РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО: ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ — КиберПедия


Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО: ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО: ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ

В.А. Деркунская к.пед.н., доц. кафедры дошкольной педагогики

РГПУ им. А.И. Герцена

Необходимость создания рабочих программ педагогами и специалистами дошкольного образования вызвана обновившейся нормативной базой в последние несколько лет.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от каждого детского сада создание основной образовательной программы дошкольного образования. Одним из соавторов Программы становится музыкальный руководитель ДОУ, освещающий содержание и формы реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», решение задач развития музыкальности детей в других образовательных областях, разрабатывающий условия реализации музыкального содержания, использования методов и приемов в музыкально-развивающей среде, проектирующий формы работы с семьями воспитанников, повышающих общую культуру и компетентность детей и взрослых, проектирующий индивидуально-образовательные маршруты музыкального развития ребенка в детском саду. К решению этих задач музыкальные руководители сегодня готовы и справляются с ними успешно, поскольку разработаны требования к ООПДО, Стандартом задана четкая структура Программы, появились рекомендации по написанию Программы, образцы и варианты. В самом Стандарте нет требования создания музыкальным руководителем и любым другим специалистом или воспитателем рабочей программы.

Откуда появилось это требование, которое во многих регионах выполняется как обязательное?

Ответ на этот вопрос мы находим на страницах закона «Об образовании в РФ», обновленного в 2012 году. Среди обязательных документов, которые сегодня должна иметь каждая образовательная организация в соответствии с законом, мы видим рабочую программу педагога (статья 12). И далее в статье 48 пункте 1 «Обязанности и ответственность педагогических работников» мы читаем, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденной рабочей программой.

При лицензионных проверках, осуществляемых сегодня, например, Комитетом по образованию города Санкт-Петербурга, рабочие программы педагогов и специалистов дошкольного образования являются неотъемлемым и обязательным приложением к ООПДО как необходимость удовлетворить законодательные требования, предъявляемые сегодня к педагогам образовательных организаций в соответствии с нормой закона «Об образовании».



Безусловно, законодательные изменения влияют на нашу жизнь, ко многому сегодня приходиться адаптироваться и привыкать, в наш профессиональный опыт «входят» новые форматы документов, которые мы ранее никогда не писали и не составляли. Но есть ли у нас выбор? Опираясь на законодательные требования – нет. При этом остаются регионы, где педагоги и специалисты дошкольного образования не пишут подобных документов, ограничив степень своего участия написанием ООПДО. Но это возможно только при согласии и внутренней договоренности проверяющих и контролирующих местных органов образования. Любая независимая проверка обязана будет вынести замечание при отсутствии сегодня в организации рабочих программ. Еще раз подчеркну, что это требование Закона «Об образовании в РФ», а любая серьезная проверка ставит главной своей задачей – выполнение требований законов и стандартов. В этом заключается их миссия, как бы мы к этому не относились.

Что же представляет собой рабочая программа музыкального руководителя ДОУ?

Давайте попробуем разобраться вместе, чтобы выполнение этой задачи оказалось возможным и посильным творчеством.

Будем исходить из того, что рабочая программа музыкального руководителя образовательной организации - обязательный педагогический документ, обеспечивающий систему образовательной работы с детьми по реализации образовательной и/или адаптированной образовательной программы дошкольного образования с учетом приоритетных задач развития ребенка и с учетом функциональных обязанностей.

Рабочая программа музыкального руководителя создается в соответствии с разработанной и утвержденной в образовательной организации основной образовательной программой дошкольного образования (адаптированной образовательной программой дошкольного образования) и имеет следующую структуру:



1. Титульный лист;

2. Целевой раздел (пояснительная записка; целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы);

3. Содержательный раздел (содержание образовательной работы, тематическое (комплексно-тематическое) планирование, модель организации образовательного процесса, формы работы и др.);

4. Организационный раздел (условия реализации образовательной программы дошкольного образования (адаптированной образовательной программы дошкольного образования).

В целевом разделе рабочей программы в пояснительной записке музыкальный руководитель определяет:

¾ цели, задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом образовательной организации и возрастных групп, с которыми работает музыкальный руководитель. Если музыкальных руководителей двое, то каждый прописывает цели и задачи музыкального развития детей только тех возрастных групп, с которыми непосредственно работает.

¾ принципы и подходы к формированию рабочей программы (можно посмотреть в ООПДО или ФГОС ДО, в примерных вариативных программах дошкольного образования, авторских парциальных программах);

¾ краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей групп, с которыми работает музыкальный руководитель (также опираемся на ООПДО, где эти характеристики уже прописаны. При договоренности можно ограничиться ссылкой на эти особенности, изложенные в ООПДО и остановиться только особенностях, обеспечивающих успешность ребенка в музыкально-художественной деятельности);

¾ нормативно-правовые документы (Закон РФ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, ООПДО) и программно-методические материалы, на основании которых разработана данная рабочая программа (перечисляются примерные вариативные программы дошкольного образования, авторские парциальные программы музыкального развития дошкольников и технологии – традиционные и современные);

¾ сроки реализации рабочей программы (стандартно один учебный год, но возможно указывать и более продолжительный срок – до трех лет).

Целевые ориентиры освоения воспитанниками рабочей программы музыкального развития определяются в соответствии с реализуемой в организации основной образовательной программой дошкольного образования (обязательно сослаться на целевые ориентиры, прописанные в ООПДО), возрастом детей, индивидуальными особенностями и возможностями каждого воспитанника. Целевые ориентиры уточняются музыкальным руководителем в рабочей программе с учетом поставленных целей и задач, конкретизируются с учетом возраста и опыта музыкально-художественной деятельности детей.

Содержательный раздел рабочей программы музыкального руководителя включает:

¾ Комплексно-тематическое планирование по приоритетным образовательным областям в соответствии с функциональными обязанностями музыкального руководителя.

Прежде всего, это «Художественно-эстетическое развитие», но вместе с тем не исключается работа и в остальных образовательных областях. В «Познавательном развитии» мы встречаем направление работы по обогащению звукового сенсорного опыта детей в дошкольном возрасте. Сложно не преувеличивать силу музыкального искусства в «Социально-коммуникативном развитии», например в становлении эмоционального интеллекта, в развитии эмоций и чувств ребенка, формировании эмоциональной отзывчивости у дошкольников. Музыка знакомит и с социальной действительностью, и с формами общения, и средствами коммуникации. «Музыка - истинная всеобщая человеческая речь» К.Вебер.

Проанализируйте, в каких образовательных областях ваше участие становится обязательным и определяет содержание музыкальных занятий, игр, развлечений, досугов и праздников. Выделите задачи, которые решаются воспитателями в течение дня по музыкально-художественному развитию дошкольников в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности, в условиях интеграции образовательных областей для занятий с детьми.

Форма тематического планирования может быть определена образовательной организацией самостоятельно в соответствии с реализуемой программой дошкольного образования (адаптированной образовательной программой дошкольного образования), разработанной и утвержденной в образовательной организации. Об этом мы тоже договариваемся заранее.

¾ Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по музыкальному развитию детей раннего и дошкольного возраста; мероприятия по повышению музыкальной культуры семьи; по повышению компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания и развития ребенка.

В организационном разделе рабочей программы музыкальный руководитель отражает:

¾ структуру реализации образовательного процесса: непосредственно образовательную деятельность (музыкальные занятия) с детьми дошкольного возраста; совместную музыкально-образовательную деятельность, самостоятельную музыкально-художественную деятельность детей; формы музыкально-образовательной деятельности; реализуемые образовательные технологии, образовательную нагрузку в соответствии с требованиями СанПиН.

¾ условия реализации рабочей программы: методическое обеспечение образовательного процесса по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», разработка индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе и для детей с ОВЗ, создание развивающей предметно-пространственной среды по музыкально-художественному развитию, другие условия на взгляд специалиста.

Остановимся еще на общих организационных рекомендациях по разработке музыкальным руководителем рабочей программы.

Еще раз подчеркну, что рабочая программа разрабатывается музыкальным руководителем самостоятельно в соответствии с реализуемой образовательной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной образовательной организацией. Поэтому самый первый шаг – это познакомиться с ООПДО.

Рабочая программа разрабатывается музыкальным руководителем ежегодно на текущий учебный год (годы) (с учетом сроков функционирования образовательной организации в летний период) и рассматривается ежегодно (например, до 10 сентября текущего года) коллегиальным органом образовательной организации, которому в соответствии с уставом образовательной организации делегированы данные полномочия. По результатам рассмотрения рабочих программ оформляется протокол, в котором указывается принятое решение. После рассмотрения рабочих программ на заседании коллегиального органа рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательной организации и каждая программа заверяется на титульном листе подписью руководителя образовательной организации (директора, заведующего, или заместителя по УВР) в соответствии с должностными обязанностями. Контроль за качеством реализации рабочей программы осуществляет (заместитель руководителя по УВР, старший воспитатель, методист) в соответствии с должностными обязанностями.

Если возникла необходимость у музыкального руководителя изменить (подкорректировать) содержание рабочей программы?

Образовательная организация может вносить изменения и дополнения в содержание рабочих программ, рассмотрев и утвердив их на заседании коллегиального органа. Основанием для рассмотрения вопроса о корректировке рабочей программы может служить: карантин, наложенный на образовательную организацию, вследствие чего дети не посещают детский сад; результаты углубленной психолого-педагогической диагностики и диагностики музыкального развития детей, показывающей заниженный или завышенный уровень предлагаемого для усвоения материала, что-то иное. Корректировку рабочей программы осуществляет разработчик - музыкальный руководитель ДОУ.

Формальные требования к оформлению рабочей программы музыкального руководителя: рекомендуется оформление и набор текста рабочей программы на компьютере. Текст набирается в редакторе WordforWindows шрифтом TimesNewRoman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

В течение учебного года рабочая программа музыкального руководителя находится на его рабочем месте. По истечении срока реализации рабочая программа хранится в документах образовательной организации 5 лет (на бумажном носителе).

 


 

Приложение

Примерный конструктор рабочей программы

Музыкального руководителя

 

«Согласовано» «Утверждено»

на заседании___________________ приказом от _____ № _______

 

протокол от ___________№ __________ _____________________________

 

Санкт-Петербург

Учебный год

1.Целевой раздел рабочей программы

1.1. Пояснительная записка

 

Цель - реализация содержания основной образовательной программы дошкольного образования (адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ) в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Задачи - - -
Принципы и подходы к формированию рабочей программы -
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей (возрастные группы)  
Основания разработки рабочей программы - Основная образовательная программа дошкольного образования (адаптированная образовательная программа дошкольного образования) ДОО
Срок реализации рабочей программы 2015-2016 учебный год (Сентябрь 2015 - июнь 2016 года)
Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы - - -

 

 

2. Содержательный раздел рабочей программы

2.1. Содержание образовательной работы с детьми

Месяц (или квартал) Образовательные области (приоритетеные) Темы\направления деятельности Основные задачи работы с детьми Формы работы (занятия, проекты и др.)
IX-2015г Социально-коммуникативное развитие      
Познавательное развитие      
Речевое развитие      
Художественно-эстетическое развитие      
Физическое развитие      
X-2015г. Социально-коммуникативное развитие      
Познавательное развитие      
Речевое развитие      
Художественно-эстетическое развитие      
Физическое развитие      
XI-2015г. Социально-коммуникативное развитие      
Познавательное развитие      
Речевое развитие      
Художественно-эстетическое развитие      
Физическое развитие      
XII-2015 г. Социально-коммуникативное развитие      
Познавательное развитие      
Речевое развитие      
Художественно-эстетическое развитие      
Физическое развитие      
I - 2016 г. Социально-коммуникативное развитие      
Познавательное развитие      
Речевое развитие      
Художественно-эстетическое развитие      
Физическое развитие      
II-2016г. Социально-коммуникативное развитие      
Познавательное развитие      
Речевое развитие      
Художественно-эстетическое развитие      
Физическое развитие      
III-2016г. Социально-коммуникативное развитие      
Познавательное развитие      
Речевое развитие      
Художественно-эстетическое развитие      
Физическое развитие      
IV-2016 г. Социально-коммуникативное развитие      
Познавательное развитие      
Речевое развитие      
Художественно-эстетическое развитие      
Физическое развитие      
V- 2016 г. Социально-коммуникативное развитие      
Познавательное развитие      
Речевое развитие      
Художественно-эстетическое развитие      
Физическое развитие      
VI- 2016 г. Социально-коммуникативное развитие      
Познавательное развитие      
Речевое развитие      
Художественно-эстетическое развитие      
Физическое развитие      

2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы дошкольного образования

Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой основной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи).

 

Объект педагогической диагностики (мониторинга) Формы и методы педагогической диагностики Периодичность проведения педагогической диагностики Длительность проведения педагогической диагностики Сроки проведения педагогической диагностики
Индивидуальные достижения детей в контексте образовательных областей (приоритетных): "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".   -Наблюдение -Анализ продуктов детской деятельности   2 раза в год   1-2 недели   Сентябрь Май

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО: ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.009 с.