Распределение несовершеннолетних психопатов по видам — КиберПедия


Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Распределение несовершеннолетних психопатов по видам



совершенных преступлений (в %)

 

Виды преступлений В целом за 5 лет
Кража (ст. 89, 96, 144 УК РСФСР) Грабеж (ст. 145 УК РСФСР) Разбой (ст. 146 УК РСФСР) Хулиганство и смежные с ним преступления (ст. 206, 1911, 1912 УК РСФСР) Убийство (ст. 102, 103 УК РСФСР) Половые преступления (ст. 117, 121 УК РСФСР) По совокупности вышеперечисленных преступлений и прочие 50,0 - 4,2     20,8 12,5   4,2   8,3 36,4 18,2 4,5     4,5 4,5   13,6   18,3 13,6 4,5 13,6     18,2 4,6   40,9   4,6 42,6 3,8 7,7     23,1 -   15,4   7,7 37,5 6,3 6,3     6,4 6,2   25,0   12,3 36,7 6,4 7,3     15,5 5,5   19,1   9,5
Итого

 


В ходе исследования было выявлено, что любое преступление несовершеннолетнего олигофрена является результатом тесного переплетения неблагоприятных социальных факторов с клиникой олигофрении, выражавшейся в одном или нескольких следующих моментов: «явный недоучет ситуации и недоосмышление предъявляемых к гражданам требований закона, недостаточно адекватные разряды, дисфорий, импульсивные поступки, своеобразный олигофренический «негативизм» (вариант тупого упрямства) или, наоборот, повышенная внушаемость и некритическое следование чужому примеру»[14].

Что касается психопатий, то в науке выделяются их следующие основные формы: возбудимые, истерические, параноические, неустойчивые, астенические (тормозимые). Вес формы психопатий, за исключением последней, характеризуются интенсивной деятельностью, агрессивностью, неуживчивостью, неустойчивостью, некритичностью. Лишь только астеники вялы, беспомощны, инертны, мнительны, чувствительны к замечаниям, постоянно сомневаются в правильности своих действий, не уверены в своих силах и способностях, но и они тоже иногда дают срывы в виде агрессии[15]. Отсюда становится ясным, почему психопаты значительно чаще олигофренов совершают тяжкие преступления.

Из общего количества психически неполноценных несовершеннолетних, привлекавшихся за исследуемый период по ст. 102 и 103 УК РСФСР, психопаты составляли 60,0%, по ст. 146 - 72,7%, по ст. 206, 1911, 1912 – 50%. Из психопатов, привлекавшихся за убийство, совершили это преступление самостоятельно 66,7%, в соучастии - 33,3%, из числа привлекавшихся за хулиганство и связанные с ним преступления – соответственно 52,9 и 47,11%, за разбойные нападения - 25 и 75%. В тоже время ни один олигофрен с уравновешенной эмоционально-волевой сферой и покладистым характером не совершил в одиночку ни вышеуказанных преступлений, ни других преступлений, требующих разрушительных, насильственных, агрессивных действий, что же касается соучастии таких олигофренов в преступных группах, то они выполняли лишь вспомогательные функции.

Олигофрены, совершившие вышеперечисленные преступления самостоятельно, все относились ко второй и третьей группам принятой нами классификации олигофренов. Их удельный вес в общем числе олигофренов, привлекавшихся по указанным статьям, равен 75,0% (по ст. 102 и 103 УК РСФСР), 33,3% (по ст. 146 УК РСФСР), 44,4% (по ст. 206, 1911 , 1912 УК РСФСР).

В динамике по годам у олигофренов имеется скачущая тенденция по разбойным нападениям и умышленному убийству и незначительная тенденция к снижению удельного веса хулиганских действий; у психопатов – скачущая тенденции по хулиганству и умышленному убийству и некоторое увеличение удельного веса разбойных нападений.

Как среди олигофренов, так и среди психопатов наблюдается тенденция к повышению удельного веса половых преступлений. Очевидно, этот процесс является следствием взаимосвязи несовершеннолетнего возраста, психической неполноценности и получившего широкое распространение в последнее время всеобщего явления – акселерации.

Под акселерацией понимается процесс увеличения роста и веса тела, увеличение периметра грудной клетки у детей и подростков, а также ускорение их полового созревания[16]. У акселерированных юношей рост стал заканчиваться к 17 – 19-ти годам вместо 23 – 25 лет в прежнее время, а у девушек – к 16 – 17-ти годам вместо 21 – 23 лет, как было прежде; по сравнению с когортой подростков 30 – 40-х гг. все показатели окостенения скелета «помолодели» на 1 – 3 года[17]. Большинство современных юношей и девушек в 15 – 16 лет по своему физическому, в том числе и сексуальному, развитию соответствуют 18 – 19-летним в 20 – 30-е гг. нашего столетия, однако их социальный статус остается без изменения[18]. На прежнем, весьма неудовлетворительном уровне остается и профилактическая работа, проводимая без учета личностных особенностей определенных контингентов подростков, требующих специального подхода. Между тем вызванная процессом акселерации повышенная половая потребность психически неполноценных несовершеннолетних находит специфическое преломление в их неполноценной психике. «С началом пубертатного периода, – отмечает И. Л. Юркова, – у многих больных олигофренией, особенно у больных с более значительным снижением интеллекта, появляется повышение сексуальных влечений (онанизм, грубые сексуальные притязания к окружающим)»[19]. Таким образом, в ряде случаев половая потребность у психически неполноценного несовершеннолетнего выходит на первое место в сфере мотивации его поведения, обусловливает течение его мотивационного процесса.

Сфера мотивации включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, идеалы, стремления, цели, влечения, интересы[20]. С. Л. Рубинштейн указывал, что «учение о мотивации составляет основное ядро психологии личности»[21], что «мотивация – это опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности»[22]. Мотивация оказывает побудительное воздействие на поведение человека и в самом начале, и во всех звеньях, поэтому проблема мотивации включает в себя не только выяснение первоначальных побудительных сил человеческой активности, не только рассмотрение некоторой идеальной предваряющей модели целенаправленных действий, которая возникает в сознании личности как субъекта этих действий, но и анализ всех тех факторов, которые направляют, регулируют, поддерживают эти действия или, наоборот, изменяют их исходную направленность, блокируют их осуществление[23].

Реализация возникающих потребностей может блокироваться различными факторами внешнего и внутреннего порядка, и в зависимости от ценностных ориентации личности эти факторы, отражаясь в сфере мотивации, либо принимаются, либо преодолеваются. Так, внешними факторами, блокирующими реализацию половой потребности несовершеннолетнего, могут быть: сопротивление потерпевшей, запрещение старших и т. д., внутренними – осознание противоправности деяния, нежелание иметь неприятности, сила воли, наличие каких-то других целей и стремлений. Наиболее сильное воздействие оказывают именно внутренние блокирующие факторы. Однако у олигофренов в силу их конкретного мышления и неспособности абстрагироваться и представлять более отдаленные результаты своего поведения эти факторы практически отсутствуют. Они стремятся удовлетворить свои ближайшие потребности и как можно скорее, в результате чего внешние блокирующие факторы преодолеваются и зачастую преступным путем. Психопаты способны к абстрактному мышлению, предвидят и отдаленные последствия своих действий, но их внутренние блокирующие факторы могут быть парализованы общей ослабленностью тормозных процессов, а также наличием каких-то других причин и патологически выраженных потребностей, например, потребности в самоутверждении. Её удовлетворение зачастую пронизывает всю жизнедеятельность психопатов, становится самоцелью, стержнем всей мотивационной сферы, проявляется и в реализации других потребностей. В таких случаях достаточно социализированные психопаты иногда достигают больших успехов в области науки, техники, литературы и искусства. Однако у несовсршеннолетних психопатов, степень социализации которых еще явно недостаточна, эта потребность, не будучи понятой и удовлетворенной в семье, школе, на работе, часто находит воплощение в отклоняющихся формах поведения. Например, из материалов в отношении несовершеннолетнего Т. узнаем:

 

Подростку около 17 лет. Привлекается к уголовной ответственности за то, что будучи в нетрезвом состоянии совершил дерзкое хулиганство с применением холодного оружия, а в момент задержания оказал активное сопротивление работнику милиции. Родился от доношенной беременности, беременность и роды у матери протекали нормально. Отца не знает. Рос капризным, непослушным, упрямым, любил настаивать на своем. В школе был трудным, жестоко избивал товарищей, любил верховодить, грубил учителям. Часто приходил домой в нетрезвом состоянии, грубил матери. Состоит на учете в милиции за различные правонарушения. Заключение: обнаруживает признаки психопатии и склонность к употреблению спиртного, вменяем[24].

У олигофренов острая потребность в самоутверждении и преступные формы ее реализации часто возникают как реакция на ненормальный социально-психологический климат, в частности на недоброжелательное и насмешливое отношение к ним в легальных социальных группах. «Обиженные» в легальные группах олигофрены, будучи втянуты в преступные группы, члены которых обычно не отличаются высоким интеллектом, чувствуют себя там более раскованно, видя в членах этих групп «настоящих» товарищей, «своих» людей, которые относятся к ним с «пониманием» и «уважением».

Так, в материалах в отношении несовершеннолетней Н. отмечается следующее:

 

Подэкспертной 17 лет. Привлекается за соучастие в краже личного имущества. Из первого класса массовой школы была переведена во вспомогательную. Здесь имела хорошие оценки, но часто нарушала дисциплину, т. к. было неинтересно учиться, потому что «учителя сто раз говорили одно и то же». Рано стала курить, выпивать, употреблять иногда наркотические средства, совершать мелкие квартирные кражи. С 12 лет состоит на учете в милиции. В 16 лет начала работать на швейной фабрике, но шить не успевала, за что ее ругали, и поэтому она уволилась. Больше нигде не работала. Основную часть времени проводила в группе молодых женщин, ранее судимых и ведущих аморальный образ жизни. По характеру обидчивая, грубая, вспыльчивая. Заключение: обнаруживает признаки олигофрении в степени легкой дебильности с психопатоподобным поведением, вменяема[25].

 

Потребность в самоутверждении чаще всего не осознается психически неполноценными несовершеннолетними как таковая, а действует как подсознательный внутренний импульс. «Сила указанной потребности и степень ее осознания, – отмечает И. С. Ной, – не находятся в пропорциональной зависимости. Более того, чем ниже интеллектуальный и культурный уровень индивида, тем слабее его способность к пониманию своих ощущений. Такие люди, испытывая естественную потребность в самоутверждении, в признании своих оригинальных способностей и не умея найти легальные средства заявить о себе, стремятся выделиться, отличиться от других людей путем насилия над личностью. Здесь проявляется также и их извращенное самоуважение[26]. Об этом, в частности, свидетельствуют материалы в отношении несовершеннолетнего И.:

 

Подростку 17 лет. Привлекался к уголовной ответственности за то, что будучи в нетрезвом состоянии изнасиловал знакомую несовершеннолетнюю девушку, а затем вогнал ей во влагалище и задний проход деревянные палки. Родился в семье рабочих. Беременность и роды у матери протекали нормально. Курить начал с 5-ти лет, с 7-8-ми употреблял спиртное. Со 2-го класса бродяжничал, воровал, в связи с чем находился на учете в милиции, 3-й класс дублировал, после чего не учился, бродяжничал. В 13-летнем возрасте, облил кислотой соседку, выжег ей глаза, после чего был помещен в ДПР г. Маркса. По возвращении работал. До этого половой жизнью не жил. Заключение: обнаруживает психопатическое развитие личности и признаки хронического алкоголизма, вменяем[27].

 

Потребность в самоутверждении является оборотной стороной тесно связанной с ней потребности в общении, в коллективном образе жизни, которая запрограммирована у человека как следствие его исторического развития. В этом проявляется единство в человеке индивидуального и общественного. Человек рождается потенциально готовым вступить в общественные отношения и не может жить вне общества, вне коллективных связей, именно в обществе у него развивается самосознание, и происходит самопознание и возникает потребность в самоутверждении, в утверждении значимости собственного «Я». Только общество может установить степень значимости этого «Я». Но человек непосредственно вступает в отношение не со всем обществом, а с определенными группами, коллективами. И если потребность в общении с определенными группами не согласуется с его потребностью в самоутверждении, человек отчуждается от этих групп и вступает в другие либо выражает протест с целью обратить на себя внимание и «внести в сознание других лиц представление о значимости его «Я»[28], что у малокультурных людей нередко выливается в антиобщественные формы поведения.

Нередко у психически неполноценных несовершеннолетних в качестве побочного продукта стремления к самоутверждению возникает склонность к частому употреблению спиртных напитков, которую несовершеннолетний может ощущать как самостоятельную потребность, побуждающую преодолевать блокирующие факторы. Если к тому же имеются факторы, стимулирующие такое поведение (плохой пример ближайшего окружения, бесконтрольность со стороны родителей и т. д.), то потребность, заставляющая все чаще преодолевать блокирующие воздействия, может выработать определенный стереотип поведения.

В качестве примера приведем материалы в отношении несовершеннолетнего Д.:

 

Подэкспертному 16 лет. Привлекается к уголовной ответственности за систематические кражи. Ранее также привлекался к уголовной ответственности за кражи, дело было прекращено и материалы переданы в комиссию по делам несовершеннолетних. Родился и семье колхозников, беременность и роды у матери протекали нормально. Отец злоупотреблял алкоголем. В настоящее время отец совместно с семьей не живет. Подросток проживает с отчимом и матерью, которые также часто употребляют спиртное. Свою мать подросток не уважает, местными органами уже ставился вопрос о лишении ее родительских прав. Подэкспертный учился во вспомогательной школе, часто нарушал дисциплину, бродяжничал, состоял на учете в милиции. Рано начал курить, воровать, с 8 лет употребляет водку. Дружит с подобными же ребятами, вместе выпивают на ворованные деньги либо воруют самогон у родителей. Мышление конкретное, абстрактное недоступно. Заключение: обнаруживает признаки олигофрении в степени легкой дебильности с психопатоподобным поведением и склонностью к частому употреблению алкоголя, вменяем[29].

 

Ставшее потребностью злоупотребление алкоголем нередко стимулирует у психически неполноценных несовершеннолетних извращения в удовлетворении других потребностей или же ослабляет устойчивость против извращенных форм их реализации, что является следствием общей расторможенности, усугубленной алкоголем. «Необходимо подчеркнуть, – отмечает О. Е. Фрейеров, – особо патогенное действие алкоголя на некоторых больных олигофренией: даже от сравнительно небольших доз алкоголя у этих больных отмечается иногда тяжелая картина простого опьянения с общим возбуждением, безмотивными агрессивно-разрушительными действиями и иногда расторможением сексуальных влечений»[30]. Очевидно, это в полной мере относится и к психопатам, и не только тогда, когда употребление алкоголя уже стало потребностью, но и в случаях его однократного употребления.

Так, проведенное исследование показало, что из числа психопатов, совершивших убийство в одиночку, в состоянии опьянения находилось 75%, из числа совершивших хулиганство – 90%, изнасилование – 62,5%. Разбойные нападения, независимо от того, совершались ли они психопатами самостоятельно или в группе, все были совершены в момент алкогольного опьянения.

Все психопаты, привлеченные за соучастие в убийстве, в момент совершения этого преступления были в нетрезвом состоянии, из числа психопатов, привлеченных за соучастие в хулиганских действиях, в состоянии опьянения было 50%, за соучастие в изнасиловании – 66,7%.

Все олигофрены. совершившие в одиночку умышленные убийства, разбойные нападения, а также хулиганство и сопряженные с ним сопротивление работнику милиции посягательство на жизнь работника милиции, в момент совершения этих преступлений были в нетрезвом состоянии. Из числа олигофренов, совершивших эти преступления в группе, все были в нетрезвом состоянии в момент разбойного нападения и убийства и 70% – в момент хулиганских действий.

Однако ни один олигофрен с уравновешенной эмоционально-волевой сферой ни в пьяном, ни в трезвом виде указанных преступлений не совершил, поэтому проводить прямую связь между состоянием опьянения и преступлением психически ненормального несовершеннолетнего нельзя. Связь здесь сложная, диалектически противоречивая, зависит от множества внешних и внутренних факторов воздействия. При этом, по-видимому, есть нечто общее между тем, что несовершеннолетний имеет определенную аномалию психики, тем, что он склонен к употреблению алкоголя и тем, что он совершает определенный вид преступлений.

Самым «трезвым» по сравнению с другими видами преступлений является кража. Среди олигофренов, совершивших кражу, в состоянии опьянения находилось 17,3%, среди психопатов – 40%. Кража является самым распространенным преступлением среди несовершеннолетних с психическими аномалиями (см. табл. 3,4). Чаще всего этот вид преступления встречается среди олигофренов (ежегодно, примерно, 60% от всех совершенных ими преступлений). Причем, кражи совершаются в основном самостоятельно (среди олигофренов в 60,2% случаев, среди психопатов – в 62,5%). Простота, доступность, конкретность этого вида преступления обусловливают распространенность его среди психически неполноценных несовершеннолетних и особенно среди олигофренов, так как им от рождения присущи конкретность мышления, узкий круг интересов, примитивность потребностей.

Таким образом, круг потребностей психически неполноценных несовершеннолетних, обусловленный их возрастом, особенностями физического и психического развития, определяет и круг их преступных посягательств.

Кроме рассмотренных выше преступных деяний психически неполноценными несовершеннолетними были совершены: угон автотранспортных средств; незаконное ношение, хранение, а также кража огнестрельного оружия; нанесение тяжких, менее тяжких и легких телесных повреждений; мужеложство, грабеж. Все эти преступления, кроме грабежа, были совершены психически неполноценными несовершеннолетними только в одиночку и только олигофренами с психопатическими расстройствами и психопатами без признаков слабоумия.

Грабеж и олигофрены, и психопаты в большинстве случаев (более 50%) совершают, находясь в группе.

Приведенный выше перечень преступлений, совершенных психически неполноценными несовершеннолетними, является исчерпывающим. Других преступлений указанной категорией лиц за исследуемый период не совершалось. Видимо, как отмечалось выше, кроме психических аномалий определенное значение имеет возраст изучаемого контингента. При проведении подобного же анализа среди взрослых преступников, страдающих психическими аномалиями, не лишающими вменяемости, было установлено, что их преступные посягательства намного разнообразнее, однако характер психической аномалии и здесь создает определенный фон (см. табл. 5). Здесь также наименее криминогенны эпилептики и относительно устойчиво количество олигофренов и психопатов, между которыми по видам преступлений наблюдается почти такое же соотношение, как и между несовершеннолетними олигофренами и психопатами. Взрослые психопаты также чаще олигофренов совершают насильственные преступления, за исключением половых, что, видимо, имеет связь с особенностями аномалии, проявляющимися во взрослом и несовершеннолетнем возрасте, но этот вопрос требует специальных медицинских и психологических исследований. При сравнении таблиц 3, 4 и 5 усматривается, что с повзрослением как у олигофренов, так и у психопатов увеличивается удельный вес насильственных преступлений. С повзрослением меняется и соотношение между видами аномалий в общем количестве психически неполноценных преступников.

 

Таблица 5

 

Среднегодовое распределение психически неполноценных взрослых

преступников по видам аномалий и преступлений (в %)

 

Виды преступлений Олиго-френии Психо-патии Эпи- лепсии Остат. явлен. Прочие
Кража государственного и личного имущества Грабеж государственного и личного имущества Разбойное нападение с целью завладения государственным и личным имуществом Умышленное убийство Половые преступления Действия, дезорганизующие работу ИТУ Телесные повреждения Хулиганство Автотранспортные преступления Уклонение от общественно-полезного труда, от лечения вензаболевания, от уплаты алиментов, нарушение паспортного режима Воинские преступления Прочие   34,0   5,6   4,2 2,2 16,9 - 3,4 16,0 4,1   7,6 4,2 2,8   16,0   7,6   5,3 8,4 8,4 3,8 7,6 26,7 0,8   5,3 3,8 6,2   42,3   3,8   - - - - 3,8 26,9 3,8   15,6 - 3,8   15,8   7,9   - 10,5 7,9 - 2,6 28,9 5,3   18,4 2,7 -   26,2   2,4   2,0 2,2 4,2 1,0 8,1 27,0 0,5   20,9 2,0 3,5
Итого

 

Здесь на первое место выходят хронические алкоголики, за ними – примерно, на одном друг против друга уровне – находятся олигофрены и психопаты, но эпилептики – по-прежнему в последнем ряду. Что же касается коэффициента пораженности преступным поведением, то здесь так же, как у несовершеннолетних, на первом месте – страдающие психопатией, на последнем – эпилепсией.

Однако подробное рассмотрение взрослых психически неполноценных преступников выходит за рамки нашей темы. Этот вопрос требует специального освещения в юридической и медицинской литературе.

При изучении психически неполноценных школьников, возраст которых, примерно, на 1,3 - 1,5 года ниже средневзвешенного возраста всех несовершеннолетних, было установлено, что круг их преступных посягательств значительно уже, однако соотношение между видами аномалий почти такое же, как и в общем количестве психически неполноценных несовершеннолетних преступников. При рассмотрении структуры преступности психически неполноценных школьников было выявлено, что среди них малочисленны эпилептики (1,7%) и олигофрены с уравновешенной эмоционально-волевой сферой (12,1%). Основную массу составляют олигофрены с неуравновешенной эмоционально-волевой сферой или психопатоподобным поведением и психопаты.

При детальном исследовании мы выяснили, что из числа психически неполноценных школьников ни один олигофрен, будь он уравновешен или расторможен, не совершил в одиночку таких преступлений, как хулиганство и изнасилование. Ни один олигофрен, ни самостоятельно, ни в группе, не совершил мужеложства. Данное деяние совершают только психопаты (причем в одиночку). Это, по-видимому, связано с особенностями психологии психастенических психопатов (к которым относятся гомосексуалисты), выраженными в том, что, стараясь удовлетворить половую страсть в извращенной форме, они стремятся в то же время скрыть собственную неполноценность от окружающих. Грабеж и разбой из числа олигофренов - школьников совершают в одиночку только те, которые отличаются психопатическим развитием. Олигофрены - школьники с уравновешенной эмоционально-волевой сферой, так же как и все психически неполноценные несовершеннолетние этого типа, самостоятельно совершают только кражи и, в отличие от всех психически неполноценных, крадут только личное имущество. За кражи личного имущества чаще других неполноценных школьников привлекаются страдающие олигофренией с неуравновешенной эмоционально-волевой сферой, но без признаков психопатических расстройств, реже – олигофрены с психопатическими расстройствами и еще реже психопаты без признаков слабоумия, что же касается краж государственного имущества, то здесь строго обратная зависимость. Олигофрены чаще совершают преступления в группе, психопаты – в одиночку. Здесь, очевидно, проявляются особенности клиники олигофрений и психопатий.

Исследования показали, что школьники-психопаты раньше начинают совершать преступления, чем школьники - олигофрены (средний возраст психопатов – 15,2 лет, олигофренов – 15,6). Далее было выявлено, что более дерзкому и сложному преступлению в общей массе соответствует и более высокий возраст, при этом возраст совершающих преступления самостоятельно несколько выше возраста совершающих преступления в группе. Очевидно, совершение конкретных преступлений конкретным способом вообще возможно только по достижении психически неполноценным школьником определенного возраста.

Малый возраст, а также наличие психических аномалий обусловливают то обстоятельство, что из общего числа этих школьников, совершивших преступления в соучастии, лишь 3,0 % были членами групп, в которых имелись совершеннолетние, остальные же 97 % входили в группы, состоящие только из несовершеннолетних, и из них примерно треть входили в группы, состоящие только из психически неполноценных несовершеннолетних, где руководили либо психопаты, либо расторможенные олигофрены. Видимо, для того, чтобы стать членом какой-то преступной группы, также необходимо обладать соответствующим уровнем интеллекта и достигнуть определенного возраста. Иначе говоря, психические аномалии и возраст их носителей оказывают обратное воздействие на социально-психологические и прочие отношения несовершеннолетних.

Все описанные выше виды преступлений несовершеннолетних являются практически монополией мужского пола. Удельный вес женского пола среди совершивших преступления несовершеннолетних с психическими аномалиями составляет ежегодно 6,5%. При детальном изучении было установлено, что самостоятельно они совершают только кражи и крадут только предметы личного потребления (продукты питания, одежду, обувь). При этом они чаще своих сверстников мужского пола крадут в одиночку (78,8% от случаев краж). Другие же преступления они совершают только в соучастии с несовершеннолетними мужского пола, причем все эти преступления приходятся на страдающих олигофренией с признаками психопатизации. Из «других» преступлений психически неполноценные несовершеннолетние женского пола совершили только предусмотренные статьями 145 и 117 УК РСФСР, их удельный вес соответственно – 11,1 и 5,5%. Остальные же 83,4% совершили кражи, причем 61,1% – кражи личного имущества. Такова общая картина преступности психически неполноценных несовершеннолетних женского пола. Что касается психически неполноценных школьниц, возраст которых несколько ниже возраста всей группы, то они привлекались к уголовной ответственности только за кражи личного имущества. Ни одна психически неполноценная несовершеннолетняя, страдающая олигофренией с уравновешенной эмоционально-волевой сферой, не совершила антиобщественных поступков.

Иными словами, особенности психики определенные образов влияют на уровень притязаний психически неполноценных несовершеннолетних и характер их реализации.

Обращает на себя внимание тот факт, что потребности несовершеннолетних с психическими аномалиями в той или иной мере опосредованы социальной действительностью. «Личные планы, желания людей, – пишет А. М. Яковлев, – далеко не случайны. Отдельный случай принятия какого-либо решения выглядит как бы результатом «свободного усмотрения». Однако взятые в совокупности устремления индивидов теряют в целом характер случайных, произвольных, «независимых». В них явственно выступают определенные тенденции и устремления, выявляется их социально производный характер. В устремлениях индивидов получает свое объективное отражение иерархия социальных ценностей. Следовательно «уровень притязаний» – это явление не только индивидуальной, но и социальной психологии»[31]. Однако в неполноценной психике эти ценности обретают своеобразное отражение, ибо «общественные условия оказывают доминирующее влияние на выбор поступка, но не непосредственно, а лишь преломившись в личностном стереотипе человека»[32]. И суть вопроса состоит в том, каким образом социально опосредованные потребности и ценностные ориентации преломляются в неполноценной психике человека и как они воздействуют на его поведение, какова роль при этом индивидуальных особенностей психики, воспринимающей иерархию общественных ценностей.

Общество не только формирует определенные ценности, но и создает возможности для их использования. Однако эти возможности могут быть реализованы отдельным индивидом лишь в том случае, если у него самого будут иметься для этого индивидуальные возможности и способности. Человек, правильно соизмеряющий свои потребности со своими способностями и возможностями, стремится к обладанию именно тем кругом ценностей, который соответствует его действительному положению, а от ценностей, которые не соответствуют его личностному статусу, он отказывается. Человек, не умеющий соизмерять свои возможности с потребностями, полагающий, что его действительное положение не соответствует его внутреннему уровню (особенно часто это бывает среди психопатов), пытается достичь своей цели в иных общностях. Так, стремящиеся к положению лидера психопаты, не добившись признания в легальной общественной среде, находят удовлетворение этой потребности в создании преступных группировок. Как показали проведенные нами исследования преступных групп, состоящих только из психически неполноценных несовершеннолетних, лидерами этих групп были либо психопаты, либо олигофрены с психопатоподобным поведением, при изучении которых было установлено, что они никогда не пользовались авторитетом ни в школе, ни в училище, ни на работе.

Уровень удовлетворения потребностей конкретного индивида во многом зависит и от того, насколько соответствуют предъявляемые к нему обществом требования его возможностям и способностям. Отношение к конкретным членам общества или группам должно строиться на основе учета их специфических особенностей и прежде всего особенностей психики. Там же, где социально-психологический климат не соответствует состоянию и динамике психики несовершеннолетнего, происходят срывы в его психической деятельности. Как показали проведенные нами исследования, олигофрены, обучающиеся во вспомогательных школах, при прочих равных условиях совершают антиобщественные поступки примерно в 1,9 раза реже олигофренов, обучающихся в общеобразовательных школах. Значит, те требования, которые предъявляются к олигофренам во вспомогательных школах, соответствуют их возможностям, способствуют удовлетворению многих потребностей и в частности потребности в самоутверждении, которую им весьма трудно удовлетворить в общеобразовательной школе, где они всегда на плохом счету.

Создание социально-психологического климата, соответствующего особенностям неполноценной психики несовершеннолетнего, необходимо не только по месту учебы этого несовершеннолетнего, но и по месту работы, жительства, а также в воспитательно-трудовых учреждениях. «При посильном труде, - отмечает занимавшаяся проблемой олигофрении несовершеннолетних И. А. Юркова, – соответствующем возможностям больного, при условии благоприятного быта, больные были исполнительными, легко подчинялись дисциплине на работе. Если условия работы превышали возможности больного (более быстрый темп работы) или больной подвергался насмешкам со стороны окружающих, это служило поводом для конфликтов с окружающими, больные самовольно оставляли работу»[33]. Иначе говоря, не столько опасна сама по себе психическая аномалия, сколько опасны игнорирование особенностей неполноценной психики, неправильные меры в отношении психически неполноценных, преступное поведение которых обусловлено не только социальными, но и биологическими процессами.

Например, мы стараемся наказывать и воспитывать психопатов - гомосексуалистов, совершающих мужеложство, тогда как их поведение детерминировано не столько пробелом в воспитании, сколько врожденными особенностями психики. Медициной даже допускается возможность возникновения сексуальных извращений, особенно гомосексуализма, в связи с отклонением от обычного строения желез внутренней секреции[34]. Поэтому, на наш взгляд, следует присоединиться к критике, которой подвергнута современная практика назначения наказания психопатам-гомосексуалистам, осуществляемого в условиях, которые не содержат никаких элементов профилактики, а, наоборот, способствуют фиксации аномального влечения[35].

Вряд ли, эффективным является современное исправительно-трудовое воздействие и в отношении других психопатов, ибо как психически неполноценные личности они нуждаются в особом подходе[36], а также в отношении олигофренов, поскольку в ВТК, где воспитательная работа сориентирована на психически полноценных, олигофренам сложно приспособиться к требованиям, предъявляемым к основному контингенту, поэтому они становятся объектом насмешек, издевательств со стороны заключенных (нередко используются гомосексуалистами). Это приводит к срывам в их психической деятельности, антиобщественным поступкам и в то же время зачастую вырабатывает психопатические черты характера или усиливает уже имеющуюся психопатизацию личности.

Особая общественная опасность потенциируется в латентной психической неполноценности. В таких случаях человек особенно невосприимчив к воспитательным мероприятиям, поскольку при их разработке не учитывается обусловленность его поведения характером психического отклонения. Проиллюстрируем это материалами в отношении Д.:

 

Подэкспертному 40 лет. Наследственность психическими заболеваниями не отягчена, учился плохо. Впервые был осужден в несовершеннолетием возрасте за кражу, три месяца находился в местах лишения свободы, затем освобожден. После этого поступил в речное училище, но не окончил – убежал. Стал бродяжничать, воровать. Всего осужден 8 раз за кражи и бродяжничество к различным срокам лишения свободы. Последний раз был осужден за бродяжничество и побег с места высылки. Заключение: обнаруживает признаки хронического психического заболевания в форме шизофрении, невменяем, нуждается в принудительном лечении в психиатрической больнице общего типа[37].

 

По данным наших исследований, удельный вес имеющих судимость в числе лиц, психическая неполноценность у которых была впервые выявлена во время судебно-психиатрической экспертизы, составлял: среди взрослых преступников, страдающих психическими аномалиями, не лишающими вменяемости – 56,7%, среди несовершеннолетних, страдающих психическими аномалиями в рамках вменяемости, – 62,5%, среди признанных невменяемыми – 70,0%.

Таким образом, неучет биологических факторов ведет к бесполезности разрабатываемых профилактических мероприятий, ибо при помощи однопрофильных методов невозможно эффективно вести борьбу с процессом, который порожден комплексом социальных и биологических факторов. Правда, и практической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, иногда учитываются биологические детерминанты преступности, и к лицам, страдающим аномалиями, принимаются специфические меры. Однако это происходит, в основном, стихийно, как следствие объективной необходимости, и во многом зависит от того, насколько рано и ярко начинает проявлять себя психическая непол






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.