Работа над изменением силы голоса — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Работа над изменением силы голоса

2017-05-23 533
Работа над изменением силы голоса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа по обучению детей произвольно изменять силу голоса проводится в течение всего дошкольного обучения.

После того, как в ходе первоначальных коррекционных занятий у ребенка уже вызван голос, его учат произносить слоги громко и тихо, громко, потише и тихо (как правило, со 2-го полугодия первого года занятий).

Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Обучая детей произносить гласные, слоги, а позже - слова и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы они не напрягались, чтобы не было излишнего форсирования звука. Это может привести к срыву голоса и к фальцету. Важно проводить работу не торопясь, по возможности ежедневно. Развитию голоса способствует длительное произнесение гласных, согласных м и в, воспроизведение ряда слогов. Каждый ребенок учится говорить громче и тише по отношению к индивидуальной силе своего голоса. Постепенно голос крепнет, и разница между нормальным и тихим или громким голосом увеличивается. Следует также следить за тем, чтобы усиливая голос, дети его не повышали.

Работая над силой голоса, важно постоянно следить, не вызывают ли у детей громкие звуки неприятные ощущения. В случае их появления, во-первых, необходимо внести корректировку в режим работы индивидуального слухового аппарата: включить автоматический регулятор усиления, отрегулировать его таким образом, чтобы громкие звуки не были неприятны ребенку (например, в отечественных карманных аппаратах это регулятор CR, в заушных аппаратах фирмы "Oticon" (Дания) - синий регулятор AGC). Во-вторых, педагогу нужно уменьшить силу голоса, предлагающегося в качестве образца громкого произнесения.

Также следует следить и за тем, чтобы тихий голос, предлагающийся педагогом детям в качестве образца, был доступен их слуху, т.е. они могли ощущать его звучание. С этой целью используя уже выработанную условную двигательную реакцию на звук, необходимо проверить, какой тихий звук доступен слуху всех детей группы при использовании звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования или индивидуальных слуховых аппаратов (в последнем случае на расстоянии не менее 1,5-2-х м).

Первые два года обучения

В ходе обучения изменению силы голоса предлагаются различные движения; при этом, чем громче звук, тем больше и амплитуда движения. Упражнения проводятся в разной последовательности: от тихого к громкому произнесению и наоборот.

В первые два года занятий могут быть использованы следующие упражнения:

- "Ляля спит" - дети тихо подходят к спящей в кроватке кукле (мишке, зайке...), произнося тихим голосом папапа; педагог предлагает разбудить куклу (мишку, зайку...), малыши громко топают, произнося громким голосом ПАПАПА; кукла (...) просыпается и пляшет;

- в руках у детей флажки (...); под громкие удары в бубен (барабан) размахивать флажком (...) над головой - ПАПАПА, под тихие - выполнять махи малой амплитуды внизу - пaпaпa;

- в руках у детей ленты; под громкие звуки пианино (гармошки...) размахивать лентами над головой - ЛЯЛЯЛЯ, под тихие - выполнять махи малой амплитуды внизу - ляляля;

- ходить врассыпную ("гулять") под тихие удары по бубну (барабану) - пaпaпa (татата), бежать к педагогу - прятаться под "зонтик" под громкие удары - ПАПАПА (ТАТАТА);

- ходить тихо на носочках по кругу (врассыпную) под тихие удары по бубну (барабану) - пaпaпa (татата), ходить высоко поднимая ноги под громкие удары - ПАПАПА (ТАТАТА);

- изображать большую собаку, которая лает громко - АФ- АФ-АФ и маленькую собачку, которая лает тихо - аф-афаф;

- изображать большую и маленькую кошку (корову, птичку, поезд и т.п.) - МЯУ и мяу (МУ и му, ПИПИПИ и пипипи, У_ и у_);

- изображать легкий ветерок – у_ и сильный ветер – У_ (связав с картинкой и наблюдениями за природой);

- сидя на стуле или на полу, стучать пальцем о палец у колен, произнося татата (тихо), у груди - ТATATA (громче), над головой - ТАТАТА (громко); при этом увеличивается и амплитуда движений;

разводить опущенные руки в стороны – а_ (тихо), разводить руки в стороны от груди – А_ (громче), над головой – А_ (громко); чем громче звук, тем выше поднимаются руки и с тем большим напряжением произносится звук (такие упражнения проводятся и с другими гласными);

- развести опущенные руки внизу – па_ (тихо), у груди – ПА_ (громче), над головой - ПА__ (громко) или, наоборот, произносить слоги с соответствующими движениями сначала громко, затем тише и тихо;

- шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары - шагать, высоко поднимая ноги и громко произнося ПАПАПА (ТАТАТА), удары потише - шагать обычно, произнося ПАПАПА (...) голосом разговорной громкости, тихие удары - слегка поднимать ноги и произносить слоги тихо.

Третий-пятый годы обучения

На третьем году занятий педагог продолжает учить детей произносить разнообразные слоги (в том числе и с изменяющимися гласными или согласными) голосом разной силы: тихо, громче, голосом нормальной громкости и громко. Он также учит детей постепенному усилению голоса и его ослаблению при произнесении гласного или слогосочетаний. Кроме того, предлагаются упражнения в произнесении слов и коротких фраз голосом разной силы.

Воспроизведение речевого материала тихим голосом сопровождается различными движениями, направленными вниз, например, движения опущенных вниз рук. Чем громче голос, тем выше поднимаются руки при произнесении слогов, слов и фраз.

Педагог учит детей произносить с разной силой голоса гласные звуки, слогосочетания с разными согласными и гласными, слова и фразы, которые дошкольники могут воспроизводить правильно, без ошибок, голосом нормальной громкости. Не следует проводить упражнения на материале, включающем еще не автоматизированные звуки.

В ходе обучения изменению силы голоса предлагаются различные движения; при этом, чем громче звук, тем больше и амплитуда движения. Могут быть использованы следующие упражнения:

шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары - шагать, высоко поднимая ноги и громко произнося ТОП-ТОП-ТОП, удары потише - шагать обычно, произнося ТОП-ТОП-ТОП голосом разговорной громкости, тихие удары -слегка поднимать ноги и произносить слоги тихо — топ-топ-топ;

- разводить опущенные руки в стороны – а_ (тихо), разводить руки в стороны у талии – а_ (громче), от груди – А_ (голос нормальной громкости), над головой – А_ (громко); и наоборот, т.е. тот громкого звука к тихому; чем громче звук, тем выше поднимаются руки и с тем большим напряжением произносится звук.; такие упражнения проводятся и с другими гласными, например: округло соединить руки над головой – О_ (громко), на уровне груди – О_ (тише), на уровне талии – о_ (еще тише), внизу – о_ (тихо);

- хлопать в ладоши над головой - ТАТАТА (громко), у груди - ТАТАТА (тише), у талии - тaтaтa (еще тише), внизу - тaтaтa (тихо);

- хлопать в ладоши внизу - тyтyтy (тихо), у груди - ТОТОТО (голос нормальной силы), над головой ТАТАТА (громко);

- руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони обращены от себя; плавно опустить руки и несколько развести в стороны – м_а_ (тихо), выдвинуть руки вперед - вниз и несколько развести в стороны – м_а_ (громче), вытянуть руки вперед на уровне груди – М_А_ (голос нормальной громкости), вверх - М_А_ (громко) и наоборот; аналогично проводятся упражнения и на материале других согласных звуков, при этом движения должны отражать характер их произнесения, как правило, привлекаются движения, использовавшиеся при их вызывании и автоматизации;

развести опущенные руки внизу – пу_ (тихо), у груди – ПО_ (громче), над головой - ПА_ (громко) или,наоборот, произносить слоги с соответствующими движениями сначала громко, затем тише и тихо.

В упражнения включаются и слоги с изменяющимися гласными или согласными, например:

- пальцы сжаты в кулаки; руки опущены, отводить в стороны поочередно то одну, то другую руку - папопу (тихо), отводить руки в стороны от талии - папопу (громче), от груди - ПАПОПУ (голос нормальной громкости), поднять руки вверх и отводить в стороны над головой - ПАПОПУ (громко) и наоборот - от громкого произнесения к тихому;

- пальцы сжаты в кулаки, указательные пальцы выставлены; стучать палец о палец внизу - татети (тихо), на уровне талии - татети (громче), на уровне груди - ТАТЕТИ (голос нормальной громкости), над головой - ТАТЕТИ (громко);

- руки опущены вниз; сжимать кулаки и раскрывать их - памапама (тихо), выполнять это же упражнение, подняв руки на уровень талии, груди, над головой, и произносить слоги все громче и громче;

- руки опущены; пальцы сжаты в кулаки, встряхивать кулачки - папапа (тихо), поднять руки на уровень груди, выставить указательные пальцы, отводить пальцы в стороны - ТATATА (голос нормальной громкости), поднять руки вверх и отводить в стороны - КАКАКА (громко).

Особое внимание уделяется обучению детей постепенному усилению голоса и его ослаблению. Вначале в упражнениях используются гласные а и о, позже к ним добавляются у и и, т.к. их громкое произнесение может спровоцировать повышение голоса. Постепенно в упражнения включаются и разнообразные слоги. Рассмотрим некоторые примеры:

- руки опущены вниз; постепенно поднимать руки через стороны вверх, произнося гласный а с усилением голоса – а_А_ _А__ и наоборот, т.е. руки постепенно опускать, снижая силу голоса – А_ _А_а_;

- руки округло соединены внизу; постепенно поднимать руки через стороны вверх, соединив их округло над головой – о_О_ О_ и наоборот;

руки опущены вниз; постепенно спереди поднимать руки вверх – у_У_ У_ и наоборот;

- руки подняты вверх, пальцы сжаты в кулаки, указательные пальцы выставлены; постепенно опускать руки с поднятыми указательными пальцами – И_ И_и_ и наоборот;

- руки согнуты в локтях на уровне груди; опустить одну руку вниз - пу (тихо), отвести другую руку в сторону - ПО (голос нормальной громкости), поднять первую руку вверх - ПА (громко) и наоборот;

- руки опущены, пальцы сжаты в кулаки, указательные пальцы выставлены; разводить пальцы в стороны сначала внизу, затем - на уровне груди и над головой, постепенно усиливая голос - тутуТУТУ ТУТУ и наоборот, т.е. постепенно опускать руки, ослабляя силу голоса;

- руки опущены; хлопать в ладоши опущенными руками - тaтaтa (тихо), затем - на уровне груди - ТОТОТО (голос нормальной громкости) и над головой ТУТУТУ (громко), усиливая голос постепенно, и наоборот;

- руки опущены вниз; постепенно поднять руки через стороны вверх и опустить, усиливая и ослабляя голос а_А_ _А_ _А_а_ (аналогично проводятся упражнения и с другими гласными);

- руки опущены, пальцы сжаты в кулаки указательные пальцы выставлены; развести руки внизу в стороны - ту (тихо), развести руки в стороны на уровне груди - ТА (голос нормальной громкости), над головой - ТО (громко), затем вновь на уровне груди - ТА (голос нормальной громкости) и внизу - ту (тихо) туТА ТО ТАту;

- руки опущены вниз, кисти расслаблены; встряхивать расслабленными кистями, постепенно поднимая руки вверх и усиливая голос, а затем – опуская вниз и ослабляя силу голоса бубубуБУБУБУ БУБУБУ БУБУБУбубубу.

Когда дети овладеют умением произносить различные слоги голосом разной интенсивности, педагог учит их произносить тихо, громче и громко отдельные слова и короткие фразы. При этом тихое произнесение, как правило, сопровождается разведением в стороны опущенных вниз рук, воспроизведение голосом разговорной громкости - разведением рук у груди, а громким - над головой, например:

руки опущены вниз; развести руки в стороны, произнося тихо мама; развести руки на уровне груди и произнести МАМА голосом нормальной разговорной громкости, развести руки вверху и громко повторить МАМА.

Кроме того, используются различные ситуации, когда кто-то потерялся и зовет маму, папу и т.п., нужно кого-то разбудить, и дети зовут спящего сначала тихо, затем - все громче и громче; кто-то ушибся и громко плачет, его лечат и "плач" становится все тише и тише и т.п.

Следует специально подбирать речевой материал, в котором сочетается тихое и громкое произнесение, например:

Ногами топ, ногами топ

тихо топнем - топ-топ-топ.

Руками хлоп, руками хлоп

тихо хлопнем - хлоп-хлоп-хлоп.

Ногами ТОП, ногами ТОП

громко топнем - ТОП-ТОП-ТОП.

Руками ХЛОП, руками ХЛОП

громко хлопнем - ХЛОП-ХЛОП-ХЛОП.

На четвертом - пятом годах обучения работа над произвольным изменением силы голоса продолжается. При этом упражнения постепенно все более усложняются.

Так детей учат произносить гласные и разнообразные слоги не только тихо, но и очень тихо и шепотом, постепенно усиливать голос от шепота до очень громкого и вновь ослаблять до шепота. Эта работа, как и обучение произвольному изменению темпа произнесения слогов проводится на материале тех звуков, которые педагог закрепляет в речи детей. При этом используются упражнения типа описанных выше.

Усложняется и сам речевой материал: в него включаются звуки, смешивающиеся детьми при произнесении, а также слогосочетания с чередующимися гласными (см. речевой материал в разделе «Работа над изменением темпа произнесения» на 4-5 годах занятий).

Кроме того, на последних годах обучения детей учат одновременно изменять и громкость, и темп произнесения слогосочетаний, например:

- встряхивать сжатые кулачки внизу в медленном темпе, произнося тихо па__па__па__; повторить это же движение с большей амплитудой и в более быстром темпе на уровне груди - ПА_ПА_ПА, а затем - над головой в быстром темпе и громко — ПАПАПА (или наоборот - быстрые с небольшой амплитудой движения внизу, а медленные с большой амплитудой наверху);

шагать на месте (идти по кругу) под удары барабана (бубна): под громкие и медленные — высоко и замедленно поднимать ноги, произнося громко и медленно: ТАТАТА, ТОП - ТОП - ТОП, Я ИДУ, ИДУ, ИДУ, МЫ ИДЕМ, ИДЕМ, ИДЕМ; под удары средней интенсивности в нормальном темпе — шагать на месте в нормальном темпе, произнося тот же речевой материал голосом разговорной громкости и в нормальном темпе; под тихие и быстрые удары — бежать на месте, произнося слоги или фразы тихо в быстром темпе;

- громко хлопать в ладоши над головой в быстром темпе - ТАТАТА, ХЛОП - ХЛОП - ХЛОП, МЫ ХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ; хлопать в ладоши перед грудью в среднем темпе, произнося речевой материал голосом разговорной громкости в нормальном темпе; тихо и медленно хлопать в ладоши внизу, произнося соответственно слогосочетание или фразу.

Педагог также предлагает детям определить на слух, как громко (как громко и в каком темпе) произносятся те или иные слоги, и воспроизвести их также.

Во всех этих упражнениях, как и в тех, которые будут представлены ниже, используются разнообразные движения, описанные для более ранних лет обучения. При этом, чем тише звук, тем меньше амплитуда движений, направленных вниз, и тем они более расслаблены, чем громче - тем шире амплитуда движений, направленных вверх и тем с большим напряжением они производятся.

Особое внимание на последних годах обучения уделяется обучению детей воспроизводить слова, словосочетания, фразы и небольшие рифмованные и стихотворные тексты голосом разной интенсивности (от шепота до громкого и наоборот), а также постепенно усиливать и ослаблять голос при их произнесении. Например, детей учат:

- произносить голосом разной силы (шепотом, очень тихо, тихо, нормальной громкости, громко) хорошо знакомые слова, устойчивые сочетания слов типа названия дней недели, чисел от 1 до 10, и фразы (речевой материал см. в разделе «Работа над темпом произнесения» на 4-5 годах занятий). С этой целью проводятся разнообразные игры, например, в «Эхо»: дети повторяют за педагогом тот или иной речевой материал в зависимости от условий игры или голосом той же интенсивности, что и образец, или вторя громче или, наоборот, тише;

- произносить устойчивые ряды слов с постепенным усилением голоса и его ослаблением типа: называть числа от 1 до 10 (или от 10 до 1), произнося первое числительное шепотом, а затем постепенно усиливать голос до громкого (или наоборот);

- называть первое числительное шепотом, постепенно усиливать голос до громкого на числах 5 и 6, а затем постепенно ослаблять голос, воспроизводя шепотом числительное 10 (или наоборот); в качестве зрительного подкрепления можно подготовить плакаты, на которых постепенное усиление (ослабление голоса при назывании числительных связано с «величиной» изображения цифры; в подобные упражнения целесообразно включать имена детей группы, стоящих полукругом на занятии речевой ритмики, название частей суток: утро - день - вечер - ночь, времен года, дней недели, осенних (зимних,...) месяцев;

- произносить разнообразный рифмованный и стихотворный материал голосом разной силы, в том числе с постепенным его усилением и ослаблением, например:

Что там шепчут листья?
Подойдем и спросим?
Листья отвечают:
Осень громко
Осень голосом разговорной громкости
Осень тихо
   
Пальчик о палец тихо бьем, тихо
Бом-бом-бом.  
А потом в ладоши громко бьем, громко
БОМ-БОМ-БОМ  
   
Ударяй тихо: тук-тук-тук тихо
И тогда услышишь тихий звук.  
Ударяй сильно: ТУК-ТУК-ТУК громко
И тогда услышишь громкий звук.  
   
Кран, откройся! шепотом
Нос, умойся! тихо
Глаз, купайся! голосом разговорной громкости
Грязь, сдавайся! громко
   
Этот пальчик хочет спать, голосом разговорной громкости
Этот пальчик лег в кровать, голосом разговорной громкости
Этот пальчик прикорнул, голосом разговорной громкости
Этот пальчик уж заснул. голосом разговорной громкости
Тише, пальчик, не шуми, тихо
Братиков не разбуди. тихо
Встали пальчики. УРА! громко
В детский сад идти пора! громко
   
«МАМ» - кричит Маринка, - голосом разговорной громкости
«Где моя косынка?» громко
«МАМ» - кричит Маринка, - голосом разговорной громкости
«Где моя резинка?» громко
«МАМ, на праздник громко
Сделан бант или нет?» громко
Брат за толстую косу тихо
Повернул к себе сестру: тихо
«Больно спросы велики, голосом разговорной громкости
А у мамы две руки».  
   
Тихо, тихо. Зоя спит. тихо
А вот злой комар летит. тихо
Зою будет он кусать, голосом разговорной громкости
И не даст он Зое спать.  
Мы прогоним комара: громче
«Улетай ты со двора». громко
Злой комар от нас летит, голосом разговорной громкости
Улетает и гудит – з-з-з.  

 

Громко Тихо
Наташенька! -Ау!
Подруженька! -Ау!
Иди гулять! -Иду!
Иди быстрей! -Бегу!
   
Голосом разговорной громкости: Тихим
Спят ли волки? Спят, спят.
Спят ли пчелки? Спят, спят.
Спят ли птички? Спят, спят.
А лисички? Спят, спят.
А все дети? Спят, спят.
  Все на свете
(кругом)  
Спят, спят.  

 

Я куплю себе дуду, тихо
Я на улицу пойду. громче
Громче дудочка дуди. громче
Мы играем, ты води. громко

Умение детей говорить голосом разной интенсивности следует закреплять при проведении инсценирования сказок, различных рассказов, например, из книги Б.Д.Корсунской «Читаю сам» («Нельзя шуметь») и т.п.

РАБОТА НАД ВЫСОТОЙ ГОЛОСА

Этот раздел работы является одним из наиболее сложных. Упражнения, направленные на изменение высоты голоса, требуют пристального внимания со стороны педагога, т.к. неправильное их проведение будет способствовать закреплению дефектного голоса у детей. Следует помнить, что высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон их голоса выше, у других - ниже. Ребенка учат изменять высоту относительно основного тона своего голоса, т.е. в пределах его частотного диапазона. Важно следить за тем, чтобы высокий голос не был фальцетным. При произнесении высоким голосом педагог может ощущать хотя бы слабую, но вибрацию груди ребенка (т.к. включается грудной резонатор), которая отсутствует при фальцете (т.к. в голосообразовании принимает участие головной, а не грудной резонатор). Точно также педагог должен проверять и высоту своего голоса. Образец для детей -высокий голос педагога, но ни в коем случае не фальцет. Особое внимание следует уделять тем звукам, при произнесении которых с повышение голоса наиболее вероятно появление фальцета: гласные у и и, согласные м, н, в.

Упражнения, которые предлагаются для работы над высотой голоса во многом аналогичны тем, которые были описаны для обучения изменению силы голоса. Так гласные, слогосочетания, слова и фразы, которые произносятся низким голосом, сопровождаются расслабленными движениями, направленными вниз, а их воспроизведение высоким голосом - напряженными движениями, направленными вверх, проговаривание же речевого материала голосом нормальной высоты - движениями на уровне груди. В связи с этим упражнения для изменения силы голоса и его высоты не следует проводить друг за другом; они должны быть "разнесены в разные части одного занятия, например, одно - в его начале, а другое - в конце.

В ходе ежедневных целенаправленных упражнений каждый ребенок постепенно научается хотя бы немного изменять высоту своего голоса. Но это требует времени и целенаправленной работы. Хотя упражнения в изменении высоты голоса предлагаются с первого года обучения, первые результаты могут появиться значительно позже.

Первые два года обучения

С того времени, как у детей уже вызван голос нормальной высоты, их учат говорить высоким и низким голосом. Работа проводится по возможности ежедневно. В первую очередь предлагаются упражнения, связанные с игровыми действиями. Именно при их проведении, как правило, впервые появляется произвольное повышение и понижение голоса. Можно рекомендовать следующие упражнения:

- изображать большого и маленького мишку (зайку, собаку): большой медведь идет медленно - А-А-А (низкий голос), маленький бежит - а-а-а (высокий голос);

- изображать большую птицу и маленькую птичку - ПИПИПИ (низкий голос), пипипи (высокий голос);

- изображать маленького и большего зайку: маленький зайка выполняет небольшие приседания а-а-а (высокий голос), большой - прыжки - А-А-А (низкий голос);

- изображать кошку, большую собаку, птичку; педагог (или ребенок) предлагает угадать, кого он изображает (Кто я?): идет "кошка", произнося голосом нормальной высоты мяу-мяу, лает "большая собака" - АФ-АФ-АФ (низкий голос), летает "птичка" - пипипи (высокий голос).

Также детям предлагается произносить высоким, низким и нормальным голосом различные гласные и слоги. При этом произнесение низких звуков сопровождаются расслабленными движениями, направленными вниз, высоких - очень напряженными движениями, направленными вверх, а звуков нормальной высоты -ненапряженными движениями, производимыми на уровне груди, например:

- руки в стороны, поднять руки через стороны вверх, потянуться, встать на носочки – а_ (высокий голос), опустить руки через стороны вниз, как бы давя на воздух – А_ (низкий голос);

- развести опущенные руки в стороны – О_ (низкий голос), округло соединить руки над головой, потянуться, встать на носочки – о_ (высокий голос);

руки вытянуть вперед; опускать руки вниз – У_ (низкий голос), поднимать вверх, вставая на носочки – у_ (высокий голос); при появлении фальцета упражнение следует прекратить и в дальнейшем проводить работу по изменению высоты голоса на материале гласных а и о; впоследствии упражнение повторить;

- развести опущенные руки в стороны – А_ (низкий голос), развести руки в стороны у груди а_ (голос нормальной высоты), поднять руки вверх - в стороны, приподняться на носочках – а_ (высокий голос);

- округлые руки опущены вниз; развести опущенные руки в стороны – О_ (низкий голос), развести округлые руки в стороны у груди – о_ (голос нормальной высоты), соединить округлые руки над головой – о_ (высокий голос);

- поднять руки вверх и развести в стороны - у_о_а_ (высокий голос), опустить руки вниз и развести в стороны У_О_А_ (низкий голос).

Такие упражнения могут проводиться и на материале слогов типа па, по, та, то. Слоги со звуками м и н (как и слоги пу и ту) могут включаться в работу лишь в том случае, если у детей нет тенденции к повышению голоса при их произнесении.

Следует помнить, что если кто-то из детей срывается на фальцет, ему предлагается произносить гласные и слоги только низким и нормальным по высоте голосом; упражнения по повышению голоса проводятся индивидуально и начинаются лишь после того, как удается устранить фальцет.

На занятиях важно предлагать каждому ребенку произносить материал и низким, и нормальным, и высоким голосом. Ошибочно, когда один ребенок постоянно повторяет материал низким голосом, а другой - высоким. Дошкольник с более низким голосом не будет овладевать его повышением (или наоборот), если все время будет произносить речевой материал только низким голосом (например, за большую собаку, большого мишку...).

Третий-пятый годы обучения

На третьем-пятом годах обучения продолжается работа над обучением детей произносить гласные и слоги голосом разной высоты: низким, высоким и нормальной высоты. Постепенно все дети начнут изменять голос по высоте, но глубина модуляций может быть разной. Когда дошкольники овладеют этим умением, педагог переходит к их обучению постепенному повышению и понижению голоса, что крайне важно для овладения интонационной стороной речи.

Работа над высотой голоса вначале проводится при произнесении гласных а и о, позже - у и и, т.к. в последнем случае это может спровоцировать фальцет. Постепенно в упражнения включаются и слоги, вначале более легкие для произнесения типа па, папапа, та, тототото, а затем и другие, которые дети уже умеют произносить правильно голосом нормальной высоты.

Очень осторожно следует включать в упражнения звук м и слоги с ним. Известно, что изменение высоты голоса легче всего добиться именно при произнесении данного звука. Но эти упражнения могут спровоцировать стойкий дефект - повышение голоса при произнесении м. Поэтому такие упражнения следует проводить только в том случае, если у детей группы нет склонности к повышению голоса.

Постепенно слоговой материал усложняется: детям предлагается произносить голосом разной высоты или при постепенном его повышении или понижении не только однородные слоги, но и слогосочетания с изменяющимися гласными и согласными, например: папопу, татети, патака, памапама и т.п.

Начинается также обучение дошкольников умению произносить отдельные слова и короткие фразы голосом разной высоты.

При работе над высотой голоса необходимо внимательно следить за тем, чтобы не появлялось фальцета (т.е. нужно проверять наличие вибрации груди ребенка при воспроизведении им высоких звуков), при этом особое внимание следует уделять тем звукам, при произнесении которых с повышением голоса наиболее вероятно появление фальцета: гласные у и и, согласные м, н, в.

Следует еще раз напомнить, что если кто-то из детей срывается на фальцет, ему предлагается произносить гласные и слоги только низким и нормальным по высоте голосом; упражнения по повышению голоса проводятся индивидуально и начинаются лишь после того, как удается устранить фальцет.

Работа над высотой голоса в первую очередь связана с обыгрыванием различных игрушек, особенностей людей разного возраста. В качестве примера рассмотрим ряд упражнений:

- изображать папу-медведя, маму-медведицу и медвежонка; большой медведь медленно идет и "говорит" низким голосом - ПА_ПА_ПА_ (ТОП-ТОП-ТОП), мама-медведица идет и "говорит" голосом нормальной высоты - пaпaпa (тoп-тoп-тoп), мишутка бежит и "говорит" высоким голосом - пaпaпa (тoп-тoп-тoп);

- изображать большую, среднюю и маленькую собаку (кошку, зайку, птицу и т.п.); большая собака "лает" низким голосом, средняя - голосом нормальной высоты, а щенок - высоким и т.п.;

- изображать старенького дедушку (папу), маму (бабушку) и мальчика (девочку), которые "говорят" соответственно низким, нормальным и высоким голосом.

Следует продолжать проведение упражнений, описанных для более раннего периода обучения:

- развести опущенные руки в стороны – А_ (низкий голос), развести руки в стороны у груди а_ (голос нормальной высоты), поднять руки вверх - в стороны, приподняться на носочках - а_ (высокий голос);

- округлые руки опущены вниз; соединить опущенные руки внизу – О_ (низкий голос), соединить округлые руки у груди – о_ (голос нормальной высоты), соединить округлые руки над головой – о_ (высокий голос);

- руки согнуты в локтях на уровне груди ладонями вперед; опустить руки вниз – У_ (низкий голос), вытянуть от груди вперед – у_ (голос нормальной высоты), поднять руки вверх – у_ (высокий голос);

- руки опущены вдоль тела; слегка развести руки внизу – У_ (низкий голос), поднять округлые руки на уровень груди – о_ (голос нормальной высоты), поднять руки вверх и развести в стороны над головой – а_ (высокий голос);

- поднять руки вверх и развести в стороны – у_о_а_ (высокий голос), опустить руки вниз и развести в стороны - У_О_А_ (низкий голос);

- руки согнуты в локтях, ладони у плеч; поднять руки над головой – у_ (высокий голос), округлые руки развести в стороны на уровне груди – о_ (голос

нормальной высоты), опустить руки и развести их внизу в стороны – А_ (низкий голос).

Такие упражнения могут проводиться и на материале слогов типа па, по, та, то. Слоги со звуками м и н (как и слоги пу и ту) могут включаться в работу лишь в том случае, если у детей нет тенденции к повышению голоса при их произнесении. Постепенно в упражнения включаются все новые и новые слоги, если при их произнесении дети не срываются на фальцет.

Когда дошкольники научатся произвольно произносить слоги низким, нормальным и высоким голосом, их учат постепенному повышению и понижению голоса (как правило, начиная со старшей группы, но с частью детей, особенно со слабослышащими, эти упражнения проводятся уже в средней группе). Предлагаются упражнения такого типа:

- "самолет" едет, а затем взлетает: А_ (низкий голос) а_ (высокий); "самолет" летит высоко и садится а_ (высокий голос) А_ (низкий); "самолет" едет, поднимается, летит и садится: А_ а_ А_;

- стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося а_ (па_) вначале низким голосом, который постепенно поднимается, а затем снижается; такие упражнения проводятся и с другими гласными;

- стоя развести руки нешироко в стороны внизу – У_ (низкий голос), у груди – о_ (средний), вверху – а_ (высокий); при этом движения и гласные звуки воспроизводятся плавно, слитно; аналогично можно проводить упражнения и со слогами ла__ло__лу_ и др.

Следует учить детей определять на слух, каким по высоте голосом говорит педагог. По мере овладения детьми умением изменять высоту голоса при произнесении гласных и слогосочетаний в упражнения включаются и слова и фразы. Так например, детей учат изображать куклу (малыша), женщину, дедушку, сопровождая это самыми простыми высказываниями типа: я иду - топ-топ-топ, которые соответственно произносятся высоким, средним и низким голосом. Разыгрываются маленькие сценки, например: кукла упала, плачет, "говорит" высоким голосом: "Я упала, болит нога"', пришел медведь и просит меда: "Я большой мишка. Я хочу меда" (низким голосом) и т.п.

На четвертом - пятом годах обучения, когда дети уже научились изменять высоту голоса при воспроизведении гласных и слогов, постепенно повышать и понижать голос, произносить очень простые слова и некоторые фразы низким, высоким и нормальным по высоте голосом, основное внимание уделяется закреплению этих умений в речи детей.

Дошкольникам предлагается различный речевой материал, соответствующий уровню развития их речи, который они учатся произносить голосом разной высоты. Важно, чтобы эти упражнения были осмысленными. С этой целью детям предлагают говорить за разных героев: «Скажи как волк (заяц, лиса и т.п.); «Скажи как мама (папа, малыш и т.п.)».

С детьми разыгрываются знакомые им сказки (рассказы), где персонажи говорят разными по высоте голосами, например: сказки «Теремок», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь».

Полезно подбирать стихотворный материал, связанный с изменением высоты голоса, типа:

Колокольчик зазвенел:
Дин или дин-дин-дин высокий голос
Дан или дан-дан-дан голос нормальной высоты
Дон или дон-дон-дон низкий голос
   
Шарики висят,  
Качаются звенят  
Повтори их звон:  
Динь высокий голос, руки поднять вверх
Дан голос нормальной высоты, руки развести в стороны
Дон низкий голос, руки опустить вниз
   
Рано-рано по утру  
Пастушок – туруруру высокий голос
А коровы вслед ему  
Замычали – му__. низкий голос
   
Бим-бом, бим-бом высокий голос, руки поднять вверх
Загорелся кошкин дом голос нормальной высоты, руки развести в стороны
   
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, низкий голос
Больше греться не хочу. низкий голос

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.