Методика проведения занятий во втором квартале — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Методика проведения занятий во втором квартале



Основные образовательные (программные) задачи второго квартала на занятиях по ознакомлению с окру­жающим и природой и развитию речи состоят в ознаком­лении с более сложными предметами, в уточнении и рас­ширении знаний и представлений о них, в дальнейшем обогащении и активизации словаря. На занятиях по изобразительной деятельности дети овладевают навыка­ми изображения более сложных предметов.

Коррекциоиные задачи второго квартала состоят в закреплении навыков пользования ситуативной речью на более высоком уровне, в постепенном переходе к элемен­тарной контекстной речи и в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов.

В процессе упражнений в более сложной самостоя­тельной ситуативной речи во втором квартале значитель­ное место занимает работа над фразой, которая включа­ет такие этапы: построение простой фразы, распростра­нение фраз, конструирование вариантов фраз для выра­жения одной и той же мысли, работа над правильным порядком слов в предложении, переход к построению сложноподчиненных конструкций. Наряду с этим про­должается и словарная работа, начатая в первом квар­тале. Осуществляется постепенный переход к составле­нию рассказов.

В своих ответах дети опираются на конкретные воп­росы логопеда, наглядный материал, а также на пред­ставления.

В качестве наглядной опоры на занятиях по ознаком­лению с окружающим и природой и по развитию речи используются натура, игрушки, картины, а также все то, с чем работают дети на занятиях по изобразительной деятельности, но это уже не простые предметы, а более сложные по форме. Во втором квартале необходимостью наглядной опоре медленно уменьшается. Дети постепен­но приучаются к ответам по представлению о тех пред­метах, которые они только что наблюдали или только что зарисовывали или изготовляли на занятиях по изо­бразительной деятельности и которые в момент речи уже убраны.

Вопросы логопеда, как и в первом квартале, относят­ся к названию предметов, их форме, цвету, размеру, к названию отдельных частей предметов, к названию действий, которые выполнялись в момент речи или рань­ше. Но ответы детей становятся все сложнее.

В этот период дети с помощью конкретных вопросов логопеда учатся сравнивать предметы между собой, на­ходить сходство и различие.

Для изучения программного материала используются разнообразные виды деятельности: рассматривание от­дельных предметов (натуры, игрушек) и сюжетных кар­тин, счет конкретных предметов, а также изображение отдельных сложных предметов на занятиях лепкой, ап­пликацией, рисованием, конструированием.



Для занятий подбираются такие темы, которые вклю­чают в себя более сложные предметы. Переход от про­стых предметов к сложным осуществляется постепенно. Это связано с ручными умениями детей. Сначала услож­нение предмета в изображении состоит в увеличении ко­личества деталей (от дерева к дому), затем в сочетании разных линий: в одном рисунке, например, используют­ся прямые, косые и округлые линии (от дома к машине). И наконец,передача одушевленных предметов (птиц, Мининых, человека) в положении стоя и в движении.

Изучение выбранной темы во втором квартале долж­но проходить несколько иначе, чем в первом. Если в пер­вом квартале дети рисуют, лепят и наклеивают одни и те же предметы по изученной теме, например яблоко, слива и груша (т. е. фрукты) повторяются на всех видах заня­тий, то во втором квартале, благодаря более высокому уровню пользования самостоятельной речью и улучше­нию технических навыков, появляется возможность брать разные предметы из одной темы. Так, при изуче­нии темы «Транспорт» дети рассматривают разные ма­шины на картинках или игрушечные, называя каждую машину отдельно, все ее составные части, цвет, форму и т. п. На следующий день конструируется из спичечных коробков автобус, на занятии по аппликации вырезается и наклеивается троллейбус, рисуется грузовая машина.

Таким образом, изучение темы идет на разных заня­тиях (рассматривание, лепка, аппликация, рисование), но в каждом случае берется какой-то новый предмет из этой темы. При этом дети не ощущают повторности заня­тий, потому что каждый раз они выполняют что-то новое. И хотя предметы, связанные с деятельностью детей, при­надлежат к одной категории, все они кроме общих дета­лей имеют и разные. В данном примере троллейбус от автобуса отличается наличием дуги, но у всех этих ма­шин есть общие детали: колеса, кабина, корпус, крыша, окна, двери. Речь детей усложняется за счет изменения предметов, деталей, разнообразия материала, с которым они работают, а также за счет построения различных кратких и развернутых ответов на один и тот же вопрос логопеда (варианты ответов). Создаются благоприятные условия для речевой практики детей.



Во втором квартале изучение выбранной темы начи­нается с наблюдений, которые воспитатель организует во время прогулки. После наблюдений проводятся дидакти­ческие игры с игрушечными машинами. Если в группе находится набор разных машин маленького размера, то играют в «чудесный мешочек». Если машины большого размера, лучше организовать игру «Угадай, что спрята­ли». После дидактической игры, во время которой дети знакомились с игрушечными машинами, можно планиро­вать рассматривание картин с изображением транспор­та. Каждую машину надо назвать отдельно, чтобы уточ­нить, знают ли дети ее название, выяснить, кто управляет каждой машиной (паровозом — машинист, самоле­том — пилот, автобусом — водитель). При закреплении знаний детей о транспорте на занятиях рисованием или аппликацией рассматриваются составные части той ма­шины, которую дети будут изображать. Например, лого­пед предлагает рисовать автобус. Выясняется, знают ли дети, что у автобуса есть окна, колеса, двери, корпус; уточняется, какой формы эти части (корпус прямоуголь­ный, колеса круглые и т. п.), рассказывается о назначе­нии каждой из них: самая большая часть — корпус, ка­бина нужна для водителя, окна делают автобус светлым, через двери входят и выходят пассажиры и т. д. Такое детальное рассматривание помогает детям лучше видеть весь предмет в целом и по составным частям, расширяет их знания, активизирует словарь, который так необходим при построении всевозможных ответов.

В конце занятия дается обобщающее слово транс­порт. Если такое занятие проводится впервые, то обоб­щающее слово только произносится несколько раз лого­педом, и лишь на последующих занятиях заикающиеся сами отвечают на вопрос, как назвать все эти машины одним словом.

Можно рассматривать группы машин, подобранные по способу передвижения. Например: по рельсам ездят поезда, трамваи, электрички; по воздуху летают самоле­ты, вертолеты, ракеты; по любой дороге можно ехать на легковой и грузовой машине, на автобусе, мотоцикле, ве­лосипеде и др. Могут быть и другие группировки, напри­мер по назначению: машины, предназначенные для пере­возки людей, грузов и т. д.

Благодаря такой последовательности и детализациив проведении занятий по выбранной теме становится воз­можным более полное, углубленное изучение программы обычного детского сада, что, в свою очередь, создает ус­ловия для усложнения речи в пределах ее ситуативной формы.

Во втором квартале у заикающихся детей внутри од­ной группы остаются различия в пользовании речью. Поэтому на данном этапе продолжается обучение корот­ким и распространенным ответам. Одних детей логопед приучает внимательно слушать вопросы и отвечать крат­ко и точно, другим предлагает отвечать развернуто. Но каждый раз подчеркивается разница таких ответов. Теперь на занятиях существуют две формы ответов: крат­кая иразвернутая. В зависимости от задания дети опре­деляют, как им надо отвечать.

— Юра, что нарисовано на картине? Дай полный от­вет.

— На картине нарисован автобус.

— Света, а какой формы колеса у автобуса? Скажи кратко.

— Круглые.

Как отмечалось, существование двух форм ответов определяется различными речевыми возможностями де­тей. Но если в первом квартале дети еще не осознают этой разницы, то во втором квартале они уже видят ее в ответах идействуют в соответствии с требованиями ло­гопеда осознанно, хотя причина разных требований лого­педа остается для них по-прежнему неизвестной.

Поддерживая естественный характер диалогической речи, логопед упражняет детей в однословных, простых и более сложных фразовых ответах, в вариантах ответов, а затем постепенно подводит их к рассказу. Для построе­ния развернутых ответов используется различная поста­новка вопросов и дополнительные указания. Например, при рассматривании картины «Кошка с котятами» кто-то из детей на вопрос Кто это? ответил одним словом: «Ко­тенок». Ответ правильный, но логопед ставит на этом занятии задачу упражнять детей в распространенных ответах. В таком случае, добиваясь развернутой фразы, он может сказать так:

— Ты правильно ответил, а как сказать об этом под­робнее? И про цвет котенка не забудьте. И никто не ска­зал, что делает этот котенок. И т. д.

Благодаря таким дополнительным вопросам, подска­зывающим, как надо распространить ответ товарища, на один вопрос дается много ответов, которые постепенно распространяют первый. В результате дети подходят к развернутому высказыванию, используя большое коли­чество определений: «Этот серенький пушистый котено­чек лакает вкусное молоко из блюдечка».

При обучении развернутым ответам главная цель со­стоит не в том, чтобы упражнять заикающихся детей в произнесении фраз все большего объема, а в том, чтобы они привыкли удерживать в памяти все, о чем спрашивается, и рассказывать обо всем этом по определенному

внутреннему плану.

В этом квартале уже начинается развитие элементар­ной контекстной речи. Детям задаются такие вопросы, при построении ответов на которые они имеют лишь ча­стичную опору на наглядный материал. Например, дети сконструировали автобус, он находится перед глазами. Задается вопрос: Куда можно поехать на автобусе? От­веты на этот вопрос уже строятся частично по представ­лению:

— На автобусе можно поехать в детский сад.

— Можно ездить на работу.

— Еще можно в кино поехать. И т. д.

Одновременно с включением упражнений в контекст­ной речи дети упражняются и в вариантах фразовых ответов. Например, на вопрос Какая у кошки шерсть? они дают разнообразные развернутые ответы:

— У кошки шерсть пушистая.

— У кошки серая шерсть.

— У этой кошки шерсть мягкая.

— У кошки пушистая и мягкая шерсть. И т. д.

Этот пример показывает, как усложняется речь по сравнению с первым кварталом: от однословных отве­тов — к фразам.

Происходит и постепенное нарастание количества ответов с элементами контекстности. Сначала дети отве­чают на единичные вопросы, которые требуют примене­ния контекстной речи, а затем их становится все больше в рамках одного занятия. Увеличению таких вопросов способствует постепенное сокращение наглядной опоры. Например, дети только что выполнили какую-то работу на занятии, и им предлагается вспомнить, что они на­клеивали сначала (туловище), что потом (голову), где наклеили туловище (в середине, в центре листа), в какую сторону повернута голова (влево, вправо, вверх, вниз), что делает изображенный предмет (бежит, стоит, сидит), какого цвета каждая часть изображенного предмета, ка­кой формы <и т. д. Рисунок или аппликацию в этом случае

надо убрать.

Сначала в своих ответах дети опираются на вопросы логопеда и на четкие представления о только что выпол­ненной работе. Конкретные вопросы, относящиеся к пос­ледовательности выполняемой работы, способствуют развитию у Детей логического мышления. Благодаря им из отдельных ответов составляется целый логически пос­ледовательный рассказ, что и позволяет перейти к но­вой степени в развитии речи — к изложению самостоя­тельных рассказов без вопросов логопеда.

Следовательно, усложнение речи на занятиях по изобразительной деятельности основывается на переходе к рассказам без вопросов.

При изложении детьми самостоятельных рассказов нельзя довольствоваться тем, что ребенок может после­довательно рассказать о своей работе. Важно научить заикающихся следить не только за планом изложения, событий в рассказе, но и за тем, насколько разнообразно можно высказать свои мысли. Для этого используется прием анализа детского рассказа. Такой анализ помога­ет детям понять ошибки, сделанные в изложении, часто заключающиеся в повторении одного или нескольких слов. Кроме того, этим приемом можно показать детям, как надо правильно изложить содержание. Это несом­ненно будет способствовать активизации имеющегося словаря и развитию умения логично излагать. Поясним это на примере. Впервые ребенок дает примерно такой рассказ: «Сначала я развел черную краску и нарисовал туловище. Потом нарисовал голову кошке. Потом нари­совал уши. Потом нарисовал хвост. Потом я нарисовал ноги».

Для обучения детей умению в устном изложении отбирать нужные и выбрасывать повторяющиеся слова можно разобрать с ними тот же рассказ следующим об­разом:

— Дети, Света хорошо рассказала, но все время пов­торяла одно слово: потом, потом, потом. А ведь можно говорить иначе. Слово это заменим другими словами. Можно сказать: затем, после этого. Тогда рассказ будет интереснее слушать. Кто из вас попробует?

После такого анализа дети делают попытки переска­зать иначе. Идет осознанная работа над речью, но на бо­лее высоком уровне пользования ею. В таких случаях можно наблюдать паузы между предложениями, во вре­мя которых дети мысленно подбирают необходимые сло­ва для формулирования следующей фразы. И рассказы их с каждым разом становятся совершеннее.

На занятиях по развитию речи заикающиеся учатся составлять рассказы По вопросам. Сначала рас­сказ составляется по картине. Вопросы задаются так, что­бы из ответов получилось связное повествование. Это помогает детям понять логику событий, изображенных на картине, и усвоить способы разнообразного выраже­ния одной и той же мысли.

Постепенно детей подводят к самостоятельному изло­жению рассказа по картине без вопросов логопеда.

Одновременно с этим воспитывается умение находить сходство и различие двух и более предметов и формули­ровать результаты самостоятельных наблюдений по воп­росам, требующим ответов различной сложности. Для этого используются предметные картины или натураль­ные объекты. Сначала при сравнении различных предме­тов на картинках задаются конкретные вопросы:

— .Какого цвета лепестки у ромашки?

— Белые.

— А у василька?

— Синие.

— Что весной распускается на ветках березы?

— Листочки.

— А чем покрыта елка?

— Иголками.

При таком сравнении вывод становится очевидным из контекста, но его делает логопед. Позже при сравне­нии двух предметов (для этого используются лоскуты, коробочки, карандаши, ножницы, пузырьки, пуговицы, пряжки и другие предметы) становятся доступными и более общие вопросы:

— Что одинаковое у этих лоскутов?

— Форма.

— Какие они по форме?

— Оба лоскута круглые.

— А что у них разное?

— Они разного цвета.

— Как сказать об этом по-другому?

— Один лоскуток белого цвета, а другой— голубой.

— Какой на них рисунок?

— На одном нарисованы полосочки, а на другом — кружочки.

Как видно из приведенных примеров, вывод дети де­лают самостоятельно. 82

Во втором квартале дети справляются с подбором однословных и фразовых ответов по представлению и в словесных играх. Словесные дидактические игры ценны для заикающихся тем, что они повышают эмоциональ­ный настрой, требуют мгновенной речевой реакции, быст­рой ориентации в словарном запасе. Смысл их состоит в том, чтобы к сказанному логопедом слову, например гла­голу, подобрать слова, обозначающие предмет или каче­ство. Так, в игре «Подбери слово» логопед предлагает рассказать о том, что делает дворник: подметает троту­ар, сгребает снег лопатой, убирает снег, расчищает до­рожки, поливает водой из шланга и т. д. Игра становится особенно интересной, когда, подбирая новое слово, дети начинают пользоваться приставками и получают слова с другим значением: самолет летит, прилетает, улетает, вы­летает, взлетает, подлетает и т. д.

Следовательно, во втором квартале дети продолжают отвечать без заикания одним словом и фразой, пользуясь более сложной ситуативной речью, учатся распростра­нять фразовые ответы и формулировать варианты фразо­вых ответов, переходят к составлению рассказа, который первоначально строится по вопросам логопеда, затем без вопросов и без наглядной опоры, но еще по четким пред­ставлениям, полученным на предыдущих занятиях. Все перечисленные виды работ над речью способствуют раз­витию мыслительных способностей внутри речевой регу­ляции, активизации имеющегося словаря, умению отби­рать речевой материал.

Приведем примеры кратких конспектов занятий, про­водимых во втором квартале.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и природой, развитию речи

Тема занятия. Транспорт. (Поезд, электропоезд, трамвай идут по рельсам.)

Цель занятия.

1. Знакомство с названиями машин, их отдельных частей, их цветом и формой. Люди, управляющие этими машинами. Новые слова: транспорт, рельсы. Уточнение

 

 






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.014 с.