Глава 13 Олигополия и монополистическая конкуренция — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава 13 Олигополия и монополистическая конкуренция



 

> Что делать — конкурировать или договориться и работать в олигополии?

> Как договорившиеся фирмы причиняют вред потребителям и обществу

> Использование модели "Дилемма заключенного"

> Почему одни объединения договорившихся фирм функционируют, а другие — нет

> Контроль над фирмами, чтобы они не могли договориться

> Использование дифференциации продукта для уклонения от идеальной конкуренции

> Ограничение прибыли в монополистической конкуренции


лавы 10 и 12 детально исследуют две крайние формы, которые могут возникнуть в отрасли: идеальная конкуренция со многими маленькими конкурирующими фирмами и монополия, где есть только одна фирма (и поэтому отсутствует конкуренция). Эта глава посвящена двум интересным промежуточным формам.

Первая из них — это олигополия, отрасль, в которой есть только небольшое число фирм — две, три или немного больше. Само слово имеет греческое происхождение и означает "мало продавцов". К олигополиям относятся такие отрасли, как производство безалкогольных напитков, добыча нефти и электронные игры. Например, на рынке безалкогольных напитков доминируют компании Соке и Pepsi,значительно опережающие по уровню продаж остальных производителей газировки. Похожим образом всего три или четыре страны производят большую часть всей добываемой в мире нефти. И есть только три компании, которые производят и продают автоматы для видеоигр, которыми затем пользуется весь мир.

Олигопольные отрасли интересны тем, что в зависимости от особых обстоятельств фирмы могут или безжалостно конкурировать друг с другом, или выступать единым фронтом — почти так же, как это делают монополии. Это значит, что в некоторых случаях олигополии могут быть предоставлены сами себе, поскольку конкуренция гарантирует, что они производят продукт на социально оптимальных уровнях, тогда как в других случаях необходимо регулирование со стороны государства с целью предупреждения монополизации и социально нежелательного поведения.

Второе промежуточное состояние отрасли называется не иначе, как монополистическая конкуренция — это одно из сочетаний идеальной конкуренции и монополии. Основное, что отличает фирмы этого типа от фирм, работающих в условиях идеальной конкуренции, — это дифференциация продукта (product differentiation) — такое явление, когда каждая фирма производит немного отличающийся от других продукт.

Эта глава начинается с детального рассмотрения олигополий и перечня тех решений, которые фирмы этого вида должны принимать. Затем перейдем к анализу монополистической конкуренции и покажем, почему дифференциация продукта не обязательно приносит значительную прибыль.



 

 

В отраслях, где функционируют только несколько фирм, предприятия должны сделать выбор, конкурировать им или кооперироваться. Эта ситуация очень отличается от идеальной конкуренции, описанной в главе 11.

В условиях идеально конкурентных рынков функционирует множество разных фирм, и каждая фирма является настолько малой частицей рынка, что ее продукт не оказывает никакого влияния на рыночную цену. В результате конкурирующие фирмы только принимают рыночную цену как данность и соответственно корректируют объем своего производства для того, чтобы получить как можно большую прибыль.

 

Стратегия олигопольных фирм

 

Однако на рынке, где есть всего несколько продавцов, каждый из них производит достаточно большую часть всей продукции для того, чтобы быть способным повлиять на рыночную цену. Например, в Соединенных Штатах действуют два основных производителя содовой со вкусом колы: Соке и Pepsi. Эти две корпорации производят настолько значительную часть всей продукции, что если один из них внезапно увеличит поставки, рыночная цена на содовую со вкусом колы упадет до критической отметки. Увеличение объема выпуска, сделанное одной компанией, снизит цены на продукцию других компаний этого рынка.

Другими словами, если Pepsi выпустит вдвое больше своего продукта и буквально зальет рынок своей газировкой, цена этого напитка чрезвычайно снизится. Но поскольку большинство людей не стопроцентно лояльны по отношению к тому или другому бренду, то если цена Pepsi снизится до критической отметки, масса постоянных потребителей продукции компании Соке переметнется к конкуренту и станет пить Pepsi. А потом снизится цена и на Соке.



Pepsi и Соке вовлечены в ситуацию, где каждое из решений о количестве производимой продукции влияет не только на их собственные продажи, но и на продажи конкурентов. Экономисты называют такие ситуации стратегическими ситуациями, поскольку фирмы, вовлеченные в них, должны решать, какой вид стратегии им выбрать. В частности, они должны решить, конкурировать им или кооперироваться.

Если они договариваются, то сокращают свое производство для того, чтобы повысить цену на выпускаемый ими продукт и увеличить собственную прибыль.

Если они конкурируют, то постараются увеличить свое производство для того, чтобы сократить цену и заполучить как можно большее число потребителей.


(обратно)






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.007 с.