Слуховое и речевое восприятие — КиберПедия


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Слуховое и речевое восприятие



Как мы уже упоминали, в комплекс логопедической ритмики входят упражнения, способствующие развитию слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. Они направлены на различение неречевых звуков по громкости: громкий - тихий; по продолжительности: долгий - короткий; по направлению звука: сбоку - сзади - сверху; по высоте: высокий - низкий; по ритму: быстрый - медленный).

Игры, побуждающие ребенка угадывать, что звучит, проводятся по принципу от простого - к сложному. В начале малыша следует познакомить со звучанием отдельных предметов, убедиться, что ребенок запомнил, как они звучат, и только потом можно предлагать ему игры, направленные на то, чтобы он, узнав звук, показывал или называл соответствующий предмет.

Возьмите себе за правило обязательно знакомить ребенка с теми игрушками и картинками, которые вы ему предлагаете во время занятия. Очень важно, чтобы малыш узнавал сами предметы и их изображения, поэтому в начале каждой игры обязательно устраивайте маленькую демонстрацию, задавая ему вопросы типа «Что это?»; «Где бубен?»; «А где барабан?»; «Как бьем в барабан?»; «Покажи, как мишка ходит?» и т. д. Помогайте ребенку дать правильный ответ, но только в том случае, если он затрудняется вам ответить сам. В качестве верного ответа в первое время вполне приемлем жест, а иногда и просто взгляд ребенка на нужную игрушку. Не забудьте похвалить ребенка: «Правильно, молодец!» Если ребенок ошибся, попробуйте еще раз повторить свой вопрос и помогите ему ответить правильно, чуть выдвинув игрушку вперед или показывая ему, как ходит мишка, чтобы он мог пока действовать по подражанию.

Произнося рифмовки и стихи, старайтесь, чтобы они звучали внятно, подчеркнуто эмоционально и в подходящем темпе.

Разучив с ребенком игру, необходимо ее закрепить, то есть повторять на нескольких занятиях.


Игры, направленные на формирование слухового внимания

«Барабан - погремушка»

Оборудование: барабан, погремушка.

На первом занятии покажите ребенку барабан и скажите: «Это барабан». Ударяя по барабану, скажите: «Ба-ра-бан». Дайте ребенку поиграть на барабане. Спросите: «Что это?» Ребенок может ответить словом или жестом. Дайте ему образец ответа: «Это барабан». Расскажите: «У барабана палочки. Палочки стучат по барабану: бам-бам-бам». (Не забудьте наглядно показать, что происходит, то есть постучать по барабану палочками.) Затем предложите ребенку самому постучать по барабану. Пока он стучит, маршируйте по комнате. Затем возьмите барабан, прочтите ребенку рифмовку:



Барабан стучит, стучит, бам-бам-бам-бам. (Стучим по барабану.) Ножкам он ходить велит, бам-бам-бам-бам. (Шагаем по комнате.)

На втором занятии покажите малышу погремушку. Скажите: «Это погремушка». Спросите: «Что это?» Дайте ребенку возможность ответить вам жестом или словом. Дайте ему образец ответа: «Это погремушка». Расскажите: «Погремушка гремит так: ча, ча, ча». (Погремите погремушкой.) Предложите ребенку погреметь погремушкой, пока он трясет погремушку, выполняйте движения руками: «ручки пляшут», держа кисти перед собой и поворачивая их к себе и от себя ладонями. Возьмите погремушку, прочтите рифмовку:

Погремушечка звенит (гремим погремушкой), Ручкам танцевать велит

(выполняем движения кистями рук:

«ручки пляшут»).


На третьем занятии покажите малышу и барабан, и погремушку. Попросите его показать барабан: «Где барабан? Правильно, вот барабан!», затем - погремушку: «А где погремушка? Вот погремушка! Молодец!». Спросите: «Что это?» - показывая на барабан, погремушку. Ребенок называет соответствующий предмет доступным для него способом (слово / звукоподражание / жест / движение). Накройте платком эти игрушки, затем предложите малышу: «Послушай, что играет?» - и постучите по барабану или позвените погремушкой. Задача для ребенка, узнав звучание, откликнуться соответствующим движением: если он слышит барабан - помаршировать, а если погремушку - «потанцевать ручками». Если ребенок затрудняется, подскажите ему, что от него требуется, а затем повторите игру еще раз. Можно подсказать малышу жестом, выражением лица, чуть помочь ему физически.

Повторяйте эту игру на протяжении нескольких занятий.

«Машина»

Оборудование: дудка.

Прочтите ребенку стихотворение, используя жест «машина» и демонстрируя с помощью дудки громкие и тихие звуки.

У Ванечки машина

Не едет без бензина.

Близко стоит,

Громко гудит. (Громко дудите в дудку.)

Налили в бак бензина,

Поехала машина.

Услышать нелегко,

Машина далеко. (Дудите тихо.)

«Дождик»

Оборудование: карандаш или палочка.

Удобно сядьте с ребенком на коврик. Объясните, что когда стучите палочкой редко, то ребенок должен протянуть ручки


вперёд ладонями вверх, как бы ловя капельки дождя. А когда стучите часто - надо сложить ладошки домиком над головой, то есть спрятаться в домик от дождя.



Читайте стихотворение и выполняйте действия в соответствии с текстом:

Дождик капал понемножку

(редко стучите палочкой по столу).

Протянули мы ладошку

(протягивайте руки вперёд ладонями вверх, как бы ловя капли),

Дождь пошёл сильней, сильней! (Часто стучите по столу.)

Убегайте в дом скорей!

(Сложите ладошки домиком над головой.)

Ну-ка, не зевай,

Ну-ка, отгадай:

Какой дождь?

(Стучите часто или редко, ребенок соответственно выполняет движения. Если ребенок затрудняется, обязательно помогите ему либо вытянуть руки вперед, либо сложить их домиком.)

«Тихо- громко»

Оборудование: барабан.

Возьмите барабан, поставьте перед ребенком. Скажите: «Будем играть на барабане громко: бам-бам, а по коленкам стучать тихо: бом-бом. Повторите вместе с ребенком, как будете играть на барабане и стучать по коленкам.

Затем медленно произносите вслух стихотворение и выполняйте действия в соответствии с текстом:

Бам-бам - бам-бам. Громко бьём мы в барабан.

(Стучите по барабану ладошками.) Бом-бом - бом-бом. По коленкам тихо бьём. (Тихо ударяете по коленкам.)


В дальнейшем попробуйте читать это стихотворение, предлагая ребенку самому в ответ на ваши слова громко постучать по барабану и тихо похлопать по коленкам.

«Птички»

Оборудование: бубен.

Предложите ребенку «превратиться в птичку» (обязательно покажите ему, как летает птица). Скажите: «Птичка полетела гулять!», побуждая его «полетать» по комнате. Затем, продолжайте: «Вдруг подул ветер, прилетела чёрная туча, загремел гром! Здесь можно ударить в бубен. Дальше действие разворачивается так: пока гром «гремит» тихо, птичке не страшно и она летает, но как только он начнёт греметь громко, птичка испугается и спрячется в своё гнёздышко, то есть ребенок приседает на корточки.

«Прискакал или пришёл?»

Оборудование: бубен, шапочки «медведь» и «заяц». Чтобы изготовить такую шапочку, вырежьте из плотной бумаги широкую ленту по размеру детской головы, соедините концы ленты, приклейте на неё изображение животного.

В этой игре могут принимать участие два ребенка, «медведем» и «зайцем» можно становиться по очереди, меняясь шапочками.

Обязательно покажите детям, где медведь, а где заяц, рассмотрите и примерьте шапочки, продемонстрируйте, как медведь ходит, как зайчик прыгает, повторите эти движения с детьми. Используйте при этом бубен: медведь ходит вразвалку - ударяйте в бубен медленно, а зайчик весело прыгает - ударяйте в бубен часто.

Затем расскажите: «Сегодня мы с вами пойдём в лес. Там живут звери, которые двигаются только тогда, когда я играю на бубне. Когда я играю быстро, вот так (ударяете в бубен быстро) - зайчик прыгает, когда играю медленно, вот так (ударяй-


те в бубен медленно), - медведь идёт вразвалочку. Теперь я буду рассказывать, а вы показывайте мне медведя или зайчика». Читайте рифмовку, сопровождая ее ударами в бубен:

Медведь на полянке:

Топ - топ - топ! (Медленно ударяйте в бубен.)

А заинька по горочке:

Сжок - скок - скок/ (Быстро ударяйте в бубен.)

«Что звучало?»

Оборудование: платок из плотного материала; музыкальные игрушки и картинки с их изображением.

Выложите перед ребенком на столе музыкальные игрушки. Назовите эти игрушки, покажите, как на них играть. Соотнесите их с картинками. Предложите малышу поиграть на них самому. Потом объясните: «Я сейчас спрячу игрушки под платок и буду на них играть, а ты должен узнать и показать то, на чем я играю». Пожалуйста, помните, что в эту игру можно играть только тогда, когда ребенок хорошо запомнит звучание определенных музыкальных инструментов. Начинать такую игру следует с 2-3 инструментов, постепенно увеличивая их число до 4-5.

На следующем этапе этой игры малыш должен узнать звучащий под платком инструмент и найти соответствующую картинку.

«Поставь по порядку»

Оборудование: платок из плотного материала, музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, барабан, картинки с их изображением, две карты с их схематичными изображениями: (на одной - дудочка, барабан, колокольчик; на другой - колокольчик, дудочка, барабан).

Покажите ребенку музыкальные игрушки, которые он должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждой из них на глазах у ребенка, затем предложите ребенку самому позвенеть


колокольчиком, ударить в барабан, подуть в дудочку. Не забывайте несколько раз внятно называть звучащую игрушку.

Затем расскажите: «Теперь я буду играть, а ты внимательно слушай, что сейчас играет». Поиграйте, например, на дудке, затем попросите ребенка: «Покажи мне картинку, где нарисована такая же игрушка?» Если ребенок путается, еще раз подудите и помогите ему найти правильную картинку. Дальше предложите: «Положи картинку перед собой на стол. Вот так, молодец. Теперь еще послушай, на чем теперь я играю?» Позвените колокольчиком и попросите малыша: «Найди картинку с колокольчиком и положи ее на стол. Вот, молодец. Опять послушай, что звучит сейчас?» Поиграйте на барабане. «На чем я играла? Правильно, на барабане. Найди, где нарисован барабан, и положи картинку на стол».

Через пару занятий, поиграв таким образом и убедившись, что ребенок усвоил эту игру, можно предложить ему следующий ее этап. Когда ребенок найдет все картинки, предложите ему проверить, правильно ли он справился. Для этого выложите перед ним карту со схематичными изображениями музыкальных игрушек и предложите наложить картинки на схему. В этом случае, конечно, следует с самого начала предъявлять ребенку игрушки в том порядке, в котором они нарисованы на карте-схеме.

Проведите игру ещё раз, поменяв последовательность звучащих предметов и ориентируясь на вторую карту, где игрушки расположены в другом порядке.

«Высокие - низкие»

Оборудование: платок из плотного материала, большой и маленький колокольчики, заметно отличающиеся высотой звучания, картинки с изображениями большого и маленького колокольчика.

Поочередно позвените большим и маленьким колокольчиком, при этом обращайте внимание ребенка на то, что один большой и звучит низко, другой маленький и звучит высоко.


Как это - «низко» и как - «высоко», можно дополнительно проиллюстрировать мимикой, жестами и изменением тембра своего голоса. Рассмотрите картинки, убедитесь, что ребенок понимает, где какой колокольчик изображен. Затем спрячьте колокольчики под платок и предложите ребенку послушать, как звучит колокольчик, высоко или низко, и выбрать соответствующую картинку.

Такую же игру можно проводить и с другими музыкальными инструментами, например, с двумя по-разному звучащими дудками и т.д.

«Где колокольчик?»

Оборудование: две сходные по звучанию игрушки, например, колокольчик и бубен, картинки с их изображениями.

Познакомьте ребенка с игрушками. Покажите бубен и скажите: «Вот бубен. Как он звучит?» - Постучите в бубен. Дайте постучать в него ребенку. Спросите еще раз: «Что это?» Дайте ребенку возможность ответить словом или жестом. Затем покажите ему колокольчик. Позвените им. Скажите: «А это - колокольчик. Как он звенит?» - позвените еще раз. Дайте ребенку самому позвенеть в колокольчик. Спросите его: «Что это?» и дайте возможность ответить словом или жестом. Затем предложите ребенку закрыть глаза или отвернуться, или поиграйте на одной из игрушек, спрятав ее за спину. Попросите малыша повернуться или открыть глаза и ответить, какая из игрушек звучала. Спросите: «На чем я играла? Покажи!» Пусть ребенок покажет на соответствующий инструмент или на картинку с его изображением. Попросите назвать инструмент. Если ребенок не может ответить словом, принимается ответ в виде жеста.

Чтобы разнообразить такую игру, можно «пригласить в гости» мишку или куклу, посадить рядом со взрослым, и сказать: «Мишка будет играть, а ты закрывай глаза и послушай, на чём играет мишка?» - и т.д.


«Курочка и цыплята»

Оборудование: барабан, картинка с изображением курочки и цыплят.

Рассмотрите с детьми картинку «Курочка с цыплятами». Спросите: «Где курочка? Где цыплята?» Дайте ребенку возможность ответить словом или жестом. Покажите, как курочка клюёт зёрнышки: указательным пальцем правой руки дотрагиваетесь до ладошки левой руки. Предложите ребенку показать то же самое.

Прочтите рифмовку, сопровождая её ударами в барабан, то быстро, то медленно.

Курочка гуляла,

Червячка искала (редко стучите в барабан),

Червячка нашла,

Деток позвала.

Цыплятки прибежали (часто стучите в барабан),

Червячка склевали.

Предложите ребенку в соответствии с темпом ударов по бубну «клевать зернышки», ударяя пальцем по ладошке быстро и медленно.

«Егорка на горке»

Оборудование: дудочка с меняющейся высотой звука.

Покажите детям дудочку. Продемонстрируйте, что дудочка может играть высоко, подуйте в дудочку, чтобы она пропищала, и поднимите свободную руку. Повторите еще раз: «Высоко!» - сопровождая слово поднятой рукой. Пусть ребенок повторит вместе с вами жест и слово. Затем продемонстрируйте и назовите, как дудочка играет низко: подудите, опустите руку, назовите еще раз: «Низко!» - и повторите вместе с ребенком жест и слово.

Прочитайте рифмовку:


Полез Егорка

На высокую горку

(извлеките высокий звук, поднимая руку). Свалился с горки, Ловите Егорку (низкий звук, опустите руку).

Предложите малышу вместе с вами повторить этот стишок, употребляя соответствующие жесты и слова «высоко» - «низко».

Через несколько занятий можно усложнить эту игру: извлекайте высокий или низкий звук и спрашивайте ребенка: «Где Егорка: внизу или наверху? Покажи (скажи)!»

«Короткие - длинные дорожки»

Оборудование: губная гармошка, карточки с приклеенными длинными и короткими полосками бумаги или ткани.

Познакомьте детей с губной гармошкой. Продемонстрируйте, как она играет, возможно, ребенок сам захочет дунуть в гармошку. Назовите инструмент, спросите еще раз ребенка: «Что это?» Дайте ему возможность ответить словом или жестом.

Затем покажите, что можно играть длинную песенку, как вот эта дорожка (покажите на карточке длинную полоску), а можно - короткую песенку, как это дорожка (покажите соответствующую полоску). Повторите еще раз длинную и короткую песенки, попросив ребенка показать соответствующую дорожку на карточке. Если нужно, помогите ему ответить правильно.

Прочтите рифмовку:

Я гуляю по дорожке, Играю на гармошке. Длинная дорожка -Играй, моя гармошка.

(Издавайте долгий звук и показывайте длинную дорожку, пусть ребенок находит на своей карточке длинную полоску.)


Короткая дорожка -И замолчит гармошка.

(Издавайте короткий звук и покажите рукой короткую дорожку, пусть ребенок находит на своей карточке короткую полоску.)

Активизация подражания

«Весёлый бубен»

Оборудование: бубны среднего размера по количеству детей в группе.

Взрослый садится на пол, сажает детей перед собой на стульчики, раздаёт им бубны. Проговаривая слова русской народной песни, взрослый выполняет ритмические удары по бубну, побуждая детей подражать ему и тоже ударять в бубны в такт.

Как у наших у ворот, Муха песенку поёт. Ой, лю-ли, вот поёт! Ой, лю-ли, вот поёт!

«Весёлые игрушки»

Оборудование: погремушки с удобной для захвата ручкой; коробка; яркая косынка.

Взрослый кладёт погремушку в коробку и накрывает сверху косынкой. Он обращает внимание детей на что-то новое, спрятанное под косынкой: «Что у меня здесь спрятано? Давайте посмотрим! Кто откроет?» Один из детей открывает коробку, снимая с нее косынку, то есть «находит» погремушку, а взрослый, напевая песенку, достаёт её из коробки и ритмично гремит в такт стишку:

Погремушки, погремушки, Вот весёлые игрушки, Громко, громко так гремят И ребяток веселят!


Затем взрослый раздаёт детям погремушки и предлагает греметь ими, пока он поет песенку, а когда замолкает, спрятать их за спину. Далее следует демонстрация того, что предлагается сделать детям. Когда взрослый кончает пение, он напоминает: «Нет музыки! Нет погремушки!»

«Послушные ручки»

Оборудование: коврик или лёгкое одеяло.

Взрослый садится на пол напротив детей, привлекает их внимание и напевает песенку, демонстрируя движения, о которых говорится в тексте:

Ручками мы хлопаем:

да - да - да - да!

(Взрослый хлопает в ладоши, протяжно пропевает слоги «да - да - да», стремясь, чтобы ребенок наблюдал за его артикуляцией и подпевал ему.)

Ручками помашем:

да - да - да - да!

(Взрослый разводит руки в стороны (как птица машет крыльями), выразительно пропевая слог «да».)

«Машина»

Оборудование: машина с кузовом, подходящие по размеру мишка, кукла, зайчик.

Взрослый сидит на полу, дети перед ним на стульчиках. В машину сажают, например, мишку. Взрослый, напевая песенку, провозит перед детьми машину с медведем:

Машина, машина Куда ты идёшь? Машина, машина, Кого ты везёшь?

Взрослый останавливает машинку и выразительно пропевает детям: «Би-би-би!»

Продолжает движение машины, поёт:


Машина, машина, Ты нас покатай, Машина, машина, Быстрей поезжай!

Взрослый останавливает машину и выразительно

пропевает, чётко артикулируя: «Би-би-би!»

Продолжает движение машины, поёт: Машина, машина, Ты всех обгони, Машина, машина, Направо сверни.

Взрослый останавливает машину и выразительно

поёт, побуждая детей спеть вместе: «Би-би-би!»

Продолжает движение машины, поет: Машина, машина, Вези нас домой. Машина, машина, Приехали, стой!

Стоит предложить кому-то из детей покатать машину в соответствии с песенкой, а также всем спеть вместе со взрослым.

«Кто каккричит?»

Оборудование: игрушечные животные: гусь, коза, ворона и картинки с их изображениями.

После знакомства детей с игрушками и картинками показываем игрушки, говорим, кто это, как кричит, убеждаемся, что дети знают, где кто нарисован.

Взрослый, напевая песенку, показывает соответствующие картинки с животными.

Гусь с гусятами живёт В доме на лужайке. Кто там голос подаёт? Ну-ка, угадай-ка!


Га-га-га-га! (говорком)

Взрослый останавливается и еще раз просит детей

повторить вместе с ним: «Га-га-га!»

Затем берёт картинку с изображением козы и,

показывая картинку, продолжает пение: Вот коза козлят ведёт Прямо на лужайку. Кто там голос подаёт! Ну-ка, угадай-ка? Ме-ме-ме-ме! (говорком)

Взрослый останавливается и просит детей еще раз

повторить вместе с ним: «Ме-ме-ме!»

Далее берёт картинку с изображением ворона и,

показывая картинку, поет следующий куплет: Воронят своих зовёт Ворон на лужайку. Кто там голос подаёт? Ну-ка, угадай-ка! Кар-кар-кар-кар! (говорком)

Взрослый останавливается и просит детей

повторить вместе с ним: «Кар-кар-кар!»

«Играем в прятки»

Оборудование: различные игрушечные животные по количеству детей: пять кошек или пять зайчиков, мишек, уточек, кукол.

Дети сидят на стульчиках, в руках по одной из игрушек, например, у всех игрушечные кошки. Взрослый предлагает детям спрятать кошек под свой стульчик. Взрослый спрашивает: «Где киска?» и побуждает ребенка повторить за ним ответ на этот вопрос: «Нет киски!». Спрашивайте у каждого ребенка: «Где твоя киса?». Вместе с ребенком отвечайте: «Нет». Старайтесь обращать внимание ребенка на вашу артикуляцию, при-


влеките его внимание к вашему рту, прикасаясь указательным пальцем к уголку ваших губ. Ваша артикуляция должна быть подчеркнутой: губы растягиваются в стороны, как при улыбке, язык вверху, важно, чтобы ребенок мог видеть это и подражать взрослому.

«Позови игрушку сам»

Оборудование: различные игрушечные животные по количеству детей: пять кошек или пять зайчиков, мишек, уточек, кукол.

Дети сидят на стульчиках, взрослый сидит перед ними на полу. У всех в руках игрушки.

Взрослый прячет свою игрушку за спину, к примеру медведя, говорит: «Я сейчас позову: Ми-ша, и-ди сю-да!» - отхлопывая в ладоши каждый проговариваемый слог. Затем он достаёт из-за спины медведя и обращает внимание детей на то, что мишка пришел.

Взрослый предлагает детям спрятать свои игрушки под стульчик, а затем, по очереди обращаясь к каждому ребенку, проговаривает фразу, отхлопывая в ладоши каждый слог: «Миша, и-ди сю-да!» Ребенок повторяет то же самое и тоже хлопает в ладоши, деля слова на слоги. Хлопки можно заменить отстукиванием слогов ладошками по коленям. Взрослый может отстукивать каждый слог по коленкам ребенка, а в дальнейшем можно предложить ребенку попробовать это сделать самому.

«Кто быстрей найдёт свою игрушку»

Оборудование: игрушки по количеству детей, пластиковый ящик, бубен.

Дети сидят на стульчиках. Взрослый подходит к каждому ребенку и предлагает, не заглядывая в ящик, достать из него игрушку. Взрослый вместе с детьми рассматривает игрушки, побуждая их запомнить, кто какую взял. «У Вани - кукла! Кто это, Ваня? Правильно, кукла!»


Потом взрослый предлагает всем детям встать, посадить на свои стульчики игрушки и подойти к нему. Дети оставляют свои игрушки на стульчиках и подходят к взрослому. Взрослый даёт следующую инструкцию: «Я буду звенеть в бубен и бегать по комнате, а вы бегайте вместе со мной. Как только я положу бубен на пол, мы все вместе побежим к своим игрушкам и возьмём их в руки».

«Со мной играй, за мной повторяй»

Оборудование: детские стульчики.

Дети сидят на стульчиках, взрослый сидит перед ними.

Взрослый произносит слова, сопровождая их соответствующими движениями, а дети повторяют, подражая взрослому:

Мы играем на гармошке -Ля, ля, ля, ля.

(Сводят и разводят перед собой руки,

имитируя игру на гармошке.) Громко хлопаем в ладошки -Хлоп, хлоп! (Хлопают в ладоши.) Головой слегка качаем -

Кач, кач! (Покачивают головой из стороны в сторону.) Ручки кверху поднимаем-Тач, тач!

(Поднимают руки над головой и качают ими

из стороны в сторону.) Мы в ладоши - хлоп, хлоп!

(Хлопают в ладоши, держа руки над головой.) А ногами - топ, топ!

(Топают ногами, руки - над головой.) Вниз ладошки опускаем -Отдыхаем, отдыхаем. (Опускают руки вниз.)

«Едем, летим»

Побуждайте детей повторять все движения и звуки вслед за взрослым:


Самолёт летит, самолёт гудит.

У, у, у, у - я лечу в Москву!

(Развести руки в стороны, имитировать движения крыльев самолёта. Спрашивать: «Как гудит самолёт?» Дети: «У-у-у!» Обратить внимание на губы взрослого - они сложены «трубочкой».)

Поезд мчится во весь дух - чух, чух!

(Согнуть руки в локтях, имитировать движение колёс поезда, просить повторять за взрослым: «чух, чух».)

Он колёсами стучит - тук, тук!

(Ударять кулачок о кулачок перед собой, просить проговаривать вместе со взрослым: «тук, тук».)

Он пыхтит, он гудит - ду, ду, ду!

(Руки согнуты в локтях, поднимаем их и опускаем, побуждая детей проговаривать: «ду, ду, ду».)

«Мы погреемся немножко»

Дети выполняют движения вместе со взрослым.

Мы погреемся немножко, Мы похлопаем в ладошки: Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлоп!

(Все вместе хлопают в ладоши.) Ножки тоже мы погреем, Мы попрыгаем скорее. Прыг! Прыг! Прыг! Прыг!

(Все подпрыгивают на месте.)

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Да! Да! Да! Да!

(Все имитируют надевание рукавиц.)

Мы с морозом подружились, Как снежинки закружились. Так! Так! Так! Так!

(Все кружатся.)


«Три весёлых братца»

Взрослый и дети идут по кругу в хороводе. Взрослый проговаривает стихи:

Три весёлых братца

Гуляли по двору.

Три весёлых братца

Затеяли игру. (Все останавливаются.)

Кивали все головками:

Ник-ник-ник. (Все качают головами вправо, влево.)

Пальчиками ловкими:

Чик-чик-чик.

(Все стучат указательными пальцами друг о друга.) Делали ладошками: Хлоп-хлоп-хлоп. (Все хлопают в ладоши.) Топали ножками: Топ-ТОП-ТОП. (Все топают ногами.)

Дыхание

Нормальное дыхание происходит через носовую полость. Детям с синдромом Дауна бывает трудно делать выдох, поскольку они недостаточно хорошо могут управлять работой основной дыхательной мышцы - диафрагмы - и других дыхательных мышц, когда им необходимо вытолкнуть воздух из грудной клетки.

Существует два типа дыхания. Первый - верхнерёберное или просто реберное дыхание. При нем действует только верхняя часть груди и лёгких, и, следовательно, в лёгкие входит лишь небольшое количество воздуха. Этот способ дыхания часто можно наблюдать у детей, и он нормален для них, но такое дыхание не позволяет делать ни глубоких вздохов, ни глубоких выдохов. Вспомните, как дышит ребенок, когда спит. Это и есть реберное дыхание.


Поскольку сила звука и вообще способность внятно произносить что-то зависит от хорошего полноценного выдоха, реберного дыхания оказывается недостаточно, при работе по развитию речи обязательно уделяется внимание тренировке другого типа дыхания, которое сопровождается сильным полноценным выдохом.

Второй тип дыхания - нижнерёберное или диафрагмаль-ное. При диафрагмальном вдохе диафрагма выгибается и, напирая на брюшные мышцы, расширяет объем легких, впуская в них воздух, а при выдохе наоборот уплощается, надавливая на легкие, и заставляет воздух покинуть их. Помните, как мы переводим дух? Это и есть диафрагмальный вдох и выдох.

Обычный человек не замечает, как меняется его дыхание при произнесении слов, поскольку он с детских лет нормально мог регулировать свое дыхание. А вот ребенку с синдромом Дауна часто необходима специальная тренировка диафраг-мального выдоха и, соответственно, так называемого речевого дыхания.

Управлять движением диафрагмы легче всего в расслабленном положении тела, а тело расслабляется лучше всего, когда человек лежит. Первое время упражнения нужно проводить, лёжа на спине.

Вначале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Всё нацелено на то, чтобы научить ребенка управлять своим вдохом и выдохом. Суть в том, что нужно, чтобы ребенок почувствовал свое естественное дыхание при говорении - вдох носом, выдох ртом. Именно эти упражнения, тренирующие правильный речевой выдох, и надо усвоить нашим детям. Они сначала проводятся в положении лежа, затем, по прошествии времени и какого-то количества занятий, - сидя и стоя, а потом и в движении.

Ожидать от маленького ребенка, что он выполнит инструкцию типа: «Вдохни носом, выдыхай ртом» - не стоит, поэтому в этих упражнениях мы сможем опираться на подражательные


способности малыша. Важно показать ему, что надо сделать, причем показать очень наглядно, сохраняя при этом приветливость и помня о том, что дыхание можно только почувствовать! Будет лучше всего, если вы будете играть с ребенком, чтобы ему было интересно происходящее, а попутно давать точные и короткие комментарии.

«Животик дышит»

Начиная разучивать эту игру-упражнение, на первых порах, чтобы ребенок почувствовал вдох и выдох, рекомендуется положить его спиной к себе на грудь и зафиксировать его руки своими руками. При этом взрослому надо лечь на пол, а малыша положить себе на грудь и живот. Малыш, лежа на теле взрослого лицом вверх, практически копирует положение тела взрослого.

И. п. (исходное положение) - ребенок лежит на спине, взрослый сидит на полу рядом (в первое время ребенок лежит спиной на теле взрослого).

Положите одну руку ребенка на его грудь, другую - на его живот. Взрослый своими руками сверху мягко и ласково фиксирует руки ребенка в нужном положении. Медленно вдохнуть через нос так, чтобы, грудная клетка расширилась. На 1-2 секунды задержать воздух в лёгких. Потом сделать ощутимый выдох ртом. В идеале, брюшная стенка должна подтянуться, «животик проваливается внутрь». В конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая прерывистого дыхания.

«Ветерок»

И. п. - взрослый и ребенок сидят на детских стульчиках друг напротив друга или ребенок сидит на стульчике, а взрослый -на полу перед ним. Нужно сделать глубокий вдох через нос. На медленном выдохе губы сложить «трубочкой», при этом пальцем или всей ладонью быстро водить из стороны в сторону вдоль губ, не касаясь их пальцем или ладонью, а только пре-


рывая выдыхаемую воздушную струю так, чтобы получился звук ветра.

«Дуем на свечку»

И. п. - взрослый сидит на маленьком стульчике или на полу, ребенок стоит к нему лицом. Нужно сделать медленный вдох через нос и на медленном выдохе, сложив губы «трубочкой», дуть на свечу, лежащее на столе перышко или воздушный шарик. Голова при этом не наклоняется вперед. Шея не вытягивается. Пламя свечи должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем можно немного отодвинуть свечу и повторить упражнение; потом ещё больше увеличить расстояние и т.д. Постарайтесь обратить внимание ребенка, что, чем дальше от него расположена свеча, тем сильнее напрягается при выдохе его животик.

Для того чтобы ребенку было интересно заниматься дыхательными упражнениями, чтобы они стали увлекательной игрой, сделайте из тонкой бумаги птичек, бабочек, различные листочки, насекомых, снежинки (нарисуйте, вырежьте и прикрепите за ниточку к палочке) и дуйте на них. Детям очень нравиться выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку, опущенную в воду, на маленький комочек ваты, на пламя свечи, в дудочку, свисток, на ленточку, воздушные шары.

На листе бумаги нарисуйте сюжет сказки. К примеру, возьмите всем отлично известную сказку про Колобка. Нарисуйте лису на листе бумаги, а Колобка вырежьте из другого листа бумаги и на ниточке прикрепите к листу. Обыграйте этот сюжет. Посадите Колобка на нос лисе и сдувайте его поочередно с ребенком. Так же можно сдувать птичку с веточки, бабочку с цветочка, листочек с грибочка, тучку с солнышка, рыбку с волны и т.д.

Упражнения, направленные на развитие диафрагмального дыхания, постепенно формируют навык так называемого фонационного дыхания. Мало-помалу беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, когда ребенку стоит


предложить на выдохе произносить те или иные звуки. Напри
мер, вдох носом, после спокойно произносим один звук: [а],
два звука: [а____ о], [а____ у], выпуская воздух через рот.

В дальнейшем подобные упражнения постепенно усложняются. На одном выдохе нужно произнести 3-4 звука, слоги, сочетание слогов.

По мере закрепления навыка фонационного дыхания формируется и правильное речевое дыхание, которое, в свою очередь, обеспечивает нормальное звучание голоса.

Дыхательные упражнения проводятся как под музыку, так и без музыкального сопровождения, кроме того, они хорошо сочетаются с движением рук, туловища или головы. Например:

И. п. - стоим прямо, ноги на ширине плеч. На вдох - поднять руки, на выдохе - через стороны опустить руки.

И. п. - стоим прямо, руки опущены. На вдох - повернуть туловище налево, на выдохе - вернуться в исходное положение, вдох - поворот направо, выдох - в исходное положение.

И. п. - стоим прямо, руки опущены. На вдохе - наклонить голову к левому плечу, на выдохе - вернуться в исходное положение, то же самое проделать с наклоном к правому плечу.

Голос

Работа над силой и высотой голоса начинается с произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков.

Поскольку такие игры-упражнения можно проводить, только рассчитывая на то, что малыш будет подражать взрослому, взрослому следует располагаться так, чтобы его лицо находилось на одном уровне с лицом ребенка и тот хорошо видел его.

В работу по развитию дыхания включается речевой материал, произносимый на выдохе. Например, предложите ребенку подняться на носки, руки потянуть вверх - вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на пояс длительно, под счет, тя-


нуть сначала один-два гласных звука, затем три-четыре, а через некоторое время и гласные в сочетании с согласными, далее на выдохе произносить слова, фразы, предложения.

Возьмите мягкие игрушки, напишите на бумажках карточки (ди-ди, до-до, ду-ду, да-да) и прикрепите к игрушкам. На выдохе проговаривайте эти слоги (начните с двух, постепенно прибавляя количество слогов). Так можете отрабатывать различные слоги.

Чередуйте краткое и длительное произнесение слогов. На
пример, руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в ку
лаки. Сделать три резких удара кулачком о кулачок, произ
нести кратко: па по_ щ\ Руки положить на область диафрагмы,
сделать вдох носом, сказать на выдохе слитно и длительно:
па____ по_____ пу.

Повторить упражнение с другими слогами: пэ, пи.

Выполнять упражнения с усложнением: на выдохе погова
ривать два слога: папа____ попо___ пупу____ пипи.

Работа над высотой голоса начинается с различения отчетливо различающихся высоких и низких звуков. Например, мама-птица сидит на нижней веточке и поёт низким голосом «чик-чирик», а птенчики сидят высоко и поют высоким голосом «чик-чирик». Чтобы ребенок лучше смог понять и запомнить предлагаемые условия игры, чтобы ему легче было представить и запомнить образ мамы-птицы и маленьких птенчиков, найдите или нарисуйте подходящую картинку. Рассмотрите ее с ребенком, проиллюстрируйте эту картинку голосом соответствующей высоты, предложите то же самое сделать малышу, пусть он вслед за вами попробует спеть по-птичьи высоко и низко.

Другой вариант - медведь и зайчик. Возьмите игрушки: мишку и зайчика. Мишка идёт: «Э-э-э» (пойте низким голосом), зайчик скачет: «Э-э-э» (высоким голосом). Сопровождайте своё пение жестами. Показывайте рукой высоко - низко. Не забывайте приглашать ребенка сделать все это вместе с вами. Обязательно хвалите его за попытки повторить за вами звуки.


«Бубенчики»

Бубенчики звенят,

Приветствуют ребят.

Звучит со всех сторон:

Динь (высоко пропевайте), дон (низко).

«Эхо»

Дети сидят на стульчиках, взрослый - перед ними на полу. Взрослый проговаривает слова, складывая свои руки «рупором» у своего рта:

«Мы кричим в лесу: "А (высоким голосом) - у" (низким голо
сом)».
Затем детям предлагается вместе со взрослым прокри
ча






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.