ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ



Игра на детских музыкальных инструментах также используется на занятиях по логоритмике. Ей отводится особая роль, поскольку она вовлекает ребенка в сферу музыки, помогает развить его творческие способности. Некоторые музыкальные игрушки используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу не только развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников и школьников, но и знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты.

Музыкальные игрушки чаше всего применяются в сюжетных и дидактических играх. Дети младшего возраста с удовольствием играют с ними, организуют маленький оркестр.

Детские музыкальные инструменты и музыкальные игрушки делятся на беззвучные и звучащие.

Беззвучные игрушки изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и др. Эти игрушки используются для создания игровой ситуации, для развития моторики пальцев при имитации игры на них. Дети воображают себя «музыкальными руководителями» и проводят «музыкальные занятия» или по предложению педагога, или по собственной инициативе. Такие занятия развивают творческое воображение и музыкально-слуховые представления детей. Звучащие игрушки делятся на следующие виды:

1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, кастаньеты, треугольники).

2. Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты (свирели, дудки, рожки).

3. Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики).

4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др.).

На этих инструментах воспроизводятся разнообразные мелодии. К данным инструментам можно применить, несмотря на некоторую ее условность, существующую классификацию: струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных; духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии»; клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармоники; ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино; ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны.1

Данные инструменты широко применяются в музыкально-дидактической игре для различения звуков по высоте, длительности, тембру, динамике.

На логоритмических занятиях для развития звуковысотпого слуха можно использовать колокольчики, звучащие различно по высоте. Дети узнают, какой колокольчик «поет» выше, какой — ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой»: дети различают направление звукоряда, расстояние между звуками. Для развития ритмического чувства используются инструменты ударной группы или же любые инструменты, имеющие звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет. Для развития тембрового слуха полезно сравнивать звучание не только различных инструментов: струнных, духовых или ударных, — но и сходных по тембру и характеру звучания, например бубенчика и бубна, металлофона и треугольника ит.д. Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание, в зависимости от игровой ситуации (игры типа «горячо — холодно»).



На перечисленных инструментах дети исполняют песни, выученные вместе с педагогом. Перед самостоятельной игрой хорошо прослушать {используя проигрыватель) вокальную, инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств.

Подростки и взрослые, получившие музыкальное воспитание, исполняют любимые произведения на аккордеоне, гитаре, балалайке, флейте, пианино и т.д. после обсуждения с педагогом. Исполнению может предшествовать беседа о произведении, о замысле композитора и т.д.

Дошкольникам и школьникам можно предложить музыкальные игры в «концерт», «музыкальное занятие», «оркестр», основанные на опыте детей. В игре «концерт» дети исполняют ряд номеров под руководством ведущего, включают в свой концерт и пение, и танцы, и игру на музыкальных инструментах. Играя в «музыкальное занятие», дети распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя, участников занятия, а затем объединяют в своей игре несколько видов деятельности, например исполнение на цитре, металлофоне; танец; отгадывание песни по мелодии; хоровод и т.д. В игре «оркестр» выбирают дирижера и музыкантов, определяют музыкальные инструменты для исполнения песни, или пляски, или бального танца. Целесообразным можно считать оркестр примерно в таком составе: цитр — 6—8, металлофонов — 5 — 7, аккордеонов — 1 2, триол — 2—3,- кастаньет — 2—3, треугольников 2—3, барабанов, бубнов, тарелок — но одному инструменту. Педагог рассаживает детей так, чтобы справа от него находились низко звучащие инструменты, а слева — высокие; ударные размещаются сзади, произвольно. Так выглядит оркестр, максимальный по количеству инструментов; но не всегда используются все группы инструментов. На занятиях можно организовать оркестр, состоящий только из однородных инструментов.



Игра на музыкальных инструментах, игрушках способствует развитию движений кисти руки, например молоточком на металлофоне, ксилофоне, медиатором — на цитре; развитию дыхания во время игры на триодах, кларнетах, дудочках; развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, попевок; развитию слуха при подборе знакомых песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нормализации просодической стороны речи при импровизации ритмических и мелодических попевок, при игре в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременное вступление в игру и окончание игры.

МУЗЫКАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Музыкальная самостоятельная деятельность способствует развитию координации слуха, голоса и движения, тонального и ритмичес-3 кого чувства; воспитанию любви к музыке и пению; обогащению эмоциональной жизни детей и взрослых.

Все виды музыкальной работы с людьми, имеющими речевые нарушения, можно рассматривать как коллективную активизирующую и корригирующую психотерапию (социальное стимулирование, пен хоортопедию, психопедагогическую работу). Музыкальная самостоятельная деятельность тесно связана с музыкальной игрой. Занимавшиеся по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют пляски, подбирают мелодии на детских или настоящих музыкальным инструментах.

Музыкальная самостоятельная деятельность дошкольников и. школьников имеет различные источники: это музыкальные занятия на которых дети разучивают песни, игры, танцы. Полученные на занятиях знания дети переносят в самостоятельную деятельность; это праздники, развлечения. На них дети незамедлительно откликаются в своих играх: чем ярче полученные впечатления, тем интереснее детям музицировать. Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности и в семье. Самые распространенные из них — это детские музыкальные радиои телепередачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, коллекционирование грамзаписей и т.д. оказывают влияние на музыкальное развитие детей Мультфильмы с музыкальным сопровождением, с занимательный ми персонажами вызывают у детей желание повторять полюбившиеся песни. Педагогу, осуществляющему коррекционное логоритмическов воздействие, необходимо учитывать источники музыкальной деятельности детей и руководить развитием этой деятельности таким образом, чтобы использовать ее для нормализации двигательной, сенсорной и речевой функций.

На занятиях дети импровизируют однотипные действия; например, наездники едут на лошадях, летчики ведут самолеты, дровосеки рубят дрова, трактористы заводят мотор, портнихи шьют иглой и т.д Затем музыкально-игровой образ создается в развитии, например, садовник копает землю, сажает растения, поливает их, белит забор. ухаживает за растениями (рыхлит вокруг землю, обрезает засохшие веточки, подкармливает удобрениями и т.п.). собирает плоды, угощает друзей. Далее музыкальное действие усложняется за счет ввод» в игру нескольких персонажей. И, наконец, играющие сами строят композицию действия.

В творческие композиции включаются пляски, танцы, хороводы,! песни, игра на музыкальных инструментах. Пляски могут быть ком-Д бинированные, т.е. имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. Для них подбираются двухчастные произведения с ярко выраженным контрастным построением или две самостоятельные пьесы различного характера. Свободные пляски носят творческий характер и исполняются под народные плясовые мелодии. Хороводы плясового характера также связаны с народными песнями и представляют собой инсценировку сюжета песни, например «Каравай». Включаются в игры бальные танцы: полька, галоп, вальс; характерный танец — Петрушки, Незнайки, Медведя, Снегурочки, Снежной Королевы, Буратино и др.

В сюжетно-ролевой игре дети исполняют песни в соответствии с игровым замыслом. Например, играя в «Парад», мальчики под песню М. Красева «Барабан» барабанят и маршируют, меняя построение в каждом куплете песни: ходят по кругу, змейкой, парами. Девочки под песню М. Красева «Баю-баю» укачивают кукол. В самостоятельную деятельность дошкольники и младшие школьники часто включают музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. Например, в игре «Два барабана» один отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит или один исполняет мелодию на металлофоне, другой выкладывает ноты-кружочки на фланелеграфе, изображая направление мелодии и ее ритм. В самостоятельной деятельности дети часто используют игру на детских музыкальных инструментах: исполняют попевки, песенки, могут сочинить свои; сопровождают игрой на инструментах действия персонажей, отмечая: «Про лису надо играть мягко, про медведя сильнее: он сердитый».

Музыкальная деятельность детей проявляется в детских утренниках, в выступлениях кукольного театра, в праздниках и развлечениях, в индивидуальных занятиях.

Детские утренники являются своеобразным отчетом по проведению лечебно-коррекционной и логопедически-воспитательной работы за 2—3 месяца, за весь курс занятий. При подготовке к утренникам используются материалы всех видов музыкальной работы с детьми. Выбор речевого материала проводится с учетом речевых возможностей ребенка на данный момент. Праздничный сценарий обсуждается t-'овместно с логопедом, музыкальным работником, врачом. Утренники проводятся как физкультурный праздник; выпуск. Длительность — 30—45 минут.

Цель кукольного театра, развлечений — в занимательной форме закрепить знания и навыки, полученные на других занятиях. Представления кукольного театра организуются примерно один-два раза 11 год; развлечения — один раз в месяц, например празднование дня Рождения. Разнообразные виды развлечений логопед планирует совместно с воспитателем, музыкальным руководителем. Все виды азвлечений распределяются поквартально и указываются в перспективном плане речевой группы детского сада, стационара, детской поликлиники и т.п. Например, планирование развлечений на первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) в подготовительном к школе возрасте может включать следующее:

1) тематический концерт «Осенние приметы» (слушание инструментальной, вокальной музыки о природе в исполнении взрослых; чтение детьми стихотворений, исполнение песен об осени — ритмизированная речь);

2) показ диафильма с музыкальным сопровождением (организуют взрослые);

3) музыкальную викторину (проводит музыкальный руководитель совместно с логопедом, используются знакомые детям произведения);

4) вечер шуток, загадок (организуют взрослые);

5) «Наш веселый концерт» (программа концерта составляется соответственно речевым и двигательным возможностям детей; организаторы — взрослые);

6) показ мультфильма (организуют взрослые);

7) веселые соревнования, игры, аттракционы (проводят с детьми взрослые, помощниками могут быть и дети);

8) музыкальную игру-драматизацию (исполнители — взрослые и дети);

9) вечер юмора (организуют взрослые).

Индивидуальные занятия проводятся воспитателем по рекомендации логопеда и музыкального руководителя и имеют точную цель. Например, развитие моторики пальцев в игре на струнных музыкальных инструментах; развитие голоса в попевках, песнях; развитие дыхания при игре на духовых музыкальных инструментах — игрушках и т.д. Воспитатель ненавязчиво советует детям поиграть на духовых инструментах, спеть песню и т.д., оформляет игрушками музыкальный уголок, чтобы вызвать самостоятельную музыкальную деятельность ребенка.

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, намечает и реализует свои замыслы. Но это не означает, что он предоставлен самому себе. Педагог косвенно, преследуя коррекционные цели, руководит им. Во-первых, педагог устанавливает тесные связи между занятием и самостоятельной деятельностью ребенка. То, что ребенок умеет делать самостоятельно, он с удовольствием выполняет на занятиях и на прогулках. Во-вторых, занятие должно быть настолько интересным и увлекательным, чтобы у детей появилось желание повторить выученные произведения дома. Необходимо создать и внешние условия для самостоятельной музыкальной деятельности. Логопед может рекомендовать родителям организовать дома музыкальный уголок с набором небольшого количества инструментов, чаще посещать с ребенком театр (специальные и музыкальные спектакли, детские оперы, балет), кинотеатр. При этом родители наиболее рационально или щадяще должны использовать музыкальные способности ребенка, увязывать их с коррекционной работой и детском саду. Основная линия педагога в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это соучастие в пей. Планируя приемы руководства музицированием, педагог выявляет: что надо внести нового в оснащении музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.), в каком порядке целесообразно это сделать, за чем понаблюдать, чтобы выяснить интерес ребенка, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и т.д.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Игры в двигательной терапии можно использовать самостоятельно или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами. Игры вносят разнообразие и эмоциональность в лечебные процедуры (при дизартриях, ринолалиях, афазиях). Игровой метод в виде лечебной процедуры находит все большее применение на практике. Соответственно психофизическому развитию дети легко поддаются воздействию посредством игр. Но у ребенка внимание неустойчивое, он с трудом задерживается на одном предмете длительное время, забывает правильно дышать или останавливает дыхание на некоторое время при выполнении двигательных заданий. Поэтому для детской практики не подходят игры со сложной методикой, с движениями, требующими большой затраты сил, быстроты и сложной координации.

Работая с детьми, педагог должен помнить, что физическая и эмоциональная нагрузка в игре зависит от ее характера, состязательного начала, вложенного в него, от ее продолжительности, условий проведения, от степени реакции играющего, вида заболевания и его стадии, от возраста и пола играющих, их двигательной культуры и предыдущих двигательных занятий, от числа играющих, равнозначности играющих или групп, принимающих участие в игре, от соблюдения правил каждой игры, исходного положения и развития игры. С целью дозированного влияния игр на функции организма детей можно изменять правила их проведения через устранение одних и замену других.

Классификация игр в лечебной терапии зависит от многочисленных задач и условий, которым должна отвечать игра в процессе лечения. Цели и задачи ее различны. Так, игры забавного, отвлекающего характера рассеивают внимание, развлекают; специально направленные игры улучшают работу во время процедуры (организующие игры), решают некоторые терапевтические задачи (игры подготовительного характера или игры целенаправленного, терапевтического характера, например корригирующие осанку при детском церебральном параличе у детей с дизартрией); игры успокаивающего характера полезны детям и взрослым при заикании и с различными нервно-психическими заболеваниями; игры с преимущественным участием верхних или нижних конечностей для их развития.

В зависимости от числа участвующих, игры делятся на индивидуальные и групповые. Групповые игры бывают без деления на команды и с делением на команды.

Соответственно тому, каково выполнение условий игры и как изменяется положение играющего в отношении окружающих его предметов, групповые игры можно разделить на:

1) игры на месте (статические игры), в которых больной не меняет своего положения в отношении окружающих его предметов, а только передвигает отдельные части своего тела. В этих играх (из положения стоя, сидя, а иногда и лежа) движения ограничены по количеству и главным действующим элементом является эмоциональный фактор. По сравнению с другими играми здесь наблюдается наименьшая , физическая нагрузка;

2) малоподвижные и полу подвижные игры, в которых имеются в различном соотношении как элементы движения, так и статики. Обычно их проводят из исходного положения стоя или сидя. Физическая и нервная нагрузки в этих играх умеренные, они содержат больше эмоциональности. Это переходные игры между играми на месте и подвижными;

3) подвижные игры, в которых в течение всей игры участвующий меняет положение своего тела по отношению к окружающим предметам. Они характеризуются большой эмоциональностью, в них включаются различные формы передвижения — бег, прыжки, поскоки, ходьба и т.п.; требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают сильное и всестороннее воздействие на организм, вызывая значительные изменения функций мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Так как в этих играх физическая нагрузка больше, они требуют более высоких функциональных и физических возможностей со стороны больных. Тем не менее, подвижные игры оказывают огромное корригирующее воздействие на лиц с речевыми и двигательными расстройствами.

О положительном влиянии подвижных игр на организм здоровых детей уже в возрасте 1—3 лет писали многие авторы. Р.И. Евдокимова, О.Р. Костенко, П.Е. Рудовская исследовали положительное влияние подвижных игр на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Ребенок под влиянием подвижных игр хорошо физически развивается: у него увеличиваются масса тела, рост, окружность, дыхательная экскурсия грудной клетки, повышается мышечный тонус, уменьшаются дефекты осанки, улучшаются аппетит и сон. Музыкальное сопровождение игр ведет к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка. Столь же благотворно подвижные игры влияют на организм детей раннего возраста с речевыми нарушениями.

Подвижные игры положительно влияют на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. В этих играх у них воспитываются такие качества, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, умение действовать в коллективе, быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость. Подвижные игры используются в соответствии с состоянием здоровья, возрастом, физической подготовленностью, психическим развитием, индивидуальными особенностями личности ребенка.

Поскольку единой классификации подвижных игр нет, то существуют различные классификации. Так, М.М. Конторович и Л.И. Михайлова, помимо деления подвижных игр по возрастным группам, распределяют их по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: игры большой, средней и малой подвижности. Н.Н. Кильпио основывает набор подвижных игр на используемых физкультурных пособиях (флажки, мячи, палки, обручи) и гимнастических снарядах (гимнастическая скамейка и стенка). Л.В. Страковская рекомендует все подвижные игры разделить на четыре группы с учетом примерной психофизической нагрузки: 1 группа — с незначительной нагрузкой; II группа — с умеренной; III группа — с тонизирующей; IV группа — с тренирующей. Например:

1 группа. «Ухо — нос» (7—14 лет).

Дети сидят или стоят. Нужно хлопнуть перед собой в ладоши, взять правой рукой свое левое ухо, а левой — нос. Затем снова хлопнуть в ладоши и взять правой рукой нос, а левой — правое ухо, и так несколько раз. Кто меньше ошибался, тот выигрывает и назначается ведущим в следующей игре.

2 группа. «Метание мешочков» (7— 14 лет).

Дети сидят на стульях, каждый по очереди становится на линию, прочерченную на расстоянии 3—4 м от стула, и бросает на него один за другим три мешочка так, чтобы каждый из них остался лежать на стуле. Затем передает мешочки следующему, который также бросает их, и т.д. Выигрывает тот, у кого больше точных попаданий.

3 группа. «Послушный мяч» (6— 11 лет).

Дети лежат на ковре, вытянувшись на спине, между ногами у них зажат мяч. Нужно перевернуться на живот, не выронив мяча. Повторить 4 — 6 раз:

Повернись и оглянись!

Мячик, на пол не катись

Вот какой послушный мяч!

Между ног его запрячь.

Птичка в клетке. (Мелодия из старинного сборника детских песен в обработке В.А. Гринер.)

Дети выбирают ведущего — «кошку», который стоит поодаль, и разбиваются на группы по трое. В каждой группе двое — это клетка, третий — птичка. Происходит диалог: «Ты какая птичка?» — «Я снегирь».

Первая часть повторяется 2 раза.

«Клетки» кружатся под музыку. Когда они останавливаются, «птички» говорят: «Как мы в клеточках скучаем — отпустите полетать». «Клетки» отвечают:.«Птички, птички, берегитесь — кошка может вас поймать!»

Вторая часть. «Птички» бегают по залу. В койне музыки выбегает «кошка» и ловит «птичек». Пойманная «птичка» встает в свою «клетку». Освободившийся игрок становится «кошкой».

4 группа. «Скок-скок-скок» (3—8 лет).

Дети прыгают поочередно на одной и другой ноге, потом встают, поджав одну ногу, как аист, затем встают на четвереньки и скачут, как лягушки, 5— 6 м. В конце игры нужно проскакать на обеих ногах, держа руки на поясе. Одна часть детей говорит текст, другая выполняет движения, затем дети меняются ролями.

Мы скачем по дорожке,

Сменяя часто ножки.

Поскакали, поскакали,

А потом, как аист, встали.

Подойдите, посмотрите!

То уже не аист-птица.

То лягушечка-квакушка.

«Ква-ква-ква!» — кричит подружкам.

Скок, скок, скок, скок.

Проскакал я, сколько мог.

Подвижные игры по содержанию в них двигательного и речевого материала делятся на сюжетные и несюжетные игры, с элементами спортивных игр.

Сюжетные подвижные игры отражают в условных формах жизненные или сказочные эпизоды. Дошкольники и школьники с увлечением передают игровой образ, перевоплощаются в волка н гусей, обезьянок и ловца и т.д.

Несюжетные подвижные игры содержат двигательные задания, в зависимости от них подразделяются на игры типа перебежек, ловишек, пятнашек и т.д.; игры с элементами соревнования: «Чье звено скорее построится?», «Кто скорее к флажку прибежит?» и т.п.; несложные игры-эстафеты: «Кто скорее передаст мяч?»; игры с предметами: мячами, обручами, серсо, скакалками, кеглями, бабками; игры-забавы для самых маленьких: «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая» и др. Например:

«Пятнашки с мячом».

Дети (взрослые) свободно ходят по залу. Один держит в руках волейбольный мяч и стоит спиной к играющим и лицом к педагогу. На неожиданный сигнал держащий мяч поворачивается и пятнает мячом любого из проходящих. Если мяч попал в цель, то играющие меняются ролями. Игра может проводиться и на беге.

«Занимай место».

Дети сидят в шеренге на стульях, поставленных на расстоянии одного шага. Один из играющих стоит перед шеренгой спиной к ней на расстоянии 4,5 шагов. На сигнал, данный басовым ключом рояля, все встают и пересаживаются на соседний стул вправо. Сидевший на последнем стуле с правой стороны, оказавшись без стула, бежит в противоположный конец шеренги, чтобы занять освободившийся стул с другого конца. То же старается быстрее сделать стоявший спиной к шеренге. Прибежавший первым занимает стул, а опоздавший встает перед шеренгой.

«Кто первый?».

Стоят два стула на расстоянии 10—12 шагов, сзади стульев на полу протянута длинная веревка. Двое играющих сидят на стульях и на неожиданный но заранее обусловленный, сигнал, быстро вскакивают со стула и хватают веревку, протянутую на полу. Схвативший веревку первым считается выигравшим.

«Игра с обручами».

Дети стоят в двух шеренгах. Первому с правого фланга в каждой шеренге дается по обручу. На условный сигнал педагога играющие, держащие обручи, катят их вдоль шеренги, последние в шеренгах ловят обручи и бегут с ними вдоль шеренги, становясь первыми. Добежав, снова катят обруч, а последние, поймав его, опять перебегают, становясь первыми и т.д., пока обруч не попадет в руки тем, кто начал их катать. Игра на соревнование: шеренга, закончившая первой катание обруча, считается выигравшей.

«Эстафета с флагом».

Дети стоят в двух шеренгах на расстоянии вытянутых в стороны рук, образуя коридор. Всем даются флажки разных цветов, причем каждой паре из двух шеренг даются флаги одного цвета. Педагог становится перед шеренгой на расстоянии 4—5 шагов. Позади него на стуле лежат флаги — по одному всех цветов, данных играющим. При показе педагогом флага, например, зеленого цвета играющие с зелеными флагами бегут по коридору к педагогу и передают ему свои флаги, после этого обегают каждый свою шеренгу с внешней стороны и по коридору направляются обратно к педагогу, стремясь первыми захватить свой флаг. Прибежавший первым записывает своей шеренге одно очко. Затем возвращаются на свои места. Игра продолжается до тех пор, пока не будут использованы флаги всех цветов. Выигравшей считается та шеренга, у которой записано больше очков.

Игры с элементами спорта требуют большей, чем в подвижных играх, ловкости, силы, собранности, организованности, наблюдательности.

«Не зевай!».

Посередине зала нарисован мелом большой круг, вне его нарисованы в разных местах маленькие круги в количестве на один меньше числа играющих. Все ходят в большом кругу. На сигнал стараются занять маленькие круги, а кто остался без места, считается проигравшим и выходит из игры. При продолжении игры один из маленьких кружков зачеркивается, и число кружков опять на один меньше участвующих.

Во всех перечисленных подвижных играх совершенствуются движения играющих, развивается зрительное и слуховое внимание, быстрота двигательной реакции на ориентировку в пространстве и во времени, точность при расчете своих сил, ловкость, быстрота, координация движений; воспитываются такие качества личности, как решительность, настойчивость, отзывчивость, дружеское отношение к участникам игр, коллективизм.

К специально организованным, с соответствующими правилами, подвижным играм следует отнести танцы. В зависимости от разновидностей, танцы имеют строго определенные правила и всегда выполняются в сопровождении музыки. Танцы создают большую эмоциональность у танцующих. Физическая нагрузка в танцах различная, она дозируется по продолжительности и частоте повторения. В различных танцах нагрузка направлена то на весь организм, то исключительно на нижние конечности. Танцы специально используются при нарушении координации движений (танцы медленного ритма и темпа), при функциональных заболеваниях нервной системы (танцы медленные и быстрые), при речевых нарушениях различного генеза (темп и продолжительность танца определяются возрастом пациента и сопутствующими речевому нарушению двигательными расстройствами).

На логоритмических занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного или прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов. Игры-драматизации проводятся с музыкальным сопровождением в течение всей игры (или музыка дается как аккомпанемент к отдельным частям ее) и без музыкального сопровождения. Эти игры представляют интерес для разных возрастов: усложняются, в зависимости от возраста и этапа коррекционной работы, речевой материал игры и двигательное оформление образа.

«Курица, цыплята и ястреб».

Один из играющих изображает курицу, другой — ястреба, остальные — цыплят, которые в сопровождении «курицы» бегают по залу и «клюют» корм. На условный сигнал вылетает «ястреб» и ловит «цыплят». «Цыплята» в испуге разбегаются в разные стороны. «Курица» защищает «цыплят», нападает на «ястреба» и уводит их домой (место, очерченное мелом). Если «ястреб» все-таки поймал «цыпленка», он улетает к себе. «Цыпленок» выбывает из игры и становится «ястребом». При повторении игры «цыплят» ловят два «ястреба». Игра проводится с музыкальным сопровождением (темы курицы, испуганных цыплят, нападающего ястреба и улетающего с цыпленком) или без него.

«Медведь». (Музыка М. Красева, слова народные.)

Играющие, взявшись за руки, стоят по кругу. В середину круга выходит медведь, большой колпак надвинут ему на глаза. Все поют первый куплет:

Медведь, медведь.

Мы к тебе пришли.

Мы к тебе пришли,

Медку принесли.

Медведь: «Дайте-ка попробовать»

Идут по кругу, на последних словах протягивают к медведю руки.

Медведь, медведь.

Получай-ка мед,

Получай-ка мед.

Угадай, кто зовет.

Играющие подходят к медведю, делая восемь шагов; отходят спиной назад.

По сигналу педагога «медведя» зовет кто-либо из играющих, голос можно изменить. Если «медведь» угадает, кто его позвал, с него снимают колпак и угощают конфетой или каким-нибудь фантом. Если после трех раз «медведь» не угадывает, кто его позвал, он становится в общий круг.

«На кого я похож».

Одному из играющих предлагают изобразить в движениях любое известное ему животное. Остальные по характеру движений должны отгадать, кто это. Первый отгадавший идет изображать другое животное. Наиболее удачное подражание животному повторяется всеми играющими.






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.021 с.