На основе итоговой оценки (интеллектуального и речевого развития, особенностей поведения, характера, личностных качеств, интересов и способностей, состояния здоровья) комплектуются группы для занятий с учителем-логопедом.
Важно отметить, что уровень развития ребенка — это условный показатель, т. к. при благоприятных условиях коррекции ребенок дает значительную динамику в своем развитии и учителю-логопеду не следует ждать вторичного обследования, чтобы перевести ребенка в более сильную подгруппу.
Возможен и другой вариант: во время первичной диагностики ребенок дал хорошие показатели, а при прохождении нового материала испытывает трудности в усвоении. Необходимо выяснить причины. Вероятно, ребенку нужно создать более щадящие условия и повторное усвоение нового материала.
На основании Инструктивно-методического письма Министерства общего и профессионального образования РФ № 65/23-16 от 14.03.2000 г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» составляется Лист занятости.
В работе с детьми учитель-логопед использует подгрупповую и индивидуальную работу.
Подгрупповая работа предусматривает реализацию задач общеобразовательной и коррекционной программы.
Индивидуальная работа предусматривает работу учителя-логопеда по развитию речевых и неречевых функций, постановку звуков.
Таблица 1
Итоговая таблице по результата» обследования детей
Дата заполнения:«____ » _____ 200___г.
Фамилия ребенка
| Итоги обследования
| Результаты обследования
| Группа здоровья
| Медицинское обследование
|
Логопедическое
| Педагогическое
| Психологическое
|
Петров Коля
| с
| с
| с/з
| с
| II
| ММД
ЗРР с-м двигательной активности
|
Иванов
|
| з
| з
| к
| II
| Нарушение осанки
|
Сидорова Лена
| к/з
| з
| к
| к
| I
| Здорова
|
Условные обозначения:
с - синий кружок (низкий уровень),
з - зеленый кружок (средний уровень);
к – красный кружок (высокий уровень).
По результатам диагностики комплектуются подгруппы.
Таблица 2
Комплектование подгрупп на основе диагностики
Группа № 1
с (низкий уровень)
| Группа №2
з (средний уровень)
| Группа №3
к/з (пограничный уровень)
|
1. Петров Коля
| 1. Иванов Вася
| 1. Сидорова Лена
|
2.
| 2.
| 2.
|
3.
| 3.
|
|
Комментарий: В понедельник на подгрупповые занятия целесообразно брать детей с высоким уровнем развития, т. к. дети со средним и низким уровнем после выходных дней с трудом вводятся в учебно-воспитательный процесс. С ними учитель-логопед в понедельник планирует индивидуальную работу. Определяя временную нагрузку (от 20 до 30 мин) учитель-логопед учитывает данные диагностики, особенности физического, психического, неврологического состояния ребенка, характер его поведения, уровень сформированности учебных навыков. Во вторник и четверг учитель-логопед планирует подгруппо-вую работу с детьми среднего и низкого уровня, т. к. психологи считают, что самые продуктивные дни для учебной деятельности — это вторник, среда и гетверг. В пятницу не планируются подгрупповые занятия, а планируются только индивидуальные. Продолжительность индивидуальной работы — 15 мин на каждого ребенка.
Таблица 3
Лист занятости
Дата «__» ____________ 200 __ г.
№
п/п
| Фамилия, имя ребенка
| Подгрупповые занятия с детьми
| Кол-во часов в неделю
| Индивидуальная работа с детьми
| Кол-во часов в неделю
| Всего в неделю
|
Пн.
| Вт.
| Ср.
| Чт.
| Пн.
| Вт.
| Ср.
| Чт.
| Птн.
|
| Петров Коля
|
| 9.30-9.50
|
| 9.30-9.50
| 40 мин
| 9.15-9.30
|
| 9.15-9.30
|
| 9.15-9.30
| 45 мин
| 1 ч 25 мин
|
| Иванов Вася
|
| 9.00-9.25
|
| 9.00-9.25
| 50 мин
| 9.00-9.15
|
| 9.00-9.15
|
| 9.00-9.15
| 45 мин
|
|
| Сидорова Лена
| 9.00-9.30
|
| 9.00-9.30
|
| 1 ч
|
| 9.00-9.15
|
| 9.00-9.15
| 9.00-9.15
| 45 мин
|
|
Всего:
| 30 мин
| 45 мин
| 30 мин
| 45 мин
| 2 ч 30 мин
| 30 мин
| 15 мин
| 30 мин
| 15 мин
| 45 мин
| 2 ч 15 мин
| 4 ч 45 мин
|
Таблица 4
Содержание подгрупповых занятий
Группы
| Понедельник
| Вторник
| Среда
| Четверг
| Пятница
|
Низкий уровень (с)
|
| Лексическая тема «Осень»
|
| Знакомство с понятием «звук»
| Индивидуальная работа с каждым ребенком
|
Средний уровень (з)
|
| Лексическая тема «Осень»
|
| Знакомство с понятием «звук»
| Индивидуальная работа с каждым ребенком
|
Пограничный уровень (з/к)
| Лексическая тема «Осень»
|
| Знакомство с понятием «звук»
|
| Индивидуальная работа с каждым ребенком
|
Индивидуальная работа
В понедельник после подгруппового занятая на индивидуальную работу целесообразно брать детей с повышенной утомляемостью, двигательной расторможенностыо, с ограниченными речевыми возможностями (детей с низкими показателями). Интервал между работой с каждым ребенком 1—2 мин позволит сменить дидактический материал, продумать содержание индивидуальных заданий, направленных на развитие фонематических функций; тонкой моторики; речевых функций.
Дубликат Листа занятости учитель-логопед дает воспитателям, что позволит им планировать свою деятельность с детьми, своевременно напомнить ребенку о занятии с логопедом.
Такое планирование работы с детьми позволяет ежедневно охватывать их коррекционной работой, определить временную нагрузку на каждого ребенка в день, неделю. Из Листа занятости мы видим, что на подгрупповые занятия в неделю отводится 2 ч 30 мин, на индивидуальную - 2 ч 15 мин (время индивидуальной работы в таблице указано с учетом 3 детей; списочный состав детей в логопедической группе — 10—12 человек).
Примерно в среднем на индивидуальную работу уходит 14 ч 45 мин.
На основании Листа занятости составляется график работы учителя-логопеда с детьми.
В графике учитель-логопед указывает время индивидуальной и подгрупповой работы с детьми (в неделю). Также указывается время на организационную работу: смена дидактического материала; переход ребенка из кабинета в группу; проветривание кабинета.
Таблица 5