Некоторые советы заикающимся подросткам, взрослым и их близким, а также пациентам, которые прошли курс лечения по поводу заикания — КиберПедия


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Некоторые советы заикающимся подросткам, взрослым и их близким, а также пациентам, которые прошли курс лечения по поводу заикания



В научно-популярной литературе (Абелева И. Ю., Синицина Н. Ф., 1969; Миссуловин Л. Я., 1971; Хватцев М. Е„ 1972; Джонсон У., 1988; Буянов М. И., 1989; Калягин В. А., Степанова Г. М., 1993 и др.) даются различные, дополняю­щие друг друга, а иногда и противоречивые рекомендации по поводу самостоятельной работы заикающихся над своей речью. Общим недостатком большинства таких работ является то, что в них приводятся определенные советы и правила, руковод­ствуясь которыми заикающийся в указанные авторами сроки, по их мнению, может избавиться от заикания. Но в этих реко­мендациях многие верные положения не конкретизируются, и заикающийся, представляя, чего ему следует добиваться, не знает, как это нужно делать. Например, во многих работах заикающемуся рекомендуется говорить медленно, но что яв­ляется образцом небыстрой речи, не указывается.

Трудно согласиться с советами американского исследова­теля Уинделла Джонсона (1988), который обращаясь к сво­им пациентам, утверждает: «Вы, очевидно, стараетесь гово­рить и читать медленнее, чем люди с нормальной речью. Если же вы постараетесь делать это с максимально возможной ско­ростью, напряженностей и запинок, вероятно, будет гораздо меньше. Это поможет избавиться от чувства чрезмерной ос­торожности». Если приведенный совет звучит просто бездо­казательно и игнорирует широко известное положение об ус­коренном в большинстве случаев темпе речи заикающихся, то утверждение того же автора, что не так уж и плохо быть заикающимся, так как в случае излечения налагаемая на больных ответственность возрастает, просто является анти­психотерапевтическим и может спровоцировать у заикающе-

гося появление истерических механизмов «условной жела­тельности симптома». Не преследуя цели изложить стройную систему самостоятельной работы по преодолению заикания, постараемся сосредоточить внимание больных и их близких на отдельных рекомендациях, которые могут быть им полез­ны и вытекают из теоретических и методических положений настоящего пособия.

В широко распространенных правилах для заикающихся рекомендуется: прежде чем вы начнете говорить, обдумайте хорошо фразу, потом сделайте вдох, начинайте говорить на выдохе, говорите медленно, прямо глядя в глаза собеседнику, и пр. Если человек, даже не страдающий речевыми наруше­ниями, будет следовать указанным правилам, он не сможет разговаривать нормально, так как будет нарушена целост­ность функционирования речевой системы, и он начнет спо­тыкаться на каждом слове. Точно так же будет спотыкаться при ходьбе любой, кто заранее станет обдумывать каждый свой шаг, потому что будет нарушен двигательный стереотип.

Заикающемуся не следует заранее обдумывать каждое свое слово. Необходимо в целом хорошо представлять, о чем вы собираетесь говорить (учащимся и студентам нужно свобод­но владеть учебным материалом). Надо сосредоточивать вни­мание не только на форме речи, но и на ее содержании.

Совершенно не требуется неотрывно смотреть в глаза собе­седнику. Это может создать определенную неловкость в обще­нии с окружающими. Разговаривая с человеком, смотрите ему в лицо. Иногда можно перевести взгляд и на другой предмет. Проявите живой интерес к собеседнику, сосредоточьтесь на теме разговора, внимательно слушайте, что вам говорят. Пользуйтесь естественными смысловыми жестами. Если тема беседы позволяет, старайтесь чаще улыбаться. Это даст вам возможность чувствовать себя свободно и непринужденно.

В случае конфликтной ситуации старайтесь расслабить ру­ки, все тело, не повышайте голоса, но говорите четко и небы­стро. Ваша веская и спокойная речь снимет остроту момен­та, ваш собеседник также начнет приходить в состояние ду­шевного равновесия.

Что значит говорить небыстро? Ориентируйтесь на авто­матизированное произнесение речевых образцов: ряда цифр от 1 до 10, дней недели, простой фразы, например: «Сегодня-на-улице-хорошая-морозная-погода». От 1 до 10 вы должны

 

считать плавно, четко артикулируя звуки речи, и слитно. На правильное произнесение образца должно уйти 9—10 секунд. Если вы справитесь с этим заданием за 6—7 секунд, темп ва­шей речи ускорен. Дни недели вы должны произнести за 7 секунд.

Фразу «Се 'го 'дня на у ли 'це хо ро 'ша 'я 'мо 'ро 'зна 'я 'по го да» вы проговариваете слитно и с ритмом за 9—10 се­кунд (работайте с часами в руках, следите за секундной стрел­кой).

Рассмотрим некоторые аспекты применения приема рит­мизированной речи.

Этот прием, вытекающий из рекомендаций немецких ав­торов XIX века Либмана, Кленфера и других, с успехом при­меняется в различных модификациях и в настоящее время. Он заключается в слитном и ритмичном произнесении фра­зы, состоящей как бы не из слов, а из слогов, выделяемых ударением. Последний слог во фразе ударением не выделяй­те, так как интонация в повествовательной фразе к концу по­нижается. Произносите фразу по правилам произношения, а не письма. Например, мы пишем: «Бодучая корова», а про­износим: « Ба' ду' ча' я' ка' ро' ва'».

Отбивать ритм лучше всего указательным и большим паль­цами. Это можно делать незаметно в любых ситуациях рече­вого общения.

Тренируйте этот прием на простых фразах и в диалоге с близкими людьми.

Помните, многократное повторение одних и тех же фраз является основой самовнушения. Поэтому фразы должны по содержанию обладать положительным эмоциональным заря­дом.

Когда вы овладеете правильным произнесением фраз-об­разцов, приступайте к чтению и пересказам выбранных вами текстов. Сначала используйте простые тексты с несложными в логико-грамматическом отношении фразами. Затем (учащи­еся и студенты) тренируйте речь на учебном материале, ко­торый вы, возможно, будете отвечать в аудитории. Предва­рительно используйте прием «перекидного мостика», приве­денный выше.

Преодолевая стеснительность и страх речи в различных си­туациях общения, систематически проводите функциональ-

ные тренировки. Аутогенной тренировкой целесообразно за­ниматься под руководством специалистов, но если вы такой возможности не имеете, можете с успехом использовать наши рекомендации. Кроме того, если у вас нет возможности посе­щать сеансы лечебного гипноза, используйте магнитофонную кассету «Заикание. Психотерапия и логопедические упраж­нения» (Миссуловин Л. Я., 1989).

Уважаемые родители и близкие заикающихся подростков и взрослых! Помните, что от вашего доброго участия во мно­гом зависит успех проводимой работы. Вы можете не только помогать им в проведении тренировок речи, но и должны под­держивать у своих близких веру в успех проводимых заня­тий. Не нужно болезненно реагировать на возможные неуда­чи. Любое заболевание, ослабляющее нервную систему, пси-хотравмирующая ситуация могут ухудшить речь близкого вам человека. Постарайтесь морально поддержать его, успо­коить, создайте ему необходимые условия для занятий, и он преодолеет временное ухудшение речи.

По отношению к подросткам и даже к некоторым взрос­лым (особенно к мужчинам) не проявляйте гиперопеки, не освобождайте их от посещений магазинов, от выполнения других обязанностей, связанных с активным речевым обще­нием. Это будет способствовать более успешной и быстрой их социально-психологической адаптации.

Особенно хочется предупредить близких заикающегося, который проходил лечение в другом городе, уехав из дома на 1—2 месяца. По его возвращении не устраивайте ему экза­мена, не прислушивайтесь настороженно к его речи, не зада­вайте ему при первой встрече вопросов о результатах лечения. Иначе он будет чувствовать себя напряженно и может сорвать­ся, а ваше огорчение зафиксирует рецидив заикания. Дайте возможность вернувшемуся после лечения спокойно «ввести» улучшенную речь в условия своего дома и семьи. Не торопи­те его демонстрировать хорошие результаты, и он спокойно реализует в жизни рекомендованные приемы.

Не доверяйте различного рода шарлатанам, которые за деньги берутся быстро избавить вас от заикания, возникшего в детстве. Только упорная работа над собой и своей речью, оздоровление нервной системы, длительное закрепление дос­тигнутых результатов приведут вас к успеху.

Рекомендации родителям, ребенок которых вне­запно начал заикаться

 

Внекоторых случаях только что возникшее заика­ние у маленького ребенка можно устранить и в домашней об­становке.

После того как врачом назначается лекарственное лечение, следует положить малыша в постель и почти перестать с ним разговаривать. В случаях необходимости обращаться к нему шепотом. При этом жизнь в доме должна как бы замереть: телевизор, приемники, радио не включаются, не допускает­ся контакт с другими детьми. Взрослые в присутствии ребен­ка разговаривают, когда это необходимо, только шепотом. Дней через пять-шесть, когда малыш привыкнет к шепотной речи и сам по подражанию перейдет на шепот, постельный режим ему можно заменить обычным домашним режимом. Но шепотной, несколько замедленной речью все члены семьи продолжают пользоваться еще 3—4 недели, пока ребенок к ней окончательно не привыкнет. А это необходимо потому, что при шепоте у детей, как правило, речевые судороги исче­зают. Таким образом, ребенок, перейдя на шепотную речь и пользуясь ею в течение 3—4 недель, отвыкнет от заикания, приобретет навык здоровой речи. Понемногу взрослые начи­нают усиливать голос, и малыш, подражая им, также возвра­щается постепенно к озвученной, спокойной речи и обычно­му режиму.

Опыт показывает, что в тех случаях, когда семья может правильно провести этот охранительный режим и режим шепотной речи, результаты бывают положительными.

 

Памятка для больных, самостоятельно работа­ющих над речью с применением аппарата АИР

В тех случаях, когда отсутствуют условия для ле­чения заикания под наблюдением специалистов, можно са­мостоятельно работать над речью с помощью аппарата АИР. Самостоятельная работа с применением аппарата может быть рекомендована заикающимся, достигшим 12—13-летне­го возраста.

Перед приобретением аппарата желательно проконсульти­роваться с логопедом о целесообразности его использования

 

либо заикающийся может на себе проверить действие ап­парата в магазине, в котором он приобретается. При этом заикающийся должен испытать аппарат в диалоге, чтении и самостоятельной речи, подобрав оптимальную задержку звука.

Во избежание привыкания к аппарату работу над речью рекомендуется проводить курсами по 2,5—3 месяца. После курса самостоятельных занятий следует сделать двух-трех-недельный перерыв.

Самостоятельные занятия целесообразно проводить одно­временно с медикаментозным лечением, которое назначает­ся невропатологом (при наличии показаний), и самостоятель­ной аутогенной тренировкой.

Заикающийся может использовать в аутотренинге форму­лу самовнушения, связанную с задачами преодоления страха речи в той или иной ситуации.

Начинать тренировку речи с аппаратом лучше всего с 5— 7 минут два раза в день (в первой и во второй половине дня). Постепенно время каждой тренировки можно увеличить до 12—15 минут. Более длительные занятия могут вызвать ус­талость, головную боль, напряженность голоса, что, в свою очередь, аннулирует положительное воздействие аппарата.

Учитывая, что подавляющее большинство заикающихся наедине с собой или близким человеком говорят хорошо, за­нятия с помощью аппарата в домашних условиях рекоменду­ется по возможности проводить в присутствии нескольких человек (родители, родственники, друзья, соседи и т. д.).

Занятия следует начинать с тренировки плавности, четко­сти и слитности речи на речевых образцах, в диалоге и при произнесении простых фраз. При тренировке диалога собесед­ником заикающегося должен быть человек, обладающий не­быстрой, четкой и плавной речью.

В отдельных случаях можно прибегнуть к чтению стихот­ворного текста (один из логотерапевтических приемов, сни­жающих судорожность). Рекомендуется подбирать стихотво­рения или отрывки из поэм таким образом, чтобы ритм и напевность стиха, в известной мере, совпадали с ритмом и темпом речи, которые обусловливаются применением аппа­рата. (С успехом можно использовать стихотворения Н. А. Не­красова «На Волге», «Зеленый шум», отрывки из поэмы «Мо­роз, Красный Нос» и др.)

 

 

Примерно через две недели после начала самостоятельных занятий можно приступить к чтению и пересказам отрывков из художественных прозаических произведений. Также на этом этапе работы следует начинать тренировки речи в ре­альных условиях (телефон, магазины, улица, библиотеки и т.д.).

Тренируя свою речь в реальных условиях, заикающийся должен периодически отключать аппарат, добиваясь при этом плавной, небыстрой и четкой речи.

Овладев приведенными выше методами самостоятельной работы, заикающийся должен без стеснения начать пользо­ваться аппаратом в жизни (семинары в институте, различно­го рода собрания, совещания и т. п.). Регулярные самостоя­тельные занятия, аутогенные тренировки и периодическое применение аппарата в трудных ситуациях дают возможность постепенно избавиться от страха речи и создают реальные условия для полного устранения заикания

.

Примерная формула самовнушения при проведе­нии аутогенной тренировки больным,использу­ющим аппарат АИР

«Теперь, когда мышцы моего тела совершенно рас­слабились, я внушаю себе четкую, ритмичную работу серд­ца, ровное, спокойное дыхание, веру в окончательный успех лечения. Мое сердце бьется четко и ритмично. Мое дыхание ровное, свободное, глубокое. В результате проводимого кур­са специального лечения мое самочувствие с каждым днем становится все лучше и лучше. У меня спокойное, хорошее настроение. Я систематически занимаюсь подготовительны­ми упражнениями, готовлюсь к дальнейшей работе над сво­ей речью. На логопедических занятиях я с успехом приме­няю аппарат АИР. Аппарат дает возможность произносить ре­чевые образцы в спокойном темпе, плавно и слитно, четко и ритмично. Задержанная речь является средством, которое поможет мне добиться конечной цели — свободной речи в раз­ных ситуациях».

 

Литература

1. Абабков В. А. Патоморфоз неврозов: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — СПб., 1992.

2. Абелева И. Ю. Экспериментальные наблюдения за поведением глот­ки заикающихся в процессе порождения речи // Дефектология. 1976. №5.

3. Абрамович Г. Б. О частоте, формах и патогенезе психозов, возника­ющих при эпилепсии у детей // Вопросы психиатрии и невропато­логии. — Л., 1968. Вып. 13.

4. Айрлэнд В. Идиотизм и тупоумие: Пер. с англ. —■ СПб., 1880.

5. Александровская А. С. Развитие интонационной стороны речи заи­кающихся дошкольников // Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. — Куйбышев, 1990.

6. Александровская А. С, Пантелеева Т. В. Использование пения в кор-рекционной работе с заикающимися детьми // Использование ком­плексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. — Куйбышев, 1990.

7. Андронова Л. 3., Лохов М. И. Использование методов дестабилиза­ции устойчивого состояния в клинике и лечении заикания // Физи­ология человека. — М., 1983.

8. Андронова-Арутюнян Л. 3., Жданова О. Д. Заикание как патологи­чески измененное функциональное состояние // Использование ком­плексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. — Куйбышев, 1990.

9. Асатиани Н. М. Психотерапия невроза навязчивых состояний // Руководство по психотерапии: 2-е изд. — Ташкент, 1979.

10. Асатиани Н. М. и др. Клиника, дифференциальная диагностика и принципы комплексной терапии затяжных форм заикания у взрос­лых в условиях стационара. — М., 1980.

11. Беккер К.П., Совак М. Логопедия / Под ред. Н.А.Власовой. — М., 1981.

12. Белоключевский Г. С. Из опыта работы коррекции заикания по ме­тодике Л. 3. Андроновой-Арутюнян // Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. — Куйбы­шев, 1990.

13. Белякова Л. И., Лубенская А. И. Прием угашения страха речи у взрос­лых заикающихся //Дефектология.

 

14 Белякова Л. И. Особенности электроэнцефалограммы больных с за­иканием // Журн. невропатол. и психиатр. 1975. № 12. Белякова Л. И. Нарушение функциональной системы речи при заи­кании // Журн. невропатол. и психиатр. 1976. № 10. Белякова Л. И., Кумалья И. Сравнительный анализ состояния дви­гательных и речевых функций у заикающихся дошкольников // Де­фектология. 1985. № 1.

15Бехтерев В. М. Избранные произведения. — Л., 1954. Богданов-Березовский М. В. Неговорящие и плохоговорящие дети в интеллектуальном и речевом отношении. — СПб., 1909. Богомолова А. И. 16Устранение заикания у детей и подростков: из опы­та работы. — М., 1977.

17Брунс М. Ф. Из опыта работы с заикающимися предшкольниками в условиях детской поликлиники // Спец. школа. — М., 1960. Вып. 5 (99).

18Буль П. И. Основы психотерапии. — Л., 1974. Буцкова Е. И. Борьба с дефектами речи во вспомогательной школе.

— М., 1933.

19Буянов М. И. Мутизм: классификация, психотерапия, прогноз, лич­ность при мутизме // Дефектология. 1985. № 2. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А, Меерсон Я. А. Методы нейропси-хологической диагностики. — СПб., 1997.

20Вессарт О. В. Определение форм заикания по данным слухового ана­лиза // Современные проблемы физиологии и патологии голоса и речи. — М., 1979.

21Вессарт О. В.. Драбик Н. А. Методические приемы и дидактичес­кий материал для речевой тренировки заикающихся: Методические рекомендации. — Л., 1982.

22Виленская Е. Ю. и др. Солдатские матери Санкт-Петербурга. — СПб., 1997.

23Винокуров Б. Л., Эскузян Ф. Ф. Медицинская и социальная реаби­литация сексуальной дисгармонии и расстройств мужской потенции при неврозах. — Сочи, 1993.

24Власова Н. А. Эффективность лечения заикания у детей по данным катамнеза // Журн. невропатол. и психиатр. 1958. № 7. Власова Н. А. Психотерапевтические моменты в логопедической ра­боте с детьми, страдающими заиканием // Вопросы психотерапии.

— М., 1958.

25Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дош­кольников. — М., 1983.

26Волкова Л, С. Общие и специфические проявления различных ре­чевых нарушений // XV съезд оториноларингологов России. 1995. Т. 2.

27Вольперт И. Е. Психотерапия. — Л., 1972.

28Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заи­кания у дошкольников в игре. — М., 1984.

29Герасимова А. С, Степанова Г. М. Виды логокоррекционной рабо­ты с заикающимися школьниками при закреплении навыков пра­вильной речи // Расстройства речи. — СПб., 1994.

 

36. Теркина М. И. Речь заикающихся дошкольников в различных ус­ловиях общения // Дефектология. 1972. № 3.

37. Гиляровский В. А. О лечении истерических расстройств речи и слу­ха у контуженных // Труды 2-го пленума госпитального совета. — М., 1943.

38. Гиляровский В. А. К вопросу о генезе заикания у маленьких де­тей и роли его для общего развития личности и его лечения // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. — М., 1932. Т. 1. Вып. 9—10.

39. Гиндес Е. Я. Дефективные дети. — Баку, 1923.

40. Грабаров А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. — М., 1961.

41. Гурьева В. А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкого­лизм. — М., 1980.

42. Данилов И. В., Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов. — Л., 1970.

43. Джонсон У. Вы заикаетесь? Попробуйте помочь себе: Пер. с англ. // Наука и жизнь. 1988. № 7.

44. Драбкин Б. 3. «Терапия радостью» — сущность детско-подростко-вой психотерапии // 7-й Всесоюзный съезд невропатологов и пси­хиатров. — М., 1981. Т. 3.

45. Дубровский К. М. Одномоментный метод снятия заикания // Мате­риалы Харьковского научного общества. — Харьков, 1966.

46. Евсиевич И. В. Из опыта работы по коррекции заикания по методике Л. 3. Андроновой-Арутюнян // Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. — Куйбышев, 1990.

47. Ересько Д. Б. и др. Алекситимия и методы ее определения при по­граничных психосоматических расстройствах: Методическое посо­бие. — СПб., 1994.

48. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М., 1958.

49. Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К.-П. Беккер. — М., 1983.

50. Заикание у подростков / Сост. М. И. Буянов. — М., 1989.

51. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — Л., 1982.

52. Заяепицкий Р. А. Психотерапия истерии // Руководство по психо­терапии: 2-е изд. — Ташкент, 1979.

53. Здравомыслов В. И., Анисимова 3. Е., Либих С. С. Функциональная женская сексопатология. — Алма-Ата, 1985.

54. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте: Пер. с чешек. — М., 1962.

55. Иванов Н. В. Вопросы психотерапии функциональных сексуальных расстройств. — М., 1966.

56. Иванов Е. С. Подростковый возраст и неврозы // В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. — М., 1980.

57. Иогихес М. И. Неврозы в детском возрасте. — Л., 1929.

58. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. — Л., 1982.

59. Казаков В. Г. Клиническая характеристика больных затяжными формами заикания: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1973.

60. Казанская В. Г. Общение учителя с учениками в процессе обучения. — СПб., 1996.

 

61Калягин В. А, Киселева М. Н. Методика психологического тестирова­ния заикающихся: Методические рекомендации. — СПб., 1992.

62 Калягин В. А Результаты психологического тестирования взрослых больных с заиканием // Вопросы патологии голоса и речи. — М., 1983.

63Карвасарский Б. Д. Неврозы // Руководство для врачей. — М., 1980. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — Л., 1982. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — М., 1985. Карвасарский Б. Д., Простомолотов В.Ф. Невротические расстрой­ства внутренних органов. — Кишинев, 1988.

64Каше Г. А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы / Под ред. Р. В. Левиной. — М., 1957.

65Кириченко Е. И., Леденев Б. А. Олигофрения (общие вопросы) // Ко­валев В. В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979. Киселева М. Н. Некоторые данные о трудовой деятельности заика­ющихся // Вопросы патологии голоса и речи. — М., 1983.

Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979.

Ковшиков В. А. Особенности заикания и педагогические пути его ус­транения у больных с различными нервно-психическими расстрой­ствами: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Л., 1972.

66Ковшиков В. А. Специфика заикания при различных нервно-психи­ческих расстройствах // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей / Под ред. Е. С. Иванова. — Л., 1976. .

Кочергина В. С. Некоторые клинические и патофизиологические осо­бенности заикающихся детей дошкольного возраста: Авторефераты докл. годичной конф. ин-та психиатрии МЗ СССР. — М., 1956. .

67Кочергина В. С. Роль органического поражения центральной нервной системы в патогенезе заикания у взрослых // Журн. невропатол. и психиатр. 1971. Вып. 12.

68Крафт-Эбинг Р. Учебник психиатрии. — СПб., 1890.

69Крыжановский А. В. Эволюция клинической картины неврозов // Материалы республ. конф. невропатологов и психиатров УССР. — Харьков, 1974.

70Крылов Б. С, Кузьмин Ю. И. Основные направления работ по изуче­нию речевых нарушений в Ленинградском НИИ ЛОР и основные ре­зультаты этих исследований // Вопросы патологии голоса и речи. — М., 1983.

71Крышова Н. А. Развитие экспериментально-физиологических иссле­дований неврозов в больнице им. И. П. Павлова // Неврозы и их лечение. — Л., 1969.

72Куршев В. А. Заикание. — М., 1973.

73Куссмауль А. Расстройства речи: Опыт патологии речи д-ра А. Кус-смауля: Пер. с нем. — Киев, 1879.

Лавкай И. Ю. О характерологических изменениях у подростков, страдающих заиканием // Дефектология. 1976. № 2. Лагузен X. Способы излечения заикания. — СПб., 1938. Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология: Учебное пособие для медицинских институтов: 2-е изд. — М., 1984. Лалаева Р. И. Характеристика речевого дефекта у умственно отста­лых школьников с явлениями дизартрии // XV съезд оторинола­рингологов России. — СПб., 1995. Т. 2.

 

85. Левина Р. Е. Об эмоциогенных факторах заикания, возникающих в процессе формирования произвольной речи // Дефектология. 1981. № 1.

86. Левина Р. Е. О генезе заикания у детей в связи с развитием комму­никативной функции речи // Тезисы докл. на симпоз. по вопросам заикания у детей. — М., 1963.

87. Левина Р. Е. Пути изучения и преодоления заикания у детей // Спец. школа. — М., 1966. Вып. 4 (120).

88. Лежепекова Л. Н. Алкоголь — опасный враг здоровья подростков // В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. — М., 1980.

89. Либих С. С. Коллективная психотерапия неврозов. — Л., 1974.

90. Либих С. С. Коллективная и групповая психотерапия // Руковод­ство по психотерапии. — Ташкент, 1979.

91. Либман А. Патология и терапия заикания и косноязычия: Пер. с нем., с доп. — СПб., 1901.

92. Липакова В. И. Развитие устной речи у детей с умственной отстало­стью средней тяжести // XV съезд оториноларингологов России. — СПб., 1995. Т. 2.

93. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1977.

94. Личко А. Е. Некоторые вопросы психопатологии подростков // В мире подростка / Под ред. А, А. Бодалева. — М., 1980.

95. Лохов М. И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. — СПб., 1994.

96. Лурия А. Р. Высшие корковые функции. — М., 1969.

97. Любинская С. М. От заикания к свободной речи. — М., 1970.

98. Ляпидевский С. С. Некоторые вопросы теории и практики исправле­ния заикания // Труды второй научной сессии по дефектологии. — М., 1959.

99. Маньян и Легрэн. Вырождающиеся: Пер. с франц. — СПб., 1903.

100. Миссуловин Л. Я. Особенности логопедической работы с заикающи­мися учащимися вспомогательной школы // Спец. школа. — М., 1966. Вып. 3.

101. Миссуловин Л. Я. Применение аппарата «Эхо» при устранении заи­кания: Метод, рекомендации. — Л., 1979.

102. Миссуловин Л. Я. К вопросу о лечении взрослых с остро развив­шимся заиканием на фоне истерического невроза // Патология речи органического и функционального генеза. — М., 1985.

103. Миссуловин Л. Я. Лечение заикания. — Л., 1988.

104. Миссуловин Л. Я. Заикание: Психотерапия и логопедические упраж­нения. — Л., 1989.

105. Миссуловин Л. Я. Заикание и его устранение. — СПб., 1997.

106. Миссуловин Л. Я. Классификация патоморфоза моторных, речевых и нервно-психических проявлений заикания // Реабилитация пси­хиатрии (клинические и социальные аспекты) / Под ред. В. Л. Сем­ке. — Томск, 1998.

107. Миссуловин Л. Я. Заикание: Особенности возникновения, течения и терапии. — СПб., 1999.

108. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.

109. Некрасова Ю. Б. Сеансы психотерапевтического воздействия и не­которые психические состояния заикающихся // Вопросы психоло­гии. — М., 1980. № 5.

110Негпкачев Г. Д. Новый психологический способ лечения заикания и его противники. — М., 1911.

111Неткачев Г. Д. Клиника и психотерапия заикания: Новый психо­логический способ лечения. — М., 1913.

112Неткачев Г. Д. Заикание. Его сущность, причины, происхождение, предупреждение и лечение в детском возрасте и у взрослых: Новый психологический способ лечения. — М., 1909.

113Оганесян Е. В., Белякова Л. И. Обоснование принципов дифферен­цированного применения логопедической ритмики в коррекционной работе со взрослыми заикающимися // Дефектология. 1982. № 1. 114Оганесян Е. В. Дифференцированные занятия с заикающимися под­ростками и взрослыми // Дефектология. 1983. № 1.

115Оганесян Е. В. Анализ взаимосвязей некоторых сторон моторики и речи взрослых заикающихся // Дефектология. 1983. № 3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968.

116Осокин Б. К. О некоторых особенностях личности больных логонев-розами // Клинико-психологическое исследование личности (в связи с задачами профилактики, диагностики и лечения нервно-психичес­ких заболеваний): Материалы симпозиума, 16—17 декабря, 1971. — Л., 1971.

117. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных: Сборник статей. — М.; Л., 1938.

. 118Пайкин М. И. О сущности заикания // Советская психоневроло­гия. — М., 1932. № 6.

119Панков Д. В. Рациональная психотерапия // Руководство по психо­терапии. — Ташкент, 1979.

120Панов А. Г. и др. Теория и практика аутогенной тренировки. — Л., 1980.

121Парамонова Л. Г. Особенности проявления заикания, осложненного косноязычием, у олигофренов // XVIII Герценовские чтения: Педа­гогические науки. — Л., 1965.

122Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор: 3-е изд. — М., 1962.

123Покрасс М. Л. Социально-психологические проблемы заикающего­ся и логопеда // Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. — Куйбышев, 1990. Попова Н. И. Прием «логопедическое зеркало» при работе с заика­ющимися // Использование комплексной системы устойчивой нор­мализации речи заикающихся. — Куйбышев, 1990.

124 Правдина О. В. Логопедия. — М., 1973.

Психотерапевтическая энциклопедия // Серия «Мастера психоло­гии» / Под общ. ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб., 1998. Рапопорт Я. Л. Проблема патоморфоза //Архив патологии. 1962. Т. 24. М 2

 

125Pay E. Ф. О заикании детей дошкольного возраста: советы родите­лям. — М., 1964.

126Pay E. Ф. «Ситуационный феномен» заикания и его преодоление // Расстройства речи. — СПб., 1994.

127Рожнов В. Е. Гипнотерапия // Руководство по психотерапии. — Таш­кент, 1979.

128Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова: 2-е изд. — Ташкент, 1979.

129Рычкова Н. А. Состояние произвольной двигательной деятельности и речи детей дошкольного возраста с невротической и неврозопо-добной формой заикания // Дефектология. 1981. № 6. Рычкова Н. А. Приемы обследования моторики у заикающихся де­тей дошкольного возраста // Дефектология. 1984. № 3.

Свядощ А. М. Неврозы: 3-е изд. — М., 1982.

130Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно не­нормальных детей: Пер. с франц. — СПб., 1903.

131Селиверстов В. И. Заикание у детей. — М., 1979.

132Серов В. В. Проблема изменчивости болезней (патоморфоз) // Архив патологии. 1979. Т. 41. № 7.

133Сикорскип И. А. О заикании. — М., 1889.

134Слуцкий А. С. Поведенческая психотерапия // Руководство по пси­хотерапии. — Ташкент, 1979.

135Смирнова М. В., Евгенова А. Я. О лечении заикания у детей-до­школьников: советы родителям. — М., 1958.

136Соловьева С. Л. Психотерапия в клинической практике: Методичес­кое пособие / Под ред. Н.Г.Незнанова, В. И. Крылова. — СПб., 1997.

Талат М. Г. Аналитическое изучение ситуаций, связанных с заи­канием // Дефектология. 1972. № 5.

137Тартаковский И. И. Психология заикания и коллективная психо­терапия. — М., 1934.

Трауготт Н. Н.,

138 Оноприйчук Е. И. Особенности электроэнцефало­граммы при разных клинических формах заикания у детей дошколь­ного возраста // Дефектология. 1985. № 4.

139Трошин Г. Я. Сравнительная психология нормальных и ненормаль­ных детей: В 2 т. — Пг., 1915.

Тяпугин Н. П. Заикание. — М., 1949.

140Федоров А. П. Затяжные неврозы и их психотерапия: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук — СПб., 1995.

141Фрейеров О. Е. Легкие степени олигофрении (дебильность). — М., 1964.

142Филимошкина Н. М., Тимченко В. А. Рекомендации родителям заи­кающихся детей // Дефектология. 1982. № 5.

143Флоренская Ю.А. Клиника и терапия нарушений речи. — М., 1949.

144Фрегиельс Э. Расстройства речи и голоса (косноязычие, заикание и т. д.) // Психогигиенические исследования: Пер. с нем. — М., 1930. Т. 2. Выи. 1.

145Фрешельс Э. Заикание. Ассоциативная афазия: Пер. с нем. — М.; Л., 1931.

146Хватцев М. Е. Логопедия. — М., 1959.

 

155. Хватцев М. Е. Опыт устранения заикания с применением техни­ческих звуковых средств // XVIII Герценовские чтения: Педагоги­ческие науки. — Л., 1965.

156. Хватцев М. Е. Заикание — недуг устраняемый. — Л., 1972.

157. Хмелевский И. К. Заикание. Его сущность, причины, предупрежде­ние и лечение. — Одесса, 1897.

158. Хохлов Л. К. Спорные вопросы в понимании патоморфоза психичес­ких заболеваний // Актуальные вопросы патоморфоза психических заболеваний. — Свердловск, 1986.

159. Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся детей в процессе ручной деятельности // Тезисы докл. на симпоз. по вопросам заи­кания у детей. — М., 1963.

160. Чевелева Н.А. О занятиях по исправлению заикания в процессе руч­ного труда // Доклады АПН РСФСР. 1961. № 6.

161. Шкловский В. М. Комплексная система логопедических занятий и психотерапии при логоневрозах. — Л., 1966.

162. Шкловский В. М. Экспериментальное и клинико-психологическое исследование больных с заиканием в связи с задачами комплексно­го лечения: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Л., 1967.

163. Шкловский В. М., Хавин А. Б. Некоторые показатели стрессовой толе­рантности при логоневрозе //Актуальные вопросы психотерапии. — Минск, 1973.

164. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе терапии ло-гоневрозов // Руководство по психотерапии. — М., 1974.

165. Шкловский В. М. Заикание: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — Л., 1975.

166. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения за­икания /,/ Руководство по психотерапии. — Ташкент, 1979.

167. Шкловский В. М. Заикание. — М., 1994.

168. Шкловский В. М., Кролль Л. М., Михайлова Е. Л. Методы группо­вой психотерапевтической работы с больными, страдающими заи­канием. — М., 1985.

169. Эмминггауз Г. Психические расстройства в детском возрасте: Пер. с нем. — СПб., 1890.

170. Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся общеобразователь­ной школы. — М., 1980.

171. Adamczyk В. Psychotheraoeutische Factoren der Behaundlung des Stot-terns mit den «Echometrie» // Folia phioniatr. 1969. 21. № 4.

172. Ambrose N., Cox N., Yairi E. The Genetic Basis of Persistence and Recovery in Stuttering // J. of speech, language and hearing research. 1997. 40.

173. Ardila A., Lopez M. V. Severe stuttering associated with rigth hemisp­here disease // Brain and Language. 1986. 27.

174. Averly J. S., Rozenfild S. [Эверли Дж. С, Розенфслъд С. Стресс — природа и лечение. — М., 1985.]

175. Bekker К. Two supplemental scoring procedures for diagnostic eva­luations with the Speech Situations Checklist // J. of fluency disor­ders. 1995. 20 (2).

176. Bekker K.P., Sovak M. [Веккер К.-Л., Совак М. Логопедия. — М., 1981.]

177. Bernstein Rather N. Language complexity and stuttering in children // Topics in language disorders. 1995. 15 (3).

178. Block E., Goldstein G. Functional speech disorders and personality // A decade of research. JSHD. 1971. 3.

179. Blood G. W. A behavioural-cognitive therapy program for adults who stutter: Computers and counselling // J. of communication disorders. 1995. 28.

180. Blood G. Power 2: Relapse management with adolescents who stutter // Language, speech and hearing services in the school. 1995. 26.

181. Bloodsteln O. Communication attitudes of school — age stutters // J. of fluency disorders. 1993.

182. Bosshardt H., Fransen H. Online Sentences Processing in Adults Who Stutter and Adults Who do not Stutter // J. of speech and hearing research. 1996. 39 (4).

183. Boutsen F. A comparative study of stress timing of stutterers and non-stutterers // J. of fluency disorders. 1995. 20 (2).

184. Brutten G. J., Vamyckeghem M. The development of stuttering: A reply to Bloodstein // J. of fluency disorders. 1993. 18 (4).

185. Caizuso A. J. et al. Adults who stutter: Responses to cognitive stress // J. of speech and hearing research. 1994. 37 (4).

186. Cooper E. В., Cooper C. S. Treating fluency disordered adolescents // J. of communication disorders. 1995. 28.

187. Corder A. K. Stuttering includes both within-word and between-word disfluencies // J. of speech and hearing research. 1995. 38 (2).

188. Corder A. K. Letters to the editor: Disfluency types and stuttering mea­surement: a necessary connection // J. of speech and hearing. 1996. 39.

189. Coulet G., Domier R. Rev. Laryng. (Bordeaux). 1958. 79.

190. Craig A. Long-term effect of intensive treatment for a client with both a cluttering and stuttering disorder // J. of fluency disorders. 1996. 21 (3/4).

191. Craing A., Hancock K., Chang E. et al. A Controlled Clinical Trial for Stuttering in Persons Aged 9 to 14 Years // J. of speech and hearing research. 1996. 39 (4).

192. Curlee R. F., Yairi E. Early intervention with early childhood stuttering: A critical examination of the data // American speech-language pat­hology. 1997. 6.

193. Daly D. A., Simon С A., Burnett-Stolnack M. Helping addescents who stutter fociis on fluency /'/ Language, speech and hearing serving serices in the school. 1995. 26.

194. De Nil L. F. The influence of phonetic context on temporal sequencing of upper lip, lower lip, and jaw peak velocity and movement onset during bilabial consonants in stuttering and nonstuttering adults // J. of fluency disorders. 1995. 20 (2).

195. De Nil L. F., Kroll R. M., Ham R. E. Therapy review Successful Stutte­ring Management Program (SSMP) // J. of fluency disorders. 1996. 21.

196. De Nil L. F., Kroll R. M. The relationship between locus of control and longterm stuttering treatment outcome in adult stutterers // J. of fluency disorders. 1995. 20 (4).

 

197. Demuth W. Klinische Praxis der Verhaltenstherapie: Psichodiagnos-tisches Vademecumund Kasuistik haufig verkommender Psychischer und Psychosomatischer Storungen. — Berlin, 1981.

198. Douglass E. Canad. med. Ass. J. 1951. 64.

199. Douglass E. Canad. med. Ass. J. 1954. 71.

200. Drayna D. T. Genetic linkage studies of stuttering: ready for prime time? // J. of fluency disorders. 1997. 22.

201.






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.