальной народ морщились от этого лакомства. И вкус так себе и вид не очень, особенно поздней осенью, когда их особенно много. И я решил как-то переработать плоды.

Ранетки
"Мятные" ранетки
Собрал пару килограммов, очень вязкая масса, похожая на джем. Не гомогенизированная, с косточками и шкурками. Провертел через мясорубку, добавил воды, отфильтровал лишнее. Получилась что-то похожее на конфитюр, но требуемой равномерности получить не удалось. Мама посоветовала смесь проварить. Попробовал — теряется вкус, продукт становится неотличим от плохого яблочного джема. Так бы и забросил эксперимент (и точно не привел бы его в разделе химических баек), если бы кто-то не посоветовал добавить лецитин. Это такой эмульгатор, тогда его делали из подсолнечного масла. Не помню, как он ко мне попал. Попробовал добавить — о, чудо, получилось что надо: вязкая масса наподобие зубной пасты. Я в нее красный пищевой краситель добавил, что использовался для крашения яиц на пасху, вообще красиво смотрелось. Немного лимонной кислоты для вкуса и в качестве консерванта.

Тогда, в 70-х годах, космическая тема была весьма популярна, особенно у мальчишек. В каком-то документальном фильме рассказывалось про «космическую» еду. В чем ее суть, я не понял, уловил только, что она должна быть в тубах. Взял тюбик из-под канцелярского клея и наполнил. В школе мой «космический» десерт пошел на «ура». Правда, оказалось, что в больших количествах провоцирует расстройство желудка, то бишь банальный понос J. Наверное, неубитая микрофлора. А так — забавный оригинальный продукт.

Детские мины

Смесью магний + марганцовка я баловался в 9–11 лет, пока не добрался до учебников по химии. Сила взрыва слабовата. И еще я заметил, что часто все улетает в дырку от фитиля. Чем герметичнее, тем сильнее взрывается. А можно сделать так, чтобы вообще дырок не было? То есть мину? Тут вспомнил о морских «рогатых» минах. Каждый такой «рог» — ампула с серной кислотой в свинцовой оболочке. Как только она разбивается, к-та стекает в элемент питания и коротит электрозапал. Суть в том, что к-та и сухой элемент по отдельности хранятся намного дольше их смеси. Отлично! Кладем ампулу с серной к-той в смесь марганцовки с магнием. Заворачиваем в бумагу и все (потом, правда, стал оборачивать ампулу куском селитрованной бумаги для более надежного срабатывания). Но вот проблема: как делать ампулу? Стекла не было, горелки тоже. Брал ампулы из аптечки и заливал к-ту туда, а кончик залеплял пластилином. Опасная вещь получалась...

Детонация двигателя

Пошли с другом на площадь, засунули в-пакеты в папиросные пачки и разбросали на дороге. Авто наезжает — взрыв. Весело. J Гаишник тормозит один автомобиль — мол, что за взрывы? Водитель: не знаю, может детонация... Гаишник: с вашей «детонацией» езжайте на сервис. А я и слова «детонация» тогда не знал.

Любопытство наказуемо

Пацанам в классе было интересно, как устроены мои в-пакеты. Утащили один. Не знали, что носить его можно только в одном положении — залепленным кончиком вверх, иначе к-та постепенно разъедала пластилин. На уроке математики у одного ранец рванул, во все стороны полетели листки тетрадей — очень красиво. J А я сразу вычислил, кто своровал.

Плевок, как катализатор

Если марганцовки много, а к-ты мало, в-п не срабатывал. Смесь слипалась в устойчивый буро-серебристый ком. Но если к нему добавить воды, комок начинал гореть с искрением. Забавный фокус показывал: плюешь на комок, он искрит.

 

Школа №11 г. Рубцовск

В школе

Хеля

Школа №11. 1971 г. Квест: найдите меня;-)
«Хелей» мы звали молодую учительницу русского языка в 4-м классе, Ольгу Александровну. История про ее кличку.

Мы только что перешли на кабинетную систему и очень скучали по старой учительнице, которая вела все предметы. А еще молодая училка начала устанавливать жесткую дисциплину, которая не понравилась классу. Было решено ее проучить.

Я тогда не умел делать бертафос[60], не было ингредиентов. Но умел производить спичечный порох в полупромышленных масштабах. Не сидел, как все пацаны за срезанием головок спичек в пугачи да поджиги[61]. А брал большую кастрюлю с кипящей водой и отмачивал там спички целыми ящиками. Воск с поверхности снимал, р-р упаривал, смесь соскребал ножом. Потом отдельно отмачивал терки тем же макаром. И потом все смешивал. Получался типа пороха, но злее.

Намешал чайную ложку, забил между двумя картонками, замазал варом. Толя Зайцев, главный хулиган и двоечник школы[62], подложил в-п под учительский стул.

Заходит О.А., говорит: «А сегодня, как я предупреждала, диктант», и садится на стул. Все замерли в предвкушении… И ничего! Она взяла журнал: «Так, а Толе Зайцеву задание отдельное. На безударные гласные. Иди сюда, Толя». Дает ему задание[63] и приглашает сесть за учительский стол. Наш бедный хулиган покраснел, побледнел и начал мямлить, что может, он стоя напишет? О.А. удивилась и сказала, что так будет неудобно. Толя понадеялся, что в-п отлетел в сторону и сел на стул. Ба-бах!!! Грохот! Облако вонючего дыма! Ножка от стула трескается вдоль! Т-щ падает, ломая его спинку! Хорошо, что не свою. Учительница подпрыгивает на месте и демонстрирует глубокие институтские познания в русском языке фразой «Оху$$!». А поскольку она сказала это в волнении с запинкой, получилось что-то вроде «Охеле!» Так ее и прозвали: «Хеля». J


Огнетушитель, как бомба

Плавка металлолома
Что осталось от АТЗ в 2016 году.
В юные годы все пионеры собирали металлолом. Зачем — никому не известно, потому что на транспортировку, разбор и переплавку средств уходило больше, чем на получение нового металла из руды. К тому же получался бросовый металл из-за примесей, который в машиностроении (основной профиль АТЗ) годился только на ширпотреб[64]. Во дворах школ накапливались кучи кроватных сеток, арматуры, уголков и швеллеров, посуды и прочего хлама. Эти кучи ржавели годами и портили вид. Так что в плане воспитания рачительного отношения к народному достоянию — тоже промах.

Как-то мы ударно поработали весной, наворовали натащили несколько тонн металлолома. В основном — из куч других школ. J Гора лежала до осени, пока ее вывезли. А через неделю на АТЗ — ЧП: взорвалась печь вторичной переплавки. Убито два человека, ранено восемь. Расследование показало, что причиной взрыва послужил обычный пенный огнетушитель[65]. Покуда он лежал в куче, наполнился дождевой водой, та замерзла. На заводе разбирали металлолом халтурно, торопились и погрузили его в уже раскочегаренную печь. Прореагировала ли вода с расплавленным железом или просто случился тепловой взрыв, разметавший старую печку — не установлено.

P.S. Не утверждаю, что огнетушитель был из нашей школы. Но помню, как военрук (по совместительству отв. за пожнадзор в школе) отдал нам десяток списанных огнетушителей на металлолом.

P2S2. Виноватыми назначили, как можно догадаться, двоих пострадавших. И с тех пор кучи металла с дворов школ вывозить перестали вообще.

Анальгин

Пришла к нам новая училка по математике, сразу после педа. И с ходу давай контрольные устраивать. Потом проверяет тетради и морщится, типа как все запущено! И дает кучу домашних заданий, чтобы нагнать упущенное. Пацаны собрались, и давай думать, как от напасти избавиться. И решили устрашить математичку, а еще сорвать урок. Для выполнения обеих задач хорошо подходила старая испытанная смесь гидроперита с анальгином[66]. При комнатной температуре она выделяет удивительно противный дым.

В качестве исполнителя выбрали тихого больного мальчика (не помню имени, пусть будет Вася): мол, если поймают, меньше спроса, случайно все получилось. Он бронхитом болел или астмой и постоянно таскал с собой лекарства. То есть отличная отмазка, если что. План операции следующий: смесь готовится и хранится на улице в баночке из-под лекарства, грамм 50 (дело было зимой). На перемене, перед математикой, Вася заносит ее в класс и кладет учительнице в портфель. Начинается урок, и тут вулкан из сумки! Дым едкий, срыв контрольной обеспечен. Сама виновата, мало что хранит в портфеле.

Детали не помню, кажется, произошло вот что: на переменке Вася вышел на улицу, сунул баночку в карман и понес в класс. На перемене обычно учительницы уходит по делам. А наша за столом так и просидела, поэтому операцию провернуть не удалось. Уже и звонок. Вася садится за парту и тут начинается реакция! Едкий дым, из кармана прет зеленая пена! Учительница с удивлением спрашивает: «Вася, что это у тебя там?!» А он: «Анальгин».

Контрольную все же сорвали. А пацана прозвали «Анальгин».

Школьный журнал тех годов
Радикальная правка отметок

Есть старый рецепт удаления чернил с бумаги. Сначала надпись мажут кислым р-ром марганцовки, потом — перекисью водорода[67]. Все реактивы доступны из аптеки[68], процедура простая, хотя требует аккуратности.

В 8-м классе у меня был т-щ, Костя Т. Учился так-сяк, но оценки хотел иметь хорошие. Но в это время нам в класс пришла новая учительница по математике, Клавдия Павловна[69]. Она была весьма скупа на хорошие оценки, пятерки получали очень немногие, а двойки ставила с легкостью необыкновенной. В результате и Косте Т., и его друзьям светила «тройка» по математике за год, плюс еще много посредственных оценок по др. предметам. А это недополученные бонусы от родителей. В частности, Косте обещали путевку за границу (в Болгарию), если закончит год без троек. И он предложил мне аферу: исправить оценки прямо в классном журнале! Мое дело маленькое — стереть ненужные оценки. А поставить «правильные» баллы и достать журнал он берется сам. Непонятно, зачем это было нужно мне, т.к. мои оценки меня устраивали, но Костя давил на то, что «друзья должны помогать друг другу».

Итак, мы учимся в первую смену, после двух часов журнал ставится на полку в учительской и там стоит до конца второй смены, потом школа закрывалась (часов в семь-восемь). То есть у нас есть минимум пять часов для операции. В реальности Косте понадобилось два часа, чтобы забрать журнал из учительской — в ней постоянно кто-то находился. Но вот вожделенный предмет у нас. Мы закрываемся в его комнате и начинаем колдовать. Точнее, «колдую» я, Костя носит реактивы.

В ложке пищевой уксусной к-ты (70%) растворяю немного марганцовки. В другой ложке — кусочек гидроперита в воде. На спичку наматываю вату, макаю в р-р марганцовки, аккуратно провожу по указанным мне цифрам в журнале, подложив под страницу салфетку. Здесь надо сказать, что журнал печатался на плохой серой бумаге, и разлинован в типографии. Основа типографской краски — сажа, она не окисляется, в отличие от органического красителя в чернилах для шариковых ручек. Я предварительно попробовал в незаметном месте — так оно и есть. Друзей у Кости Т. немало, предметов — тоже, так что работы предстояло много. Т-щ мой пока готовил ручки разных цветов и тренировался в подделке почерка. Но неожиданно наша работа фальсификаторов закончилась.

После очередного мазка я обнаружил, что разлиновка сходит тоже! Или типографская краска была плохого качества, либо окислился и/или стерся верхний слой бумаги. Причем сошла она местами, превратившись из сплошной линии в штрихпунктирную. Костя чешет голову и предлагает стереть линии полностью, а потом нарисовать их рапидографом с тушью. Делать нечего, так и делаем. Но тут еще одна загвоздка! Вместе с линиями я затер почти все оценки! Костя говорит, что ничего страшного, у него фотографическая память. И вообще, зачем помнить «все», важно, чтобы средний бал совпадал. А его по двум предметам (да остальных мы не добрались, только математика и физика) он знает. Неужели учителя помнят все оценки, кот. выставили?! Я засомневался[70], но делать было уже нечего. Прогладил утюгом листы и отдал т-щу. Костя аккуратно восстановил линии и расставил оценки. Почерк у него отличный, не то, что у меня. Журнал отнесли на место, я стоял «на атасе».

Назавтра все мальчишки нашего класса[71] были в курсе «исправлений». Никто не возмущался нашей работой, наоборот, многие хотели бы лучших оценок. Но не ставить же всем «5»! Впрочем, Костя перепутал фамилии и поставил несколько пятерок тем, кто их сроду не получал. J

Выпускная грамота
День прошел нормально, а на следующий тревогу забила физичка. Когда она ставила оценку в журнал, ручка порвала бумагу. Женщина осмотрела страницу и заподозрила неладное. Удивительно, но технически все выглядело хорошо, подозрения вызвали хорошие отметки тем, кому она точно не ставила. Все же не стоит недооценивать память учителей. Потом завуч подключился, и все выплыло наружу.

Как ни странно, последствий наша шалость не имела. Учителя были в курсе того, кто это сделал, но не стали предавать огласке. Может потому, что у них были бы неприятности от небрежного хранения журналов, может мой дядя, будучи тогда трудовиком, замял скандал. А главное потому, что наши оценки для учителей не имели ценности. Как сказала Клавдия Павловна: «Я хоть сейчас любому своему ученику поставлю годовую оценку, даже не заглядывая в журнал. Оценки в журнале имеют только воспитательное значение». В самом деле, у меня за полугодие по математике не было ни одной пятерки (Клавдия Павловна считала, что я учусь вполсилы), а полугодовая каким-то образом вышла 5.

P.S. У меня в аттестате среднего образования все пятерки, кроме русского языка. Хотя по справедливости половина отметок должна быть «4», и минимум две тройки — по английскому и русскому — как все гуманитарное, языки мне давались плохо[72]. Но учителя «вытянули» оценки, зная, что мне важен каждый балл[73] при поступлении в университет.


В пионерлагере

Первая любовь

Тот самый отряд. В центре — воспитательская, слева и справа — детские палаты.
Лет в 13–15 у мальчишек бывает первая любовь, часто безответная. У меня случилось наоборот, в первый раз влюбились в меня. Причем это была пионервожатая, старше меня лет на пять. Вспоминаю этот случай со странной ностальгией: и почему в детстве я был так увлечен химией, не обращая внимания на более важные вещи?

Итак, лето 70-х годов, пионерлагерь «Юность» в сосновом бору, мне 13 лет. Для пионерлагеря — критичный возраст, таких собирают в 1-й отряд, где всем 13–14 лет. Но в прошлый год у меня были некоторые проблемы со сверстниками, и я записался в 5-й отряд, где все были младше меня на 1–2 года. Такая разница в подростковом возрасте существенна и я в отряде верховодил. То сорву тихий час, то отправлюсь с друзьями собирать землянику за пределы территории лагеря (что запрещено), то пугаю девчонок.

Отрядом руководили двое, воспитатель и пионервожатая. Воспитатель (Мария Ивановна) должность солидная, неплохо оплачиваемая, в основном профессиональные педагоги. А пионервожатая (Наташа) — это практика для студентов педагогических ВУЗ-ов. Отношения с воспитателем у меня не сложились. Не то чтобы я был выдающимся хулиганом, выходки мои были детскими. Как сейчас думаю, у Марии Ивановны не было подходящего педагогического опыта, ведь работала она воспитателем детского сада. И нас пыталась воспитывать соответственно, в приказном порядке. Но подростки уже личности, просто запретами у них авторитета не добьешься. А тут еще ее правая рука, Наташа, влюбилась в главного нарушителя дисциплины, т.е. в меня. Я тогда об этом не догадывался, только много лет спустя, читая свой дневник, пришел к такому выводу.

Взрыв магний+марганцовка
За несколько месяцев до нашей смены недалеко от пионерлагеря потерпел аварию реактивный самолет. Может, и не потерпел, а его списали. В любом случае привезли в пионерлагерь и поставили на площадке. Двигателя не было, но сохранилась остекленная кабина, рычаги управления, колеса с шинами, даже часть приборной доски. Для мальчишек — просто раздолье для игры. Я залезал в кабину, дергал рычаги, лазил по крыльям, а потом обратил внимание на колесные диски. Это же сплав магния!

Иду в санчасть и говорю, что мне нужна марганцовка для окраски моделей в авиамодельном кружке. Марганцовку в самом деле можно использовать для окраски деревянных поверхностей в темный цвет, так что пузырек (грамм 10) мне дали. Раздобыть молоток, изоленту, зубило и напильник было проще. Молотком и зубилом я сколол часть самолетного диска, а за напильник посадил друзей. Вскоре классическая смесь «магний + марганцовка» была готова. Я засыпал ее в бумажные пакетики, перемотал изолентой, приспособил ряд спичек[74]. Взрывпакеты готовы! Где испытать, кого удивить? Девчонок, конечно!

Кто бывал в пионерлагерях, помнит специфику отношений между полами в том возрасте. Девочки в отдельной палате, мальчики в своей (между ними — комната для воспитателей) и только по ночам ходят друг другу. В совсем молодом возрасте пугать, старше — болтать, еще старше… Говорят, сейчас первые этапы отношений пропускают. J Мы пугали, мазали зубной пастой, рассказывали страшилки, вызывали «паночку»[75], гадали, даже играли в карты.

Пионерский лагерь "Юность" тех годов
В ту ночь было пасмурно, собиралась гроза. И мне пришла в голову идея, как напугать девчонок. Как объявили отбой, дождались, пока воспитатель и пионервожатая затихнут в воспитательской и тихонько вчетвером пробрались в палату девчонок. Точнее, я вылез наружу и притаился под окном палату девочек, а Саша, мой товарищ, начал рассказ о том, какие страшные шаровые молнии бывают в грозу. Куда там призракам и прочим страшилкам! Шаровая молния может залететь в форточку и убить всех в палате! Ну, девчонки накрываются с одеялом, дрожат, со страхом вглядываются в темноту за окном (лампочку ближайшего фонаря я предусмотрительно выкрутил). И тут мой выход. Поджигаю запал и кидаю в-п в воздух. Очень важно, чтобы он взорвался в воздухе, значит, запал — пара спичек всего (сколько раз при этом в-п взрывался у меня в руках не сосчитать, ощущения малоприятные, так что повторять не советую). Сильным порывом ветра в-п затянуло в форточку, и он взорвался в помещении, не долетая пола. Даже мне на улице грохот взрыва показался очень громким, а кто был в палате, говорят, уши заложило. И вспышка ослепила так, что зеленые зайчики еще долго прыгали в глазах.

Я в лагере. Вожатая первая в верхнем ряду
Девчонки сразу начали визжать, мальчишки побежали в свою палату (Саша успел захватить с собой остатки взрывпакета). Я рванулся к окну своей палаты, оно закрыто! Я к двери отряда (по правилам пожарной безопасности она не закрывается), но в холле уже включили свет. Воспитатель и пионервожатая идут в палату, успокаивают девочек. Те кричат, что если одна шаровая молния залетела и взорвалась, может еще прилетит?! Наташа открывает окно, светит фонариком и обнаруживает мои следы (вокруг отряда аккуратно разграбленный песок), но ничего не говорит воспитателю, и закрывает окно. Гасят свет в холле, уходят к себе. Я тихонько захожу в отряд и пытаюсь пройти в свою палату, но из воспитательской выходит Наташа. Я прячусь в углу, надеясь, что она не включит свет. Она и не включает, но идет ко мне. Я понимаю, что меня сейчас обнаружат, и какого-то беса решаю ее напугать и проскочить. Кидаю в-п в пространство между нами. Взрыв, вспышка, я рванулся вперед, сбиваю девушку и бегу в палату.

Мальчишки меня не выдали. Но понять, кто все это сделал, было несложно. Мария Ивановна настаивала на исключении хулигана из лагеря. Наташа сказала, что хочет со мной поговорить. Разговор был такой… романтический, я бы так сейчас сказал. Она хотела обратить на себя внимание, встречаться. Но я тогда этого не понимал; внимание взрослой девушки, да еще руководителя, меня пугало. Я решил, что она хочет персонально за мной следить и отказался. Но в лагере все равно остался — она постаралась. Помню, как Наташа с безнадежной грустью смотрела на меня, а я не понимал почему…

А в-пакеты выбросил в Горькое озеро около лагеря. Помню, как они шли ко дну, оставляя за собой малиновый след…

Невидимые чернила

Та статуя в 2006 г.
Как многие в детстве, я увлекался приключенческо-шпионскими романами. Тайнопись в них занимала важное место. Самый популярным способом у нас была пара пурген (фенолфталеин) + мыльный р-р[76].

Но меня попросили сделать что-то проще, чтобы проявлять без реактивов — нагреванием. Ну, я и придумал использовать слабый р-р серной кислоты — при нагревании появляются черные буквы. Теперь сама байка.

В пионерском лагере мы играли в «Зарницу». Команда «зеленых» обороняла «штаб», а команда «красных» (куда входил я), должна его найти и захватить. Пока вся ватага бегала по лесу, я отдыхал на качелях и ждал тайное письмо от шпиона, заранее внедренного в команду «зеленых». Письмо он напишет после того, как они решат, где будет «штаб». Мой агент должен был поместить послание под статую пионера с горном в центре лагеря[77].

Время пришло. Иду, вытаскиваю листок бумаги с детским рисунком (типа маскировка). Поджигаю кусок «сухого горючего» и нагреваю листок. Ё!!! Он покрывается темными пятнами и разваливается на глазах! Где теперь искать «штаб»?!

Игру мы проиграли. L Этот «шпион», оказывается, писал неразведенной аккумуляторной кислотой! Удивительно, что бумага вообще не распалась в его руках.

P.S. Кстати,лагерь до сих пор сохранился. Там даже ту статую пионера можно увидеть.

Киностудия

Всякие роли были
Предисловие

ч/б пленка 16 мм
Как не удивительно, в небольшом городке Сибири в 70-е года существовала своя детская киностудия! Впрочем «киностудией» назвать ее было сложно. Некий энтузиаст лет 30+ (имени не помню, пусть будет Миша) выбил в горсовете подвал жилого дома. Набрал подростков, вычистили его от мусора, сделали кое-какой ремонт. Где-то добыл списанные кинокамеры и сопутствующую технику (прежде всего пленку и реактивы для ее проявления). Реквизит и одежду — из театра. Дал объявление о наборе актеров. Меня туда привел друг Саша Д.

Кинокамера Кинор 16СХ-2М
В принципе, было забавно и весело J. Если бы только наш руководитель не замахивался на глобальные темы. Вместо логичных постановок смешных мини-сценок он хотел военно-патриотический фильм уровня эпопеи «Освобождение». Этому способствовал имеющийся реквизит в виде фашистской формы. Помню, зимой мы снимались в каком-то вагоне, изображая угоняемых в Германию детей. Еще какой-то бой с партизанами, где Михаил изображал командира партизанского отряда. Снималось все это на 16-мм ч/б пленку, проявлялось в кустарных условиях, и качество имело соответствующее. Звука не было. Помню, полученное «кино» даже участвовало в каком-то местном фестивале. Но понять, что происходит на экране, не могли даже эксперты J.

Об оборудовании и расходных материалах. В отличие от профессиональной киноиндустрии, изготавливающей много копий фильма и потому использующей негативную пленку, съёмка подавляющего большинства любительских фильмов производилась на ч/б (реже цветную) обращаемую киноплёнку, с получением единственного экземпляра фильма сразу в позитивном виде. Другая пленка в СССР была редкостью[78].
Кинопроектор ПП-16-4
В моей киностудии использовалась ч/б обращаемая кинопленка с двусторонней перфорацией «Свема» 16 мм ОЧТ-45[79] на ацетатной основе (в меньшей степени архивные запасы на целлулоидной основе), любимая тогдашним телевидением (до внедрения видеокамер). Это считалось круто, потому что в основном кинолюбители тех годов снимали на пленку 8 мм, дающей качество хуже ТВ. А пленка 16 мм даже сейчас иногда используется для профессиональной съемки. Кинопроекторы 16 мм были весьма распространены для передвижного показа фильмов и в учебном процессе. Камера использовалась, видимо «Кинор 16СХ-2М».

Правильное использование пленки

Итак, Михаил, руководитель киностудии, решил снять игровой фильм (у него все фильмы были «игровые», что-то типа боевиков в современном понимании). Вторая часть задуманной эпопеи «Партизаны в тылу врага». Партизаны должны были напасть на фашистский гарнизон, чтобы отбить эшелон с угоняемыми в Германию советскими людьми (это была первая часть эпопеи). Реквизита хватило на четырех «фашистов», а партизаны, как известно, форму не носили. Нашли несколько заброшенных домов на «Кулацком поселке» в городе. Начали репетировать потасовку. Никак не выходит красочно, как хотелось режиссеру. Понятно, что пластмассовыми автоматами, неспособными стрелять и с десятком статистов, способных только водку морду квасить, красочного зрелища не получится. Нужна хоть какая-то пиротехника. Хоть что-нибудь взорвалось. А где ее тогда возьмешь? Опечалился Михаил, сел на завалинку, скрутил «козью ногу» с махрой, затянулся и… чуть не охренел J. Как вообще партизаны это курили?! Тут к нему подхожу я (играл роль советского подростка, угоняемого в рабство, для чего одел по его указаниям самую старую одежду, что нашлась в доме). И робко так заявляю, что пиротехника на самом деле у него перед носом. А именно пленка, кот. горит как порох[80]!

После получения согласия под моим руководством «партизаны» занялись реальным делом, почти как во время ВОВ. Пленка скручивалась в рулоны и заталкивалась в жестяные гильзы. То есть весь отряд массово делал то, что УК трактуется как «изготовление самодельных взрывчатых в-в» (ракет). Но у меня нашлась селитра, которая превратила часть ракет в вполне сносные «гранаты». По эффекту конечно, не по силе взрыва. Селитра еще пригодилась для «бикфордовых» шнуров.

И тут началось! «Партизаны» наступают и закидывают «фашистов» «гранатами». Гранаты муляжные, но взрывы почти как настоящие, с яркой вспышкой и дымом. «Фашисты» были лишены плохо сыграть роль — падали как подкошенные! А сверху летали «осветительные» ракеты. Шум, грохот, дым стоял такой, что прибежали местные жители и позвали милицию.

Итоги такие: сгорела часть реквизита, один старый дом, несколько «бойцов» получили небольшие ожоги. Насчет «кина»: ничего не вышло. Старая пленка, плохие реактивы, мало опыта обработки. Но повеселились на славу! Я даже считаю, что такое использование списанной пленки более рационально и стибрил пару коробок J.

Типа цветная пленка

Еще одна история о пленке, точнее о химических процессах, используемых при ее обработке. Это сейчас большая часть съемки цифровая, и обработкой можно сделать с изображением что угодно. А до внедрения цифры кинолюбители делали только одну копию фильма, а редакция его сводилась к нарезке.

Вирирование
Как я уже рассказывал, «фильм» нашей киностудии участвовал в конкурсе. Все любительские фильмы этого «фестиваля кино» смотрелись одинаково убого: прыгающая камера, низкое качество картинки, почти никакого монтажа. И логично победил фильм спортсменов о сплаве на горной реке, как единственный цветной: он смотрелся феерично на фоне ч/б собратьев. Руководитель нашей студии спорил с жюри, что мол, победитель не художественный фильм, а документальный. С таким же успехом можно присудить 1-е место спортивному репортажу на ТВ. Мнение его проигнорировали, и он озадачился, как снять цветное кино. Обработка обращаемой цветной пленки ненамного сложнее ч/б. Проблема ее достать. Как я понимаю, Михаил добывал пленку на местном телевидении, которое тогда (70-е) было полностью ч/б и цветной пленки не водилось. Покупать за свои деньги не улыбалось совершенно: сложно и дорого.

Раскрашенное фото Рубцовск, 70-е годы
Тут как обычно меня посетила мысль. Как и все мои идеи, с изрядной сумасшедшинкой. Если нельзя достать цветную пленку, почему бы не покрасить ч/б? Не полноцветно, конечно, а перекрасить черный цвет. В фотографии это называется «тонирование» или «вирирование». Наверное, все слышали или видели т.н. «серию», коричневые снимки, самый распространенный вариант этого процесса.[81]

Суть процесса проста. Вариант 1. Перевести серебро фотоматериала в соль. Сернистое даст нам коричневый цвет (сепия), селенистое — пурпурное. Вариант 2. Заместить серебро др. металлом (можно еще ввести орг. краситель, но они нестойки). К примеру, хлористым никелем можно окрасить в красный, а квасцами — в синий. Фотоматериал сначала отбеливаем красной кровяной солью с бромидом калия, переводя металлическое серебро в соль: 4Ag + 4K3[Fe(CN)6] + 4Kbr = 3K4[Fe(CN)6] + 4AgBr. Затем обменная реакция с бромидом серебра. К примеру, все та же сепия: 2AgBr + Na2S = Ag2S + 2NaBr.

Проблема в том, что тонирование используется только для бумажных фотоматериалов, и я никогда не слышал о тонировании пленки. Но Михаил уже загорелся идеей. Быстро сняли очередной «игровой» фильм, который сейчас бы назвали кошмаром. В стиле Тарковского. Какой-то непонятный тип бредет по техногенной свалке. И ему чудятся то ли инопланетяне, то ли Иные. Конечно же, с намеком на загнивающий Запад. В конце герой выходит к свету, то есть к единственной прогрессивной стране того времени — СССР.

Часть материала покрасили в синий цвет, часть в зеленый, а самые драматические кадры — в красный. А первые несколько секунд (заставка) вообще красками! На пробном кинопоказе фильм смотрелся кошмарно. В смысле, затея удалась J. Осталось только дожить до след. конкурса. «Дожить», потому что, как я и предпол


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.