Уровни развития психики в филогенезе — КиберПедия


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Уровни развития психики в филогенезе



 

Уровни развития психики   Основные параметры Результат психического отражения
  Характер связи с объектом Источник активности Необходимые условия психического отражения Внутренний Внешний  
Уровень недифференциро­ванной чувствительности Непосредственное воздействие биологически значимых свойств среды Первичное психическое «прарефлек-са» Сигнальный характер биологически значимых свойств среды Чувствитель-ность к биологически значимым свойствам среды Биологически значимые свойства среды
  Сенсорный уровень Непосредст-венное воздействие свойства объекта на нейрофизиоло­гический субстрат   Эмоциональ-ная составляющая ощущения   «Узнавание» на уровне врожденных «биологических смысловых связей»   «Отпечаток» свойства объекта в нейрофизиоло-гическом субстрате Собственно ощущение («чув­ственное представ­ление») биологиче­ски значимого свойства объекта
Перцептив-ный уровень Внимание в ситуативных звеньях инстинктивного поведения Эмоциональ-ная составляющая перцепта и су кцесси вно-ситуативного внимания   «Узнавание» на уровне врожден­ных «биологиче­ских смысловых связей»   Объектная фиксация Перцептив-ный образ («чув­ственное представ­ление») биологи­чески значимого объекта
Интуитивно-избирательный уровень   Предметное чувство, связанное с устойчивым надситуатип-ным мотивом   Эмоциональ-ная состав-ляющая предметного чувства и производных (ситуативных) эмоциональ-ных явлений Память, воображение, элементарные формы мышления     Рефлексия предметного чувства Субъективно- избирательноезнание биологически значимого объекта
Интуитивно-сущностный уровень   Сущностное предметное чувство (сущностный мотив) Эмоциональ-ная составляющая сущностного предметного чувства и производных (ситуатив-ных) эмоциональных явлений Память, воображение, мышление и речь Рефлексия сущностного предметного чувства Субъективно-сущностное знание жизненно значимого объекта
             

 

Мы проследили развитие психики от ее начальной, за­родышевой формы (нерасчлененной чувствительности) до психики человека, обладающего способностью познавать суть предметов и явлений, проникать в тайны мироздания. Какие важные для нас выводы можно сделать из рассмотрения филогенеза психического?

Прежде всего, отметим, что, зародившись как целост­ный функциональный орган, ориентирующий организм в среде при достижении предмета потребности (жизненно необходимых условий среды), психика на всех уровнях сво­его развития, включая уровень человека, остается в функ­циональном отношении единым целостным образовани­ем, выполняющим ту же задачу. Неизмеримо усложняются потребности и соответствующие им мотивы, психика диф­ференцируется на сложные, внешне независимые друг от друга системы, но суть остается той же: все эти сложные системы, функционируя как целостное психическое, на­правляют активность индивида, обеспечивая осуществле­ние его тоже неизмеримо усложнившейся жизни.



Другой важный вывод: филогенез психики представляет собой процесс закономерных преобразований, подчиняю­щийся диалектическому закону отрицания отрицания. Имея отправной точкой допсихическую форму отражения, свя­занную с непосредственным материальным взаимодействи­ем живых организмов со средой (ассимилятивные биохими­ческие процессы), психика в своем историческом развитии проходит ряд закономерных качественных изменений, дос­тигая на уровне человека тоже непосредственного, но про­тивоположного по содержанию отражения, основанного на духовном единении с предметом потребности.

Наконец, третий и самый важный вывод: филогенез психики показывает, что именно в психике человека явля­ется собственно человеческим, присущим только человеку. Напомним, что на каждом уровне развития психики она включает в себя все образования, свойственные предыду­щим уровням. Однако главным, определяющим является то, что свойственно данному уровню в качестве средства обеспечения жизнедеятельности. Для человека как вида этим главным являются сущностные для него связи с миром, посредством которых происходит духовное единение с пред­метом потребности и обретается знание его сути.



Именно благодаря развитию сущностных мотивов в ан­тропогенезе сформировалась система знаний и вместе с человек как вид, обладающий речемыслительным социо­генным сознанием. В связи с этим при рассмотрении онто­генеза психики мы будем уделять особое внимание факто­рам, влияющим на развитие сущностных сторон жизни че­ловека.

Глава 3. Мотивация






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.006 с.