Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми. — КиберПедия


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми.



Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть!

Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

Почему-то принято считать, что методы релаксации и медитации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Да, откровенно говоря, сложно объяснить трёхлетнему ребёнку, что такое медитация. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.

Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Дети очень быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Даже нам, взрослым, есть чему поучиться у них в этом!

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Если мы будем целенаправленно учить детей сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, мы будем способствовать сохранению здоровья наших деток!.



 

 


  Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании  
“Ленивая кошечка”. Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”. “Задуй свечу”. Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.
    Упражнения на расслабление мышц лица “Озорные щечки”. Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.  
“Злюка успокоилась”. Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть: А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать). Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело, Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть). “Рот на замочке”. Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их: У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с). Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

 

Упражнение на расслабление мышц шеи   “Любопытная Варвара”. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед – тут немного отдохнет. Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! Возвращается обратно – расслабление приятно! Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

 



Упражнения на расслабление мышц рук “Лимон”. Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю. Выполнить это же упражнение левой рукой
“Пара” (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук). Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется. “Вибрация”. Какой сегодня чудный день! Прогоним мы тоску и лень. Руками потрясли. Вот мы здоровы и бодры.
Упражнения на расслабление мышц ног “Палуба”. Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох! Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем.
“Лошадки”. Замелькали наши ножки, Мы поскачем по дорожке. Но внимательнее будьте, Что вам делать, не забудьте! “Слон”. Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.
Упражнения на расслабление всего организма “Снежная баба”. Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
“Птички”. Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке. “Бубенчик”. Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.
“Летний денек”. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки: Я на солнышке лежу, Но на солнце не гляжу. Глазки закрываем, глазки отдыхают. Солнце гладит наши лица, Пусть нам сон хороший снится. Вдруг мы слышим: бом-бом-бом! Прогуляться вышел гром. Гремит гром, как барабан. “Замедленное движение”. Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку: Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая – очень легкая, простая. Замедляется движенье, исчезает напряженье. И становится понятно – расслабление приятно!
“Тишина”.   Тише, тише, тишина! Разговаривать нельзя! Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать, И тихонько будем спать.  

Дискуссионные и нерешенные вопросы в проблеме заикания, перспективы дальнейшего его изучения.

 

Задания для подготовки к занятиям:

1. Перечислите особенности логопедической работы по устранению заикания со школьниками и обоснуйте, чем обусловлена данная специфика.

2. Заполните таблицу «Содержание логопедических занятий с заикающимися школьниками (методика А.В. Ястребовой)

Период в обучении Содержание работы
Первый аикающиеся школьники уточняют и расширяют свои знания в области языка как путём целенаправленных наблюдений над звуковой стороной речи, так и в процессе активных упражнений по упорядочению её темпа и плавности. Содержание логопедических занятий первого периода способствует: 1) упорядочению темпа, ритма, плавности речи; 2) расширению и уточнению словарного запаса, представления и понятий; 3) овладению грамматическим строем речи; 4) развитию и закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова.  
Второй активизируются полученные учащимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале с целью дальнейшего расширения словарного состава, языковых представлений и понятий.
Третий продолжается работа над звуковой и интонационной стороной речи, реализуется требование осознанного использования учащимися знаний в области фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.

 

 

3. Заполните таблицу «Общее и специфичное в системах и методиках преодоления заикания у подростков и взрослых»

Системы и методики Общее Специфичное
С.С. Ляпидевский, 1) подготовительный (2—3 дня); установочный (вступительная конференция, специальный инструктаж в плане психотерапии); 3) максимальное ограничение в речи (10—14 дней); 4) активная перестройка речевых навыков (3—4 недели); 5) закрепление правильных речевых навыков (3—5 недель); 6) заключительный этап (выпускная конференция, специальный инструктаж). Медицинский стационар
М.И. Буянов    
В.М. Шкловский Курс лечения рассчитан на 2,5-3 месяца и включает 4 этапа: диагностический; перестройку патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности; закрепление достигнутых результатов; диспансеризацию и профилактику рецидивов. Стационарное пребывание
Н.М. Асатиани    
Ю.Б. Некрасова Системообразующий принцип – коммуникативный. 2. Принцип «внутренней картины здоровья». 3. Принцип совмещения диагностики с психотерапией. 4. Принцип опосредованного воздействия, включающий в себя регуляцию степени такого воздействия. а) Метод библиотерапии б) Метод символотерапии   В работе коррекционных групп принимают участие близкие и родственники заикающихся
Л.З. Арутюнян Основой методики является замедленная речь. На занятиях тренируется настолько медленный темп речи, что даже при изначально сильном заикании человеку невозможно запнуться. Чтобы представить себе этот темп, нужно указать, что слог произносится в течение 2-3 секунд. Логопеды называют такую скорость произнесения «темпом подвига». И небезосновательно. Ведь на протяжении курса на таком темпе предполагается общение с людьми, в том числе, с незнакомыми в различных ситуациях: от вопросов на улице до устройства на работу. СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ НА ОСНОВЕ СИНХРОНИЗАЦИИ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ ПАЛЬЦЕВ ВЕДУЩЕЙ РУКИ
А.Я. Евгенова Первый период (14 занятий): артикуляционные и дыхательные упражнения; счетная зарядка; вопросы и ответы; несложное сообщение; короткое стихотворение (наизусть). Второй период (12 занятий): речевая зарядка; чтение; изложение прочитанного; рассказ на данную тему; практика разговорной речи; объединенные занятия. Третий период (12 занятий): небольшие доклады; работа с художественным материалом (стихотворение, художественная проза); драматизация, экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащихся как особая форма речевой работы.   введены значительно элементы рациональной психотерапии, пересмотрен речевой материал для занятий, обоснована опора на самостоятельную работу взрослых заикающихся над своей речью

 

Памятка

Как заниматься с заикающимся ребенком

Вредное

 

1. Если в семье есть взрослый, который заикается, не стоит разрешать ребенку подолгу общаться с ним.

 

2. Водить ребенка в детский сад в начале заикания или в период обострения.

 

3. Разрешать смотреть телевизор длительное время.

 

 

4. Рассказывать или читать сказки на сон грядущий.

 

5. Давать ребенку шоколад, кофе какао, слишком соленую или острую пищу: это действует возбуждающе.

 

 

6. Позволять говорить скороговоркой, нужно заставлять говорить медленно.

 

7. Говорить «Не бойся», «Не волнуйся», а также «заика», «заикание»: ребенок не должен думать, что он – не такой как все.

 

 

8. Занятие в спортивной секции: участие в соревнованиях и борьба за рекорды – это тоже стресс.

 

9. Приемы гостей и походы в гости.

10. Вредно, когда ребенок начинает «помогать» себе при помощи жестов или изобретенных им звуков.

 

11. Не стоит покупать слишком много книг или игрушек – это сильная эмоциональная перегрузка, возбуждающий фактор. Пять- шесть вполне достаточно.

 

 

Как заниматься с заикающимся ребенком

Полезное

 

 

1. Составить четкий режим дня.

 

2. Очень хорошо приучить ребенка слушать спокойную музыку, петь с ним вместе песни, танцевать. Но никаких громких звуков.

 

 

3. Разговаривать с ребенком или другим взрослым в его присутствии чуть медленнее, чем обычно.

 

4. Время от времени создавать так называемый режим молчания: принудительное ограничение общения, что-то вроде игры в молчанку, когда ребенок спокойно сидит, читает про себя, лепит, клеит и т.д.

 

 

5. Играть в лото, домино, предлагать нанизывать бисер, делать миниатюрные поделки, мелкие вышивки, нарезать ножницами фигурки.

 

6. Читать одни и те же сказки, которые он особенно любит, не меняя «репертуара», задавать вопросы по тексту, позже – предложить ребенку пересказать прочитанное.

 

 

7. Для самоутверждения, возникновения речевой смелости очень полезно участвовать в драмкружках.

 

8. Необходимо заставлять ребенка вступать в диалоги на улице, в магазине, по телефону, сначала – в присутствии взрослого, позже - самостоятельно.

 

 

9. Как можно чаще хвалить его за сделанные успехи.

Тема занятия: «Все профессии важны!»

Возраст: 5 – 6 лет

Цели и задачи занятия: Закреплять представления детей о профессиях людей, орудиях труда, обогащать активный словарь по теме. Тренировать длительный речевой выдох. Развивать чувство ритма, координацию речи с движением, мимику, пантомимику. Совершенствовать невербальные способы общения. Закреплять навыки плавной речи при ответах на вопросы. Развивать коммуникативные навыки (умение работать в парах, коллективе). Закреплять приемы мышечной релаксации по представлению.

 

Оборудование: наборы разноцветных палочек, металлофоны, смятые трафареты фигур людей разных профессий, поварской колпак, картинки с изображением профессий людей, фишки.

Ход логопедического занятия:

  1. Организационный момент. Упражнение «Доброе утро!»

Детям предлагают взяться за руки и вместе сказать:

«Доброе утро!» — шепотом, зевая, обычным голосом, прокричать.

 

  1. Основная часть:

Упражнение на развитие координации речи с движением «Кровельщик».

То не град, то не гром — (дети встают в круг, изображают удары молотком) Кровельщик на крыше. (тянутся на носочках, подняв руки вверх)

Бьет он громко молотком, (изображают удары молотком)

Вся округа слышит. (закрывают уши руками)

Он железом кроет дом, (изображают удары молотком)

Чтобы сухо было в нем. (наклоняются, достают носки руками)

 

Мимическое упражнение «Артисты».

Дети передают мимикой испуг, гнев, радость, задумчивость, грусть, восторг и т.д.

 

Дыхательное упражнение «Дровосек».

1. Руки опущены вниз и сцеплены в замок.

2. Медленный вдох через нос, руки, сцепленные в замок, поднимаются над головой.

3. Задержка дыхания.

4. Резкий выдох через рот со звуком [У] – руки резко опускаются вниз, имитируя движения топора.

 

Дыхательное упражнение «Веселый трубочист».

Логопед читает стихи, а дети делают упражнения: поднимают руки вверх (вдох), затем, согнув их в локтях, кисти сжать в кулаки, с силой опускают вниз (выдох). Повторить 3-4 раза.

Вот веселый трубочист,

Он трубы чистит, чистит.

Руки ходят вверх и вниз,

И крепко сжаты кисти.

 

Функциональное упражнение «Рубка дров».

Каждый ребенок должен представить себе, что он рубит дрова из несколько чурок.

Он должен пантомимически поставить чурку на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить его на чурку. Всякий раз при опускании топора он должен громко выкрикнуть: «Ха!»

Затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь.

 

Ритмическое упражнение. Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона.

Логопед отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди.

Продавец ребятам рад.

В магазине для ребят

Есть матрешки расписные,

Есть машинки заводные.

 

Речевая игра «Кто интереснее придумает?».

Логопед произносит одно слово (глагол), например «пилить». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Мой брат пилит», «Ваня пилит доску». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку. За основу предложения можно взять не только глагол, но и любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.)

 

Игра «Кто спрятался в комочках?». Дети разглаживают смятые трафареты фигур людей разных профессий. Не показывает его товарищам, а без слов (молча) изображает действия характерные для данной профессии. Остальные дети должны отгадать профессию, назвать ее и рассказать, что делает человек данной профессии, не ограничиваясь только увиденными действиями.

 

Коммуникативная игра «Иголка и нитка».

Ты портной, такой умелый!

Сшей для куклы фартук белый.

Я сама бы сшить могла,

Но пока ещё мала.

Дети становятся друг за другом.

1-й ребенок – иголка.

Он бегает, меняя направление.

Остальные бегут за ним, стараясь не отставать, чтобы «ниточка не порвалась».

При первом проведении игры детям можно держаться за руки. Желательно музыкальное сопровождение.

 

Упражнение «Врач окулист» (работа в парах).

Логопед предлагает выложить из счетных палочек буквы разной величины для диагностики зрения.

 

Подвижная игра «Повар».

Все дети становятся в круг.

Водящий ходит за кругом.

У него в руках поварской колпак.

Дети хором произносят стихотворение:

Будем в повара играть,

Никому нельзя зевать.

Если повар будешь ты,

То скорей кругом иди.

После слов «скорей кругом иди» водящий становится спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать) круг, тот выигрывает.

 

3. Релаксация «Лентяи» (музыкальное сопровождение). Сегодня вы, дети, много занимались, играли и, наверное, устали.

Я предлагаю вам немного полениться.

Вы – лентяи, нежитесь на мягком — мягком ковре.

Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно.

Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело.

Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь.

Отдыхают ручки у…(имя), отдыхают ножки…(имя)…

Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно.

Ваше дыхание совершенно спокойно.

Ваши руки, ноги, все тело расслаблено.

Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри.

Вы отдыхаете, вы ленитесь.

Приятная лень разливается по всему телу.

Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение

 

  1. Заключительная часть: Упражнение «Тепло ладоней». Логопед предлагает детям взяться за руки, осторожно пожать их и передать тепло своих ладоней друг другу.

Сопряженная речь «Осень»

Задачи:

учить слышать нормальную речь дефектолога, её нормальный ритм;

формировать у детей диафрагмальный выдох;

вырабатывать силу голоса;

упражнять в сопряжённой, чёткой, плавной речи;

учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе;

закреплять названия осенних месяцев, знания о характерных признаках осени;

упражнять в употреблении в речи глаголов в разных временных формах;

учить использовать в

лаголы в единственном и множественном числе;

активизировать словарь по данной теме;

развивать наблюдательность, зрительное внимание.

Оборудование:

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением туч, дождя, ветра, грибов, клюквы, плаща, листопада, осеннего леса, сада; мячи по количеству детей; сюжетная картинка «Осень» и «Лето»; бумажные листья красного и жёлтого цветов на ниточке по количеству детей.

 

Ход занятия.






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.