ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО КОМПЛЕКСА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ РИСКА ПО НЕВРОЗАМ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА — КиберПедия


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО КОМПЛЕКСА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ РИСКА ПО НЕВРОЗАМ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА



ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ВО ВРЕМЯ ПЕРВЫХ ВСТРЕЧ

Установление контакта

На первых встречах с лицами, обратившимися в консультацию по поводу поведения детей, решается в основном задача отбора группы для дальнейшей коррекционной работы. Поскольку правильный от­бор — залог эффективной работы, психологу необ­ходимо соблюдать целый ряд правил. Прежде всего, необходимо с первой же встречи установить верный контакт с родителями.

Этот контакт необходим для того, чтобы родители активно включались в психодиагностическую работу, предшествующую психокоррекции, и, что очень важ­но, сформировали правильную установку на самосто­ятельную психологическую работу.

Существует точка зрения, что контакт и диагнос­тика на первой встрече дают психологу исчерпываю­щую информацию не только об индивидуальном об­лике обратившихся, но даже о внутренних причинах психологической трудности в семье и что материал первой встречи создает условия для точного форму­лирования коррекционной программы.

Мы далеки от такой позиции — наоборот, наш опыт показывает, что дальнейшая диагностика, а также сама коррекционная работа дают основания для все более углубленного понимания проблем семьи и только на этой основе можно строить и впроцессе самой работы уточнять коррекционные программы. Вместе с тем нельзя не отметить, что контакт во время первых встреч, а также диагности­ка в самом начале работы необходимы, прежде всего, для разграничения «ситуативных» состояний и «хро­нически действующих» факторов, вызывающих трудности, как у детей, так и у родителей.

Независимо от индивидуальных особенностей обратившихся, Их пола, возраста, характера проблем психолог строит контакт на основе внимательного выслушивания, неторопливости, отказа от поспешных оценок, от дачи советов и при всемерной эмоцио­нальной поддержке. Здесь должна соблюдаться не­обходимая мера эмоциональной нейтральности и эмоциональной вовлеченности, которые содействуют максимально свободному, доверительному самораск­рытию человека. Вместе с тем пестрота и разнообра­зие поведения людей, обратившихся за психологичес­кой помощью, неоднозначность, а порой противоре­чивость мотивов обращения в консультацию застав­ляют психолога использовать разнообразные страте­гии в построении контакта в ходе первых встреч (речь идет о 3—4 встречах). Рассмотрим варианты стратегии поведения обратившихся и соответственно стратегии поведения психолога при установлении контакта на диагностическом этапе работы.

Требование совета по воспитанию ребенка

Обычно после довольно продолжительного расска­за о поведении ребенка, о трудностях, с которыми столкнулись родители, следует запрос: «Дайте совет, как поступать». В этом случае необходимо разъяс­нить, что подобные советы могут быть даны лишь после достаточно продолжительного изучения как ребенка, так и семейных отношений в целом. Поэтому необходимо на следующей встрече заняться изучени­ем ребенка, а также познакомиться с обоими роди­телями (если в консультацию обратился один из родителей). Следует объяснить, что такой предвари­тельный этап знакомства займет 3—4 встречи и что вдальнейшем вопрос о том, как и чем можно помочь, будет повторно обсужден. Если диагностика семьи приводит психолога к выводу, что с данной семьей может быть осуществлена комплексная психологиче­ская коррекция, необходимо дать родителям разъ­яснения о том, что совет в данном случае мало чем может помочь ребенку, и объяснить организацию и условия работы в процессе психокоррекции, предло­жив принять окончательное решение, после того когда Родители посетят специальное родительское собра­ние. Необходимо подчеркнуть, что при запросе «Дайте совет по воспитанию» особое значение имеет способность психолога к установлению контакта с ребенком в процессе диагностики. Когда в присут­ствии родителей ребенок, работая с психологом, оживлен, радостен, когда он просит, чтобы его обя­зательно привели повторно, — это становится наибо­лее убедительным аргументом для родителей в поль­зу участия в дальнейшей диагностической и психокоррекционной работе.

Требование включения в группу

Многие родители обращаются в консультацию, уже кое-что зная о формах и методах работы. Они подчеркивают готовность заниматься, демонстрируют свою осведомленность в психологических методах, свое уважение к психологам. Нередко родители строят свое поведение по типу своеобразного «психо­логического подкупа». Некоторые подчеркивают тя­жесть семейной проблемы, другие акцентируют идею о том, что «только Вы можете нам помочь», нередки и апелляции типа: «Вы справились с таким трудным ребенком наших знакомых, что, конечно же, не мо­жете не помочь нам».

И в этих случаях поведение психолога зависит от того, возможна и показана ли комплексная пси­хологическая коррекция. Если по тем или иным причинам данную семью не следует включать в ра­боту (невропатии или психические заболевания де­тей, психический статус родителей и проч.), следует предложить помощь в другом виде, разъяснив, что включение родителей и ребенка в группу не только не поможет, но и может оказаться вредным, вызвать ухудшение состояния.

Если же данной семье показана психокоррекционная работа, следует придерживаться иной стратегии, связанной с поведением родителей. Поведение такого «подкупающего» типа диктуется установкой полного перенесения ответственности на психолога или психо­логический метод. Опыт показывает, что именно с та­кими родителями психокоррекционная работа осо­бенно трудна. Поэтому основной формой поведения психолога в этих случаях следует считать постоянное подчеркивание ответственности самих обратившихся за эффективный результат психокоррекционной рабо­ты. Здесь вполне уместна стратегия, которая может быть описана формулой: «Докажите, что Вы действи­тельно сможете активно и самостоятельно работать над своими проблемами». Психологу необходимо быть твердым и последовательным в организацион­ных вопросах, четко следить за соблюдением времени встреч, фиксировать всевозможные нарушения дис­циплины (опоздания, перенос встреч, невыполнение инструкций и т. д.). Все инструкции, которые сооб­щаются родителям (например, необходимость зна­комства с другими членами семьи), подаются как проверка готовности к психокоррекционной работе.






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.