Воспитание морально-волевой устойчивости в ходе — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Воспитание морально-волевой устойчивости в ходе

2017-05-20 520
Воспитание морально-волевой устойчивости в ходе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

повседневных занятий по воздушно-десантной подготовке

Вся система мероприятий, рассчитанная на всестороннее изуче­ние и развитие морально-волевых качеств у десантника, не может быть решена разом. Это продолжительный и кропотливый труд ко­мандира-воспитателя, специалиста воздушно-десантной службы и врача в процессе всей динамики обучения десантному мастерству.

Например, самообладание, уверенность у воинов-парашютистов следует воспитывать и формировать уже непосредственно в процессе изучения с ними материальной части парашютов, то есть буквально с первого занятия. Именно на первых занятиях командир должен стремиться убедить каждого десантника в том, что людские десантные парашюты при правильной их эксплуатации в работе безотказны. Необходимо, чтобы в ходе таких занятий каждый десантник лично глубоко и основательно узнал и понял назначение и устройство каж­дой части, осмыслил принцип их работы в процессе раскрытия парашюта в воздухе, ибо осмысливание — это основное звено в про­цессе овладения знаниями.

Пожалуй, одной из причин страха воина перед прыжком является его сомнение в прочности и безотказности частей парашюта при рас­крытии. И действительно, если десантник материальную часть усвоил нетвердо, не знает взаимодействия частей и процесса раскрытия па­рашюта, то у него перед прыжком может появиться чувство страха. Поэтому отличное знание материальной части парашюта, глубокое понимание назначения и взаимодействия его частей имеют для де­сантника большое значение.

Для более успешного решения учебных задач следует умело применять наиболее рациональные и эффективные методы изложения учебного материала. Например, хорошо зарекомендовал себя метод изучения материальной части людских десантных парашютов по процессу их раскрытия.

При изучении каждой части парашюта необходимо добиваться не только глубоких знаний ее назначения и устройства, но и постоянно подчеркивать ее надежность и запас прочности. Например, следует указывать, что каждая отдельно взятая стропа основного ку­пола может выдержать нагрузку на прочность 150 кгс, а затем тут же предложить обучаемым самим подсчитать запас прочности всех строп изучаемого парашюта. Или, например, изучая устройство подвесной системы, командир должен обратить внимание обучаемых на то, что запас прочности каждой ленты 1600 кгс, а главный обхват подвес­ной системы сшит из ленты в два сложения, следовательно, проч­ность его более трех тонн.

Следует особое внимание уделять изучению процесса раскрытия парашюта и добиваться глубокого понимания обучаемыми этого вопроса. Командир постоянно должен подчеркивать невозможность задержки в раскрытии парашюта на любом этапе его работы. Например, камера стабилизирующей системы парашюта Д-6 серии 4 не может задержать процесса раскрытия парашюта, так как её карабин зацеплен за бортовой трос или удлинитель в самолете. Стабилизирующая система не может не вступить в работу, ибо карманы её вытяжного устройства и перья стабилизатора устроены так, что обеспечивают его безотказное наполнение встречным потоком воздуха. Двухконусный замок не может задержать раскрытия основного ку­пола парашюта в силу того, что его раскрытие осуществляется лично самим парашютистом через звено ручного раскрытия. Для выдергивания его нужно приложить усилие не более 16 кгс, при этом надежность раскрытия замка еще страхуется парашютным прибором, сила пружин которого почти в два раза превышает усилие, применяемое для раскрытия двухконусного замка ручным способом.

Необходимо обращать внимание обучаемых и на особенности отдельных частей и деталей парашюта.

Например, если карабин камеры стабилизирующей системы па­рашюта Д-6 серии 4 по вине десантника не будет зацеплен за удлинитель или за бортовой трос в самолете, то стабилизирующая система не вступит в работу. Чтобы на практике такой случай не произошел, на каждую корабельную группу парашю­тистов назначается ответственное лицо – выпускающий, который обязан лично каждому парашютисту зацепить карабин камеры стабилизирующей системы за удлинитель в самолете.

Или, например, чтобы прекратить стабилизированное снижение (скорость которого достигает 30 – 40 м/с), каждому десантнику необхо­димо выдернуть звено ручного раскрытия. Если же парашютист почему-либо не сделает этого, то двухконусный замок на ранце парашюта не будет раскрыт и, как следствие, основной купол не иступит в ра­боту. Чтобы этого не произошло, на ранец основного парашюта и устанавливают парашютный прибор, который автоматически раскрывает двухконусный замок через три секунды после того, как парашютист покинул самолет.

Следует подчеркнуть, что парашютный прибор авто­матически срабатывает только при условии, если карабин камеры стабилизирующей системы будет зацеплен за удлинитель в самолете, то есть если стабилизирующая система будет вве­дена в работу; при своем раскрытии она включает в работу парашютный прибор.

Эту взаимосвязь в работе частей парашюта при раскрытии в воздухе и следует доказательно продемонстрировать обучаемым в процессе изучения материальной части на уложенном парашюте способом практического раскрытия по ходу объяснения назначения его частей. Дополнительно по ходу изложения учебного материала можно про­демонстрировать учебную киноленту, где более наглядно и убеди­тельно может быть показан процесс раскрытия и взаимодействия ча­стей парашюта.

Только при таком детальном изучении назначения и устройства каждой части парашюта и можно будет сформировать у обучаемых уверенность в безотказности десантного парашюта до того, как десантники совершат первый прыжок с парашютом из самолета.

Другим ответственным этапом подготовки воина-парашютиста является укладка парашюта.

Этот этап подготовки десантников возможен только после того, как обучаемые получат достаточно твердые и глубокие знания по ма­териальной части десантного парашюта.

Каждый обучаемый непременно должен научиться самостоятельно укладывать основной и запасной парашюты.

В процессе укладки парашютов у обучаемых должны постепенно вырабатываться достаточно устойчивые умения и навыки. Каждый выполненный этап укладки обязательно должен контролироваться и оцениваться в ходе проверки командиром подразделения и спе­циалистом воздушно-десантной службы. В факте практического контроля этапов укладки следует усматривать истоки для конкрет­ной морально-психологической работы с обучаемыми, так как в ходе проверки каждого этапа укладки специалистом у обучаемых будет рождаться вера в свои навыки и постепенно будет исчезать неуве­ренность, а главное, вместе с этим будут исключены и те ошибки, ко­торые на первых порах обучаемые могут допускать в процессе укладки парашюта. В ходе проверки этапов укладки командир должен про­явить максимум педагогического такта, определенную сдержанность в своем поведении. Ни в коем случае не нужно делать упреков и за­мечаний вскользь, мимоходом, ибо такого рода замечания будут рож­дать у обучаемого сомнения, вызывать излишне волнение и даже страх.

Если же в процессе укладки парашютов, командир обнаружил, что отдельные десантники те или иные этапы и элементы укладки выполняют неверно, допускают грубые ошибки, то он обязан спо­койно и терпеливо исправить допущенные ошибки. Делать это следует в присутствии всей группы обучаемых и обязательно пока­зать, как правильно следовало выполнить данный этап или элемент укладки. В то же время командир должен умело разъяснить обучаемым возможные последствия их ошибок.

Каждый обучаемый должен четко представлять себе, знать и помнить, что десантный парашют по своей конструкции при правильной его эксплуатации в работе безотказен, но он может и отказать в работе, если десантник неправильно его уложит, неверно подготовит для прыжка.

Каждый десантник должен знать, что лицо, осуществляю­щее проверку этапов укладки парашютов, несет юри­дическую ответственность за каждый проверенный им парашют. Правильное понимание этого факта будет создавать атмосферу доверия и уважения со стороны обучаемых к этому должностному лицу. И, кроме того, это будет побуждать обучаемых к более серьез­ному и ответственному отношению к любого рода его замечаниям, так как они будут понимать, что замечания сделаны в целях наиболее качественного и правильного выполнения каждого этапа и элемента укладки.

Особое внимание обучаемых в процессе укладки парашютов сле­дует обращать на выполнение ими первого этапа, в ходе которого они должны с первого занятия научиться самым тщательным образом проверять исправность каждой части, определять ее пригодность для работы.

Парашюты, уложенные в процессе учебно-тренировочных заня­тий, необходимо каждый раз здесь же, в присутствии всей группы и каждой укладывающей пары, раскрывать, чтобы каждый обучаемый лично мог убедиться в том, что парашюты уложены правильно, а значит, и в воздухе будут раскрываться надежно.

Главными факторами, на основе которых можно умело строить и успешно осуществлять морально-волевую подготовку обучаемых в процессе укладки парашютов, следует считать:

- факт закрепления парашютов (основного и запасного) и стра­хующего парашютного прибора за обучаемыми на весь период их службы или учебы;

- факт формирования пар из числа обучаемых для укладки парашютов с учетом их характера и опыта;

- факт укладки закрепленных парашютовдля совершения прыжков лично самими обучаемыми строго по элементам и этапам;

- факт строгого контроля и оценки каждого выполненного этапа укладки парашюта командиром подразделения и специалистом воздушно-десантной службы;

- факт проверки уложенных парашютов в «козлах» и факт росписи закаждый проверенный парашют лицом, ответственным за их укладку.

Психологическая подготовка осуществляется на всех занятиях по наземной отработке элементов прыжка с парашютом.

Наземная тренировка на специальных снарядах – это этап обучения, наиболее близкий к условиям реального прыжка. Изучая правила и технику отделения от различных самолетов, положение тела в момент стабилизированного снижения, практически отрабатывая приемы и технику управления куполом при снижении в воздухе и в момент приземления, десантник в то же время мысленно будет жить реальной обстановкой прыжка и испыты­вать какие-то совершенно новые ощущения.

Поэтому командир-психолог должен знать и учитывать в первую очередь те виды человеческих ощущений, где наиболее полно могут раскрываться те отдельные качества, которые наиболее характерны именно для процесса прыжка с парашютом, например, зрительные, слуховые, двигательные, ощущения положения тела, ощущения координации движений, вибрационные и болевые ощущения. Именно эти ощущения и имеют большое значение для десантника, для всей его прыжковой деятельности

Тренировка десантника в точном ощущении всей динамики прыж­ковой обстановки и составляет важнейший раздел его психологиче­ской подготовки к совершению прыжка с парашютом с наименьшей затратой нервно-психической энергии.

Опытный командир-психолог в процессе наземных тренировок непременно должен заметить те отрицательные явления в поведении обучаемых, которые могут у них проявляться в ходе начальных заня­тий. Например, одни обучаемые могут быть задумчивыми, движения их закрепощенными; другие – говорливыми, движения их сует­ливыми, третьи – рассеянными и пассивными и т. д. Однако в про­цессе систематических специальных тренировок обучаемых отри­цательные отклонения в их поведении постепенно исчезнут.

Таким образом, в процессе наземных тренировок любой парашю­тист приобретает личный опыт, достаточно устойчивые элементар­ные навыки. Поэтому любой будущий прыжок с парашютом не бу­дет для обучаемого уже чем-то совершенно новым, а значит, и не будет вызывать у него сильных отрицательных эмоций, то есть таких эмоций, которые могли бы поколебать его волю, установку на прыжок.

Примером психологического и практического навыка может слу­жить отсчет и контроль заданного времени стабилизированного сни­жения. Именно здесь, в период раскрытия и работы стабилизирую­щего парашюта, десантник обязан лично вести отсчет заданных секунд стабилизированного снижения с тем, чтобы своевременно его прекра­тить, выдернув звено ручного раскрытия и раскрыв двухконусный замок. Выполнить этот контроль времени стабилизации можно либо спо­собом отсчета вслух заданных секунд, например, «501, 502, 503».

Подобные навыки личного контроля стабилизированного сниже­ния следует отнести к разряду навыков мыслительной работы обу­чаемых. В ходе отсчета контрольного времени стабилизации обучае­мый должен будет буквально автоматически отсчитывать секунды в уме подобно тому, как он, например, использует таблицу умноже­ния при решении математической задачи.

С тем, чтобы такие навыки у обучаемых становились устойчивыми, их следует систематически тренировать в практическом проговаривании вслух указанных трехзначных чисел. Указанный способ контроля стабилизированного снижения до трех секунд и определен в ВДВ как наиболее простой способ личного контроля времени. Контроль точности отсчета заданного времени стабилизации в процессе всех тренировочных занятий командир должен осуще­ствлять лично по контрольному секундомеру. Только такой систематический контроль по секундомеру и поможет каждому обучаемому выработать у себя необходимое чувство времени.

Строгому порицанию необходимо подвергать поведение тех парашютистов, которые лично сами не ведут отсчета заданного времени стабилизации и не выдергивают звено ручного раскрытия, а хвалятся тем, что они стабилизируют до срабатывания парашютного прибора. Опасность такого отрицательного явления состоит в том, что это приводит к привычке пассивного, бесконтрольного падения, а это при любых осложнениях в воздухе может привести к непоправимым последствиям.

Особое внимание в процессе занятий по наземной тренировке необходимо уделять изучению правил и тренировке техники раскрытия запасного парашюта при аварийной ситуации в воздухе, то есть при частичном или полном отказе в работе основного парашюта. Десантник должен верить в надежную и безотказную работу запасного парашюта. Вера десантника в безотказную работу запасного парашюта, твердые практические навыки в умелом приведении этого средства спасения жизни в действие в нужный момент – это и есть признак проявления обучаемым десантной воли и психологической стабильности.

Воин-десантник должен отчетливо себе представлять, что в процессе прыжка с парашютом существует отрезок времени и высоты, где только и может быть введен в действие запасной парашют при аварийной ситуации в воздухе. Раскрытие же запасного парашюта до или после этого отрезка времени и высоты влечет за собой весьма серьезные осложнения. Если же парашютист в процессе тренировочных занятий на специальных снарядах воздушно-десантного ком­плекса не выработает у себя такого психологического чувства и устойчивого навыка, то он может раскрыть запасной парашют или слишком рано или слишком поздно. И то, и другое одинаково опасно для жизни парашютиста. Такой сложной обстановки, кото­рая может возникнуть в воздухе в процессе прыжка, от воина-парашютиста скрывать нельзя, к этому и психологически, и практи­чески десантник всегда должен быть готов.

Завершающим этапом подготовки парашютистов на снарядах воздушно-десантного комплекса являются зачетные занятия по каж­дому элементу прыжка с парашютом. В ходе таких зачетных занятий десантники подвергаются проверке по всем вопросам прыжка, начиная от подгонки подвесной системы и надевания парашюта до приземления и сборки парашюта. В процессе этих контрольных занятий каждому воину должна быть выставлена конкретная оценка за все его практические действия, за его умения и навыки. На осно­вании этих частных оценок и определяется степень готовности каж­дого парашютиста к совершению очередного прыжка. Определяющим оценочным моментом степени готовности каждого обучаемого к со­вершению очередного прыжка следует считать контрольные прыжки с комплексных высотных снарядов, таких прыжков каждым обучаемым в процессе тренировочных наземных занятий должно быть совершено перед первым реальным прыжком с парашютом не менее шести-семи.

Оценочно-контрольный момент должен иметь место и на всех других этапах подготовки обучаемых к совершению прыжков с па­рашютом, то есть как в процессе изучения материальной части, так и в ходе укладки людских десантных парашютов.

Только на основании хороших и отличных оценок по трем основ­ным разделам программы командир сможет решить, кого из обучае­мых можно допустить к первому прыжку. Наличие у каждого обучаемого трех итоговых хороших и отличных оценок служит юри­дическим основанием для издания приказа по части о допуске воинов-десантников к совершению первого ознакомительного или оче­редного прыжка из военно-транспортных самолетов.

Если же у обучаемых хотя бы по одному из трех разделов про­граммы будет оценка «удовлетворительно», то такой обучаемый к со­вершению прыжка не может быть допущен. С такой категорией обу­чаемых командир обязан организовать дополнительный курс трени­ровочных занятий и вторично провести зачетные занятия по каждому из разделов программы.

Контрольные оценки в процессе всех занятий имеют весьма важное поучительное значение для обучаемых. Именно этот оценоч­ный результат стимулирует практические навыки обучаемых, обя­зывает их критически оценивать степень своей личной готовности к будущему прыжку.

Весь ход подготовки обучаемых к прыжкам необходимо умело освещать в стенной печати, в фото- и радиогазетах. Это весьма важное звено в обучении личного состава должно находить широкое отражение в идейно-воспитательной и культурно-массовой работе во всех инстанциях.

Например, своевременное объявление обучаемым итоговых за­четных оценок и доведение им приказа по части о допуске их к со­вершению прыжков имеет исключительно важное психологическое и практическое значение в том плане, что все это ими воспринимается как завершение этапа их подготовки, как факт их эмоционально-волевой готовности к прыжку, рассеивает все их сомнения и страхи, вселяет в них веру в собственные силы, создает здоровый рабочий пры­жковый настрой у каждого обучаемого.

Самой подготовке личного состава к прыжкам следует всегда придавать конкретно-направленный характер как одному из важных элементов боевой готовности подразделения и части.

На завершающем этапе подготовки личного состава к соверше­нию прыжков с парашютом необходимо организовывать и проводить такие мероприятия, которые активизировали бы прыжковую ини­циативу обучаемых и их морально-волевое самообладание.

Например, такое весьма действенное мероприятие, какспециаль­ные вечера-встречи, на которых могут выступить ветераны воздушно-десантных войск, участники десантирования в тыл противника в пе­риод Великой Отечественной войны; ведущие заслуженные мастера и рекордсмены парашютного спорта, а также и те, кому предстоит совершить свой первый прыжок в жизни. Сам факт прове­дения такого специального вечера-встречи будет создавать общую деловую предпрыжковую атмосферу торжественной приподнятости у обучаемых.

Непременным учебно-воспитательным мероприятием в подгото­витель-ный период следует считать показ обучаемым специальных художественных, документальных и учебных фильмов о десант­никах, то есть на темы, где речь идет о прыжках с парашютом, о десантировании грузов и боевой техники парашютным способом, где показана различная динамика прыжковой жизни. Разумеется, каждый такой показ специальных тематических фильмов для обу­чаемых в предпрыжковый период следует обязательно сопровождать соответствующим разъяснением как отдельных эпизодов, так и со­держания фильма в целом. Это нужно делать для того, чтобы обучае­мые могли правильно для себя оценить и переосмыслить показанное и увиденное на экране. Естественно, что умелый показ обучаемым специальных фильмов расширит их представление о многих сторо­нах жизни, учебы и службы в десантных войсках, заставит каждого критически переосмыслить свое отношение к предстоящим прыж­кам с парашютом.

Учитывая, что среди познавательно-психологических процессов центральное место занимаютзрительные ощущения, во всем предпрыжково-подготовительном периоде необходимо принимать все меры к тому, чтобы у каждого десантника была хорошо развита зрительная чувствительность. Именно с этой целью назаключитель­ном этапе подготовки десантников к прыжкам целесообразно орга­низовывать и проводить для обучаемых показательные прыжки с тем, чтобы каждый обучаемый наяву увидел практическую работу десантного парашюта в воздухе. В этом конкретном случае зритель­ные ощущения и дадут каждому обучаемому много полезных сведе­ний о реальном прыжке. На основе зрительных ощущений обучае­мые получат неотразимое личное впечатление о прыжке, о красоч­ном неповторимом «параде» раскрытых куполов в воздухе. Это зрелищное мероприятие останется в памяти обучаемых на всю жизнь. Ибо именно здесь они впервые своими глазами увидят раскрытые в воздухе купола, на их глазах будет реально продемонстрирована безотказная работа десантного парашюта.

Главным в показательных прыжках являетсяпринцип нагляд­ности. Такая наглядность дает возможность фактически приблизить обучаемых к реальным условиям прыжка, способствует созданию у них более яркого и конкретного представления о прыжке с парашю­том, вынуждает глубоко прочувствовать все это событие. Ибонагляд­ность в обучении предполагает постоянную опору не только на зрение, но и на все другие органы чувств обучаемых, так как все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Ведь в конечном итоге че­ловек познает окружающий мир всеми органами чувств.

Таким образом, весь процесс подготовки десантников к предстоя­щим прыжкам с парашютом непременно должен накладывать свой положительный отпечаток на психику каждого обучаемого, форми­ровать у него устойчивые морально-психологические качества.

4.3.2. Эмоционально-волевая подготовка в процессе


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.