Понятие и основные этапы развития прокуратуры — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Понятие и основные этапы развития прокуратуры

2017-05-22 362
Понятие и основные этапы развития прокуратуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прокуратура Республики Беларусь – это система органов, на которые Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление особой формы государственной деятельности - надзор за точным и единообразным исполнением законов. Прокурорский надзор является основной функцией органов прокуратуры, определяющей их предназначение, роль и место в механизме государств

Согласно Конституции Республики Беларусь прокуратура выделена в особую систему органов, призванных выполнять функцию «сдержек и противовесов» в системе разделения властей.

История создания органов прокуратуры Республики Беларусь берет свое начало с конца 1921 года, когда в соответствии с решениями II съезда деятелей юстиции Белоруссии в БССР были созданы органы охраны революционной законности. Положением о народном комиссариате юстиции БССР, утвержденным Президиумом ЦИК БССР 3 января 1922 года, при судебных органах республики устанавливались должности прокурора кассационного трибунала, прокурора революционного трибунала и товарищей прокурора, состоявших при Совете народных судей, а также выполнявших функции надзора за законностью в уездах.

В аппарате Наркомата юстиции БССР был образован отдел охраны революционной законности в составе заведующего отделом (нарком юстиции) и товарищей прокурора. Такие же отделы были созданы и на местах.

26 июня 1922 года в целях осуществления надзора за соблюдением законности и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью Постановлением Ш сессии ЦИК БССР была учреждена государственная прокуратура и принято Положение о прокурорском надзоре в БССР.

Прокуратура учреждалась на правах отдела в составе Наркомата юстиции. Во главе прокуратуры в качестве прокурора республики стал Народный комиссар юстиции, который был ответственен перед Президиумом ЦИК БССР и подотчетен ему.

Прокуратура осуществляла надзор за точным исполнением законов путем проверки законности действий служащих государственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан, опротестования противоречащих закону постановлений, возбуждения против виновных уголовного преследования, непосредственного надзора за деятельностью органов дознания и следствия, а также органов Госполитуправления. В компетенцию прокуратуры входило также осуществление надзора за законностью и обоснованностью судебных решений и правильностью содержания заключенных под стражей.

С образованием Союза ССР потребовала своего разрешения поставленная В.И. Лениным задача: установить единую для всего государства законность. В тесной связи с решением этой задачи начался процесс преобразования прокуратуры во всесоюзный орган. Первым шагом на этом пути было образование в 1923 году прокуратуры Верховного Суда СССР.

Прокурору Верховного Суда СССР были даны широкие права: право законодательной инициативы, право совещательного голоса в заседаниях Президиума ЦИК СССР, СНК СССР, коллегий наркоматов и другие. Однако полномочий по руководству прокуратурой БССР (равно как и других республик) Прокурор Верховного Суда ССР не имел, поскольку она находилась в системе наркомата юстиции республики.

20 июня 1933 года Постановлением ЦИК и СНК ССР была образована Прокуратура СССР. На нее вместе с осуществлением надзорных полномочий было возложено руководство деятельностью прокуратур союзных республик. Это проявилось в том, что Прокурор ССР давал прокурорам союзных республик указания, проводил обследование и проверку их деятельности, получал отчеты о их работе. Вместе с тем прокуратура БССР по прежнему находилась в составе наркомата юстиции республики. Прокурор БССР как и раньше являлся наркомом юстиции республики. Однако руководящие работники прокуратуры стали назначаться с согласия Прокурора Союза ССР. Прокурор БССР назначался и отзывался Прокурором СССР по согласованию с ЦИК БССР.

Процесс централизации органов прокуратуры в СССР был завершен в 1936 году, когда Постановлением ЦИК и СНК СССР был образован союзный наркомат юстиции. Согласно этому постановлению Прокуратура БССР (равно как и других союзных республик) была выведена из состава Наркомюста БССР и полностью подчинена Прокурору Союза ССР.

Конституция СССР 1936 года закрепила сложившуюся систему органов прокуратуры, определила задачи и основные начала организации и осуществления прокурорского надзора в СССР. Конституция БССР 1937 года воспроизвела и конкретизировала эти положения применительно к Прокуратуре БССР - составной части Прокуратуры СССР. В последующие годы до распада Союза ССР прокуратура БССР оставалась составной частью Прокуратуры СССР, деятельность которой в начале регулировалась Положением о прокурорском надзоре в СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР 24 мая 1955 года, а затем Законом о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 года, принятым в соответствии со статьей 164 Конституции СССР 1977 года.

С распадом Союза ССР Прокуратура СССР перестала существовать как самостоятельный государственный орган. В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете и на основании Конституции БССР, Верховный Совет БССР образовал на базе действующих на территории республики органов прокуратуры единую систему органов – Прокуратуру Республики Беларусь, возглавляемую Генеральным прокурором Республики Беларусь.

После образования Республики Беларусь как суверенного государства Закон о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 года действовал на территории республики лишь в той части, в которой он не противоречил ее законодательству. 29 января 1993 года был принят Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее закон «О прокуратуре»), который действует в настоящее время с внесенными в него изменениями и дополнениями.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.