Логопедическая ритмика или логоритмическое воздействие — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Логопедическая ритмика или логоритмическое воздействие

2017-05-23 216
Логопедическая ритмика или логоритмическое воздействие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Это одно из средств воспитания и оздоровления речи заикающихся, специфической особенностью логоритмики является введение словесных заданий в двигательно-музыкальные упражнения. Используются следующие средства: вводные упражнения (ходьба-маркировка), упражнения, контролирующие мышечный тонус, упражнения на внимание, на ритм, пение, речевые упражнения с музыкальным и без музыкального сопровождения, заключительные упражнения. Комплексный метод варьируется в зависимости от типа заикающегося (возраст), этот метод один, а вот методик работ существует множество и все методики сгруппированы в три группы: Методики работы с дошкольниками, школьниками и с подростками и взрослыми.

Технические средства обучения в коррекции заикания. Основная цель использования технических средств заключается, в том, чтобы помочь речи заикающихся оптимизировать процесс коррекции. В результате можно уменьшить количество судорог, а иногда и вовсе избавиться от них. Принцип звукозаглушения. Демосфен у моря с камешками во рту. Когда мы говорим громче, то мы отходим от нормативного речевого канала, а значит и от заикания. Чем тише говоришь, тем детям страшнее.

Аппарат Дерожне - звуковой генератор или коробка, издающая звуки; трещотка Барани - типа генератора шума, преодолевая который мы выполняемые речевые задания.

Принцип звукоизвлечения - Раздольский и аппарат кристалл, усиливающий звуки, типа микрофона.

Принцип отставленной речи или принцип эха, - эффект Ли, реверберации звука, с задержкой звука по Адамчику, аппараты АИР.

Принцип синхронизации речи с внешним устройством (удар метронома, мигание лампы, ритмическая основа). Все это используется фрагментарно в ходе занятий, поскольку в противном случа возникает автоматизация и заикание возвращается.

Магнитофон - облучающие записи, образцы выразительной речи, хотя у логопедов выразительной речи не встречается.

Компьютер и компьютерные программы - "демосфен"; аппаратура БОС, комп со специальными датчиками...

 

Методика коррекции заикания у дошкольников

Раньше у дошкольников не исправляли заикание и только в 1928 Гиляровский, работавший в соловьевской психической больнице предложил устранять заикание у дошкольников исходя из того, что у всякой болезни возможно раннее выявление и лечение. Потом уже Власова реализовала эту идею о раннем устранении заикания в своей методике "логопедическая работа с заикающимися дошкольниками", 1930,1959. Власова высказала мысль, что у маленьких заикающихся необходимо воспитывать свойственную им эмоциональную речь, а не учить медленной речи как было принято до того. Кроме того она осуществила на практике принцип оздоровления всей личности заикающегося. Считала необходимым проводить с родителями систематическую и постоянную работу. Впервые применила логопедическую ритмику, предлагала развивать семь видов речи, постепенно усложняющихся: сопряженную речь, отраженную речь, ответы на вопросы по знакомым картинкам, самостоятельное описание картинок, пересказ небольшого про слушанного рассказа, спонтанную речь (рассказ по незнакомой картинке), нормальную речь, беседы и просьбы.

Работа велась в три этапа: 1.отраженная-сопряженная речь, 2.ответы на вопросы по картинке и самостоятельные рассказы по картинке, 3. Упражнения в самостоятельной речи (речевые игры, беседы, инсцинировки). Группы у нее были не более 20 человек по возрастному принципу (4-5 лет, 6-7 лет), но ведь различия в возрасте людей стираются только в старости. После 40 каждый день умирает по 5000 нервных клеток, а старость начинается уже с 37 лет. Когда дети подросли, то... Начиная с того момента как он родился мы все время ждем, когда же он пойдет, потом заговорит, потом пойдет в школу и каждое желание реализуется в форме новых волнений и забот, поскольку мы понимаем, что раньше было самое блаженное время... Власовой принадлежит первый опыт устранения нарушения звукопроизношения у заикающихся, предложив два варианта работы. Считала, что Если заикание вызвано нарушением звукопроизношения, то происходит коррекция звукопроизношения и заикание уходит само, а если заикание не связано с звуко произношением, то все равно работа начиналась с коррекции звукопроизношения, а затем уже параллельно добавлялась работа по устранению заикание. Сейчас логопед, работающий с заикающимися отвечает за всю речь, ибо нередко можно видеть сочетание заикание и онр, заикание при выходе с алалии. Но ведь что такое алалия?! Если это связано с моторикой, то занимаемся моторикой, а если мы имеем случай с экспрессивной алалией, то здесь все сложнее и где же тот уровень развития речи, чтобы мы говорили уже об афазии?! Но ведь вся методика завершается опять же картинками, сначала растормаживается речь.

Чивелева Н.А. Написала "исправления речи у заикающихся дошкольников", где предложила не использовать облегченные формы речи, а воспитывать ситуационную речь в процессе изготовления несложных поделок (плетение ковриков, корзинок, лепка и пр). Считала, что ситуация наглядного действия помогает оформить свою речь. Ситуационные формы речи предполагают общение заикающихся в различных ситуациях, контекстная форма-самостоятельное грамматическое оформление фразы на основе представлений о каких-то событиях. Пять периодов работы:

1.пропедевтический период, когда дети не общаются, проводятся занятия по ручному труду, рассказывает, чем будут заниматься, демонстрируются готовые поделки, орудия производства и средства производства.

2.Период сопровождающей речи, где дети говорят по поводу изготовления поделки с опорой на выполняемую операцию (я намазываю, я рисую...)

3.Период завершающей речи по поводу только что завершенной операции (я отрезал, я нарисовал..)

Период завершающей речи по поводу нескольких операций

Период завершающей речи по поводу целой поделки

Период завершающей речи по поводу поделки, изготовленной на предыдущем занятии.

4.Период предваряющей речи, где ребенок говорит о том, что он собирается сделать. Сложность в том, что необходимо представить этапы наглядных действий и что получится в результате.

5. Период закрепления навыков самостоятельной речи, где используются все виды речи и дети еще рассуждают о материале, с которым работают о качествах сделанной вещи(цвет, форма, величина), оценивают работы товарищей.

Методика была обязательной в садах Власовой, потом по указанию министерства и все остальные. Это так называемая методика устранения заикания в процессе ручной деятельности.

В 1972 появилась методика Галины Анатольевны Волковой, которую она описала в книге "игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников"м.,1973. В русле традиции Власовой считала, что воспитание речи должно идти этапами, выделяя этап ограничения речи (молчание, шепот), этап сопряженное и отраженной речи, этап воспитания вопросно-ответной речи, этап самостоятельной речи (пересказ, рассказ), этап закрепления активного поведения и свободного общения. Суть методики в том, что, предполагая в причине заикания дезонтогенез предлагала нормализовать развитие психических функций ребенка в процессе игровой деятельности. Создала классификацию заикания у дошкольников по клиническому принципу с указанием вида заикания с учетом отношения детей к игровой деятельности. Считая, что воспитание игровой деятельности является основой развития дошкольника, разработала систему игр для коррекции заикания, которая включает дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, зрительного и слухового восприятия, внимания, мелкой моторики, подражательности. Это игры с разборными игрушками (матрешки, бочонки, пирамидки, домино, лото, с куклами и пр),

игры с пением (хороводы и игры инсцинировки), где развиваются произвольное поведение, нормализуется переключаемость процессов возбуждения и торможения, развивается внимание и чувство коллективизма,

подвижные игры (средней и малой подвижности, дабы не сбивать темп дыхания и речи), способствуя развитию координации движений рук и ног, с речью, воспитывая самостоятельность, инициатива, выдержка, решительность, чувство товарищества, что способствует мягкой коррекции отклонений в личности заикающегося;

игры драматизации (стихи, проза, театр (теневой, пальчиковый, настольный, обычный), воспитывая выразительность речи, воображение и фантазию, организаторские и режиссерские качества, вначале используется хоровая драматизация, затем проговаривание с помощью логопеда и наконец самостоятельная речь;

творческие игры по предложению логопеда и по замыслу самих детей, где главное это выполнение роли, тобишь умение выполнять правила поведения в соответствии с ролью, соблюдать требования партнерства, умение разрешить возникшие конфликты. Включается специальное моделирование логопедом реально существующих жизненных ситуаций и реальные отношения людей, что способствует формированию навыков активного поведения и вне логопедических занятий.

Методика игровой деятельности, логоритмические занятия, воспитательские занятия, воздействие на микросоциальную среду детей. Работа над речью идет в игровой деятельности и на логоритмических занятиях.

Выгодская, Пелленгер, Успенская "устранение заикания у дошкольников в игре" м.,1984

Здесь игра закрепляющий момент, как средство закрепить некие умения. Режим молчания и долгий период релаксации, это единственная методика, где применяется аутогенная тренировка. В 21 садике эта методика применяется, но дети начинают говорить, а почему, тайна великая есть...

Семиловский - работа с детьми в медицинских учреждениях

Арутюнян Лилия Зиновьевна создала методику для подростков и взрослых...

 

В основе методик остается Власова, Волкова.

 

Коррекция заикания у младших школьников. В школьных логопунктах заикающихся нет, поэтому у заик остается поликлиника, но это редко, остается отделение в лор-нии, где за 75 тысяч лечат, но без эффекта... В школах типа логопедические уроки, типа осознанное отношение к занятиям, типа дети, страдающие от дисграфии, хотя они совсем от этого и не страдают.

Методика Нины Алексеевны Чивелева 1966 года. Это аналог методик Волковой и ее работы с дошкольниками, с более сложными поделками, типа моделей и пр. психологи утверждают, что немотивированная скрупулезная деятельность свидетельствует об отклонениях в личности.

Как раньше выносился мусор (железные ведра, которых мыли и относили на помойку). В 1978 опубликовали "исправления заикания у школьников в процессе обучения" для школ с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Принцип: воспитание от ситуативной к контекстной и во время уроков.

Методика Аллы Васильевны Ястребовой, которая колесила с табором Дубровского - коррекция заикания у учащихся общеобразовательных школ. Основа методики это положение о том, что основная особенность, характеризующая учебную деятельность заикающегося это неустойчивость всех психических процессов. Что выражается в импульсивности заикающихся, в общей неорганизованности их работы из-за неумения анализировать деятельность, неумения предварительно обдумывать ее, отвлекаемости и неумении применять волевое усилие. Ястребова предлагала развивать у младших школьников информационную и регулятивную сторону речи. Коррекция информационного аспекта заключается в том, чтобы упорядочить знания, умения и навыки необходимые для восприятия, переработки и передачи информации. Коррекция регулятивного аспекта заключается в том, чтобы организовать умения и навыки общения таким образом, чтобы они могли воздействовать на других людей при передаче информации и способствовали саморегуляции. Три этапа работы, каждый по пять ступеней. Первый этап; цель - научить заикающегося передавать информацию. Первая ступень-уточнить и сформировать навыки активно видеть, слушать, понимать и запоминать. Учение идет по линии Логопед-ученик, логопед-ученики, ученик-логопед. Средства помощи: организующие и регулирующие указания логопеда, наглядность, образец речи и поведения самого логопеда. Вторая ступень-задача в формировании навыков усваивать информацию точно и четко передавать ее в условиях межличностного общения в ситуации коммуникативной деятельности. Средства помощи те же.

Мужчина в меж личностных отношениях ничего не выбирает, ибо сам выбор осуществляет женщина, но времяпрепровождение указует женщина и пр.

в этой методике вводится средства, усложняющие коммуникацию: вопросы-ловушки, задания с конфликтными данными.

Третья ступень: усваивать и передавать информацию, усваивая требования партнерства. Не передавать, дослушивать, не переходить на личности и пр.

новые условия: самостоятельный выбор решения при дефиците информации, изменение темпа деятельности, повышение личной ответственности за деятельность и выход к доске.

Четверта и пятая ступень. Задача: формирование и закрепление навыка обмена информации в меж личностном общении при соблюдении правил партнерства. Усложняющие условия те же. Вводятся коллективные формы деятельности (чтение по ролям).

 

Второй этап в воспитании у заикающихся функции регуляции и деффиринцированном воздействии в общении с другими людьми (отработка умения и выработка навыка свободного общения). Первая ступень. Научить выполнять задания участникам совместной деятельности. Средства помощи это инструкции и схемы с указанием последовательности выполнения речевых действий. Вторая и третья ступени-выработка навыков и умений общения без заикания в процессе дифференцированного опроса. 4-5я ступени формирование самоконтроля, собственных высказываний, воспитание умения предупреждать в себе коммуникативных затруднения.

Третий этап: закрепление навыков самостоятельного общения. 3-5 ступеней, 15-25 занятий. первая ступень-отработка средств саморегуляции собственного высказывания и поведения. Вторая ступень-закрепление умений и навыков дифференцированного воздействия на собеседника в межличностном общении в зависимости от цели и задач общения. Третья ступень- формирование и закрепление навыков полемического высказывания, в условиях дискуссии.

Арутюнян, методика Селиверстова для старших школьников, есть еще БОС, раньше были еще и лагеря, вот и все, ибо младшие школьники самые обездоленные лица в плане коррекции заикания.

 

 

Методики коррекции заикания у подростов и взрослых.

Виктор Маркович Шкловский до последнего возглавлял центр восстановительного лечения в Москве, где пытались вернуть речь Гундаревой, Караченцеву и пр., занимаются они так же и коррекциями заикания. Разработал комплексную систему лечения заикания. Продолжительность комплексного лечения 2,5-3 месяца в течении последующего полугода раз в два месяца проводятся конференции пациентов, прошедших курс лечения. 4 этапа;

первый этап-диагностический (10-15 дней), который включает в себя тщательное обследование пациента неврапотологом, психиатром, психотерапевтом, логопедом, нейропсихологом. В конце диагностического периода устанавливается окончательный диагноз и намечается план лечения.

Второй этап включает перестройку нарушенных отношений личности и патологических навыков. Продолжается от 1 до 1,5 месяцев. Перед началом занятий проводится беседа со всеми пациентами, в коей разъясняется: этапность лечения, цели и задачи каждого этапа, обговаривается поведение и режим во время лечения. Минус алкоголь, потрясения, волнений, тревог и пр, никаких резких телодвижений не может быть, никаких попыток бросить курить и пр. далее начинаются коррекционные логопедические занятия по нормализации дыхательной и звуковой функции. Параллельно сеансы аутогенной тренировки и личностно ориентированной психотерапии. Через 15-20 дней сеанс внушения в бодрственном состоянии, далее логопедические занятия. Очень похоже на Дубровского.

Третий этап в течении месяца закрепление полученных результатов. Тренировка различных видов речи как на занятиях, так и в обычной жизненной обстановке, проводится конференция с разбором и взаимопомощью.

Четвертый этап длится уже шесть месяцев, в этот период закрепляются умения, полученные в повседневной жизни и раз в два месяца проходит конференция. Об эффективности методы ничего не известно.

Казимир Маркович Дубровский.

В 60-е годы появились методики самостоятельного лечения заикания: Абелева, Тяпугин, Хватцев. Это наборы упражнений. Три группы упражнений: постановка диафрагмального дыхания лежа с контролем рукой, шепотом и громко на выдохе тянуть гласные, упражнение для мимических мышц лица, Упражнение для языка и губ, чтение слоговых таблиц; отработка диафрагмального дыхания стоя, произнесение гласных перед зеркалом шепотом и громко, чтение стихов шепотом и громко, чтение прозы шепотом и громко от трех до пяти минут, пересказ прочитанного, тренировка в произнесении подготовленных докладов перед зеркалом на три-пять минут, произнесение перед зеркалом докладов экспромтом; тренировка различных видов самостоятельной речи и работа над диафрагмальном дыхании сидя.

Оганесян Евгений - в основе методы логоритмика (движение, музыка и слово). Заикающиеся разделяются на невротических и неврозоподобных.

Пелленгер и Успенская "как помочь заикающимся школьникам" 1995: метода включает в себя долгий период релаксации, тренировка различных видов речи при значительной аутогенной психотерапевтической поддержке. БОС (биологическая обратная связь).

Леон Яковлевич Миссуловин проработал в психдиспансере и написал книгу "лечение заикания", где в условиях ПНД он использовал аппарат АИР (аппарат исправления речи с эффектом эха), а также обнаружил, что во время секса заикания не происходит.

Арутюнян-Андронова Л.З. "как лечить заикание"1993, где заикание считается устойчивым патологическим состоянием, формирование матрицы в долговременной памяти в связи с фиксацией первых речевых судорог (идея Бехтеревой), посему задача коррекции стереть матрицу, разрушить устойчивое патологическое состояние. Два пути: снижение общего уровня функционирования мозга или его отдельных систем, что легко достигается медикоментозным воздействием. Но происходит лишь частичное стирание матрицы, посему возникают частые рецидивы. Второй путь в активации возможностей мозга и дестабилизация упс (устойчивое патологическое состояние) с последующей перестройкой на устойчивое состояние близкое к норме. Была выдвинула гипотеза, что главная причина возникновение судорог в нарушении внутренней синхронизации речевого цикла. Если использовать метроном для коррекции, то возникает роботоподобная медленная речь. Пенфильд из Канады, который создал гомункулоса, который показывал в мозге... Он предположил, что импульсы вследствие иррадиации могут переходить от проекционных зон кисти ведущей руки в проекционные зоны органов артикуляции. Посему решили синхронизировать речь с движениями пальцев ведущей руки, что составило основу данной методы и были преодолены недостатки использования метронома.

 

31.01.2017

Смотрели ли вы "викинг", где есть любовная сцена с князем Владимиром...

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.