Шкалы оценивания знаний, умений и способов владения ими на разных уровнях их усвоения — КиберПедия


Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Шкалы оценивания знаний, умений и способов владения ими на разных уровнях их усвоения



ДЕФЕКТОЛОГИЯ

 

Направление:

Дошкольное образование

 

 

Уровень образования:бакалавриат

Профильная направленность: Педагогика и психология

 

Челябинск, 2017



 


Оглавление

 

1. Пояснительная записка. 5

2. Содержание дисциплины.. 9

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 30

4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 33

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 43

6. Перечень информационных технологий. 44

7. Описание материально-технической базы.. 44

8. Иные сведения и (или) материалы.. 45

 



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по подготовке бакалавров дошкольного образования образования среди других важных задач профессиональной деятельности будущих специалистов определяет создание условий для полноценного обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для выполнения этих задач студентам необходимы знания прочные знания о теории и практики специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. На формирование этих компетенций и ориентировано содержание курса ФГОС ВПО «Дефектология».

Дисциплина «Дефектология» (Б1.Б.22) является дисциплиной базовой части основной профессиональной образовательной программы. Трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕ (72 часа), из них 26 часов – аудиторная (10 часов – лекционные занятия, 16 часов – семинарские занятия) и 26 часов самостоятельная работа студентов. Дисциплина изучается в течение 6-го семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается зачетом в 6 семестре.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Дефектология — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

Курс «Дефектология» тесно связан с дисциплинами «Педагогика и психология», «Дошкольная педагогика», «дошкольная психология», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей дошкольников с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи.

Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной педагогики. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты знакомятся с базовыми понятиями специальной педагогики, основными тенденциями управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволит им понимать. Общие вопросы теории специальной педагогики, современные педагогические системы специального образования и применять полученные знания в практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.

Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как различные методики дошкольного воспитания дисциплин базовой и вариативной части основной профессиональной образовательной программы. Изучение данной дисциплины в дальнейшем создает базу для овладения знаниями и умениями в процессе прохождения студентами всех видов педагогической практики.

 

1.4. Цели дисциплины:

- Формирование у студентов необходимых представлений о теоретико-методологических основах специальной педагогики, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов;

- Формирование у студентов готовности использовать знания о педагогических закономерностях развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности в процессе его развития в своей профессиональной деятельности педагога-дефектолога;

- Формирование у студентов умения изучать закономерности специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

Планируемые результаты обучения

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать уметь владеть
ОПК-2 Готов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами   З.1 – нормативно – правовые документы, обеспечивающие реализацию права ребенка с ОВЗ на обучение, воспитание, развитие; З.2 – общие методологические и методические аспекты обучения и воспитания детей с ОВЗ. У.1 – анализировать современные подходы к обучению, воспитанию и развитию детей с ОВЗ, с учетом их психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей; У.2 – обосновывать выбор форм и методов обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, с учетом их психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей. В.1 – навыками анализа основополагающих исследований в области специальной педагогики; В.2 – навыками выбора форм и методов обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, с учетом их психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей.
ПК-1 Способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально - дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ   З.3 - современные подходы к выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально - дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ   У.3 - определять условия реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально - дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ В.3 – приемами выбора и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально - дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ
ПК-2 - Готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты   З.4 – современные подходы к организации коррекционно-развивающей образовательной среды в работе с лицами с ОВЗ З.5 – специфику выбора и использования методического и технического обеспечения, в работе с лицами с ОВЗ У.4 – определять приоритетные направления в создании коррекционно-развивающей образовательной среды в работе с лицами с ОВЗ.   В.4 – приемами выбора и использования методического и технического обеспечения, для осуществления коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты с лицами с ОВЗ

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

Дневная форма обучения

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
 
I Раздел I. Сущность феномена нарушенного развития          
I.1 Роль медико - биологических и социально – психологических факторов в психическом развитии детей - -    
I.2 Общие и специфические закономерности психофизического развития детей - -    
I.3 Параметры дизонтогенеза - -    
I.4 Типы нарушений психического развития -    
II Раздел II. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями          
II. 1 Основы дидактики специальной педагогики. Современная система специальных образовательных услуг.      
II. 2 Образование лиц с нарушениями умственного развития        
II. 3 Педагогическая помощь детям с нарушениями речи        
II. 4 Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха и зрения        
II. 5 Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности        
III. 6 Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии: общее приоритетное направление развития        
             
  ИТОГО: -    
  Контроль          
  ВСЕГО:      
             

 


 

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел I. Сущность феномена нарушенного развития
Тема 1.1. Роль медико - биологических и социально – психологических факторов в психическом развитии детей Условия нормального психического развития. Роль медико-биологических и социально-психологических факторов в психическом развитии ребенка. Влияние патогенных факторов в пренатальный, натальный и постнатальный периоды. Понятие «эндогенные» и «экзогенные» факторы. Медико-биологические и социально-психологические факторы психического развития. Механизмы социальных влияний в пренатальном и натальном периодах развития, в период индивидуального развития ребенка. Причинно-следственные связи между патогенными факторами и нарушенным развитием. Зависимость конкретной формы нарушенного развития от многообразных комбинаций опосредующих переменных: Локализация. Интенсивность. Экспозиция. Частота. Возраст. Компенсаторные возможности. Оказание квалифицированной помощи. Модель действия и взаимодействия факторов риска, отягощающих и защитных факторов. Возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на различные вредности. Профилактика отклонений в психическом развитии. Тема I.2. Общие и специфические закономерности психофизического развития детей Понятие о структуре нарушенного развития. Понятие «Дефект». Структура дефекта. Представления о первичных, вторичных и третичных нарушениях в психическом развитии. Модально – специфические и модально – неспецифические нарушения. Общие и специфические нарушения в структуре дизонтогенеза. Механизмы формирования вторичных отклонений: депривационный, общекоммуникативный, деятельностный, сензитивный. Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития. Группы закономерностей протекания процесса психического развития. Закономерности развития и проявлений психики, общие для нормального и нарушенного развития. Общие закономерности развития, присущие всем категориям детей с отклонениями в развитии. Специфические закономерности развития и проявлений психики разных групп детей с отклонениями в развитии. Зависимость развития и проявлений пси­хики от характера, механизмов и степени выраженности дефекта. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях Тема I.3. Параметры дизонтогенеза Структура нарушенного развития. Определение понятия «дизонтогенез». Параметры дизонтогенеза. Функциональная локализация нарушения. Время появления нарушения. Динамика формирования межфункциональных связей. Представления о первичных, вторичных и третичных нарушениях в психическом развитии. Особенности взаимосвязей между первичными и вторичными нарушениями. Профиль нарушенного развития. Тема I.4. Типы нарушений психического развития Типы нарушений психического развития. Психическое недоразвитие как проявление отставания в развитии. Задержанное развитие как проявление отставания в развитии. Поврежденное развитие как проявление поломки в развитии. Дефицитарное развитие как проявление поломки в развитии. Искаженное развитие как проявление асинхронии развития. Дисгармоническое развитие как проявление асинхронии развития.
План лекций План семинарских занятий
Лекция 1 Тема I.1 Роль медико-биологических и социально-психологических факторов в психическом развитии Кол-во часов: 2 План: 1. Понятие «Фактор развития». 2. Условия нормального психического развития. 3. Медико-биологические факторы в психическом развитии. 4. Социально-психологические факторы в психическом развитии. 5. Возрастные уровни нервно-психического реагирования. Список литературы: [2; 3; 12; 15; 20; 22; 24; 29; 30] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Роль медико-биологических и социально-психологических факторов в психическом развитии».  
Лекция 2 Тема I. 2 Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития Кол-во часов: 2 План: 1. Характеристика общих закономерностей психического развития в норме и патологии. 2. Модально неспецифические закономерности. Характеристика. 3. Модально специфические закономерности. Характеристика. Список литературы: [2; 4; 3; 15; 21; 26; 29] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития».  
Лекция 3 Тема I. 3 Параметры дизонтогенеза Кол-во часов: 2 План: 1. Основные параметры дизонтогенеза. 2. Функциональная локализация нарушений. 3. Время появления нарушения (хроногенность). 4. Первичные нарушения, вторичные отклонения в развитии. 5. Динамика формирования межфункциональных связей. 6. Структура нарушенного развития. 7. Профиль нарушенного развития. Список литературы: [2; 3; 4; 22; 24; 29] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Параметры дизонтогенеза».  
Лекция 4 Тема I. 4 Типы нарушений психического развития Кол-во часов: 2 План: 1. Классификация типов нарушений психического развития (В.В. Лебединский). 2. Психическое недоразвитие как проявление отставания в развитии. Характеристика. 3. Задержанное развитие как проявление отставания в развитии. Характеристика. 4. Поврежденное развитие как проявление поломки в развитии. Характеристика. 5. Дефицитарное развитие как проявление поломки в развитии. Характеристика. 6. Искаженное развитие как проявление асинхронии развития. Характеристика. 7. Дисгармоническое развитие как проявление асинхронии развития. Характеристика. Список литературы: [2; 3; 10; 22; 26; 27; 29] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Классификация типов нарушений психического развития (В.В. Лебединский)». Видеофильм «Система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Челябинской области». Практическое занятие 1 Тема I. 4 Типы нарушений психического развития Кол-во часов: 2 Форма проведения:дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Тотальное недоразвитие. Характеристика. 2. Задержанное развитие. Характеристика. 3. Дисгармоническое развитие. Характеристика. 4. Искаженное развитие. Характеристика. 5. Поврежденное развитие. Характеристика. 6. Дефицитарное развитие. Характеристика. Список литературы: [2; 3; 10; 22; 26; 27; 29] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Классификация типов нарушений психического развития» (В.В. Лебединский). 2. Мультимедийные презентации «Характеристика типов отклоняющегося развития (Н.Я. Семаго)».  
 
Раздел II. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями
Тема II. 1. Основы дидактики специальной педагогики. Современная система специальных образовательных услуг. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Обучение и воспитание в специальных образовательных условиях. Государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, или специальный образовательный стандарт. Недостатки развития, характерные для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями: замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением). Технологии и методы специального образования. Методы обучения. Группа методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: перцептивные (методы словесной передачи и слухового и (или) зрительного восприятия учебного материала и информации по организации и способу его усвоения; наглядные, практические методы: логические (индуктивный и дедуктивный); гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые исследовательские). Методы воспитания: информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.); практически-действенные методы — приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные методы — арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), иппотерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами верховой езды) и пр.; побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание). Формы организации специального обучения. Индивидуальное обучение детей и взрослых с особыми образовательными потребностями. Индивидуально-групповая форма организации обучения в специальном образовании. Классно-урочная система, урок. Дифференцированно-групповые формы работы. Индивидуализированная форма работы на уроке. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования. Дактильная и жестовая речь. Зрительное восприятие устной речи. Пиктографическое (символьное) письмо. Артпедагогика, арттерапия. Музыкальные средства воспитания. Изобразительные средства. Ручной труд. Художественно-речевая деятельность. Театрализованно-игровая деятельность. Применение наглядности в системе специального образования. Дидактический материал. Средства словесной наглядности. технические средства обучения (ТСО). Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Современная система специальных образовательных услуг Медико-социально-педагогический патронаж. Медикосоциальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями.   Тема II. 2. Образование лиц с нарушениями умственного развития Специальное образование детей с трудностями в обучении (задержка психического развития). Образование лиц с нарушением умственного развития (умственной отсталостью).   Тема II. 3. Педагогическая помощь детям с нарушениями речи Предмет логопедии, ее становление как интегративной отрасли знаний Анатомо-физиологические механизмы речи и основные закономерности ее развития у ребенка Причины речевых нарушений Основные виды речевых нарушений Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи. Тема II. 4. Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха и зрения Предмет и задачи сурдопедагогики. Причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация. Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха. Краткий экскурс в историю сурдопедагогики. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха. Специальные технические средства для неслышащих. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом. Предмет и задачи тифлопедагогики. Из истории тифлопедагогики. Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением. Обучение детей с недостатками зрения в школе. Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих Тема II. 5. Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности. Причины аутизма. Клинико-психолого-педагогическая характеристика.Возможности развития, образования и социализации. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме. Тема II. 6. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата Виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Общая характеристика ДЦП. Структура двигательного дефекта при ДЦП. Нарушения психики при ДЦП. Речевые нарушения при ДДП. Коррекционная работа при ДЦП. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом Тема II. 7. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии: общее приоритетное направление развития Причины появления новых приоритетов в системе специального образования. Задачи и предпосылки создания системы ранней помощи. Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России. Создание государственной системы ранней помощи — перспектива в развитии специального образования.
 
План лекций План семинарских занятий
Лекция 5 Тема II. 1. Основы дидактики специальной педагогики. Современная система специальных образовательных услуг Кол-во часов: 2 План: 1. Особые образовательные потребности и содержание специального образования 2. Технологии и методы специального образования 3. Формы организации специального обучения 4. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования . 5. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования Список литературы: [2, 3, 4, 17, 21, 30, 31, 37] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Основы дидактики специальной педагогики. Современная система специальных образовательных услуг». Практическое занятие 2 Тема II. 1. Основы дидактики специальной педагогики. Современная система специальных образовательных услуг Кол-во часов: 2 Форма проведения:дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь 2. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями 3. Школьная система специального образования 4. Профессиональная ориентация, система профессионального образования профессиональная адаптация лицс ограниченной трудоспособностью 5. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями Список литературы: [2, 3, 4, 17, 21, 30, 31, 36, 40] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Основы дидактики специальной педагогики. Современная система специальных образовательных услуг». 2. Схема «Преемственность в системе специальных образовательных услуг».
  Практическое занятие 3 Тема II. 2. Образование лиц с нарушениями умственного развития Кол-во часов: 4 Форма проведения:деловая игра «Передача знаний». Изучаемые вопросы: 1. Определение понятия «задержка психического развития» и клинико-психолого-педагогическая характеристика детей 2. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения 3. Определение понятия, причины возникновения, клинико-психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением умственного развития 4. Образование как средство реабилитации и достижения независимой жизни умственно отсталых лиц 5. Помощь лицам с выраженной интеллектуальной недостаточностью за рубежом 6. Обучение и воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в России 7. Ребенок с нарушением умственного развития в образовательном учреждении общего назначения Список литературы: [1, 2, 3, 4, 8, 10, 12, 13, 17, 21, 25, 30, 31, 37, 38, 39, 40, 41] Информационное сопровождение: 1. Материалы для заполнения таблицы «Образование лиц с нарушениями умственного развития», подготовленные студентами. 2. Схемы «Современная система образования лиц с нарушениями умственного развития». 3. Просмотр видеофильма «Форест Гамп»
  Практическое занятие 4 Тема II. 3. Педагогическая помощь детям с нарушениями речи Кол-во часов: 2 Форма проведения:круглый стол. Изучаемые вопросы: 1. Причины речевых нарушений 1. Анатомо-физиологические механизмы речи и основные закономерности ее развития у ребенка 2. Основные виды речевых нарушений 2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями 3. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи Список литературы: [2, 3, 4, 17, 21, 30, 31, 32, 37, 38, 39, 40] Информационное сопровождение: 1. Материалы для заполнения таблицы «Педагогическая помощь детям с нарушениями речи», подготовленные студентами. 2. Схемы «Современная система образования лиц с нарушениями речи».
  Практическое занятие 5 Тема II. 4. Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха и зрения Кол-во часов: 2 Форма проведения:дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха 2. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха 3. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом 4. Педагогическая классификация лиц с нарушениями зрения. 5. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением 6. Обучение детей с недостатками зрения в школе 7. Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих Список литературы: [2, 3, 4, 17, 19, 21, 23, 30, 31, 38, 39, 40] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха и зрения». 2. Схемы «Современная система образования лиц с нарушениями слуха и зрения»
  Практическое занятие 6 Тема II. 5 Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности Кол-во часов: 2 Форма проведения:пресс - конференция. Изучаемые вопросы: 1. Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности. Причины аутизма 2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика 3. Возможности развития, образования и социализации детей с аутизмом. 4. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме Список литературы: [2, 3, 4, 7, 17, 21, 30, 31, 33, 37, 38, 39, 40] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности» 2. Схемы «Современная система образования лиц при аутизме и аутистических чертах личности».
  Практическое занятие 7 Тема II. 6 Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата Кол-во часов: 2 Форма проведения:дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата 1. Структура двигательного дефекта при ДЦП 2. Общая характеристика ДЦП 2. Нарушения психики при ДЦП 3. Речевые нарушения при ДДП 4. Коррекционная работа при ДЦП 5. Система специализированной помощи детям с церебральным параличом Список литературы: [2, 3, 4, 15, 17, 18, 21, 30, 31, 37, 38, 39, 40] Информационное сопровождение:
  1. Мультимедийная презентация «Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
  2. Схемы «Современная система образования лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
  Практическое занятие 8 Тема II. 7. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии: общее приоритетное направление развития Кол-во часов: 2 Форма проведения:научная конференция. Изучаемые вопросы: 1. Задачи и предпосылки создания системы ранней помощи 2. Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России 3. Создание государственной системы ранней помощи — перспектива в развитии специального образования Список литературы: [2, 3, 4, 14, 17, 30, 31, 37, 38, 39, 40] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии: общее приоритетное направление развития».    

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Список литературы

Основная литература

1. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для вузов / ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2013.

  1. Сорокин, В.М.Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин ; под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб. : Речь, 2003. – 216 с.

3. Специальная педагогика:в 3 т.: учеб.пособие для вузов /Н.М.Назарова,Г.Н.Пенин.-М.:Академия.-(Высшее профессиональное образование ).-Т.1:История специальной педагогики.-2007.

4. Специальная педагогика:в 3 т.: учеб.пособие для вузов/ ред. Н. М. Назарова.- М.:Академия.-(Высшее профессиональное образование ).- Т.2:Общие основы специальной педагогики.-2008.

5. Специальная педагогика:в 3 т.: учеб.пособие для вузов*/ ред. Н. М. Назарова.- М.:Академия.-(Высшее профессиональное образование).-Т.3:Педагогические системы специального образования.-2008.

6. Специальная психология: учеб. пособие для пед. вузов / [В.И. Лубовской, В.Г. Петрова, Т.В.Розанова и др.]; ред. В. И. Лубовский. 6-е изд., испр. и доп.-М.: Академия, 2009.

 

Дополнительная литература

7. Акатов,Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологич. основы: Учеб. пособие для вузов / Л.И.Акатов. – М.: Владос, 2004. – 364 с.

8. Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы Междунар.науч.-практ.конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограничен­ными возможностями здоровья (с особыми образовате­льными потребностями): 23-31 января 2001 г. / Ин-т коррекц. педагогики РАО; Ред.: Н.Н. Малофеев, В.В. Клоков, Л.С. Лазгиева.-М.: Права человека, 2001. – 150 с.

9. Баенская Е. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием [ Текст]: (ранний возраст)/ Елена Баенская.-Изд.2-е.-Москва:Теревинф,2009

10. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед.вузов/Н.Ю.Борякова. М.:АСт: Астрель,2008

11. Верещагина Н.В. "Особый ребенок" в детском саду [ Текст]: практ. рекомендации по организации коррек-ционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушенями в развитии/Н.В. Верещагина.- СПб.: Детство- Пресс,2009

12. Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностики коррекционной работы/ М.О.Винник.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007

13. Выготский,Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003.- 654 с.

14. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для вузов / Л.А. Головчиц.- М.: Владос, 2010.

15. Дружинина Л.А. В помощь тифлопедагогу ДОУ [Текст]: учеб.- метод. пособие для студентов высших педагог.учеб. заведений дефектолог. фак. ./Л.А.Дружинина, Л.Б. Осипова; Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск: Изд-во Цицеро, 2010.

16. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [ Текст]:программа дошк. образоват. учреждений компенсирующего вида для детей с нару-шением интеллекта/Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.-4-е изд.-М.:Просвещение,2011

17. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебник для вузов*/А.А.Катаева, Е.А. Стребелева.- М.: Владос,2005

18. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста [Текст]/ред. Н.В. Серебрякова.-Санкт-Петербург:КАРО,2005

19. Левченко, И.Ю.Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие / Левченко, И.Ю., Приходько О.Г. –М.: Академия, 2001. – 187 с.

20. Психолого-педагогическоеконсультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога/авт.-сост. Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, М.А. Жданова; ред. Л.М. Шипицына. – М.: Владос, 2003. – 527 с.

21. Семаго,Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003, – 208 с.

22. Соколова Е. В. Психология детей с задержкой психического развития [ Текст ]:учеб. пособие/Е.В. Соколова.-М.:Сфера,2009.

23. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И.Белякова и др.]; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,2009. – 400 с.

24. Шипицына,Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для вузов / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – М.: Владос, 2004. – 367 с.

 

a. Перечень учебно-методического обеспечения

для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

25. Акатов,Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологич. основы: Учеб. пособие для вузов / Л.И.Акатов. – М.: Владос, 2004. – 364 с.

26. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и па






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.