Содерж.характер.психофизиолог.методик — КиберПедия


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Содерж.характер.психофизиолог.методик



Психофизиологические методики составляют особый класс психодиагностических методов, позволяющих диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.

Они разрабатывались отечественной школой Теплова-Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название «дифференциальная психофизиология». Эти методики имеют ясное теоретическое обоснование — психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.). Следует обратить особое внимание на одну черту психофизиологических методик, диагностирующих индивидуальные различия: они лишены оценочного подхода к индивиду. Проводя тесты интеллекта или способностей, исследователь дает в конечном счете оценочное заключение: один испытуемый выше или лучше другого, один ближе к нормативу, другой дальше. Оценочный подход имеет место и в некоторых личностных тестах, опросниках, правда, не во всех, а только в тех, где ставится цель выявить некоторые общепризнанные человеческие достоинства или констатировать их отсутствие. Диагностические психофизиологические методики не претендуют на оценку, поскольку нельзя утверждать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других — с другими.

При доказательстве диагностической значимости результатов, полученных с помощью психофизиологических методик, используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация, надежность, валидность). По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными: используются как электроэнцефалографы, так и специальная аппаратура. Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики). Для практического психолога они могут представлять особый интерес, поскольку их можно широко использовать в школьной практике и непосредственно на производстве. Как аппаратурные, так и бланковые методы носят индивидуальный характер.

21.валидность и методы ее определения. Точность методики.



Валидность теста – это степень зависимости результатов тестирования от выраженности в поведении субъекта измеряемого психологического качества. Валидность – характеристика любых измерений. Специфические проблемы валидности, связанные с активностью человека как объекта психодиагностики, целесообразно обозначить особым образом – проблемой обеспечения «достоверности». Психологическими факторами, от которых зависит достоверность данных самоотчета, являются следующие:
1).факторы знания. У испытуемого может быть более или менее четкое представление о следующем: а) свойственно ли ему в действительности или нет тестируемое поведенческое проявление; б) что за личностное свойство скрывается у психолога за тем или иным конкретным поведением описанным в суждении; в) как это свойство соотносится с общепринятыми моральными нормами и признаками социального успеха; 2).фактор «социальной желательности». Обозначает тенденцию испытуемого давать о себе социально одобряемую информацию; 3).факторы «индивидуальной тактики». Здесь подразумевается действие «Я – концепции» («Я» для себя) и «Я – образа» («Я» для других) на ситуативную тактику испытуемого в момент тестирования. Заслуживают внимания также особые формы отказа испытуемого от тестирования: позиционный стиль ответа («соглашательство» или, наоборот, «отрицание»), случайные ответы. Для выявления подобных отказов обычно достаточно довольно простых мер:4).для исключения влияния соглашательства («отрицания») применяются перечни с «прямыми» (ответ «верно» в пользу измеряемого свойства) и «обратными» (ответ «неверно» в пользу измеряемого свойства) пунктами. Кроме того, производится подсчет баланса «подтверждающих» и «отвергающих» ответов: если баланс резко нарушается, то протокол признаётся бракованным; 5)для выявления случайных ответов в большие перечни вводят вопросы – дубли (синономические перефразы) или прямые повторы: если испытуемый слишком часто по-разному отвечает на одинаковые вопросы, значит он применяет случайную тактику. Вводят также и крайне редкие утверждения, с которыми испытуемые, как правило, соглашаются только по ошибке. Для борьбы с воздействием фактора социальной желательности прибегают к следующим мерам:
во-первых, вводят специальные шкалы «лжи» в диагностический вариант методики. Они составляются из «вопросов – ловушек»: тот или иной ответ на эти вопросы явно предопределен социальной желательностью. Если испытуемый набирает слишком высокий балл по шкале «лжи», то его протокол бракуется.



Во-вторых, устранение или сбалансирование «социальной желательности» с помощью использования инструкции на преднамеренную фальсификацию результатов. Участникам пилотажных замеров кроме обычной инструкции даётся дополнительная (во вторую очередь): «Заполните опросник от лица человека желающего произвести самое благоприятное впечатление». Затем отбираются и исключаются из теста те пункты, которые дают сильно различающиеся ответы при первом и повторном тестировании. Эти пункты сильно зависят от воздействия фактора «социальной желательности».

 

22.надежность и методы ее определения. Достоверность методики

Надежность теста – это точность измерения психологического качества с его помощью. Общий разброс (дисперсию) результатов произведенныхизмерений можно представить как результат суммации самого измеряемого свойства и нестабильности измерительной процедуры. Для оценки надежности теста можно воспользоваться одним из двух методов. Первый метод применяется для оценки надежности тестов предназначенных для измерения стабильных, устойчивых психологических качеств таких, например, как темперамент, ригидность, интеллект и т.п. Процедура этого метода предполагает повторное тестирование той же выборке испытуемых, обычно через две недели после первого тестирования. Для интервальных шкал подсчитывается коэффициент линейной корреляции Пирсона. Для шкал порядка в качестве меры надежности используется коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Чем выше полученный коэффициент корреляции, тем выше надежность теста.
Второй метод применяется для оценки надежности тестов, предназначенных для измерения нестабильных, динамичных психологических качеств таких, например, как настроение человека. Процедура этого метода предполагает коррелирование параллельных форм теста, которые получают расщеплением целого теста на «четную» и «нечетную» половины. По каждой половине рассчитываются суммарные баллы и между двумя рядами баллов по испытуемым рассчитывают коэффициент корреляции. Получается коэффициент, относящийся к половинам теста. Для того чтобы найти надежность целого теста (r), пользуются формулой Спирмена – Брауна: r=2r'/(1+r'), где r' – коэффициент корреляции между двумя половинами теста. Надежность теста обеспечивается надежностью пунктов, из которых он состоит. Чтобы повысить ретестовую (диахромную) надежность теста в целом, надо отобрать из исходного набора пунктов, апробируемых в пилотажных психометрических экспериментах, такие пункты, на которые испытуемые дают устойчивые ответы при первом и повторном тестировании. Для дихотомических пунктов (типа «решил – не решил», «да – нет») надежность удобно измерять с использованием коэффициента фи-корреляции, который рассчитывается для каждого пункта на основе ответов респондентов в обоих тестированиях.
Если тест предназначен для измерения динамичных быстро меняющихся психологических качеств, тогда, чтобы повысить его надежность, следует из исходной пилотажной батареи пунктов отбросить те, которые плохо согласованы с остальными. Для оценки величины надежности каждого пункта в этом случае рассчитывается его коэффициент бисериальной корреляции с результатами по всему тесту. Пункты, получившие высокие коэффициенты корреляции, рассматриваются как надежные, остальные пункты либо переформулируются, либо исключаются из теста.

23.стандартизация и методы ее определения. Репрезентативность выборки.

Стандартизация- унификация, регламентация, приведение к единым нормам процедуры и оценок теста.

Благодаря стандартизации методики достигается сопоставимость полученных результатов у разных испытуемых, появляется возможность выражения тестовых оценок в относительных к выборке стандартизации показателях, сопоставления таких оценок в разных тестовых методиках. В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ РАЗЛИЧАЮТ ДВЕ ФОРМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ: В первом случае под стандартизацией понимается обработка и регламентация процедуры проведения, унификация инструкции, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования, характеристика контингентов испытуемых. Строгая периодичность процедуры обследования – обязательное условие обеспечения надежности теста. Во втором случае под стандартиацией понимается преобразование нормальной (или искусственно нормализованной) шкалы оценок в новую шкалу, основанную уже не на количественных эмпирических значениях изучаемого показателя, а на его относительном месте в распределении результатов в выборке. Наиболее распространенными преобразованиями оценок в психодиагностике являются центрирование и нормирование посредством среднеквадратических отклонений. Под центрированием понимается линейная трансформация величин признака, при которой средняя величина распределения становится равной нулю. Выборка— это множество данных, взятых с помощью определённых процедур из генеральной совокупности для исследовательского анализа. Репрезентативность – это свойство воспроизведения представления о целом по его части. По иному, это возможность распространения представления о части на целое, которое эту часть включает в себя. Репрезентативность выборки — это показатель, заключающийся в том, что выборка должна полно и достоверно отображать признаки той совокупности, частью которой она является. Её также можно определять как свойство выборки наиболее полно представлять характеристики генеральной совокупности, существенные с точки зрения цели исследования.






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.007 с.