Развитие психофизиологических функций взрослых людей. Ред. Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова. — М., 1976.
Оснащение.Список из 12 слов, секундомер, карандаш, бумага.
Материалом для запоминания служат 12 слов:
Молоток
| Цех
|
Крик
| Мысль
|
Существо
| Мотор
|
Завод
| Речь
|
Песня
| Причина
|
Жизнь
| Звонок
|
(слова подбирались с учетом частоты их употребления в русском языке).
Инструкция испытуемому.Сейчас Вам будут названы 12 слов. Ваша задача запомнить их, а затем записать в любом порядке.
Исследователь зачитывает слова, время экспозиции 12 слов — 24 сек.
После окончания предъявления слов, испытуемый записывает их, а исследователь регистрирует время воспроизведения.
Обработка и интерпретация результатов.При обработке результатов учитывается количество воспроизведенных слов, количество допущенных ошибок, время воспроизведения. На первом этапе обработки рассчитываются точность памяти (b) и среднее время, затраченное на воспроизведение одного слова (t), при этом:
,
где с — количество правильно воспроизведенных слов; m — количество ошибочно воспроизведенных слов; n — количество пропущенных слов.
Затем находят B — шкальная оценка точности памяти b, получаемая по табл. 17. Т — шкальная оценка среднего времени t, получаемая по табл. 15.
Таблица 15. Соотношение среднего времени и Т баллов
Среднее время (с)
| Т (баллы)
|
< 3,4
|
|
3,4-11,4
|
|
11,4-17
| -1
|
>17
| -2
|
Интегральный показатель кратковременной вербальной памяти вычисляется по формуле:
А = В + Т
Определение объема кратковременной образной памяти
Оснащение.Карточка с изображенными на ней геометрическими фигурами (рис. 25), секундомер, бумага, карандаш.
Инструкция испытуемому.Сейчас Вам будут показаны 9 геометрических фигур по порядку и только один раз. Ваша задача запомнить их, а затем зарисовать.
Фигуры предъявляются последовательно, время экспозиции 9 фигур — 18 сек.
После окончания предъявления испытуемый рисует их в протоколе, исследователь регистрирует время воспроизведения.
Обработка и интерпретация результатов.При обработке результатов учитывается количество воспроизведенных фигур (с), количество ошибочно воспроизведенных фигур (m), количество пропущенных фигур (n); среднее время воспроизведения одной фигуры (t).

Рис. 25. Набор фигур для изучения кратковременной образной памяти.
На первом этапе обработки рассчитываются среднее время (t) и точность памяти (b):

Затем находят B — шкальная оценка точности памяти b, получаемая по табл. 17. Т — шкальная оценка среднего времени t, получаемая по табл. 15.
Таблица 17. Шкальные оценки кратковременной вербальной (KB) и кратковременной образной (КО) памяти
Оценка в баллах
| Точность памяти
|
KB
| КО
|
| —
| —
|
| —
|
|
| 90 и >
|
|
| —
| 88-99
|
| —
| 79-87
|
| 79-89
|
|
| 68-78
|
|
| —
| 67-76
|
| 63-67
| 57-66
|
| —
| 50-56
|
| 52-62
| 42-49
|
| 50-51
| 37-41
|
| —
| 30-36
|
| 42-49
| 21-29
|
| —
|
|
| 37-41
| 15-19
|
| 33-36
| 7-14
|
| —
| —
|
| 24-32
| —
|
| 10-23
| 0-6
|
Интегральный показатель кратковременной образной памяти вычисляется по формуле:
А = В + Т
Смысл перевода первичных оценок в шкальные заключается в том, чтобы получить возможность сопоставления индивидуальных данных с нормативной шкалой и определить уровень развития функции памяти в целом, определив соотношение вербальной и образной памяти.
Внимание
Внимание определяет направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение. Все перечисленные характеристики внимания представляют функциональное единство. Но для целей экспериментального изучения прибегают к их раздельному рассмотрению.
Наиболее распространенную группу лабораторных методов изучения внимания составляют бланковые методы, объединенные общим названием «корректурные пробы». Корректурные пробы могут состоять из разного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур, текстов. Задача испытуемого заключается в обнаружении среди других стимулов заданного и в фиксировании его на бланке тем или иным способом.