Историко-архитектурный анализ градостроительной ситуации проектируемой территории — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историко-архитектурный анализ градостроительной ситуации проектируемой территории



1. Архитектурная и градостроительная среда исторического центра Орла сформировалась под влиянием исторических и экономических условий, географического положения и культурных традиций в сочетании с уникальным природным и культурным ландшафтом, составляющих ландшафтно-эстетический потенциал города и требует соответствующих мер по сохранению культурного наследия. Планировочными особенностями этой части исторического центра города Орла являются глубинно-пространственная система планировочной композиции, квартальная система застройки.

Проведенные исследования позволили установить, что планировочная структура рассматриваемой части исторического центра города, имеющая все особенности первоначальных регулярных планов с отдельными утратами и нарушениями (нарушения масштаба и характера рядовой застройки, наличие диссонансов в застройке) сохранилась.

2. По первому известному чертежу города Орла 1728 года можно видеть разделение города реками Ока и Орел (Орлик) на три части: Старый город (Нижний город) – Кромская, или первая часть города, давшая начало Заводскому району; вторая – Московская, или Заокская часть, вошедшая в Железнодорожный район; и третья, или Заорлицкая часть (Верхний город). Такое деление Орла на три части сохранилось до настоящего времени.

Достаточно полное представление об Орле того времени дает первый известный план Орла, составленный в 1778 году. Назывался он «План города Орла с поселенными при нем слободами», на нем показаны как территория самого города, обозначенная надписью «Градская селитебная земля», так и пригородные слободы – Покровская, Пушкарская, Пятницкая, Стрелецкая и Черкасская, Подмонастырская слободка показана только своей границей.

Вторая половина ХVIII века в России характеризуется подъемом градостроительства, старые города перестраивают в этот период по новым регулярным планам, по которым осуществляются градостроительные мероприятия, связанные с немедленным или постепенным сносом существующей застройки.

Подъем культуры городского строительства ощущался не только в столичных городах, но и в большинстве губернских центров, в чем можно убедиться на примере изменения застройки центральной части Орла.

В 1779 году Орел становится административным центром Орловской губернии, в том же году был утвержден новый, так называемый Регулярный (то есть перспективный) план города Орла. Этим планом в территорию города, кроме «градской» земли города вошли Покровская, Пушкарская, Пятницкая, Стрелецкая и Черкасская, которые прекратили самостоятельное существование и стали безымянными частями города. Резервные свободные участки под строительство оставлялись за Пятницкой, Пушкарской и Черкасской слободами и за прежней городской территорией в 3-й части города (за современной улицей Максима Горького).



В основу сетки главных будущих улиц были положены направления существовавших тогда основных дорог по слободам на города Москву, Новосиль, Киев, Болхов. Новые главные улицы проектировались прямыми и широкими по отношению к старым кривым проездам, которые иногда смещались на сто и более метров, прочие улицы намечались без учета направлений существовавших тогда проездов и пересекали их под самыми различными углами. Тогда же было определено и положение площадей в Орле.

Планом г. Орла 1779 года регулировалось каменное строительство, в центральных кварталах предписывалось строить только каменные здания, а в кварталах с деревянной застройкой – возводить дома на каменных фундаментах. Составители плана учли живописное расположение г. Орла у слияния рек Оки и Орлика, подчеркнув эту особенность города двумя радиально расходящимися от центра веерами улиц. В это же время началась застройка высоких крутых берегов Оки и Орлика.

«План губернскому городу Орлу» 1779 года был опубликован в «Книге чертежей и рисунков» Полного собрания законов Российской империи в 1839 году. С этого плана были сняты многочисленные копии различной точности и художественного качества, послужившие основой для планов г. Орла ХIХ века.

К началу ХIХ века центр административно-общественной жизни Орла переместился в новую, нагорную часть города, расположенную на высоких берегах рек Оки и Орлика. Эта малозастроенная и живописная территория предоставляла много преимуществ населению и открывала большие возможности для строительства.



В период Отечественной войны 1812 года из Петербурга и Москвы в Орел эвакуировалось много дворян и богатых купцов, которые в известной мере определили дворянско-купеческий уклад его жизни, оказав влияние и на архитектурных облик города новым усадебным строительством.

В начале ХIХ века в Орле сложился своеобразный тип городской дворянской усадьбы. Она включала дом-особняк, двор со службами, сад.

В Орле такие усадьбы располагались на свободных территориях верхней, 3-й части города и на его окраинах. Это «дворянские гнезда» Апраксиных, Каменских, Мацневых, Куракиных, Кологривовых, Тургеневых, Полозовых, Шереметевых, Шеншиных.

Представление о планировке этого района дает план 3-й части г. Орла 1847г. из материалов переписки орловского военного губернатора с Департаментом военных поселений. На этом плане изображена левобережная часть города и реки Оки.

Деревянное строительство преобладало над каменным и, развиваясь параллельно, оказывала на него значительное влияние. Новая застройка после пожаров 1850 года изменила архитектурный облик города, сохранив стилевое единство и усадебный характер владений: большие сады с оранжереями и цветниками, кустами сирени, орешника, жимолости, с березами и кленами и непременно с липовыми аллеями; просторные дворы со службами, кухнями, конюшнями и каретными сараями; дома классического стиля с большими окнами, остекленными террасами, мезонинами. Внешнему облику дома соответствовала простота и удобство внутренней планировки и убранства.

Важно отметить, что в то время в Орле работали известные, талантливые архитекторы, деятельность и творчество которых формировали архитектурный образ города. Это И.П. Лутохин – представитель классической школы, Д.В. Орехов, В.А. Попов, А.К. Вимберг, А. Вишневский, И.Ф. Тибо-Бриниоль.

Архитектура жилой городской застройки отличалась живописностью, разнообразностью архитектурных форм и деталей, их органичной связью с природным ландшафтом. Особое место в архитектуре Орла занимала застройка улиц так называемого Дворянского гнезда. Нельзя игнорировать и то обстоятельство, что даже топонимика говорит о принадлежности этой части исторического города к дворянско-купеческому сословию: Верхняя, Средняя и Нижняя Дворянские улицы, Георгиевская улица и др. Таким образом, эту территорию с полным правом можно называть «Дворянским гнездом».

3. Орел известен как в России, так и за рубежом, своим насыщенным историческим прошлым и богатыми литературными традициями.

Здесь родились, бывали и жили известнейшие писатели, философы, военноначальники, политики, художники, музыканты, известные «доброю славой во всем образованном мире».

Знаменитый русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик Василий Андреевич Жуковский некоторое время жил на Орловщине, впоследствии бывал в Орле. Дни его пребывания в Орле связаны с историческими событиями. В сентябре 1812 года, когда Отечественная война приобрела подлинно народный характер, Жуковский, записавшись в московское ополчение, прибыл курьером к орловскому губернатору П.И. Яковлеву с сообщением о скором поступлении в Орел пяти тысяч раненых. Раненые были размещены, в том числе и в доме А.А. Плещеева на Нижней Дворянской улице, в котором остановился Жуковский. В истории Отечественной войны 1812 года это был главный временный госпиталь. Пьер Безухов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» после его освобождения из плена лечился в орловском госпитале.

Алексей Петрович Ермолов, государственный деятель, генерал от инфантерии и от артиллерии, 5 мая 1829 года в доме на углу Введенской и Борисоглебской (не сохранился) принимал великого русского поэта А.С. Пушкина, прибывшего в Орел познакомиться с генералом. Через десять дней, 15 мая – уже на Кавказе, в Георгиевске, Пушкин начал писать свои «Путевые заметки» с рассказа о встрече с Ермоловым.

Предметом особой гордости орловцев является его литературное прошлое. Орловский край известен в литературе как родина крупных мастеров художественного слова, отразивших в своих произведениях духовное богатство, трудолюбие и одаренность русского человека, неповторимую красоту родных мест. Литературное наследие многих писателей-орловцев вошло в золотой фонд нашей национальной и мировой культуры.

Здесь родились И.С. Тургенев и Л.Н. Андреев. В этом городе провели свои детские и юношеские годы Н.С. Лесков, Т.Н. Грановский и П.И. Якушкин, жили И.А. Бунин, А.Н. Апухтин, М.А. Маркович (Марко Вовчок). В Орле в разное время бывали А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, Г.И. Успенский, Л.Н.Толстой, В. Г. Короленко. Писателями-орловцами являются А.А. Фет, Д.И. Писарев, Ф.И. Тютчев, М.М. Пришвин, И.А. Новиков.

Творчество И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Л.Н. Андреева,
П.И. Якушкина и других писателей тесно связано с орловской действительностью. У них чувство любви к родному краю было неотделимо от понятия родины. «Нет счастья вне родины, - писал И.С. Тургенев, - каждый пускай корни в родную землю».

Страстный патриот родного города Н.С. Лесков не преувеличивал, когда говорил, что Орел «…вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город…».

Но прежде всего Орел вошел в историю русской литературы как родина И.С. Тургенева. Великий писатель воспел и прославил на весь мир орловский край, народ и природа которого дала ему богатейший материал для творчества, вдохновили его на создание таких неповторимых жемчужин русской литературы, как «Дворянское гнездо».

«Дворянское гнездо» (1856-1858) – «Единственный из романов Тургенева, который имел безусловный и шумный успех» опубликован около 155 лет назад. Орловцы, современники писателя, узнавали прототипов героев романа среди своих знакомых, народная молва и место указала: крайняя улица, над рекою Орлик (теперь Октябрьская, бывшая Верхняя Дворянская, с 1908 года – Тургеневская). Тогда же здесь поселился «старинный приятель» Тургенева А.В. Сафонов. Замысел повести (после – романа) возник в 1856 году, когда Тургенев, придя в знакомый сад к обрыву, увидел, как блестят окна в новом доме, как возрождается город после пожара 1850 года. Возможно, вспомнились давние события, люди, которых когда-то знал и любил, - задумал повесть печальную и светлую, создав идеальные образы. Дом построен на обгорелых фундаментах. Природа и музыка сделали неповторимой и узнаваемой усадьбу на орловской окраине: обрыв, река, заречные дали.

«Дворянское гнездо» - изображение русской действительности в романе и часть усадебной культуры, часть истории русского города Орла. Здесь бывал Тургенев, сюда приходили на встречу с легендой, природой и тишиной в ХХ веке Бунин и Андреев, Евгений Сокол и Константин Бальмонт, Игорь Северянин и Яков Хелемский.

Земляки И.С. Тургенева свято чтят память писателя. Даже в условиях дореволюционной России представители передовой интеллигенции не раз поднимали вопрос о том, чтобы увековечить память Тургенева на его родине – в Орле. Горячим сторонником этого был и Н.С. Лесков. Когда в Орле в 1893 году была объявлена подписка на сбор средств для сооружения памятника И.С. Тургеневу и начались споры о выборе места для памятника, Н.С. Лесков обратился по этому поводу со специальным письмом в редакцию газеты «Орловский вестник».

Детство Н.С. Лескова прошло в соседней усадьбе с описанной в «Дворянском гнезде». Он с детства любил этот усадебный город, в ранние годы с особым вниманием открывал для себя все его уголки. Запомнил и с документальной точностью воспроизвел. От усадебного дома и обрыва, где поселил своего Голована, до Ильинки и Ахтырской церкви, как истинный краевед ведет читателя Николай Лесков по губернскому Орлу, указав в нем и дом Ермолова. Внимательное прочтение сказов и романов Лескова восстанавливает время и утраченную память истории.

О прогулках по Орлу, о высоком береге Орлика писали Иван Бунин и Иосиф Каллиников, о нравах и событиях Пушкарной подробно рассказывает в своих произведениях Леонид Андреев.

В 1989 году академик Д. С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» вспоминал об Орле: «…Как будет прекрасно, когда в Орле – в этом «городе русской литературы», городе Тургенева, Лескова, Бунина, Фета, Л. Андреева и многих, многих других русских писателей устроится заповедная зона и бережно сохранятся маленькие дома с садами, мощеные булыжником улицы; как были бы счастливы люди будущих веков увидеть своими собственными глазами живую «эпоху великого русского реализма», погулять в ней, ясно представить себе места действий, произведений».

С тех пор градостроительная ситуация данной территории существенно изменилась, целостная историческая среда этой части города частично нарушена современным строительством, но, несмотря на это, продолжает представлять собой исторически сложившуюся типичную по своей архитектуре застройку старого Орла, передающую колорит и самобытность провинциального губернского города, теперь уже в виде отдельных фрагментов.

Выявленный объект культурного наследия «Достопримечательное место «Историко-литературный квартал» представляет собой фрагмент (квартал) исторической застройки города Орла, включающий:

1. Объект культурного наследия федерального значения «Дом, в котором родился и жил историк Грановский Тимофей Николаевич». Современное использование объекта культурного наследия: в здании расположен Дом Т.Н. Грановского, филиал Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева;

2. Объект культурного наследия регионального значения «Дом, в котором был открыт 1-й советский литературный музей-библиотека И.С. Тургенева». Современное использование объекта культурного наследия: в здании расположен Музей писателей-орловцев, филиал Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева;

3. Объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», ХIХ в.». Современное использование объекта культурного наследия: в здании расположен Музей И.С. Тургенева, филиал Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева;

4. Объект культурного наследия регионального значения «Здание бывшей губернской художественной школы». Современное использование объекта культурного наследия: в здании расположен Музей И.А. Бунина, филиал Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева;

5. Объект культурного наследия регионального значения «Дом, в котором жил генерал Ефремов Михаил Григорьевич».

6. Объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», ХIХ в.». Современное использование объекта культурного наследия: в здании расположено фондохранилище Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева.

 

 

Объект культурного наследия регионального значения «Здание бывшей губернской художественной школы (Музей И.А. Бунина)», адрес: Орловская область, г. Орел, пер. Георгиевский, д.1

Расположен в Октябрьском (бывшем Георгиевском) переулке. Дом одноэтажный, деревянный, обложенный кирпичом, пристройка со стороны двора оштукатурена. Пилястры и карнизы по фасаду выполнены из кирпича.

В 1960-е годы, в связи с переоборудованием дома под молочную кухню, произведена перепланировка внутренних помещений, деревянная пристройка заменена кирпичной, произведен капитальный ремонт пристройки со стороны двора.

Построен в конце 40-х – начале 50-х годов прошлого века и принадлежал Е.А. Ананьевской. С 1870 года его владелицей стала Р.А. Могилевцева. С 1875 г. и до национализации дома в 1918 г. находился в собственности ее наследников.

В феврале 1918 года здесь была открыта Красноармейская художественная студия, преобразованная в 1919 г. в Губернскую художественную школу. Эту школу окончили художники К.С. Андросов, В.А. Дудченко, Б.А. Крылов, И.М. Митрофанов, Н.Н. Моревский, В.П. Третьяков, В.А. Шестаков. Она стала культурным центром Орла по организации художественных выставок, оформлению клубов, зданий и площадей города, праздничных демонстраций трудящихся. В 1926 году вошла в объединенную школу искусств и была переведена в другое здание.

В последующие годы дом использовался под лечебные учреждения, затем под детскую молочную кухню.

В 1989 году передан Гослитмузею И.С. Тургенева для создания в нем литературно-мемориального музея писателя И.А. Бунина, жившего в Орле в 1889-1892 гг. Здания, связанные с этим периодом жизни писателя не сохранились.

Музей И.А. Бунина был открыт 10 декабря 1991 года в доме №1 в Октябрьском переулке. «Октябрьский переулок в дореволюционное время находился между современными улицами Ленина и 7-го Ноября и назывался Гордеевским (план 1842 г.), позже – Георгиевским (план 1879 г.). 14.05.29 он был переименован в 1-й Октябрьский пер. Это название переулка показано на плане города Орла 1931 г.; на плане 1934 г. он назван Октябрьским переулком, занимает один квартал между улицами 7-го Ноября и ул. Тургенева». В 1993 году Комиссией по переименованию при Орловском горсовете Октябрьский переулок был переименован в Георгиевский переулок.

Дом одноэтажный, деревянный, обложенный кирпичом, пристройка со стороны двора кирпичная, выполненная на месте старой деревянной в 1960-х годах (силикатный кирпич, сборный, железобетонные перемычки) во время переоборудования дома под молочную кухню.

Первое упоминание о строительстве дома встречается в Предписании Орловской губернской строительной и дорожной комиссии от 24 марта 1844 года: «Орловская губернская строительная комиссия предписывает городской полиции допустить дочь статского советника Екатерину Алексеевну Ананьевскую к постройке деревянного дома по выданной копии с высочайше утвержденного фасада так равно и надворных служб, в 3-ей части г. Орла в Гордеевском переулке и об этом Ананьевской объявить».

Сохранившиеся в ГАОО документы не дают возможность точно установить дату строительства дома.

В «Списке владельцев усадебных мест г. Орла III части за 1877 г. («ф.593, оп.1,д.618, листы 45-46) говорится: «В 1850 г. настоящее усадебное место принадлежало дочери статского советника Екатерине Алексеевне Ананьевской». Следовательно, дом был построен после 1850 года.

Дом является для Орла редким образцом архитектуры второй половины ХIХ века. Есть основание полагать, что он был построен по проекту известного архитектора Иосифа Францевича Тибо-Бриниоля, который 1844 года был ведущим орловским архитектором и является автором многих оригинальных сооружений не только в Орле, но и Петербурге.

Упоминания о Доме встречаются в Окладных книгах о налогах с владельцев недвижимого имущества 3-ей части города Орла, начиная с 1865 года (Окладных книг до 1865 года в ГАОО не имеется): «Гордеевский переулок и Введенская улица. Два деревянных дома со строениями дворянки Екатерины Ананьевской».

Окладные книги дают возможность установить, что Е.А. Ананьевская была владелицей дома до 1869 года, о чем свидетельствует запись за 1869 год: «Ананьевской Екатерины Алексеевны дочери статского советника дом с флигелями». Вероятно, в этом году он был продан Р.А. Могилевцевой. В Окладной книге о налогах недвижимого имущества 3-ей части г. Орла за 1870 год уже значится: «Гордеевский переулок и Введенская улица. Два деревянных дома – владелица супруга ротмистра Раиса Алексеевна Могилевская».

В Окладной книге 1872 года владелица та же: «Два деревянных дома с надворными строениями и службами».

С 1875 года владельцами дома стали наследники Р.А. Могилевцевой.

В «Списке владельцев усадебных мест г. Орла III часть за 1877 год» значится: «Ротмистру Михаилу Иосифовичу и детям его ротмистру Николаю и Марии Михайловным Могилевцевым, деревянный дом с флигелем и постройками достался I-му от жены и последним от матери ротмистрши Раисы Алексеевны Могилевцевой по наследству, утвержденному 7 августа 1875 г. и отмеченной о вводе во владение 22 сентября 1875 года».

В Алфавите домовладельцев г. Орла к плану 1877 года, составленном землемером Древитц, согласно постановления городской управы, состоявшейся 4 августа 1876 года, уже числятся наследниками Р.А. Могилевцевой:

Могилевцева Мария Михайловна,

Могилевцев Михаил Иосифович,

Могилевцев Николай Михайлович.

В Окладной книге за 1884 год дом значится ка деревянный, обложенный кирпичом: «Два деревянных дома, обложенных кирпичом и флигель с постройками наследников жены ротмистра Раисы Алексеевны Могилевцевой».

Наследники Р.А. Могилевцевой владельцами дома называются в Окладных книгах до 1885 года.

С 1886 года владелицей дома и построек стала Мария Михайловна Пигарёва (видимо, фамилия М.М. Могилевцевой по мужу); о чем свидетельствует следующая запись в Окладной книге за 1886 год: «Смешанный дом, деревянный флигель и службы с садом коллежской секретарши Марии Михайловны Пигарёвой».

В Окладной книге за 1887 год записано:

«Деревянный дом, деревянный флигель и службы с садом жены коллежского секретаря Марии Михайловны Пигарёвой».

В плане 1902 года значится: «План усадебного места со строениями, принадлежащего наследникам Марии Михайловны Пигарёвой, в 3-ей части г. Орла, на углу Введенской улицы и Георгиевского переулка (1902 г. августа 26 дня)». В плане дом значится деревянным, обложенным кирпичом с деревянной галереей под железными крышами (см. приложение №1) согласно «Оценочного листа дома в 3-ей части г. Орла, в квартале 22 под. № 16 и 233, принадлежащего жене коллежского секретаря Марии Михайловне Пигарёвой за 1911г.» Здесь же фамилии нанимателей, живущих во флигеле (Рейнгард) (см. приложение №2). Дом принадлежал М.М. Пигарёвой до национализации в 1918 году.

В феврале 1918 года в доме была открыта Красноармейская художественная студия, преобразованная в 1919 году в Губернскую художественную школу. Она стала культурным центром Орла по организации художественных выставок, оформлению клубов, зданий и площадей города. В 1926 году вошла в объединенную школу искусств и была переведена в другое здание. В последующие годы дом использовался под лечебные учреждения. В 1960-е годы, в связи с переоборудованием дома под молочную кухню, произведена перепланировка внутренних помещений, деревянная пристройка заменена кирпичной, произведен капитальный ремонт пристройки со стороны двора. В 1989 году дом передан Гослитмузею И.С. Тургенева для создания в нем литературно-мемориального музея писателя, лауреата Нобелевской премии И.А. Бунина.

И.А. Бунин описал Орел в рассказах «Пыль».

С 1889 по 1892 год Бунин жил в Орле и работал в редакции газеты «Орловский вестник». Орел стал его литературной родиной. Здесь вышел первый сборник его стихотворений, был написан и опубликован целый ряд произведений. Город своей юности Орел Бунин изобразил в рассказе «Пыль» и крупнейшем своем произведении - романе «Жизнь Арсеньева». В орловский период он снимал углы в разных местах города. Дома, в которых он жил, не сохранились. Дом по Октябрьскому переулку использован под музей Бунина типологический сохранившийся с того времени, когда писатель жил в Орле. Он мог знать этот дом, так как в разное время снимал квартиры на соседних улицах: на Введенской (ул. 7 ноября), Борисоглебской (ул. Салтыкова-Щедрина), в Узком переулке, на Садовой (ул. Горького).

Дом является памятником архитектуры и культуры и включен в «Свод памятников истории и культуры по Орловской области».

Орел стал для И.А. Бунина литературной родиной: здесь в 1891 году вышел его первый сборник стихов. На страницах газеты был опубликован перевод поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» и целый ряд рассказов, очерков, стихотворений.

И.А. Бунин описал Орел в рассказах «Пыль» и в романе «Жизнь Арсеньева».

 

2. Объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой (музей И.С. Тургенева)», адрес: Орловская область, г. Орел, ул. Тургенева, д.11.

 

В конце Х1Х – начале ХХ века домом владели: Раевская, Стеллинг (врач), в 19 в. доме размещалась детская поликлиника. С 1945 г. – музей И.С. Тургенева. В этом доме размещается литературно-мемориальная экспозиция, проходят литературные выставки, в лектории устраиваются Тургеневские чтения, литературные встречи и литературно-музыкальные вечера, читаются лекции. Государственный литературный музей И.С. Тургенева - крупное научно-исследовательское учреждение, которое объединяет все литературные музеи г. Орла. В фондах музея собраны личные вещи, рукописи, документы, фотографии И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева, И.Е. Вольнова и др. писателей-орловцев. Музей хранит библиотеки П.В. Киреевского и Н.С. Лескова. Научная библиотека музея – уникальное собрание произведений орловских писателей и работ литературоведов – насчитывает около 50 тысяч томов.

Государственный литературный музей И.С. Тургенева один из организаторов тургеневских конференций и Тургеневских чтений. Он является членом Шекспировского общества (Германия), поддерживает тесные связи с обществом «Молибран – П. Виардо-Тургенев» (Франция) и литературоведами Англии, Германии, Болгарии, Польши, Чехословакии и Югославии.

Государственный музей И.С. Тургенева был открыт 24 ноября 1918 года в ознаменование столетия со дня рождения писателя. Первоначальное название его – Музей-библиотека имени И.С. Тургенева. За месяц до этой даты газета «Известия» сообщила, что «для охраны и ради доступности всему русскому народу библиотеки Тургенева в усадьбах Спасское-Лутовиново и Клейменово Мценского уезда Орловской губернии решено вывезти в Орел и организовать там музей имени Тургенева и библиотеку при нем, сосредоточив в музее и библиотеке все вещи и книги, вывезенные из указанных усадеб. Музей был учрежден распоряжением Музейной коллегии Наркомпроса РСФСР в сентябре 1918 г. Основу музейной экспозиции составила обстановка усадебного дома и библиотека писателя. В начале 1920-х годов бывшая усадьба И.С. Тургенева в селе Спасском-Лутовинове была объявлена заповедником, а с 1937 года является филиалом Государственного музея И.С. Тургенева.

Во время Отечественной войны экспонаты музея и личные вещи И.С. Тургенев были вывезены в Пензу.

В послевоенные годы экспозиционная площадь музея значительно расширилась. В 1946 году музею было передано (филиал) соседнее, тогда полуразрушенное здание, в котором после его восстановления был открыт литературный отдел. В нем собраны личные вещи, рукописи, документы, фотографии писателей-орловцев – Н.С. Лескова, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева, И.А. Новикова, И.Е. Вольнова, А.В. Германо и других. Музей хранит библиотеки П.В. Киреевского и Н.С. Лескова.

Тургенев представлен в музее рукописями и первыми публикациями произведений, первыми сборниками и собраниями сочинений, воспоминаниями и высказываниями друзей. Экспонируется большое количество фотографий, графических и живописных портретов. В экспозиции представлена обстановка комнат усадебного дома Тургеневых. В библиотеке писателя, насчитывающей около 5000 томов – книги из библиотеки В.Г. Белинского, приобретенные Иваном Сергеевичем у вдовы критика.

Государственный музей И.С. Тургенева научно-исследовательское учреждение, являющееся центром по изучению творчества Тургенева. В Орле систематически проводятся научные конференции и «Тургеневские чтения». В них принимают участие советские и зарубежные литературоведы. Музей поддерживает творческие связи со многими научно-исследовательскими учреждениями нашей страны, а также других стран. С 1966 года музей является коллективным членом немецкого Шекспировского общества. В ХIХ веке в работе этого общества в течение почти двух десятилетий принимал самое активное участие И.С. Тургенев.

Здание мемориального отдела одноэтажное деревянное, обложенное снаружи кирпичом и оштукатуренное. Построено в 50-х годах прошлого века и принадлежало почетному гражданину Байковскому. С начала 90-х годов в доме поселилась наследница Тургеневского имения О.В. Галахова, а в 1918 г. в нем был открыт музей. Здание литературного отдела одноэтажное, каменное, было выстроено на развалинах соседнего дома в 1954 году. После реставрации остатков фасадной части оно получило характерный для Орла архитектурный облик XIX столетия.

 

3. Объект культурного наследия регионального значения «Дом, в котором был открыт 1-й советский литературный музей-библиотека И.С. Тургенева (Дом Галаховых; Музей писателей-орловцев)», адрес: Орловская область, г. Орел, ул. Тургенева, д.13.

Расположен на пересечении улиц Горького и Тургенева (бывших улиц Садовой и Георгиевской). Дом одноэтажный, деревянный, облицованный кирпичом, оштукатуренный, стены со стороны двора (торец) каменные, имеет два лицевых фасада. Окна на лицевых фасадах оформлены штукатурными лепными украшениями, на юго-восточном фасаде имеются две накладные лепные гирлянды. Со стороны двора деревянная, обшитая тесом веранда, орнаментированная резьбой.

Дом построен в 1850-1852 гг. по проекту архитектора И.Ф. Тибо-Бриниоля и принадлежал В.А. Мацневой. С 1863 г. его владельцем стал Н.В. Колковский, который в 1865 г. сделал каменную пристройку со стороны юго-восточного фасада с оконными проемами не характерными для классического стиля дома. В 1867 г. дом по купчей перешел к Н.А. Байковскому. В 1907 г. дом арендовала жена орловского губернатора О.В. Галахова – племянница А.А. Фета со стороны его брата В.А. Шеншина и родственница И.С. Тургенева по линии его матери. С 1909 г. она стала владелицей этого дома. К ней как наследнице И.С. Тургенева перешла родовая усадьба писателя Спасское-Лутовиново. О.В. Галахова частично вывезла в свой орловский дом тургеневские вещи из спасского усадебного дома, который сгорел в 1906 году.

В августе 1918 г. в Москву в Народный комиссариат по просвещению О.В. Галахова направила письмо, в котором просила сохранить вещи, документы, рукописи, библиотеку И.С. Тургенева, находившиеся в ее доме, а также в Спасском-Лутовинове и ее орловском имении Клейменово. 10 сентября 1918 г. коллегия музейного отдела Наркомпроса ответила ей телеграммой: «Ваш дом со всеми тургеневскими вещами назначен музейною коллегиею народного комиссариата по просвещению под музей Тургенева». Дом О.В. Галаховой вместе с находившимися там вещами И.С. Тургенева и А.А. Фета был национализирован. Для создания музея из Москвы в Орёл был направлен эмиссар Наркомпроса И.А. Друганов, который организовал доставку в Орёл тургеневских вещей из Спасского-Лутовинова и Клейменова, а также часть библиотеки писателя из г. Мценска.

24 ноября 1918 г. в Орле состоялось торжественное открытие Музея-библиотеки И.С. Тургенева. Это был первый литературный музей, открытый в Советской России. К истории создания Тургеневского музея были причастны А.М. Горький, А.В. Луначарский, В.Я. Брюсов. Директором музея назначен московский литератор М.В. Португалов. Музей был размещен в семи залах, в шести из них находились тургеневские вещи, библиотека и читальня. В одной из комнат, которая называлась «Писательская им. А.А. Фета», экспонировались фетовские вещи, унаследованные О.В. Галаховой, а также портреты писателей-орловцев.

В годы Великой Отечественной войны музей был эвакуирован в г. Пензу, где с 1941 по 1944 год в помещении областного краеведческого музея была развернута тургеневская экспозиция. Много сил по организации эвакуации музея и его работы в тылу было отдано его директором Б.А. Ермаком.

С 1945 года музей И.С. Тургенева в Орле располагается в двух зданиях: в бывшем доме Галаховых в шести залах музея были воссозданы интерьеры спасского усадебного дома писателя, а в соседнем здании размещена литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству И.С. Тургенева.

В 1976 г. тургеневские вещи из музея перевезены в заповедник И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново в восстановленный усадебный дом. В июне 1980 года в освободившемся здании открыта новая экспозиция музея писателей-орловцев – филиала Гослитмузея И.С. Тургенева. В литературно-мемориальной экспозиции музея представлены материалы, рассказывающие о жизни и творчестве выдающихся представителей русской литературы 19 и 20 вв., родиной которых является Орловская земля. В залах музея экспонируются подлинные вещи из усадебного дома А.А. Фета, парижской квартиры И.А. Бунина, финляндского дома на Черной речке Л.Н. Андреева, московских квартир М.М. Пришвина и И.А. Новикова.

 






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.02 с.