Темы практических занятий №№ 1-24 — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Темы практических занятий №№ 1-24

2017-06-09 197
Темы практических занятий №№ 1-24 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ №№ 1-4

Тема: Понятие филологии. Основные смыслы рассказа К.Булычева "Поделись со мной…" и стихотворения Б. Окуджавы "Мой конь притомился…"

I. Беседа по статье С.С. Аверинцева "Похвала филологии": что такое филология.

II. Вопросы к обдумыванию смысла рассказа Кира Булычева "Поделись со мной"

А).

1. Почему встреча с коллегой заставляет героя недоумевать?

 

2. Выскажите собственные впечатления о поведении встречающего.

3. Какие впечатления вызывает у земного гостя открывшаяся его глазам картина окружающего мира?

4. Встреча героя с Линой: какие эмоции сопутствуют ей?

5. Свидетелем каких еще необычных ситуаций становится герой рассказа?

6. Докажите, что события в больнице составляют кульминационный момент рассказа.

7. Когда окончательно герой ощутил себя чужим среди, как ему казалось, близких людей?

8. Почему автор посчитал возможным в описании переживаемой героем напряженной духовной ситуации присутствие образа кошки?

9. Почему герой считает необходимым поехать в больницу?

 

Б).

Помогите герою рассказа ответить на некоторые вставшие перед ним вопросы

 

1. Почему заплакал самый маленький мальчик из оказавшихся рядом с героем в ту минуту, когда он "ушибся коленом о камень"?

2. Почему врач спросил у героя, не гость ли он в их мире?

3.Только ли боль могут разделить с тобой люди из Лининого мира?

4. Почему герой обрезает себе пути возможного возвращения в дом-сад, к его обитателям, ставшим ему близкими, родными, любимыми, как Лина, людьми?

5. С какой целью Кир Булычев дважды повторил – в начале и в конце рассказа – слова героя о том, что ему "так хочется туда вернуться", – в мир, в котором фраза "Поделись со мной…" является своеобразным паролем для каждого входящего в него человека, – но он "никогда не сможет этого сделать"?

III. Обдумывание смысла стихотворения Б. Окуджавы "Мой конь притомился…"

IV. Понятие текста, его основные признаки и текстообразующие факторы.

 

Литература

1. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы ХIХ-ХХ вв.). М., 2006.

2. Фарино Е. Введение в литературоведение. Варшава, 1991.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ №№ 5-7

Тема: Текст как семантическое поле "постоянного напряжения сил"

1. Р.Барт, В.Н.Топоров о понятии текста. Позиция Р.Арнхейма: «пруд-текст», «круги-смыслы».

2. Проект «науки о воде» Леонардо да Винчи как иллюстрация содержащегося в тексте "поля постоянного напряжения сил".

3. М.Бахтин о «факторах художественного впечатления» как условии эстетической значимости текста.

4. Текст "Тайной вечери" М. Павича как семантическое поле "постоянного напряжения сил".

 

ü Почему в конце начальной фразы рассказа автор поставил многоточие?

ü Почему для брата Одолы Лешак "места среди образов ("Свадьбы в Кане") никак не находилось"?

ü По каким двум причинам Исайло представляет себе брата жены Иудой?

 

 

5. Творческое задание. Нафантазируйте "видеоряд" текста рассказа М. Павича.

 

В помощь при подготовке видеоряда к "Тайной вечере" Милорада Павича

 

1. Вначале найдите в интернете "Тайную вечерю" Леонарда да Винчи. Внимательно рассмотрите эту фреску – все фигуры, изображенные художником. Почитайте о ней, чтобы можно было вам составить представление о смысле содержания "Тайной вечери" Леонардо да Винчи.

Сделайте выписки в тетрадь.

 

2. Теперь обратитесь к рассказу Милорада Павича "Тайная вечеря". Как вы думаете, почему у него такое название? В чем его смысл?

 

3. Постарайтесь выявить образы, ситуации, описанные в рассказе, детали, слова и т.д., с помощью которых текст Милорада Павича становится "полем постоянного напряжения сил". Запишите свои наблюдения в тетрадь.

 

4. Приступайте к составлению видеоряда рассказа [(лат. video смотрю + ряд) изображение на телеэкране, сопровождающее какой- либо текст, "картинка"; Видеоряд - последовательность кадров, поочередно заменяющих друг друга с высокой скоростью].

 

Вы можете выбрать, на ваш взгляд, самый важный или несколько самых важных эпизодов рассказа и создайте его зрительную картинку (или несколько зрительных картинок); Какими бы вы представили эти эпизоды на экране? Это и будет видеоряд эпизода (или эпизодов) "Тайной вечери" М. Павича. Опишите их словесно (подготовленные зрительные "картинки" подробно опишите в тетрадях; этими записями вы можете воспользоваться, когда будете представлять свой видеоряд).

 

Литература

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974 (гл. 5, 6).
  2. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.
  3. Даниэль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. СПб., 2006.
  4. Тюпа В. И. Аналитика художественного. М., 2001.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ №№ 8-9

Тема: Понятие парадигматического мирового сюжета. Архесюжет рассказа "Пиротехника, или Памятная дата" М.Турнье

1. Разведение понятий «сюжет» / «фабула».

2. В. Я. Пропп об исходной форме сюжетной организации текста.

3. Фазы протосюжетной схемы обряда инициации как основание археосюжета, их характеристика.

4. Жизненные "сюжеты" маленького и большого Анжа. Как архесюжет помогает раскрыть авторский замысел?

5. Творческое письменное задание: Архесюжет в "зеркале" двусоставного названия рассказа (связь названия рассказа М. Турнье с идеей архесюжета).

 

 

Памятка к выполнению задания

по рассказу М. Турнье "Пиротехника, или Памятная дата"

 

 

1. Выстройте, письменно, – шаг за шагом, эпизод за эпизодом, – историю маленького Анже и историю взрослого Анже.

2. Затем в этих двух историях вы должны обнаружить фазы архесюжета (протосюжета). В результате вами будут реконструированы два архесюжета: Анже-ребенка и взрослого Анже. Например:

Фазы протосюжета "Анже-ребенок" Текст рассказа М. Турнье
1. фаза ухода в себя, обособление Привести текстовый материал, подтверждающий эту фазу
2.  
3.  
4.  

 

3. Поделитесь своими мыслями относительно того, как архесюжет героя помогает углубить читательское восприятие жизненной судьбы Анже Креве. Что бы, например, могло остаться не замеченным в истории Анже, не будь архесюжета?

4. Прочитав рассказ, составьте впечатление о городке Монтё и его жителях. Каким это впечатление станет после того, как вы узнаете историю Анже Креве?

5. Составьте собственное впечатление о рассказчике: каким он вам показался?

 

Литература

1. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы ХIХ-ХХ вв.). М., 2006.

2. Тюпа В. И. Аналитика художественного. М., 2001.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.