ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ, — КиберПедия


Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ,



РЕЧЕВЫХ И МОТОРНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

У БОЛЬНЫХ С ЗАИКАНИЕМ

В СВЯЗИ С КЛИНИЧЕСКИМ ПАТОМОРФОЗОМ

О заикании как болезни

На протяжении многовековой истории изучения и лечения заикания до сих пор многие исследователи вы­сказывают самые различные точки зрения по поводу сущ­ности этой речевой патологии, ее этиопатогенетической ос­новы, методов и приемов лечения заикающихся детей и взрослых.

Многие спорные вопросы, нерешенные и в настоящее вре­мя, являются наследием разных школ и направлений, не­редко по своим теоретическим и терапевтическим воззрени­ям стоявших на совершенно различной методологической и научной (либо псевдонаучной) платформе.

Даже в наше время некоторые исследователи и специа­листы-практики не могут прийти к единому выводу по по­воду того, является ли заикание болезнью или только недо­статком речи, нужно ли его «лечить» или «устранять», где целесообразнее лечить заикающихся — в медицинском уч­реждении или в логопедических кабинетах системы просве­щения.

Как показано в главе 1, большинство исследователей и практиков, работающих в области заикания, все же выска­зывают мнение о необходимости комплексного изучения и лечения этого нарушения речи. Однако в ряде работ авто­ров-педагогов (Богомолова А. И., 1977; Вессарт О. В., Дра-бик Н. А., 1982 и др.) комплексный метод лечения заика­ния, по сути дела, только декларируется, а фактически пред­лагаются те или иные приемы дидактического характера, хотя почти везде упоминается о необходимости участия в

 

реабилитационном процессе наряду с логопедами врачей-пси­хотерапевтов, невропатологов, физиотерапевтов, медицин­ских психологов.

С другой стороны, в работах, авторами которых являются врачи (в основном психиатры и психотерапевты), в качестве ведущего метода лечения заикания выдвигаются различные психотерапевтические приемы (Дубровский К. М., 1966; Любинская С. М., 1970), а ссылки на логопедическое за­крепление достигнутых результатов также в определенной мере являются формальными.

Практика показывает, что даже в условиях одного лого­педического кабинета, где бы он ни функционировал — в медицинском учреждении или, тем более, в системе про­свещения, — нередко логопеды имеют смутное представле­ние о заикании как болезни, а врачи в силу определенных недостатков программ медицинских вузов и факультетов имеют нечеткие знания о данной речевой патологии и мето­дах ее устранения.

Такое положение, которое все же у нас постепенно преодо­левается усилиями отдельных коллективов научных и лечеб­ных учреждений (Шкловский В. М., 1994; Кузьмин Ю. И., 1995 и др.), на протяжении многих лет не могло не тормозить развитие учения о заикании и мало способствовало улучше­нию методов и результатов лечебно-реабилитационной рабо­ты с больными. Видимо, поэтому до сих пор отсутствует дос­таточно полное определение заикания, удовлетворяющее всем этиопатогенетическим особенностям этой патологии речи, а существующие определения выдвигают на первый план те или иные этиологические факторы и клинические проявле­ния, которые зачастую освещают только отдельные стороны интересующей нас проблемы и соответствующим образом оп­ределяют направления коррекционно-лечебной работы с боль­ными.

Так, Э. Фрешельс, полагая, что «так называемое заика­ние есть осознание неправильности речи и наслоение много­численных вспомогательных средств, происходящих частич­но из центра», предлагает заменить существующий термин «заикание» другим названием — «ассоциативная афазия» и тем самым ошибочно связывает все случаи заикания с тя­желой речевой патологией органического генеза — афазией [153. С. 75].

Отдельные исследователи определяют заикание как невроз и тем самым обосновывают необходимость всестороннего ле­чебного воздействия на речь и организм, в частности, на нер­вную систему больного. «Ученые заикание понимают как не­вроз, при котором нарушается не только функция речи, но и деятельность всего организма, как единого целого», — ука­зывает Н. П. Тяпугин [147. С. 5]. Это в основном правильное положение также не до конца объясняет все особенности про­явления данной речевой патологии.

Говоря о наличии у заикающихся невротических прояв­лений, ряд исследователей отмечают у многих больных вы­раженные в той или иной мере органические симптомы по­ражения центральной нервной системы (Кочергина В. С, 1958, 1963; Крышова Н. А., 1969; Беккер К.-П., Совак М., 1981; Шкловский В. М., 1994). Такая оценка этиопатогене-тической основы заикания во многом раскрывает сущность проблемы, точнее, нацеливает специалистов на комплексное изучение этого нарушения речи.

Вместе с тем широкое распространение получает опреде­ление заикания как расстройства речи с преимущественным нарушением ее коммуникативной функции (Левина Р. Е., 1966). Очевидно, что это определение, правильно трактуя нарушение одной из функций экспрессивной речи, не выра­жает полностью всего многообразия и сложности данного заболевания и является основополагающим для разработки и применения педагогических методик устранения заикания. Таким образом, определяются сферы влияния логопеда и врача. Логопед с помощью тех или иных упражнений «уст­раняет» заикание, врач — лечит, т. е. возникает искусст­венная граница между усилиями специалистов, которые дол­жны осуществляться совместно с полным и всесторонним пониманием объекта этих усилий. Тем самым фактически воздвигаются препятствия на пути комплексного изучения и лечения этого нарушения речи.

Основываясь на многолетних наблюдениях и не претендуя на исчерпывающее определение сущности данной речевой патологии, мы полагаем, что заикание — это состояние речи, обладающее отрицательной, а в некоторых случаях и поло­жительной динамикой, при котором наблюдаются в перифе­рическом речевом аппарате больного судороги различной тя­жести, продолжительности и частоты, возникающие в боль-

шинстве случаев вследствие невротических, неврозоподобных либо органических заболеваний нервной системы и, в свою очередь, вызывающие у значительной группы больных вторич­ные реактивные наслоения. Эти наслоения могут обусловли­вать определенные личностные изменения и приводить к на­рушениям, в той или иной мере, системы общения больного с окружающими людьми (Миссуловин Л. Я., 1988, 1997). При этом, по данным литературы (Шкловский В. М., 1966, 1975, 1979, 1994; Асатиани Н. А., 1983 и др.) и по нашим наблю­дениям, нет прямой зависимости между выраженностью вто­ричных невротических наслоений и степенью тяжести су­дорожного речевого синдрома. Нарушения общей и речевой моторики, отмеченные у заикающихся многими исследова­телями, видимо, также можно рассматривать как следствие тех или иных заболеваний нервной системы или их остаточ­ных явлений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что заика­ние — это полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только внешним сим­птомом. Поэтому человека, страдающего заиканием, следу­ет рассматривать как больного, нуждающегося в большин­стве случаев в комплексном лечебном воздействии. Ведущая роль в этом комплексе должна принадлежать логопедиче­ской работе, заключающей в себе целенаправленные приемы рациональной психотерапии. Последние желательно сосредо­точить в руках одного специалиста, а суггестивная терапия, проводимая врачом-психотерапевтом, должна, в свою очередь, полностью учитывать задачи, особенности и этапы логопеди­ческой работы.






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.