Слуховое восприятие и понимание причинно-следственных отношений в сложноподчиненных предложениях — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Слуховое восприятие и понимание причинно-следственных отношений в сложноподчиненных предложениях



— Послушайте предложения. Повторите правильное пред­ложение. Объясните свой выбор, укажите причину и след­ствие.

Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце.

У Кати был день рожденья, потому что ей подарили куклу. Кате подарили куклу, потому что у нее был день рожденья.

Грачи прилетели, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что прилетели грачи.

Ребята пошли купаться, потому что был жаркий день. Был жаркий день, потому что ребята пошли купаться.

Костер погас, потому что стало холодно. Стало холодно, потому что погас костер.

Птица кричит «ку-ку», потому что ее назвали кукушкой. Птицу назвали кукушкой, потому что она кричит «ку-ку».

— Послушайте предложение. Исправьте ошибки в предло­
жениях.

— Повторите правильное предложение.

Шел дождь, потому что я взяла зонтик. Цветы не поливали, потому что они засохли. Солнышко прячется, потому что ночью темно. Петя испачкался, потому что его поругала мама. Солнце пригревает, потому что стал таять снег. Река замерзла, потому что дети взяли коньки. . . ,

Синтезирование сложноподчиненных предложений

— В каждом словосочетании есть главное и зависимое сло­во. Какое слово словосочетания называется главным? Какое слово словосочетания называется зависимым?


«Предложение»


С


13 занятие


 


На доске:

«нет время» — «нет времени»

«прийти со школы» — «прийти из школы»

«просить совет» — «просить совета»

— Прочитайте словосочетания. Выберите правильное.
Объясните свой выбор.

— Запишите словосочетания. Обозначьте главное слово
«крестиком» (х), поставьте вопрос к зависимому слову.

— Вот так же могут быть связаны между собой части слож­
ного предложения: одна часть — главная, другая — прида­
точная зависимая, которая отвечает на вопрос, поставленный
от главной части).

— Послушайте.

Петуха спросили дети:

— Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:

— Хорошо умею петь я.

(И. Коньков)

— Закончите мое предложение:
Меня зовут Петей, потому что

— Найдите главную и придаточную части предложения.
(По ходу разбора предложения учитель-логопед составляет
схему предложения на доске.)

— Прочитайте главную часть предложения. Обозначим
главную часть предложения «крестиком» (х). Поставьте во­
прос к придаточной части.

— Прочитайте придаточную часть сложного предложения.

почему? , потому что
X

Схема предложения:

На улице идет дождь. Скоро будет интересная передача. Ко мне пришли гости.

На доске:



Я не пойду гулять.

— Какие предложения записаны на доске? Докажите.

— Составьте из двух простых предложений сложное пред­
ложение, используя союз потому что.


— Выразительно прочитайте.

— Как называется такое предложение? Объясните свой ответ.
Запись предложения (орфографическая диктовка, уточ­
нить постановку знака препинания).

— Прочитайте главную часть сложного предложения.

— Подчеркните подлежащее и сказуемое. (Коллективное
обозначение главной части предложения на схеме.)

— Прочитайте придаточную часть сложного предложе­
ния. Подчеркните грамматическую основу.

— Какой союз соединяет простые предложения? Обозна­
чим союз и придаточную часть предложения на схеме. Отме­
тим главное предложение, запишем вопрос.

почему_? ^.—■--------------------------------------- —■ , потому что

Схема предложения:

— Выразительно прочитайте второе составленное предло­
жение.

Запись предложения (орфографическая диктовка, уточ­нить постановку знака препинания).

— Обозначьте грамматические основы, запишите схему
сложного предложения. Обозначьте главное предложение, за­
пишите вопрос.

— Выразительно прочитайте третье составленное предло­
жение.

Запись предложения (орфографическая диктовка, уточ­нить постановку знака препинания).

— Обозначьте грамматические основы, запишите схему
сложного предложения. Обозначьте главное предложение, за­
пишите вопрос.

Физкультминутка

Мы играем на гармошке. Громко хлопаем в ладошки. Головой слегка качаем. Руки кверху поднимаем. Мы в ладоши хлоп, хлоп, А ногами топ, топ. Вниз ладошки опускаем, Отдыхаем, отдыхаем.


«Предложение»


13 занятие


 


— Сядет тот, кто правильно ответит: Что я сделал раньше!

Я позавтракал после того, как нарубил дрова.

Я поздоровался прежде, чем начать разговор.

Я много тренировался, прежде чем выступил на соревнованиях.

Я выпил чаю после того, как пришел с улицы.



Прежде чем пойти в школу, я позавтракал.

Я пошел в кино после того, как прочитал книгу.

6. Творческая работа. Конструирование сложноподчиненных пред­
ложений. Составление схем сложноподчиненных предложений

— Прочитайте главное предложение, закончите высказы­вание.

Составление и запись предложений (орфографическая дик­товка, уточнить постановку знака препинания). Обозначение грамматических основ, составление схемы сложного предло­жения, обозначение главного предложения, вопроса к прида­точному с помощью учителя.

Вчера я промочил ноги, потому что.

Я не пойду на день рождения к Маше, потому что..

Маме надо помогать, потому что.....

7. Устное конструирование сложноподчиненных предложений
по данному главному предложению

Знаете ли вы народные приметы? Закончите предложение.

Если ласточки летают низко, то.... (скоро будет дождь).

Если на лужах расходятся круги, то...... (дождь будет продолжаться долю).

Если осень стоит ненастная, то.. (будет дождливая весна).

Если муравьи прячутся в гнезда, то. (скоро будет гроза).

Если зацвела черемуха, то. (похолодает)

Если дым костра стелется низко над землей, то.... (будет ненастный

день).

Какие приметы природных явлений вы знаете?
8. Итог занятия

— Какое предложение называется сложным?

— Сколько грамматических основ в сложном предложении?

— Какое задание было самым интересным?


МАТЕРИАЛ ДМ ЗАКРЕПЛЕНИЯ.

Синтезирование сложноподчиненных предложений из простых предложений. Работа по образцу.

1. Составь из двух предложений одно с помощью слова по­
этому.
Не забудь поставить запятую перед словом поэтому.
Запиши схему сложного предложения.

Образец:

Папа любит хоккей. Мы часто бываем на хоккейных матчах. Папа любит хоккей, поэтому мы часто бываем на хоккейных матчах.

Погода испортилась. Аэропорт пришлось закрыть.

У нас свой огород. Мы не покупаем овощи в магазине.

На улице потеплело. Люди ходят без пальто.

Автобус отходит точно по расписанию. Я должен поторопиться.

Сумерки все сгущались. Предметы теряли свои контуры.

2. Составь из двух предложений одно с помощью союза
потому что. Не забудь поставить запятую перед союзом по­
тому что.
Запиши схему сложного предложения. Обозначь
главное предложение, вопрос.

Образец:






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.018 с.