Исследование обстановки дорожно-транспортного происшествия — КиберПедия


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Исследование обстановки дорожно-транспортного происшествия



 

Одним из первых следственных действий являет­ся осмотр места происшествия. При подготовке к нему до выезда на место происшествия следует позаботиться, чтобы пострадавшим была оказана помощь, полностью или частично остановлено движение. Не­обходимо решить, помощь каких специалистов понадобится и какие потребуются технические средства. По прибытии на место происшест­вия следователь проверяет эффективность организации охраны и за­градительных мероприятий и приступает к опросу очевидцев и лиц, обнаруживших следы происшествия.

У очевидцев выясняются их анкетные данные, место, с которого они наблюдали происшествие. Им задаются вопросы о взаимном поло­жении транспорта и препятствий на дороге; каким образом участники происшествия реагировали на возникшую опасность (подавались ли звуковые сигналы, производились ли торможение, снижение или уве­личение скорости, изменение направления движения); о месте и поло­жении транспорта при окончании процессов перемещения транспорта после дорожного происшествия. Если в происшествии участвовал пе­шеход, то выясняется, в каком месте он вышел на дорогу и в каком направлении двигался, на каком участке дороги произошел контакт транспорта и потерпевшего, где он оказался после этого. Очевидцы могут не только рассказать, но и показать, что и где происходило.

У свидетелей, обнаруживших следы происшествия, выясняется, от­куда и куда они следовали, какой транспорт при этом видели, кого из пешеходов встречали, обгоняли. Им также задаются вопросы об изме­нении положения отдельных объектов на месте происшествия, кто проходил или проезжал неподалеку от него и т.п.

На стадии общего обзора с учетом объяснений свидетелей опреде­ляются границы и начальная точка осмотра.

Рекомендуется начинать осмотр с участка дороги, на котором нахо­дилась машина во время, предшествовавшее появлению в обстановке движения факторов, отрицательно влияющих на безопасность. Если выявить эту точку не представляется возможным (в силу отсутствия очевидцев), то начинать осмотр надо от места обнаружения следов происшествия.

В процессе непосредственного исследования места происшествия изучаются его особенности, взаимное расположение, состояние имею­щихся на месте объектов, следов. По ходу движения следователь дол­жен производить необходимые измерения проезжей части дороги и ок­ружающей местности, выставлять сигнальные обозначения в местах обнаружения следов.



Выявленные следы необходимо осматривать, обращая внимание на общие и частные признаки, связь с расследуемым событием, и точно зафиксировать место их расположения.

В результате исследования анализа отдельного следа воссоздается мысленная модель механизма его образования и следообразующего объекта, что облегчает поиски последнего в ходе осмотра места проис­шествия и дальнейшего расследования.

Определенным видам дорожно-транспортных происшествий (наезд, столкновение, падение пассажиров и т.д.) присущи определенные ти­пичные следы.

При наездах на неподвижные препятствия на них, возле них оста­ются частицы краски, стекла, части груза, смазки и топлива, отделив­шиеся узлы автотранспорта. В результате наезда на потерпевшего на дорожном полотне образуются, кроме вышеназванных, следы крови, трассы от волочения пострадавшего.

Признаками столкновения могут быть потеки и пятна воды, анти­фриза, масла. От вращения машин после столкновения на поверхности дороги остаются дугообразные следы от блокирования и бокового пе­ремещения колес.

Опрокидывание, кроме всего прочего, сопровождается образовани­ем следов заноса скольжения транспорта, отпечатков удара бампера, от которого произошло продольное опрокидывание.

Для всех видов дорожно-транспортных происшествий характерно наличие следов колес (качение, торможение). Они подлежат обязатель­ной фиксации в протоколе путем фотографирования, изготовления слепков, копирования на дактопленку, сырую резину, фотобумагу и т.д. При участии в происшествии нескольких транспортных средств уже в ходе осмотра необходимо дифференцировать их следы.

В ситуациях, когда происшествие окончилось смертью потерпев­шего, производится осмотр трупа. Определяется и фиксируется его по­за, состояние одежды, расположение относительно транспорта, следов и других элементов обстановки происшествия. На одежде и кожной поверхности трупа следует искать частицы краски, стекла, горюче-сма­зочных материалов, отпечатки бампера и протектора. Обнаружение не­характерных для транспортного происшествия повреждений требует выяснения возможностей их образования вследствие особенностей ме­ханизма события, от специфических конструкций и перемещения транс­порта, а иногда и проверки версии об использовании инсценировки для сокрытия друго­го преступления.



Важным элементом осмотра места происшествия является исследо­вание транспорта. Нередко для его производства требуется участие специалиста-автотехника. При осмотре транспорта важно обнаружить и зафиксировать все видимые повреждения, вызванные как первичным контактом машины с препятствием, так и вторичным ударом. Фикси­руются также повреждения, вызванные не ударным контактом, а де­формацией деталей или частей машины. От следов автотранспортного происшествия необходимо отличать изменения, возникшие вследствие некачественного ремонта, неаккуратного обслуживания и других при­чин. В ходе осмотра точно определяется деталь, агрегат машины, под­вергшиеся разрушению или повреждению. При осмотре повреждений на транспорте выясняется последовательность возникновения повреж­дений и разрушений частей и деталей в результате происшествия. Сна­чала надо установить, какие части машины первыми вступили в кон­такт с препятствиями, а затем последить последовательность разруше­ния. В процессе осмотра нужно точно определить и зафиксировать ме­сто падения на землю и положение деталей и частей машины, изме­рить расстояние между точками первоначального контакта транспорта с препятствием и обнаружения отделившихся частей и узлов.

В объемных следах производятся измерения глубины повреждений корпуса на различных участках. Следует внимательно осматривать дно контактных поверхностей для выявления следов отслоения и наслое­ния в виде частиц лакокрасочного материала, металла, стекла, дерева, текстильных волокон, крови и костно-мышечной ткани. Обнаружен­ные микрочастицы подробно описываются и изымаются.

В качестве приложения к протоколу осмотра места происшествия составляются масштабные планы и схемы осматриваемого участка. При их изготовлении необходимо пользоваться общепринятыми обо­значениями и отражать в них все объекты, обнаруженные на месте происшествия.

Важную роль в установлении обстоятельств события и элементов обстановки, в которой оно протекало, имеет проведение такого про­цессуального действия, как эксперимент. Чаще всего он проводится для определения границ видимости с места водителя, установления возможности слышать звуковые сигналы, шум движущегося транспор­та с определенного места или конкретным субъектом; определения возможностей заноса транспорта, повреждения и разрушения тормоз­ной и рулевой систем в определенных ситуациях, самопроизвольного водителя светом фар встречного транспорта.

При помощи следственного эксперимента устанавливается также возможность образования тех или иных следов при называемом оче­видцами положении транспорта и скорости его движения.

Проведение следственного эксперимента при расследовании дан­ной категории дел требует принятия мер строжайшего обеспечения безопасности участников этого действия и окружающих. Участок дороги, на котором проводится эксперимент, должен быть надежно огра­жден на расстоянии, исключающем появление в зоне движения транс­порта граждан или других объектов.

При определении границ места поведения эксперимента следует учитывать скорость участвующего в эксперименте транспорта и воз­можное изменение направления его движения. При планировании и подготовке опытных операций и маневров способы и скорость их вы­полнения должны избираться таким образом, чтобы не допустить при­чинения вреда участникам эксперимента и окружающим. Для этого в раде случаев требуется проведение консультаций и выполнение специ­альных расчетов.

В раде случаев для выяснения обстоятельств дорожного происше­ствия необходимо проведение автотехнической экспертизы. На ее раз­решение могут быть поставлены вопросы о механизме автопроисшест­вия в целом (исходя из данных, обнаруженных при расследовании: о месте столкновения транспортных средств; направлении их движения; возможности образования следов в результате столкновения, наезда, опрокидывания; взаимном расположении транспортных средств в мо­мент столкновения машин и пешехода во время наезда и др.)

В некоторых случаях для выяснения имеющих значение обстоя­тельств проводятся комплексные экспертизы с участием не только экс­пертов-автотехников, трасологов, но и физиков, химиков.

В распоряжении экспертов предоставляются необходимые материа­лы уголовного дела, среди них обязательно протоколы осмотра места происшествия, транспортных средств и вещественных доказательств, допроса свидетелей и участников происшествия, заключения судеб­но-медицинской экспертизы. Для лучшего восприятия экспертам целе­сообразно предоставлять фото- и видеоизображения обстановки места происшествия, транспортных средств и т.д. Иногда эксперту требуется лично побывать на месте происшествия, исследовать транспортное средство или отдельные его узлы, другие вещественные доказательства (одежду потерпевшего, вещество, находившееся на месте преступле­ния, и т.д.).

Некоторые вопросы относительно механизма развития аварийно! происшествия могут быть разрешены при проведении судебно-медицинской экспертизы. Эксперту-медику может быть предложено установить положение потерпевшего в момент первичного контакта и следующего движения транспорта. В некоторых случаях важно определить физическое состояние водителя, наличие у него конкретных свойств (недостаточной остроты зрения, дальтонизма, глухоты и т.д.), влияющих на правильность восприятия.






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.008 с.