Как вы понимаете значение афоризмов? — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Как вы понимаете значение афоризмов?

2017-06-09 523
Как вы понимаете значение афоризмов? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ø Нет врага более жестокого, чем прежний друг. (Андре Моруа)

Ø Только тот приобретает истинных друзей, кто является другом самому себе. (Леонид Николаевич Андреев)

Ø Дружба, выдержав испытание горем, может не выдержать пробы на радость. (Илья Шевелев)

 

Напишите небольшое эссе по поводу сущности одного из афоризмов, но прежде попробуйте ответить на вопросы:

- Разве может друг быть «прежним», «бывшим»?

- Что значит быть «другом самому себе»?

- Почему испытание радостью выдержать труднее, чем горем?

 

(НАПОМИНАНИЕ: Эссе - Essai, если переводить с французского, означает “очерк”. Проще говоря, это небольшое по объему произведение выражает личные мысли автора по определенному поводу. И не нужно особо раздумывать над стилем написания, потому что здесь важно выразить свои душевные переживания, чувства и эмоции. Повествование должно получиться легким и простым, без лишних художественных фигур и "воды". Можно считать эссе удавшимся, если каждый человек, который его прочитал или прослушал, не просто понял, что написал автор, а почувствовал это. Очень важно излагать свои мысли таким образом, чтобы каждому стало ясно, какую проблему автор рассматривает, и в чём суть, смысл, а также посыл текста).

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Прочитайте стихотворение В.С. Высоцкого «Песня о друге» и выполните задания:


Если друг
оказался вдруг
И не друг, и не враг,
а так;
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош, -
Парня в горы тяни -
рискни,
Не бросай одного
его:
Пусть он в связке в одной
с тобой -
Там поймёшь, кто такой.

Если парень в горах -
не ах,
Если сразу раскис -
и вниз,
Шаг ступил на ледник -
и сник,
Оступился - и в крик, -
Значит, рядом с тобой -
чужой,
Ты его не брани -
гони,
Вверх таких не берут
и тут
Про таких не поют.

Если ж он не скулил,
не ныл,
Пусть он хмур был и зол,
но шёл,
А когда ты упал
со скал,
Он стонал,
но держал;
Если шёл за тобой,
как в бой,
На вершине стоял - хмельной, -
Значит, как на себя самого
Положись на него!


1) Какими грамматическими формами описывает В. Высоцкий поведение истинного и ложного друга?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Назовите душевные качества, перечисленные поэтом, и, опираясь на них, сформулируйте основную идею «Песни о друге», в виде связного высказывания.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Рассмотрим некоторые аспекты направления «дружба и вражда. Заполните третью графу таблицу: изложите кратко содержание произведения или его эпизода, в котором заданные аспекты находят свое отражение. Соотнесите литературный пример и проблемы (графа №2): подчеркните вопрос(-ы), на который (-ые) можете дать ответ, опираясь на приведенный пример.

АСПЕКТЫ НАПРАВЛЕНИЯ: ПОДНИМАЮТСЯ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИМЕР
Дружба между людьми, значение и ценность дружеских отношений в человеческой жизни Что такое настоящая дружба? Кого можно считать истинным другом? В чем проявляется дружба? Какова роль дружбы в жизни человека и можно ли обойтись без неё? А были ли отношения между героями произведения дружбой или нет?  
Дружба и вражда на войне Каковы требования дружбы на войне? Почему фронтовое братство самое крепкое? Что питает непримиримую вражду между людьми? Возможно ли примирить врагов? Что можно противопоставить ненависти?    
Дружба человека и животного Каково значение дружбы с животным для человека? Почему нельзя предавать тех, кого приручили? Всякий ли оказывается способен на дружбу с животными?    
Вражда и ее последствия Могут ли «высокие» цели оправдать вражду? Кто или что разжигает вражду? Какими могут быть последствия вражды? Можно ли оправдать войну?    

5. Прочитайте очерк Игоря Кона: Читать онлайн - Кон Игорь. Дружба...e-libra.ru›…yetiko-psixologicheskij-ocherk.html. Подберите цитатный материал, раскрывающий сущность этического понятия «дружба ИЛИ выскажите свое впечатление (какие мысли автора понравились, о чем заставили задуматься?)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите сочинение-рассуждение по типу задания №25 ЕГЭ по русскому языку, предварительно заполнив таблицу:

Ключевые слова Тема (о чем текст?) Проблема (вопрос) Авторская позиция (ответ на вопрос) 2-3 рабочих цитаты из текста, комментируя которые мы приходим к выводу (+авторской позиции)
         

(1)Как изм_нились цен_остные ориентации дружбы в современ_ую эпоху? (2)Мы часто слыш_м, что массовое общество ра_рушило или под_рвало основы человеческого общения, сделало его стандартным, менее интенсивным, менее человечным. (3)Некоторые социологи сч_тают, что в современ_ом обществе, где конкретный человек теряет свою инд_видуальность, ра_творяясь в массе, глубокая и длительная дружба (не)возможна. (4)Американский футуролог А.Тофлер писал, что условия современ_ой жизни – высокая мобильность, частые перемены места жительства, работы – делают личные отн_шения (не)постоянными, (не)надёжными, эф_мерными. (5)Люди, так(же) как вещи и места, проходят через нашу жизнь (не)задерживаясь. (6)Чаще всего мы вступаем с окружающими нас людьми в поверхностные, деловые отн_шения. (7)Сознательно или нет, мы стро_м наши отн_шения с людьми на функциональной основе. (8)В условиях городской жизни, особен_о в современ_ом мег_полисе, всё усложняется. (9)Человек стремящийся чего(то) достич_ должен береч_ время и это сказывает_ся на неутилитарном общени_: банкет для налаживания отношений с «нужными людьми», деловые обеды и ужины – это совсем (не)то же самое, что дружеское застол_е.

(10)Каждый человек хочет, чтобы его любили не за что(то), а ради него самого. (11)Если мы замечаем, что друзья обращаются к нам пр_имуществен_о в момент нужды, нам становится обидно. (12)Но мы и сами поступаем так же! (13)Дружеские отношения цен_ы прежде всего потенциально, они дают уверен_ость в том, что нам есть с кем поделиться и есть к кому обратиться за помощью. (14)Реальная потребность в этом возникает не часто, в зависимости от конкретных обстоятельств. (15)Но это не значит, что в остальное время мы забываем или перестаём любить своих друзей. (16)Дружба просто ждёт своего часа. (17)Однако наша актуальная потребность в душевной близости или практической помощи возникает у людей не в одно время, порождая чувство обиды и непонятости. (18)Но так было во все времена! (19)Необходимое условие дружбы – вера в друга и взаимная терпимость.

(20)Дружеские отн_шения возгл_вляют список важнейших цен_остей и условий личного счастья, именно дружеские отн_шения часто считаются даже более важными, чем семейно-родствен_ые связи. (21)Из 40 тысяч американцев ответивших на анкету популярного журнала свыше половины сказали что в кризисной ситуации обратились бы к друзьям раньше чем к членам собствен_ой семьи. (22)У нашей молодёжи потребность в дружбе ещё сильнее. (23)Даже при сравнительно редких встречах и большом ра(с,сс)тоянии дружеские отн_шения как правило считаются наиболее интимными и психологически важными наличие близких друзей служит важнейшим условием суб_ективного бл_гополучия. (24)Дружба сегодня а(с,сс)оциируется прежде всего с духовной близостью, потребность в которой бе_гранична.

(25)С возр_стом иерархия цен_остей меняется, но дружба всё(же) зан_мает одно из первых мест. (26)Люди, как и прежде, ставят тепло человеческого общения выше заработка, приглашают в дом не «нужных», а близких людей и предпоч_тают задушевную беседу увлекательной видеока(с,сс)ете. (27)Трудно? (28)Приходится чем(то) жертвовать? (29)Но глубокие чувства и отношения потому и ценились во все времена, что они никому и никогда не давались даром.

(По И.С.Кону)

7.Выполните задание на повторение предметных умений по русскому языку и стилистике:

1) Исправьте 2 фактические ошибки в высказываниях по тексту:

А. Современное массовое общество ра_рушило основы человеческого общения, сделало его стандартным, менее интенсивным, менее человечным.

Б. Вера и терпимость – важные составляющие дружеских отношений.

В. 50% американских респондентов признались, что в кризисной ситуации обратились бы к друзьям раньше чем к членам собствен_ой семьи.

Г. Глубокие чувства и отношения потому и ценились во все времена, что они часто давались даром.

2) Вставьте пропущенные орфограммы.

3) Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях №№9, 21, 23

8.Подготовьте реферат на тему «Мотив дружбы и вражды в творчестве А.С. Пушкина»

ОПЫТ И ОШИБКИ

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

 

1. Заполните таблицу:

 

Дайте определение словам «опыт» и «ошибки» с опорой на:
Толковый словарь (Ожегова или Даля)    
Афоризмы и пословицы    
Свой жизненный опыт    
К какому выводу вы пришли, размышляя над смыслом этих явлений?:    

 

2. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок. Попробуйте соотнести характер опыта и ошибок с известными вам произведениями:

об опыте, предотвращающем ошибки об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути об ошибках непоправимых
     

Предлагаемый список литературы (можно привести свои примеры):

• «Слово о полку Игореве»

• А.Пушкин «Капитанская дочка»;«Евгений Онегин».

• М.Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени».

• И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Дворянское гнездо».

• Ф.Достоевский «Преступление и наказание».

• Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение».

• А.Чехов «Крыжовник»; «О любви».

• И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи».

• А.Купин «Олеся»; «Гранатовый браслет».

• М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца».

• О.Уайльд «Портрет Дориана Грея».

• Д.Киз «Цветы для Элджернона».

• В.Каверин «Два капитана»; «Картина»; «Иду на горозу».

• А.Алексин «Безумная Евдокия».

• Б.Екимов «Говори, мама, говори».

• Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»; «Искренне Ваш Шурик».

3. Прочитайте текст И. Радунской, выделите ключевые слова. Добавьте недостающие микротемы текста. Сформулируйте общую тему и главную проблему (в форме вопросительного предложения). Сделайте самостоятельно вывод – сформулируйте ответ на поставленный вопрос.

Невозможно точно сказать, когда именно в сознании людей загорелась мечта о «вечном двигателе», ясно другое: эта мысль стала результатом многолетнего и пытливого наблюдения за природой.

Изобретателям поначалу казалось, что мечту о «перпетум-мобиле» легко осуществить, неудачи многочисленных предшественников никого не смущали, потому что все считали именно своё открытие единственно правильным. Тогда мало кто знал о том, что природа поставила на пути мечтателей непреодолимый запрет. Закон сохранения энергии отвергает всякую возможность существования «вечного двигателя».. И что же? Выходит, кипы чертежей, многокилометровые нити математических расчетов, хитроумные устройства, бесконечные опыты – всё это напрасно, выходит, люди впустую тратили свои силы, выходит, они упорно служили заблуждению и вели человечество в тупик?

Нет, это далеко не так. Поиски «вечного двигателя» обогатили науку новыми открытиями, люди познали фундаментальные законы, управляющие природой, были найдены остроумные инженерные решения, которые легли в основу различных технических разработок.

Тот смельчак, который робко столкнул в реку ствол дерева, открыл эру кораблестроения, тот безумец, который из ивовых ветвей сплёл себе крылья, стал зачинателем аэронавтики. Если бы люди покорно мирились с грозными запретами природы, тогда бы прогресс остановился.

 

Микротемы:

1. Мысль о «вечном двигателе» стала результатом многолетнего и пытливого наблюдения за природой.

2. _________________________________________________________________________________

3. Поиски «вечного двигателя» обогатили науку новыми открытиями.

4. _________________________________________________________________________________

 

Тема: ______________________________________________________________________________

Проблема: __________________________________________________________________________

Авторская позиция: _________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

4. Составьте кластер:

Проблема-вопрос Тезис -ответ Литературный пример-подтверждение тезиса
  Мудрость – это опыт, нажитый в сложных ситуациях.  
  Чтобы не ошибаться впредь, мы должны помнить об ошибках в прошлом.    
  Поиск смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека.  
  Человека создает его сопротивление среде. (М Горький)    

 

 

Попробуйте составить «целое» рассуждение, раскрывающее сущность этических понятий «опыт» и «ошибки», используя данный фрагмент как основную часть. Для этого сначала отработайте ключевые слова, определите главную мысль фрагмента и определите вопрос-проблему. Придумайте подходящие по смыслу вступление и концовку – соотнесите их с проблемой и основной мыслью.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.