ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том




«Текст»


2 занятие


 


           
   
 
   
 
 


же. Предложения в тексте как бы держатся за руки — рас­положены в определенном порядке. Каждое очередное пред­ложение добавляет что-то новое к тому, о чем мы узнали из предыдущего. Если этот порядок нарушить, текст «рассы­плется», получится бессмыслица. Все вместе предложения текста помогают понять, о чем хотел сказать автор.

Итог занятия

— Что называется текстом?

— Что такое тема текста?

Текст. Основная мысль текста. • формировать умения определять тему текста, определять и формулировать основную мысль текста, определять диалогическую, монологиче­ скую речь; • обобщать знания о грибах; • развивать умение подбирать слова по данному последнему слогу. загадки, тексты, запись на доске.

ТЕМА.

ЦЕЛИ:

ХОД ЗАНЯТИИ: 1. Организационный момент Игра «Слоговой аукцион. Кто больше?» Слушай и запоминай, И красиво называй; Все слова со слогом СА: Полоса, коса, оса. Все слова со слогом СЫ: Косы, бусы и весы.

ОБОРУДОВАНИЕ:


— Кто больше придумает слов, заканчивающихся на слог
СОК:

Слушай и запоминай, И красиво называй; Все слова со слогом СОК: Лесок, носок, песок, кусок...

Беседа-повторение

— Отгадайте загадки и определите, для какого вида речи
необходимы эти предметы.

Поле белое, овцы черные.

(Бумага, буквы письменная речь.)

Стальной конек по белому полю бегает, За собой черные следы оставляет.

(Ручка письменная речь.) Без языка живет.

Не есть и не пьет. .

А говорит и поет.

(Радиоустная речь.)

Белый камешек растаял, На доске следы оставил. (Мел письменная речь.)

Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам, На одном таком листе Много разных новостей.

(Газета письменная речь.)

Через поле и лесок Раздается голосок. Он бежит по проводам. Скажешь здесь, а слышно там.

(Телефон устная речь?)

— Чем отличается устная речь от письменной?

— Как вы думаете, какой вид речи появился раньше?

— Из чего состоит речь?

— Что называется текстом?

— Что такое тема текста?


«Текст»

3. Диалог. Монолог. Стихотворный текст. Тема текста

На доске:

Сыроежка с белой ножкой

Притаилась у дорожки,

Опустила шляпку вниз, !

Мол, попробуй, приглядись.

А заметишь — поспеши

И в корзинку положи.

Послушайте стихотворение. (Учитель-логопед читает
выразительно.)

Прочитайте стихотворение выразительно.

Что значит притаилась? (Спряталась.)

Можно ли назвать прочитанное текстом? Докажите. (Во
всех предложениях сообщается о сыроежке. Предложения
связаны по смыслу, на одну тему.)



Какой это текст: монолог или диалог? Почему? (Моно­
лог
речь одного лица.)

О чем это стихотворение? Какова его тема?

На доске:

ЛЮБОПЫТНЫЙ СУСЛИК

Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей Норки:

— Где вы были?

— У Лисички!

Чтовы ели там?

— Лисички!

(Я. Козловский)

Послушайте стихотворение. (Учитель-логопед читает
выразительно.)

Что я прочитала? (Текст.) Объясните свой ответ. (Пред­
ложения связаны по смыслу, на одну тему.)

О чем это стихотворение? Какова его тема?

Какой это текст: монолог или диалог? Почему? (Диа­
лог
это речь двух или нескольких лиц.)

Назовите слова, которые употреблены в переносном зна­
чении. Что они означают?

Перечислите участников беседы. (Суслик. Норка.)


т


2 занятие

— Разыграйте сценку, используя этот диалог. (Вырази­
тельное чтение по ролям.)

5. Запись числа, темы занятия

6. Текст. Признаки текста. Тема. Основная мысль текста

— Послушайте. (Учитель-логопед читает текст.)

Осенью мы ходили в лес за грибами. Крепкие рыжики спрятались под сухими листьями. А вот на старом пне большая семья опят. Подберезовик, на длинной ножке под березкой. И только мухомор не прячется: стоит на самом видном месте.

Что я прочитала? (Текст. Рассказ.)

Докажите. (Во всех предложениях сообщается о грибах.
Предложения связаны по смыслу, на одну тему.)

О чем этот рассказ? Какова тема текста? (Это рассказ о
грибах, которые растут в лесу.)

Озаглавьте текст. (Грибы)

«В каждомпараграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе —

Ты только вдумайся,

Только всмотрись —

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой —

Ты только вдумайся,

Только всмотрись —

Откроется самая главная мысль».

(Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика».)



Ребята, о грибах можно рассказать разное: как они вы­
глядят, где растут, что можно из них приготовить и многое
другое. А что я выбрала для своего рассказа? (Где растет
каждый из грибов).

Это и есть основная мысль текста.

 

Какие грибы спрятались под сухими листьями? (Ры­
жики.)

Какие грибы выросли на старом пне? (Опята.)

А какой гриб вырастает под березами? (Подберезовик.)


«Текст»


2 занятие


 


Какой гриб не прячется, стоит на самом видном месте?
(Мухомор.)

— Определите основную мысль этого текста. (Где растут
грибы.)

— Запишите определение в тетрадь (орфографическая дик­
товка учителя-логопеда.)






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.025 с.