Судороги артикуляционного аппарата — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Судороги артикуляционного аппарата



Артикуляционные судороги разделяют на лицевые (губные, нижнечелюстные), язычные и судороги мягкого неба.

Лицевые судороги.

Смыкательная судорога губ проявляется в виде спазма круговой мышщ рта. При этой судороге нарушается произнесение губных звуков («п», «б», «м», «в», «ф»). В тяжелых случаях судорога нарушает и произнесение звуков, которые по локализации относятся к язычным («т», «д», «к»).

Верхнегубная судорога проявляется спазмом мышц, поднимающих верхнюю губу, а иногда и крылья носа.

Нижнегубная судорога аналогична верхнегубной. Поражает одну или две мышцы, опускающие угол рта.

Угловая судорога рта характеризуется резким оттягиванием угла рта справа или слева вместе с приподнятием его.

Судорожное раскрытие ротовой полости может протекать в двух вари антах: а) рот раскрывается широко с одновременным опусканием нижней челюсти; б) при сомкнутых челюстях резко обнажаются зубы.

Сложная судорога лица. По мнению Сикорского, не имеет самостоятельного значения, а представляет собой одно из проявлений выраженных в тяже



ШЕВЦОВА Е.Е


лой степени различных лицевых судорог, включающих судороги лобных и ушных мышц.

Язычные судороги

Язычные судороги составляют еще одну группу судорог артикуляцион­ного аппарата и наблюдаются, как правило, при произнесении звуков, в арти­куляции которых принимает участие язык. Различают несколько видов судо­рог языка.

Судорога кончика языка является наиболее часто встречаемой среди ар-тикуляторных судорог. Кончик языка упирается с напряжением в твердое не­бо, в результате чего артикуляция приостанавливается, выдох (а значит, и фо­нация) в этот момент прекращается, возникает необоснованная пауза.

Судорожный подъем корня языка выражается в насильственном подъеме корня языка вверх и оттягивании его назад. Эта судорога возникает при произ­несении заднеязычных звуков («г», «к», «х»).

Изгоняющая судорога языка характеризуется выталкиванием языка нару­жу в пространство между зубами. Она может быть тонической и клонической.

Подъязычная судорога характеризуется опусканием нижней челюсти и открытием полости рта.

Судорога мягкого неба

Данная судорога изолированно встречается крайне редко. Во время судо­роги мягкое небо то поднимается, то опускается, в результате чего вход в ро­товую полость то открывается, то закрывается, что придает звукам назализо­ванный оттенок. Внешне судорога выражается внезапной остановкой и повто­рением звуков, похожих на «пм-пм» или «тн-тн», «кн-кн» и т.п. в зависимости от положения языка и губ. Субъективные ощущения заикающихся выражают­ся в чувстве неприятного напряжения, саднения и сухости в носу.



Фазы развития заикания

Ребенок рождается с уготованным природой анатомо-физиологическим аппаратом, предназначенным для формирования речевых навыков. Если раз­витие речи и других высших психических функций не происходит в срок, то человек, как правило, остается неполноценным. В развитии наступают необра­тимые изменения, которые не удается компенсировать.

Первые проявления речи младенца носят рефлекторный характер, они вы­ражают его психическое состояние: ощущение голода, боли, дискомфорта — ребенок начинает кричать. При выражении положительных эмоций у ребенка возникает гуканье, гуление и лепет, которые сопровождаются соответствующей мимикой и жестикуляцией. Большое значение имеет развитие общей моторики.

С первых дней жизни ребенок готовит свой артикуляционный и голосо­вой аппарат к речи. Сначала звуки произносятся рефлекторно. Далее устанав-


Представление о заикании



ливаются ассоциации, ребенок вслушивается в свою речь и в речь окружаю­щих. Позже начинает развиваться имитационная речь, подражание окружаю­щим, особенно речи кормящей матери.

К концу первого года у ребенка в запасе примерно 8-10 слов. На втором году происходит увеличение их числа. Ребенок учится оперировать ими, ус­ложняет, пробует различные сочетания, накапливая словарный запас, овладе­вает фразой.

Где-то с двух лет расширяются социально-психологические связи ребен­ка, словарный запас возрастает. Речь становится более осознанной, целена­правленной, проявляются первые желания и потребности. Возрастает роль психологических факторов, но вербализовать свои желания в полной мере ре­бенок еще не может, так как словарный запас ограничен, а стремление выска­заться, объяснить, потребовать невероятно велико, особенно когда ребенок находится в возбужденном состоянии. Эмоции часто захлестывают его, он то­ропится, мысли (часто тени слов) бегут, они еще не оформлены в слова, слов не хватает, тогда ребенок начинает «захлебываться», волнуется, потому что его не понимают или резко одергивают, прерывают.



В этот начальный период формирования речи закладываются ее основы как функциональной системы. Спонтанные артикуляционные и языковые уп­ражнения способствуют формированию и «автоматизации» центральных ме­ханизмов. Нарушение этого процесса вследствие различных причин (задержки речевого развития, стрессовые ситуации и т.д.) может привести к расстройству речи в виде нарушения темпа, ритма, плавности и слитности. Большое значе­ние имеют личностные особенности ребенка, способ реагирования родителей и социально-психологические условия жизни.

Именно в период начального заикания специальная коррекционная рабо­та является самой важной.

Если проанализировать становление процесса речи, то можно подойти к проблеме «первичного» и «вторичного» заикания, а также к фазам его развития.

Гуканье, гуление, лепетная речь, произнесение первых слов — это на­чальные этапы развития речи и языка. В процессе опробования различных ва­риантов артикуляции возникают различные сочетания звуков и слогов. Этот тренинг необходим для становления физиологических механизмов речи. Воз­можные срывы на этом пути определяются как первичное физиологическое заикание.

Вторичное заикание — формирование и хронизация речевого дефекта в виде истинного заикания, которое также имеет свою динамику.

Под влиянием эмоций, сопровождающих речь, нарушается дыхание. По­степенно появляются слова-уловки, «эмболы», синонимы, уклонения от ответа. Это специфические вторичные симптомы. Возникающая необходимость подбо­ра и замены слов, ощущение неизбежности запинок, появление судорог приво­дят к смятению, которое влечет за собой нарушение мыслительного процесса, организуя внутренний порочный круг, усиливающий заикание. Более детально этот процесс рассматривается при описании фаз заикания (О. Bloodstein, 1965).



ШЕВЦОВА Е.Е.


 







Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.005 с.