Общие проблемы дошкольной олигофренопедагогики — КиберПедия


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Общие проблемы дошкольной олигофренопедагогики



Разработка основных проблем дошкольной олигофренопедагогики ведется в двух направлениях: с одной стороны — это формирование всех психических процессов в соответствии с особенностями возраста, с другой — коррекция, компенсация и предупреждение вторичных отклонений в развитии. Многие трудности в физическом, эмоциональном, умственном и личностном развитии оказываются общими для ребенка в норме и с нарушениями интеллекта, как и закономерности развития в целом. Отсюда — опора на принципы и методы обучения и воспитания нормально развивающегося ребенка, т.е. принципы, разработанные в отечественной дошкольной педагогики и возрастной психологии.

Отечественная дошкольная педагогика считает, что ребенок, его личность является центральной фигурой воспитательного процесса. Дошкольное учреждение должно создать оптимальные условия для разностороннего развития каждого ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей. Особое внимание при этом уделяется организации развивающей предметной среды, т.е. системе условий, обеспечивающей полноту развития всех видов детской деятельности (игр, элементарного труда, конструирования, рисования и др).

Вместе с тем в дошкольной олигофренопедагогике имеются и свои, специфические особенности педагогического процесса, которые выражаются как в отборе содержания, так и в методах обучения.

Дошкольная олигофренопедагогика придает решающее значение целенаправленному воспитанию и обучению. Дошкольное воспитание детей с нарушениями интеллекта должно осуществляться на основе специально разработанной программы, обеспечивающей возможность освоения детьми доступных им знаний, умений, навыков, отношений и привычек, необходимых для поступательного всестороннего развития. Развертывание и обогащение тех сторон развития, которым этот возраст наиболее восприимчив.

Отечественная дошкольная педагогика подчеркивает неразрывность процессов воспитания и обучения, т.е. единства воспитательно-образовательной работы. Воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием его деятельности (игры, труда, занятий учебного типа и другой практической деятельности).

Воспитательная и образовательная работа с детьми в норме строиться на основе доступности, систематичности, последовательности, определенной повторяемости и концентричности, что позволяет последовательно вести их от простого к сложному, от непосредственного ознакомления с окружающими предметами и явлениями к выделению существенных свойств и отношений, к формированию обобщенных представлений об окружающем.



Все эти положения сохраняют свое значение и для специальной дошкольной педагогики. Наряду с этим дошкольное воспитание детей с нарушениями интеллекта опирается на общие принципы отечественной олигофренопедагогики. Прежде всего надо помнить, что в условиях целенаправленного коррекционного обучения ребенок с нарушениями интеллекта имеет большие потенциальные возможности развития. Чем раньше начинается целенаправленная коррекционно-воспитательная работа, тем более полной оказывается компенсация и коррекция в развитии детей с нарушениями интеллекта.

Возможности развития детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте связаны с пластичностью нервной системы.

Целенаправленное обучение играет для ребенка с ограниченными возможностями гораздо большую роль, чем для ребенка в норме, так как его ориентировка в окружающем предметном и социальном мире, возможности общения, самостоятельного анализа и обобщения полученного опыта значительно снижены.

Вся коррекционная работа опирается на функции, которые остаются в той или иной мере сохранными при данном поражении центральной нервной системы.

Для построения коррекционной работы с ребенком с ограниченными возможностями необходимо учитывать структуру нарушения, которая определяется сочетанием первичного нарушения и образовавшихся на его основе вторичных отклонений. Правильное определение структуры нарушений поможет найти индивидуальный подход в организации коррекционной работы.

§ 7. Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта и задачи специального дошкольного воспитания

В нашей стране создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых). В соответствии с характером нарушений и степенью их выраженности дети воспитываются в специальных (коррекционных) учреждениях, находящихся в введении Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства социальной защиты.



В системе Министерства образования открыта сеть специализированных (коррекционных) детских садов с круглосуточным пребыванием детей, и специализированных (коррекционных) детских домов, а так же дошкольных групп при специальных школах-интернатах. В них принимаются дети в возрасте от 3—4-х до 7—8-и лет. Отбор детей в указанные учреждения осуществляется на основе заключения медико-педагогических комиссий. Решение о зачислении ребенка в специализированное (коррекционное) дошкольное учреждение и о выводе его принимается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе представителя органов департамента образования, представителя отдела здравоохранения и членов комиссии: олигофренопедагога, логопеда, врача-психоневролога (или детского психиатра). Психолого-медико-педагогические комиссии организуются областными или городскими отделами департаментов образования.

В структуре специализированного дошкольного учреждения предусматриваются разные возрастные группы наполняемостью (10 детей): младшая — 3—4 года; средняя — 4—5 лет; старшая — 6—7 лет; подготовительная — 7—8 лет.

Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его личностных качеств.

Отсюда вытекает задача организации комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса и составления индивидуальной программы развития ребенка.

Коррекционная работа, направлена на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии.

Важной задачей специального дошкольного воспитания детей с нарушениями интеллекта является подготовка их к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

В системе Министерства здравоохранения России имеются Центры психического здоровья (специализированные ясли) для детей от 2-х до 4-х лет с органическим поражением центральной нервной системы, специализированные психоневрологические санатории для детей от 4-х до 8-и лет с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). В эти учреждения принимаются дети с диагнозом олигофрения в степени дебильности осложненной формы: умственно отсталые дети с эписин-дромом, с шизофреноподным синдромом, с нарушениями поведения и др.

Дети с диагнозом олигофрения в степени имбецильности воспитываются в семье или в учреждениях системы Министерства социальной зашиты (специальные интернаты для инвалидов детства). В эти учреждения принимаются дети с 4-х лет и воспитываются до 18 лет. Основная задача этих учреждений — привитие навыков самообслуживания, адекватного социального поведения, формирование элементарных навыков трудовой деятельности, элементарных учебных навыков.

В последнее время во многих регионах нашей страны открываются для детей-инвалидов реабилитационные центры с целью создания наиболее адекватных форм воспитания и обучения этих детей.

Вопросы и задания

1. Что изучает дошкольная олигофренопедагогика?

2. На какие науки опирается дошкольная олигофренопедагогика?

3. Какие методы использует дошкольная олигофренопедагогика как наука?

4. Какие задачи стоят перед специальным дошкольным воспитанием?

5. Охарактеризуйте систему специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта в нашей стране.

6. Подготовьте рефераты на тему: «История вопроса помощи умственно отсталым детям» (По книге Х.С.Замского «Умственно отсталые дети». — М., 1995 г.)

7. Подготовьте рефераты на тему: «Современные тенденции помощи умственно отсталым за рубежом» (По материалам Международных конгрессов, конференций, опубликованным в журналах «Дефектология»).

8. Подготовьте реферат на тему «Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии», по книге Н.Н.Малофеева «Специальное образование в России и за рубежом». — М., 1995 г.

Литература

1. Айзенберг Б.И., Лубовский В.И. Материалы I Международного конгресса. // Дефектология. — 1982. — № 3.

2. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности. Собр.соч. — М.,1983. Т.5.

3. Вишневская С.Е. Некоторые современнные тенденции специального образования в США. // Дефектология. — 1987. — № 2.

4. Горина Н.В., Оганесян Е.В. Современные проблемы зарубежной дефектологии. //Дефектология. — 1991. — № 1.

5. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. — М., 1995.

6. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М, 1996.

7. Сумарокова В А., Дементьева Н.Ф. VIII Всемирный конгресс Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости. // Дефектология. — 1989. — № 1.






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.007 с.