Рассказ К. Д. Ушииского «Лекарство» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Рассказ К. Д. Ушииского «Лекарство»

2017-06-09 395
Рассказ К. Д. Ушииского «Лекарство» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит Та­ня, что мать пьёт лекарство с трудом, и говорит «Дай, я за тебя выпью!»

Для чего врач прописал маме лекарство?

• Каким оно было на вкус?

Легко маме было пить невкусное, горькое лекарство?

Поможет маме лекарство, если его выпьет дочка?

Почему девочка предложила маме выпить за неё лекарство?

Как можно назвать такую девочку?

Как может девочка помочь больной матери?

Рассказ Л. Н. Толстого «Волк и коза»

Видит волк, что коза пасётся на горе, и никак ему к ней не подобрать­ся. Волк козе и говорит: «Иди, коза, вниз, тут и место поровнее, и трава для корма слаще». А коза ему и отвечает: «Нет, волк, не пойду! Ты не о моём, а о своём корме печёшься!»

Вопросы:

Где паслась коза?

• Мог волк к ней подобраться?

Зачем волк предлагал козе спуститься с горы?

Как ты думаешь — внизу трава была действительно слаще?

О каком корме для волка говорит коза?

Кто из зверей (волк или коза) хищник?

Что могло бы случиться с козой, если бы она приблизилась к волку?

Могла бы коза стать кормом для волка?

О чьём корме заботился волк?

Рассказ Л. Н. Толстого «Три Калача и одна баранка»

Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел, ему всё ещё хо­телось есть. Он купил другой калач и съел, ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку».

Вопросы:

Прав мужик или нет?

В чём его ошибка?

Мог он наесться одной баранкой?

Почему он стал сыт после того, как съел баранку?

Зря мужик ел калачи?

УПРАЖНЕНИЕ №18

Цель: проанализировав ситуацию, изображённую на картинке, по­дробно объяснить — в чём состоит её нелепость, неправдоподобность.

УПРАЖНЕНИЕ №19

Цель: к каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним, то есть пару слов с противоположным значением. С каждой парой слов соста­вить предложение.

Пример: умный друг — глупый враг.

Яркий рассвет (тусклый закат), низкий спуск (высокий подъём), короткий день (длинная ночь), открытый вход (закрытый выход)

Слабый мороз Грустная старость

Трусливый богач Долгожданная находка

Тихий плач Узкий выезд

Знаменитый смельчак Выгодная покупка

Добрый друг Радостная встреча

Неожиданный отъезд Плавный вдох

Вспомнить радость Светлый верх

Внешнее спокойствие Извилистый спуск

Давняя обида Мелкий недостаток

Отдать много Взволнованный враг

Пустить сверху Тёмное прошлое

УПРАЖНЕНИЕ №20

Цель: наиболее полно и связно объяснить — в чём нелепость, неправ­доподобность ситуации, изложенной в стихотворении.

Рыбка с мостика нырнула,

Вскрикнула и утонула.

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Возле речки, ну дела,

Серого обогнала!

Быстрый бег у тигра-крошки,

У ежа — огромный рост,

У слона кривые рожки

И большой пушистый хвост.

Сел воробышек на дом,

Провалилась крыша.

Под берёзою с котом

Пляшут польку мыши.

Сидела кошка в птичьей клетке,

А птичка съесть ее хотела,

Но кошка прыгнула на ветку

И, прочирикав, улетела.

Из воды, увидев волка,

Белка бросилась к кустам,

Бегемот залез на ёлку

И грызёт орешки там.

Мухи съели паука,

Рыбы ловят рыбака,

На телегу села лошадь,

Погоняет ездока.

УПРАЖНЕНИЕ №21

Цепь: в ряду похожих геометрических композиций выбрать одну, отличающуюся расположением мелких дополнительных деталей. По­дробно и связно объяснить — в чем сущность отличия.

Пример: в 3-х случаях кружок и точка находятся в противоположных углах четырёхугольника, и только в одной фигуре они расположены в соседних углах.

 

УПРАЖНЕНИЕ №22

Цель: подробно объяснить, в чём ошибка предложенных суждений. Используя по-отдельности обе части каждого сравнения, самостоятель­но составить два правильных варианта.

Пример: яблоко круглое, а лимон кислый. В первой части сравнения говорится про форму фрукта, а во второй части — про вкус. А сравнивать нужно одинаковые признаки (цвет, форму, величину, вес и пр.) Правиль­ные сравнения такие: яблоко круглое, а лимон овальный или яблоко сладкое, а лимон кислый.

Морковь оранжевая, а огурец растёт на земле

У гуся длинная шея, а цыплёнок маленький

Ваза хрустальная, а стаканчик лёгкий

Холодильник белый, а ковёр мягкий

Вата лёгкая, а гиря чёрная

У зайца длинные уши, а медведь коричневый

Зебра полосатая, а леопард злой

УПРАЖНЕНИЕ №23

Цель: подробно рассказать, что разного у 2-х сходных объектов.

В случаях затруднений использовать слова-подсказки (с тем, чтобы ре­бёнок при сравнении привыкал придерживаться схемы, плана).

Пример: (сравнение самолёта и птицы). Подсказки взрослого: глав­ное отличие (птица живая, а самолёт — неживой), голова (у птицы есть голова, у самолёта — нет), движение крыльев (птица машет крыльями, а самолёт — нет), перья (птица покрыта перьями, а самолёт — нет), и т.п.

Самолёт и птицаРека и озеро

Солнце и лунаТуча и облако

Книга и альбомТрамвай и метро

Компьютер и телевизорКастрюля и сковородка

Зонт и крышаВелосипед и автобус

Коляска и санкиСтолб и дерево

Нож и ножницыВаза и банка

Платье и сарафанШкаф и тумбочка

Наволочка и пододеяльникТопор и молоток

Гвоздь и шурупПоловник и ложка

Вилка и граблиДом и теплица

Будка и клетка

УПРАЖНЕНИЕ №24

Цель: подробно рассказать о представлениях, вызываемых каждым словом.

В случае затруднений взрослый помогает ребёнку наводящими вопросами, чтобы научить наиболее полно формулировать понятия.

Пример: (определение ребёнка) лужа — это такая ямка в земле. Вопросы взрослого: «А в асфальте может быть лужа? А эта ямка пустая? Как туда может попасть вода? Лужа очень глубокая? В ней можно утонуть?» и т.п.

После целого ряда аналогичных вопросов ребёнку предлагается дать обоб­щённое определение.

ЛожьНаказаниеТюль

СкворечникГрозаРельсы

СтужаПерилаГрядка

ТеплицаДворецШалаш

КафельМагнитофонБассейн

ПодъездСоревнованиеЭскалатор

Клетка • ДушТелевизор

ПочкаВерандаПесочница

ПризПраздникОткрытка

ДружбаПочтовый ящик • Обои

БалконСсора

УПРАЖНЕНИЕ №25

Цель: установив логическую связь между рисунками, расположенны­ми в одном ряду, дорисовать недостающий элемент логической цепочки. (При необходимости воспользоваться рисунками-подсказками). По­дробно объяснить свой выбор.

УПРАЖНЕНИЕ №26

Цель: включить в предложение название времени года, подходящее по смыслу к данному понятию. Объяснить свой выбор.

Пример: (снегопад). Зимою, во время снегопада, машинам трудно ез­дить по улицам.

ЛивеньСлякотьЛистопад

МорозПасмурноЖара

КупаниеСнеговикПляж

РучейкиСосулькиЛедоход

СнежкиКуличикиОдуванчики

ПочкиВьюгаЦветение

ИнейПроталиныУрожай

КапельКатокПрополка

УПРАЖНЕНИЕ №27

Цель: подробно объяснить — что положительного и что отрицатель­ного в названных явлениях.

Пример: дождь поливает, питает все растения. Это хорошо. Но под дождём можно промокнуть и потом простудиться. Это плохо.

ЛистопадКупание в реке

Гонка на мотоциклахРубка леса

СнегопадГимнастика

ПутешествиеПросмотр телевизионных передач

Езда на машинеПребывание на пляже

Празднование дня рожденияКомпьютерные игры

Солнечные ванныПрогулка по лесу

Долгий сонОхота

Ремонт в квартиреПоездка на дачу

Катание на аттракционах

УПРАЖНЕНИЕ №28

Цель: подробно объяснить — в чём ошибочность приведённых сужде­ний.

У Кати кукол больше, чем игрушек

Трёхэтажный дом ниже одноэтажного

Ручеёк шире реки

Самолёт движется медленнее машины

В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира

Папа моложе сына, но старше дедушки

Черепаха ползает быстрее змеи

Тигр слабее кошки

Петя собрал поганок больше, чем грибов

У зайца ушей больше, чем у медведя

Стол квадратнее окна

Стул деревяннее тумбочки

УПРАЖНЕНИЕ №29

Цель: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаклю­чение.

Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит... (её привезли в магазин с огорода).

Все дети растут.

Катя пока маленькая. Значит ….

Все рыбы не могут жить без воды.

Сома положили в лодку. Значит ….

Все конфеты сладкие.

Пете нельзя есть сладкое. Значит ….

Всем цветам нужна вода.

Катя долго не поливала цветы. Значит ….

Всю одежду надо содержать в чистоте.

Серёжа испачкал рубашку. Значит ….

Все изделия из стекла хрупкие.

Наташа уронила сумку с вазой на пол. Значит ….

УПРАЖНЕНИЕ №3O

Цель: истолковать пословицу, используя варианты объяснений. Пояс­нить на примере определённой жизненной ситуации свой выбор (так го­ворят, когда...)

Хочешь есть калачине сиди на печи. (После работы нужен отдых. Чтобы хорошо жить, надо хорошо трудиться. Лёжа вредно есть.)

Не зная броду, не суйся в воду. (Хочешь искупатьсяищи мелкое место. Сначала подумай, потом делай дело. Не берись за тяжёлую работу

без помощников.)

Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. (Высоко не прыгай, можно больно удариться о землю. Перед прыжком следует хорошо разбежаться.

Не хвастай о деле наперёд.)

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (За зайцами луч­ше не бегать, для этого есть собаки. Два дела сделать — лучше, чем од­но. Хорошо сделать два дела вместе — очень тяжело.)

Семь раз отмерь — один раз отрежь. (Сними мерку, потом разрезай ткань. Очень хорошо подумай, прежде чем делать что-нибудь серьёзное. Сложенную ткань легче резать.)

УПРАЖНЕНИЕ №31

Цепь: прослушав загадку, догадаться — к которому из нарисованных предметов она относится.

Могу, но не хочу помочь, вы догадайтесь сами:

Что видим мы в глухую ночь с закрытыми глазами?(Сон)

Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом ведёт, там заметку кладёт. (Карандаш)

Он шариком пушистым белеет в поле чистом,

А дунет ветерок - на поле стебелёк. (Одуванчик)

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать, когда работу начинать. (Будильник)

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живёт. (Холодильник)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса,

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. (Велосипед)

Предложить ребёнку об этих же или других объектах составить собст­венные загадки-описания.

Примеры: с помощью этой деревянной палочки мы можем рисовать и раскрашивать рисунки (карандаш). Желтый, кислый, овальный, кла­дём в чай (лимон).

УПРАЖНЕНИЕ №32

Цель: объяснить, когда употребляется данная пословица, используя варианты событий. Привести несколько примеров ситуаций, в которых уместно данное высказывание.

Хорош садовник — хорош и крыжовник. (У красивой мамы и дочь красави­ца. У способного учителя дети могут многому научиться. У талантливо­го портного вся одежда красивая.)

Как постелишь, так и поспишь. (Мальчик постелил чистое бельё, а соба­ка его испачкала. Мальчик чинил стул, а когда сел на него, тот сломался. Мальчик встал с постели раньше, чем зазвонил будильник.)

Чужими руками жар не загребай! (Мальчик попросил велосипед у соседа, а ему дал свой конструктор. Мальчик заставлял носить свой портфель младших детей. Мальчик взял красивый рисунок друга и выдал его за свой.)

В чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает. (Девочка сама полная, а над другими толстушками смеётся. Девочка сама ест, а подруг не угощает. Девочка сама умеет шить и подруг учит.)

Любишь кататься, люби и саночки возить. (Девочка завела собаку, а уби­рать за ней грязь не хочет. Девочка катается на санках с высокой горы и не боится. Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухо­да гостей.)

УПРАЖНЕНИЕ №33

Цель: отыскать сходное в разнородных предметах и объектах. Подроб­но пояснить своё заключение.

Пример: (половник и отвертка) и половник и отвёртка металлические предметы, с помощью и половника, и отвёртки мы достаем (жидкость из кастрюли, шуруп из дерева). И там, и там есть ручка.

Пилотка — лодка Шкафхолодильник

Отвёртка — половник Граблирасчёска

Вата — облако Батарея — гармонь

Волосы — трава Мука — песок

Панцирь (черепахи) — платье Мыло — лёд

Часы — градусник Подъёмный кран — жираф

Муравейникдетский сад Зонтикгриб

Ракпомидор Аквариум — теплица

Кофеваркасамовар Дрель — велосипед

Дверьокно

 

УПРАЖНЕНИЕ №34

Цепь: объединить в наименьшем количестве предложений 3 далёких по смыслу понятия.

Пример: Каша — листья — рыба. Семья отправилась в поход. Папа поставил палатку на засыпанную листьями землю. Вечером все вместе ва­рили кашу и жарили пойманную в реке рыбу.

Пример: Похожие на рыбок желтые листья сыпались на мокрую зем­лю, которая напоминала густую кашу.

Лодка — карандашмуравейник

Леспартабегемот

Кранторшероблако

Часыплита — море

Попугайветер — пила

Шишка — помидор — дождь

Обезьянасамолёт — сахарный песок

Каша — листья — рыба

Весы — домберег

Деревогвоздь — озеро

Собакагрузовиктетрадь

Портфельпрыгалка — ёлка

Самостоятельно подобрать 3 далёких по смыслу понятия и объединить их в маленьком рассказике.

УПРАЖНЕНИЕ №35

Цель: установить начало события, его середину и конец, мысленно до­бавить к изображенным предметам любые действующие лица и подроб­но рассказать об их действиях в нужном порядке.

УПРАЖНЕНИЕ №36

Цель: к данному слову подобрать название предмета, объекта или яв­ления с противоположными свойствами, предварительно выделив наи­большее их количество в объяснении.

Пример: (зоопарк) здесь звери живут в неволе, значит, понятие с про­тивоположным значением — лес, в котором звери живут на воле (подбор существенно облегчается, если наиболее полно раскрыто исходное поня­тие).

Больница • ЛесРесторан

• АптекаОгородШторм

СамолётМуравейник • Дупло

ГораСтволКолодец

РекаНораУраган

Капля

УПРАЖНЕНИЕ №37

Цель: назвать как можно больше функций одного предмета.

Пример: (карандаш) он годится для письма, рисования, его можно использовать как указку, жёрдочку для попугая, палочку для размешива­ния краски, им можно измерять другие предметы.

 

КнигаКирпич

ЯщикЛампочка

КатушкаКусок стекла

ВилкаПластмассовая бутылка

Кусок материиГазета

БинтКубик

Банка с масляной краскойЗеркало

Длинная доскаСтеклянная банка

Автомобильная шинаЛист фанеры

БревноВедро с песком

Бочка с водой

УПРАЖНЕНИЕ №38

Цель: придумать несколько возможных причин названному явлению. Чётко сформулировать каждое объяснение.

Опоздание в школуДым на лестнице

Вода на полу в ваннойКрик во дворе

Масляное пятно на стенеРазбитое окно

Сломанный замокОжог на руке

Выстрел из ружьяВыкапывание ямы

Чемодан в рекеПустая лодка посередине озера

Осколки стекла на ковреСобака — одна на острове

Кот на деревеОцарапанный шкаф

Забор, из которого выломаны две доски

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.