Постмодерн — индикатор изменений: размышления Кюнга — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Постмодерн — индикатор изменений: размышления Кюнга

2017-05-23 276
Постмодерн — индикатор изменений: размышления Кюнга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профессор Ханс Кюнг трактует постмодерн как обобщающее поня­тие, указывающее на изменения, которые произошли в сознании че­ловечества и в какой-то степени в самом мире во второй половине XX в. Постмодернизм, по Кюнгу, — "не всеобъясняющее волшебное слово или слово-ярлык, не полемический девиз или лозунг, помогаю­щий уязвить противника в споре, а необходимое, хотя и неверно ин­терпретируемое эвристическое понятие, проблемно-структурирующий "поисковый термин", применяемый для анализа явлений, отличающих нашу эпоху от эпохи модернизма" [250, с. 224]. Это кризис так назы­ваемого прогрессистского мышления, разочарование в моноцентри­стских идеях, претендующих на универсализм и мировое господство, осознание угрозы самоуничтожения человечества и — как ответная реакция — заявивший о себе радикальный плюрализм, глобальный поли­центризм, религиозный экуменизм, научный и философский релятивизм, новое, панэкологическое отношение к природе, культуре, человеку.

Постмодернизм — культурный итог неоконсерватизма: вы­воды Хабермаса.

Согласно философу и социологу Юргену Хабер­масу, постмодернизм — символ постиндустриальных обществ, куль­турный итог неоконсерватизма. Он сигнализирует о конце идеологи­ческой борьбы, наступлении эпохи конформизма, эстетического эклек­тизма. Искусство в этих условиях отдаляется от жизни, возвращаясь к статусу неприкасаемости, полной автономии.

Феминистский* вариант постмодернизма.

Заметно окраши­вают постмодернистскую теорию и практику феминистские идеи, мо­дернизированные в духе постструктурализма. Деконструкция оппози­ции "мужское—женское" (в которой "мужское" занимает привилеги­рованное положение), критика фаллогоцентризма (при которой фал­лос воспринимается как культурный символ власти), разрушение куль­турных норм и иерархий, предполагающих дискриминацию по при­знаку пола (в свете чего вся европейская культура рассматривается как "мужская" — пронизанная "мужской идеологией"), идея перехода "от молярного двуполого деления индивида к молекулярному, когда число полов будет равно числу людей и устранятся все ссылки на анатомические признаки полов" [204, с. 388], — все это приводит к возникновению так называемого интеллектуального феминизма.

Представители интеллектуального феминизма — Ю. Кристева, Л. Иригари, Ж. Роз, Э. Сиксу и др. — вовсе не стремятся просто-напросто перевернуть оппозицию "мужское—женское" и утвердить новую иерархию отношений, теперь уже в пользу "женского" компо­нента. В теории "женского письма" речь идет об уравнивании поло­жения "мужского" и "женского" членов оппозиции, своеобразной "бисексуальности" и "полисексуальности".

"Согласно Иригари, женщины должны обнаружить специфический язык "выговаривания" и "прописывания" собственных желаний, аксиологически отличных от фаллического мышления. Женский язык смеща­ет стерильность фаллогоцентрической категоризации: эротизм жен­щины множествен, так же как эрогенные зоны женщины разбросаны по всем неидентифицируемым точкам женского тела" [204, с. 388].

В этом смысле вся постмодернистская культура — "женская": она уходит от жестких оппозиций, несет в себе смысловую множествен­ность, поливалентность, принцип "удовольствия" предпочитает прин­ципу "производства".

Интеллектуальный феминизм "постепенно превращается в новую теорию альтернативного общественного развития, стремящегося к устранению насилия как ведущего компонента маскулинистского ми­ровоззрения, к спасению мира от репрессивной культуры. В таком понимании развитие Ф<еминизма> требует радикального интеллекту­ального усилия, революции сознания" [207, с. 548].

Постмодернизм и модернизм.

Особые споры вызвал вопрос о взаимоотношениях постмодернизма и модернизма. Существует точка зрения, согласно которой постмодернизм — новая фаза в раз­витии модернизма. Лиотар считает, что это часть модернизма, спря­танная в нем. Деррида, напротив, указывает: "Если модернизм отли­чается стремлением к абсолютной власти, то пост-модернизм — это

Феминизм (от лат. femina — женщина) — в широком значении — общественное движение за права женщин, их эмансипацию.

опыт конечности, опыт, в котором находит отражение обреченность всех завоевательных планов" [121, с. 46]. П. Кавека расценивает постмодернизм как эстетику переходного периода, готовящую замену усталых художественных форм на новые.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.