Ознакомление с основными органами и движениями артикуляционного аппарата — КиберПедия


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Ознакомление с основными органами и движениями артикуляционного аппарата



(проводится как целое занятие)

Тема. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями.

Цель. Вспомнить с детьми основные органы артикуляционного аппарата (рот, губы, язык, нёбо, зубы, кончик языка) и основные движения языка (поднимать вверх, опускать вниз; делать движения в стороны, к углам рта; делать язык широким, тонким). Ознакомить детей с верхними и нижними губами и зубами, со спинкой языка, научить делать язык попеременно то широким, то узким.

Предшествующая работа. Проводили занятия по звукопроизношению во второй младшей и средней группах.

Подготовительная работа. Продумать форму преподнесения материала и вопросы к детям.

Краткое описание.

Дети сидят полукругом. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «Дети, посмотрите все внимательно на меня. Что это у меня? (Показывает на рот.) Правильно, рот. А вы знаете, что наш рот похож на домик? Вспомните, кто живет в этом домике. Правильно, язык. В каждом домике есть дверца. И у этого домика, где живет язычок, тоже есть дверца, и даже не одна. Первая дверца — губы, вторая дверца — зубы. И потолок в этом домике тоже есть. Как он называется? Правильно, нёбо. Когда мы молчим, обе дверцы в домике закрыты и язычка не видно. Закройте все рты и посмотрите друг на друга.

Надоело Язычку сидеть в темном домике. Он захотел выйти погулять. Высунул сначала кончик — посмотрел, какая погода на улице. Давайте все так сделаем. Хорошая погода, солнышко светит, можно выходить на улицу. Вышел Язычок на улицу и стал греть спинку. Давайте все так сделаем. (Проверяет выполнение по подгруппам.) Вот какой широкий Язычок, посмотрите друг на друга. Вдруг подул сильный ветер. Язычок съежился и стал узенький, а потом совсем в домик спрятался и лег спать. (Проверяет по подгруппам, как дети выполняют упражнение.)

Выспался Язычок, решил зарядку сделать. Стал подниматься наверх (за верхние зубы), потом опускаться вниз (за нижние зубы). (Проверяет, как получается упражнение у каждого ребенка.) Сначала делал медленно, потом стал прыгать быстро-быстро, до самого потолка. Попрыгал и погладил потолок кончиком. (Проверяет выполнение по подгруппам.) Сделал Язычок зарядку и решил снова выйти на улицу. Вышел, сидит на крылечке. (Кладет широкий кончик языка на нижнюю губу, следит, чтобы дети при этом не подворачивали нижнюю губу, не натягивали ее на нижние зубы.) Скучно одному сидеть, не с кем поиграть. Посмотрел Язычок направо: нет ли ребяток,— нет; посмотрел налево — нет. Стал Язычок бегать вокруг, искать ребяток. (Делает круговые движения языком.) Нашел — обрадовался и запрыгал, защелкал от радости. (Щелкает кончиком языка, присасывая его к нёбу. Проверяет выполнение по подгруппам.)



Погулял Язычок, опять пошел домой и закрыл обе дверцы. Дверцы у него не простые, а из двух половинок. Первая дверца — губы. Вот верхняя, а вот нижняя. (Показывает.) Губы тоже умеют многое делать. Вот им стало весело, и они улыбнулись. Давайте все улыбнемся. Потом они на что-то рассердились и вытянулись в трубочку. (Проверяет выполнение по подгруппам.) Потом губы приоткрылись и показали вторую дверцу — зубы. Вот верхние зубы, а вот нижние. (Показывает.) Закроем все дверцы, Язычок устал и хочет отдохнуть.

Еще, дети, у нас с вами есть Голосок! Он тоже живет в домике. Только у него свой домик, там, где шея. (Показывает.) Иногда Голосок спит и тихонько по-разному посапывает, его и не слышно. (Произносит звук с, а затем звук ф, вслед за ним дети произносят звуки с и ф. Приложив тыльную сторону руки к шее спереди, они проверяют, спит голосок или нет.)

А когда Голосок проснется, он песни поет, да так громко, что стенки домика начинают дрожать. (Дети произносят звуки з, в и, приложив тыльную сторону руки к шее спереди, проверяют, поет голосок или нет. Так произносят, чередуя по 2—3 раза, звуки с — з или ф — в и определяют, спит Голосок или песни поет.) Вот, дети, как много мы сегодня узнали!» (Кратко перечисляет, что узнали на занятии.)

Методуказания. Следить за выполнением движений каждым ребенком. Отмечать, кто не справляется с заданием и нуждается в дополнительных индивидуальных занятиях.

Звук j.

Описание правильной артикуляции

Звук j (йот) относится к сонорным согласным, занимающим особое положение в системе звуков русского языка: он характеризуется почти полным отсутствием шума и с этой стороны сближается с гласными, но отличается от последних наличием преграды в ротовой полости.

Артикуляция звука j почти такая же как и и. Но j произносится с более сильной струей выдыхаемого воздуха и при большем подъеме средней части спинки языка к твердому нёбу.

При произнесении j:

а) губы приближены к зубам;

б) зубы сближены;

в) кончик языка находится за нижними резцами; боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам; средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу и об разует с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;



г) мягкое нёбо поднято к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

д) голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос (см. рис. на заднем форзаце).

Звук j имеет двоякое обозначение: в одних случаях он обозначается буквой й, в других — в сочетании со следующим за ним гласным — буквами я, е, ё, ю.

Если звук j стоит в конце слога после гласного звука, он обозначается самостоятельной буквой й (мой, дай, танцуй, тройка).

Если j стоит перед гласным звуком, то вместе со следующим гласным он обозначается одной буквой: jа — я (]ама — яма); ]э — е (]эл — ел); ]о — ё (]ожик — ёжик); ]у — ю (]ула — юла).

(Надо помнить, что эти же буквы — я, ё, ю, е — могут выполнять следующую функцию: служить для обозначения мягкости предшествующих согласных и в то же время обозначать гласные а, о, у, э: мяч, мёд, люк, мех.)

Важно, чтобы уже в детском саду дети научились правильно, четко произносить звук j и не заменяли его другим звуком, например звуком л' в тех случаях, когда вместо я может слышаться ля: яблоко — ляблоко; вместо е — ле: ели — лели; вместо ю — лю: юла — люла; вместо ё — лё: ёжик — лёжик.

Звук j в конце слога

(проводится как целое занятие)

Тема. Уточнение произношения звука j в речи.

Цель. Добиваться четкого правильного произношения слогов, слов, фраз со звуком j.

Предшествующая работа. В предыдущих группах проводилась отработка звука и, вырабатывался подъем средней части спинки языка.

Подготовительная работа. Приготовить игрушечного мишку и картинки, в названии которых звук j стоит в конце слога: майка, лейка, Незнайка, чайка, зайка, чайник, сарай, трамвай, воробей, муравей, попугай, чай.

Краткое описание

Воспитатель показывает детям мишку и говорит: «Посмотрите, дети, какой большой мишка. Какой большой — ой, ой, ой! (Дети все вместе повторяют: «ой, ой, ой!») Посмотрите, дети, какие у мишки грязные лапы. Аи, аи, аи! (Дети повторяют: «аи, аи, аи!») Поможем мишке вытереть лапы...

Мишка принес нам интересные картинки. Я вам их покажу, а вы должны хорошо, правильно назвать их. (Воспитатель показывает картинки, а дети называют их, потом составляют предложения по этим картинкам.)

У мишки есть товарищ — зайка. Мы выучим про зайку стихотворение»:

Поиграй-ка, зайка,

Не могу! Больной.

Поиграй со мной!

Ой-ой-ой!

Отвечает зайка:

Бедный!

Методические указания. Следить, чтобы дети четко произносили звук j в звукоподражаниях и словах, обращать внимание на правильное словесное ударение.

Стихи, потешки для закрепления произношения звука j в конце слога

Белый листик с цифрой красной!

Это значит — выходной!

Это солнечный и ясный

Холода не бойся,

Майский день весной.

Сам по пояс мойся.

Скачет зайка маленький

Пахнет хвоей да смолой

Около завалинки.

Старый лес дремучий,

Быстро скачет зайка

Колокольчик удалой

Ты его поймай-ка!

Свесился над кручей

Мой конь исцарапан,

Хорошо у нас весной!

Мой конь без ноги..

Можно бегать в майке,

Пожалуйста, папа,

Можно вечером домой

Коню помоги.

Гнать гусей с лужайки

Кто чей?

Чей ты, чей,

лесной ручей?

Зеленейся,зеленейся,

Ничей!

Наш зеленый сад.

—Но откуда ж ты,

Расцветайте, расцветайте,

Наши алые цветочки

Из ключей

Поспевайте, поспевайте,

Ну, а чьи же

Вкусны ягоды, скорейте ключи?

Ничьи!

Чья березка

у ручья?

Кто в лесу зимой холодной

Ничья!

Ходит злой, голодный? (Волк)

А ты, девочка,

лапушка?

—Я мамина, папина

и бабушкина!

Конь стальной,

Хвост льняной (Иголка с ниткой )

Падай, падай, падай, снег,

Радуй, радуй, радуй всех!






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.