Как мы уже выяснили, нормируемые рекламные расходы признаются в отчетном (налоговом) периоде в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (пп. 20 п. 1 ст. 346.16, абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Как указывает Минфин России в Письме от 11.02.2015 N 03-11-06/2/5832, ссылаясь, в частности, на п. 1 ст. 346.15 и п. 1 ст. 346.17 НК РФ, при расчете этого норматива налогоплательщик в составе доходов от реализации учитывает в том числе суммы предварительной оплаты (авансы), полученные им в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Если же в следующем году он вернет полученный от покупателя (заказчика) аванс, то в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ он уменьшит доходы периода, в котором произведен возврат, на возвращенную сумму. Соответственно, в данном случае перерасчет размера норматива, используемого для нормируемых рекламных расходов, за прошлый год производить не следует. При этом в налоговом периоде, в котором возвращен аванс, норматив составит 1% суммы дохода от реализации, уменьшенного на сумму возвращенного аванса.
Заметим, что при определении налоговой базы по "упрощенному" налогу за отчетные (налоговый) периоды доходы и расходы определяются нарастающим итогом (п. 5 ст. 346.18 НК РФ).
По этой причине по мере увеличения в течение налогового периода объема выручки меняется и зависящий от него предельный размер нормируемых рекламных расходов, который может признаваться в целях налогообложения.
Следовательно, сверхнормативные рекламные расходы, которые не были учтены вами при исчислении "упрощенного" налога в одном отчетном периоде, могут быть учтены в последующих отчетных периодах данного календарного года. На следующий налоговый период расходы на рекламу не переносятся.
ПРИМЕР
Признания нормируемых рекламных расходов в целях налогообложения
Ситуация
По итогам I квартала организация "Альфа" понесла затраты на рекламу нового журнала, распространив бесплатно весь тираж. Затраты на его издание составили 70 000 руб. (без НДС), на распространение - 8000 руб. (без НДС).
Данные расходы в общей сумме 78 000 руб. (70 000 руб. + 8000 руб.) являются нормируемыми (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Иных расходов на рекламу у организации "Альфа" в текущем году не было.
Необходимо определить, в каком размере организация "Альфа" вправе учесть данные расходы.
Решение
Чтобы правильно списать такие затраты при исчислении "упрощенного" налога, надо рассчитать предельный размер нормируемых расходов на рекламу (см. таблицу).
Отчетный период
| Сумма выручки, руб.
| Предельная величина рекламных расходов, учитываемых при исчислении налога, руб.
| Сумма рекламных расходов, признанная в отчетном (налоговом) периоде в целях налогообложения, руб.
| Сумма рекламных расходов, оставшаяся неучтенной по итогам отчетного (налогового) периода, руб.
|
I квартал
| 500 000
| 5000
(500 000 x 1%)
| 5000
| 73 000
(78 000 - 5000)
|
Полугодие
| 1 200 000
| 12 000
(1 200 000 x 1%)
| 12 000
| 66 000
(78 000 - 12 000)
|
9 месяцев
| 2 000 000
| 20 000
(2 000 000 x 1%)
| 20 000
| 58 000
(78 000 - 20 000)
|
Год
| 5 000 000
| 50 000
(5 000 000 x 1%)
| 50 000
| 28 000
(78 000 - 50 000)
|
Итак, в текущем году организация "Альфа" при исчислении налога сможет учесть в расходах только 50 000 руб., потраченных на рекламу нового журнала. Остальная часть затрат в сумме 28 000 руб. останется неучтенной, поскольку является "сверхнормативным" расходом. Перенести ее на расходы следующего года нельзя.
В Книге учета доходов и расходов бухгалтер организации "Альфа" отразит расходы на рекламу в графе 5 "Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" разд. I "Доходы и расходы".
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки.
Содержание операций
| Дебет
| Кредит
| Сумма, руб.
| Первичный документ
|
Отражены расходы, связанные с изготовлением тиража нового печатного издания
| 20
| 02,
10,
60,
70,
69
и др.
| 70 000
| Требование-накладная,
Акт приемки-сдачи выполненных работ,
Расчетно-платежная ведомость,
Бухгалтерская справка-расчет
|
Оприходован отпечатанный тираж журнала
| 43
| 20
| 70 000
| Накладная на отпуск готовой продукции в места хранения
|
Отражена стоимость услуг по распространению тиража
| 44
| 60
| 8000
| Акт приемки-сдачи оказанных услуг
|
Стоимость изготовления тиража, распространенного бесплатно в рекламных целях, отражена в составе расходов на продажу
| 44
| 43
| 70 000
| Накладная,
Бухгалтерская справка
|
Списаны расходы на продажу
| 90-2
| 44
| 78 000
| Бухгалтерская справка-расчет
|
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСХОДОВ
НА НАРУЖНУЮ РЕКЛАМУ ПРИ УСН
Как известно, затраты на световую и иную наружную рекламу (в том числе на изготовление рекламных стендов и щитов) включаются в расходы на рекламу в полном объеме. Ведь они являются ненормируемыми (пп. 20 п. 1 ст. 346.16, абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ).
И здесь важно не ошибиться с тем, какая реклама является наружной. Обратимся к п. 1 ст. 19 Закона о рекламе. В нем сказано, что к наружной относится реклама, которая распространяется с использованием рекламных конструкций в виде:
- щитов;
- стендов;
- строительных сеток;
- перетяжек;
- электронных табло;
- проекционного и иного оборудования, которое предназначено для проекции рекламы на любые поверхности;
- воздушных шаров;
- аэростатов;
- иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Например, не признается наружной реклама на транспорте (ст. 20 Закона о рекламе). Она классифицируется как иные виды рекламы на основании абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ. А значит, расходы на нее являются нормируемыми.
Добавим, что наиболее распространенными расходами, связанными с размещением наружной рекламы, являются следующие затраты:
- на создание рекламного материала (изображения, звукового ряда, рекламного слогана и т.д.);
- приобретение (создание, сооружение) или аренду рекламной конструкции;
- оплату услуг третьих лиц по размещению рекламы;
- внесение платы за право на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и т.д.
Рассмотрим те из них, которые вызывают больше всего вопросов у плательщиков "упрощенного" налога.