МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИЙ — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИЙ



Исследование слухового внимания. Приемы для всех возрастных групп: показать, какой предмет прозвучал; барабан, флейта, гармоника и т.д. Определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги — тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т.д.

Отметить: наблюдались ли ошибки в восприятии услышанного — неправильно ли называли звучащий инструмент, определялось ли направление звучания.

Исследование музыкального слуха. Прием для всех возрастных групп: испытуемому предлагается спеть один куплет из знакомой песни (без музыкального сопровождения), затем повторить его с музыкальным сопровождением.

Отметить: каков музыкальный слух: абсолютный, относительный или не развит вообще.

Исследование восприятия музыки. Прием для всех возрастных групп: прослушать и затем определить услышанное — марш, пляска, колыбельная.

Для взрослых, подростков, школьников: прослушать и определить форму музыкального произведения: вступление, заключение, запев, припев, часть.

Отметить: умение определять контрастную музыку, части музыкального произведения.

Исследование звуковысотного слуха. Приемы для всех возрастных групп: определить, как звучал колокольчик: выше ли ниже (для дошкольников: «пел песенку»); определить направление звукоряда на металлофоне (для дошкольников: металлофон, поставленный наклонно, становится «музыкальной лесенкой». На конце молоточка укрепить маленькую куколку-матрешку. Ударять молоточком, а дети должны определить, куда по ступенькам лесенки «идет» куколка: вверх, вниз или через ступеньку).

Отметить: различают ли испытуемые направление звукоряда и расстояние между звуками.

Исследование тембрового слуха. Приемы для всех возрастных групп: сравнить звучащие инструменты различных групп: ударной (барабан, бубен), духовой (флейта, саксофон, кларнет, триола), струнной (цитра, домра, балалайка и другие инструменты типа народных).

Усложненный прием: сравнить звучащие однородные инструменты, например бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники.

Отметить: правильно или с ошибками различают испытуемые звучащие инструменты.

Исследование динамического слуха. Приемы для всех возрастных групп: прослушать звучание различных инструментов по типу «горячо — холодно»; например, педагог подает на инструменте сильный или слабый звук, испытуемый называет словом, как звучал инструмент: «сильно» — «слабо». Или: педагог подает повторно сильный или слабый звук, испытуемый повторяет его на инструменте.



Отметить: различают ли испытуемые звучание инструмента.

Исследование ритмического чувства. Приемы для взрослых и подростков: простучать последовательно восемь ритмических рисунков.

Для дошкольников: простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок:

Для всех возрастных групп (прием «музыкальное эхо»): педагог ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, например в бубен, треугольник, тарелки, барабан и т.д., испытуемый в этом же ритме точно повторяет услышанное.

Отметить: наблюдались ли ошибки при воспроизведении ритмического рисунка; в каком темпе повторялся ритмический рисунок, в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом; нарушалось ли количество элементов в данном ритмическом рисунке.

Исследование певческого диапазона голоса (для пациентов с достаточно развитым музыкальным слухом). Приемы для всех возрастных групп: при поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук, например на звук [«а»] (сначала от ноты «до» первой октавы вверх, а затем до ноты «до» первой октавы вниз).

Отметить: количество тонов певческого диапазона: до б тонов, 6—7,5 тонов, 8—9,5 тонов, 10—11,5 тонов, 12—13 тонов, 13 и более тонов.

В заключение отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного и сенсорного состояния лиц с речевой патологией. После обследования необходимо вести записи психомоторного и сенсорного развития каждого занимающегося логоритмикой. Можно использовать карту-таблицу, предложенную Н.С. Самойленко. По вертикали отмечается фамилия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали — параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, координация движения с речью, ориентировка в пространстве, активность выполнения движения, коллективность, общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная: черный цвет — плохое выполнение, 1 балл; синий цвет — среднее выполнение, 2 балла; красный цвет — хорошее выполнение, 3 балла. Можно составить график календарной кривой психомоторики и сопоставить его с графиком речевым.



Вопросы и задания

1. Какие области сенсорной сферы исследуются у лиц с нарушения ми речи?

2. Какие связи можно установить между сенсорно-двигательными и речевыми нарушениями?

3. Охарактеризуйте психомоторику ребенка и взрослого с нарушениями речи.






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.006 с.