Позиция педагога в процессе взаимодействия с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Позиция педагога в процессе взаимодействия с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря

2017-05-22 415
Позиция педагога в процессе взаимодействия с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Модель развития взаимоотношений между педагогами и детьми в ДОЛ, которая включает в себя шесть этапов предполагает реализацию следующих этапов:
I этап – взаимное притяжение. Это время, когда педагог и дети, восхищаясь друг другом, чувствуют взаимное притяжение.

II этап – позитивная оценка. Принятие ребенка, позитивная оценка, положительное к нему отношение изменяют не только поведение, деятельность, отношения, но и личность на более глубинном уровне.

III этап – уверенность. Это важный и приятный этап развития доброжелательных отношений. Его главное достоинство – в переживаемом ощущении безопасности, оно придает чувство уверенности, которое питает гармоничное взаимодействие. Это этап взаимного доверия – отношений, позволяющих проявлять свои потенциальные возможности, не опасаясь быть осужденным, отвергнутым, изгнанным.

В условиях же загородного детского лагеря, когда позиции взрослого и ребенка не столь жестко очерчены, когда вожатый нередко является человеком близким по возрасту и интересам, когда отношения между педагогами и детьми основаны на принятии и помощи, сотрудничество, сотворчество становятся реальными и оказывают на развитие ребенка, его самореализацию положительное влияние.

Важным фактором деятельности лагеря является организация совместной деятельности детей и взрослых. К основным видам совместной деятельности относят:

- соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве;

- наличие единой цели, общей для всех участников мотивации;

- наличие органов организации и руководства (управление процессом совместной деятельности);

- разделение процесса деятельности между участниками деятельности;

- согласованность индивидуальных операций участников совместного труда для получения конечного продукта;

- получение единого конечного результата (совокупного продукта);
возникновение в процессе деятельности межличностных отношений, которые в свою очередь оказывают влияние на успешность совместной деятельности.
Среди стратегий гуманитарных взаимодействий исследователи выделяют:

1. Сотрудничество – активная помощь друг другу в достижении результата. Сотрудничество может осуществляться одновременно или последовательно для взаимодействующих сторон.

2. Одностороннее принятие: активные действия одной стороны и принятие процесса деятельности другой стороной без активного включения в общую работу.

3. Уклонение от взаимодействия – обе стороны избегают ситуаций, предполагающих участие в совместной деятельности.

4. Одностороннее противодействие – одна из сторон не только не содействует, но и достаточно активно препятствует достижению цели. Такое противодействие может проявляться в явной или завуалированной форме.

5. Противоборство – обе стороны активно препятствуют друг другу в достижении цели деятельности (выраженная конфликтная форма взаимодействия).

6. Компромиссное взаимодействие – стороны, в зависимости от ситуации, склонны взаимодействовать, то в форме сотрудничества, то в форме противоборства.


Именно сотрудничество является основной стратегией взаимодействия в условиях лагеря. При этом в основе сотрудничества лежат не просто активные действия, помощь, но и диалог. Общение в форме диалога позволяет детям и взрослым проявить свою позицию, свою точку зрения по различным вопросам жизнедеятельности, выработать общее, приемлемое решение. Ведущая роль в диалоге принадлежит взрослому – вожатому.

Открытая позиция педагога характеризуется следующими признаками:

· педагог эмоционально открыт, искренен, не боится и готов изменить ситуацию в пользу ребенка;

· слышит разное, обнажает разное (мысли, позиции, переживания), понимает и соорганизует разное;

· организует понимание, рефлексию, самоанализ, рефлексирует сам;

· дает возможность ребенку влиять на то, что происходит в отряде;

Противоположной является закрытая позиция педагога, когда он:

· эмоционально закрыт, глух, неискренен, боится нарушить план своей деятельности, изменить задуманное в пользу ребенка;

· слышит только себя или то, что хочет услышать, стремится к шаблону, стереотипности, тормозит любые ситуации «разрыва»;

· контролирует, оценивает, не рефлексирует сам;

· исключает влияние ребенка на происходящее; все зависит только от педагога.


В условиях загородного детского лагеря сложились определенные диалоговые формы работы с детьми. Наиболее распространенными стали «отрядные круги» и «огоньки». Находясь в кругу, лицом друг к другу, когда все вместе, и никто не остается вне круга, вожатый начинает диалог с детьми по вопросам жизнедеятельности в лагере, по проблемам, которые волнуют детей. Каждый в кругу имеет право высказать свою точку зрения, обосновать, доказать. Каждый активно выслушивает другого. Приемами активного слушания могут быть такие: трансляция (дословное повторение сказанных слов), редакция (повторение самого главного) и резюмирование (обобщение сказанного).

Данные приемы необходимы не только для того, чтобы ребенок убедился, что его услышали и поняли, но и потому, что позволяют организовать совместное обсуждение высказанного. Эмпатическое слушание, таким образом, является необходимым условием работы с детской репликой, а без этого диалог не построить. Приемами активного слушания должен владеть педагог и учить этому детей. В кругу дети учатся говорить и слушать. Чтобы это обучение проходило более эффективно, вожатые используют специальные приемы: высказывание по кругу, передача эстафеты в виде какого-то символа от одного говорящего к другому, обсуждение проблемы в микрогруппе и затем презентация мнения. Главное в таких ситуациях – доверительность и успешность каждого ребенка.
Эта деятельность строится как:

1. Совместное обсуждение и определение с ребенком его собственных интересов и целей (через рефлексию, столкновение его реальных «хочу» и попытки их совместить).

2. Выбор одного из вариантов этого «совмещения» как цель и образ предстоящей деятельности (самоопределение).

3. Обсуждение условий, при которых предстоит осуществлять выбранный вариант (здесь иногда может возникнуть ситуация возвращения на 1 и 2 этапы, возможно переопределение, коррекция ранее выбранного или подтверждение правильности первоначального).

4. Обсуждение и планирование необходимых действий реализации задуманного (проектирование деятельности).

5. При необходимости обучение ребенка умениям и навыкам, необходимым для осуществления задуманной деятельности.

6. Договор о необходимых и возможных формах взаимодействия в период реального осуществления задуманного.

Вожатый (воспитатель) может использовать возможности коллектива, его потенциалы для помощи ребенку в решении его проблемы. Эмоциональная поддержка со стороны коллектива, признание ребенка, его принятие другими детьми позволит решать проблемы эффективнее. Важным фактором для формирования у детей социального опыта можно считать создание ситуации успеха. Ситуация в данном случае будет выступать как сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

Необходимо отметить следующие позитивные моменты, связанные с развитием данной ситуации:

- переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;
- появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;- положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Успех в любом деле определяется, как минимум, пятью факторами: верой в собственные способности, количеством прилагаемых усилий, помощью со стороны других людей (сотрудничество), сложностью задачи, удачей в достижении намеченной цели. Дети могут в большей степени концентрировать свое внимание только на двух первых факторах. Педагоги, психологически хорошо подготовленные к работе с детьми, могут обеспечить наличие и действие остальных составляющих успеха.
Таким образом, ситуация успеха - это результат психолого-педагогически продуманной стратегии и тактики поведения взрослых людей по отношению к ребенку, испытывающему затруднения. Ситуация успеха может быть обеспечена следующей системой действий:
• проектирование, психолого-педагогическое обоснование влия­ния

взрослых участников педагогического процесса на детей;

• формирование среды, способствующей запуску механизмов

реализации успеха;
• построение конкретных ситуаций успеха и обеспечение продвижения

личности в них от менее значимых к более весомым и ценным

успехам;
• анализ и коррекция деятельности педагогов и детей;
• расширение спектра ситуаций достижения успеха.

Успех также может быть достигнут лишь при условии учета индивидуальных личностных особенностей конкретного ребенка.

Таким образом, процесс жизнедеятельности загородного лагеря, с одной стороны, создает условия для конструктивного, творческого взаимодействия, сотрудничества, интенсивного общения участников процесса, способствующих их взаимному обогащению, формированию у них новых устремлений; с другой – происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами. При этом за ребенком остается право выбора форм жизнедеятельности в лагере, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность осуществления собственных программ.

 

 

Заключение

Воспитательная система детского оздоровительного лагеря существенно отличается от других подсистем образования. Ему не присущи жесткая регламентация содержательных видов деятельности и чисто управленческий подход при составлении программ, алгоритмов, планов. Система организации отдыха и оздоровления детей нацелена на индивидуальный, характер воспитания. Труд воспитателя направляется при этом на раскрытие индивидуальности, неповторимости каждого ребенка и поэтому включает элементы культуры и искусства, обучения и научения, воспитания и развития.

Воспитательный потенциал детского оздоровительного лагеря как открытой педагогической системы обусловлен культурным, социальным и природным окружением, особенностями детского и педагогического коллективов, своеобразным содержанием эмоциональной, интеллектуальной, предметно-творческой, реабилитационно-оздоровительной деятельности, общения, отношений, а также взаимосвязью загородных лагерей с семьей, школой, общественными организациями детей, подростков и молодежи, государственными структурами.

Воспитание ребенка в условиях оздоровительного детского лагеря характеризуется включенностью детей в различные виды деятельности (культурно-досуговую, спортивно-оздоровительную, исследовательскую, игровую, трудовую и т.д.), разнообразием социально-значимых ролей и позиций участников этой деятельности, новизной связей и контактов, в которые вступают дети, повышенной коммуникабельностью, коллективным характером деятельности. Лагерь обладает наиболее благоприятными условиями для педагогического регулирования процесса социализации, так как дети находятся в нем круглосуточно. Детский оздоровительный лагерь должен предоставить детям условия для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих ребенку осознать себя как личность, самоутвердится, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях. Педагогическая деятельность лагеря должна строиться на идее - гармонизации общественных потребностей и интересов личности, обеспечивая при этом гармонизацию интересов общества и интересов каждой личности.

Суть воспитательной стратегии, реализуемой на базе ДОЛ, определяется двумя обстоятельствами. С одной стороны, необходимо всемерно содействовать развитию личности ребенка и значит - реализовать по отношению к нему комплекс педагогических задач. С другой - лагерь должен заинтересовать ребенка новизной форм и видов деятельности, включить его в общий процесс с той целью, чтобы в дальнейшем подросток сам принимал активное участие в заинтересовавшей его форме деятельности, предлагал свои идеи, содействовал реализации новых проектов. Условия детских оздоровительных лагерей уникальны с точки зрения самостоятельной жизнедеятельности личности.

Таким образом, рассмотрение детского оздоровительного лагеря как открытой воспитательной системы позволяют реализовать его воспитательный потенциал, обогатить ресурсную базу и сделать тем самым действенным механизмом развития личности во временном детском коллективе.

 

 

 

Список литературы

 

1. Алехина Е.В. Организационно-деятельностные особенности функционирования православного детского лагеря / Е.В. Алехина// человек и общество: история и современность: межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж: ВГПУ, 2003.- с. 142-147

2. Активный отдых на свежем воздухе. / Кувватов С.А. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 311 с. - (Мир вашего ребенка).

3. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 256 с.

4. Большая книга детского досуга. / Анисимова Т.Б. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 160 с. - (Мир вашего ребенка) методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005 – 160 с.

5. Введение в педагогику детского движения. Учебное пособие. / Руденко И.В. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 128 с.

6. Веселые игры для дружного отряда. / Бесова М.А. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. - 160 с. - (После уроков)

7. Воспитательная работа в детском загородном лагере. / Байбородова Л.В. М.: Академия развития, 2003. - 256 с. - (Методика воспитательной работы)

8. Гайнанова Л.Е. Педагогика каникул. Методическое пособие в помощь организаторам детских оздоровительно – образовательных лагерей. Вып.1. – Чита, ИПЦ ЧИПКРО,2001. -123 С.

9. Григоренко Ю.Н. КИПАРИС – 2. Пособие по организации детского досуга. – М., 2002. – 160.

10. Григоренко Ю.Н. КИПАРИС – 3. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. – М., 2003. – 160 с.

11. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. / Титов С.В. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. - 160 с. - (Ура, каникулы!)

12. Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков/авт.-сост. И.В. Куц. – Волгоград: Учитель, 2007. – 166

13. Данюшенков, В. С. Современные представления о социальном пространстве / В. С. Данюшенков, Н. В. Иванова // Педагогика. – 2004. – № 9.

14. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Электронный ресурс] - http://минобрнауки.рф/документы/.

15. Левин, К. Топология и теория поля / К. Левин // Хрестоматия по истории психологии. – М., 2004., c. 142

16. Лучшие сценарии для летнего лагеря. Настольная книга воспитателя и вожатого. / Руденко В.И. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 192 с.

17. Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 160 с.

18. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных. / Под ред. Е.А.Левановой. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 176 с.

19. Машокова Г.В. Нормативно-методические материалы по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Вологда, 2006 – 47 с.

20. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный Закон от 3 июля 1998 года//Народное образование. – 2006.- №3 – с.245-251.

21. Организация летнего отдыха и занятости детей/ Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с. (Административное управление образованием).

22. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М., 2008.

23. Развитие самоуправления в детских коллективах. Учебно-методическое пособие. / Рожков М.И.. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 158 с. - (Библиотека руководителя образовательного учреждения).

24. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: учеб.- метод. Пособие / М.Е. Сысоева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.

25. Таран Ю.В. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря/ Ю.В. Таран// народное образование. - 2004. - №3.- с. 89-94.

26. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (Стандарты второго поколения) / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

27. Сборник игр-коррекций. - М.: Новая школа, 1993. – 80 с.

28. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в детском лагере: Методическое пособие. / Должиков И.И. - М.: Айрис-пресс, 2005.- 176 с.

29. Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки: учебное пособие. - М.: Новая школа, 1993. - 112 с.

30. Шмаков С.А. Уроки детского досуга: учебно-методическое пособие. - М., 1992. – 88 с.

31. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию:

32. Юзафавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис – 9. Учебно- практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.

 

Приложение №1

Деятельность детского оздоровительного лагеря – часть государственной политики в сфере воспитания детей, цели и задачи которого определены в ряде нормативно-правовых документов. Среди них:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Фе­дераль­ная це­левая прог­рамма раз­ви­тия об­ра­зова­ния
на 2011-2015 го­ды определяет следующие направления деятельности в области воспитания:

- создание ин­но­ваци­он­ных вос­пи­татель­ных мо­делей, обес­пе­чива­ющих фор­ми­рова­ние граж­данс­кой иден­тичнос­ти обу­ча­ющих­ся в ус­ло­ви­ях по­ликуль­тур­но­го и по­ликон­фесси­ональ­но­го об­щест­ва. При расп­рос­тра­нении этих мо­делей бу­дет вы­пол­нен комп­лекс ме­роп­ри­ятий по уст­ра­нению при­чин и ус­ло­вий, спо­собс­тву­ющих про­яв­ле­ни­ям на­ци­она­лиз­ма и се­пара­тиз­ма;

- создание сов­ре­мен­ных об­ра­зова­тель­ных и ор­га­низа­ци­он­но-пра­вовых мо­делей, обес­пе­чива­ющих ус­пешную со­ци­али­зацию де­тей с ог­ра­ничен­ны­ми воз­можнос­тя­ми здо­ровья и де­тей-ин­ва­лидов;

- создание сов­ре­мен­ных об­ра­зова­тель­ных и ор­га­низа­ци­он­но-пра­вовых мо­делей, обес­пе­чива­ющие ус­пешную со­ци­али­зацию де­тей-си­рот и де­тей, ос­тавших­ся без по­пече­ния ро­дите­лей;

- создание мо­делей ор­га­низа­ции сис­те­мы от­ды­ха, оз­до­ров­ле­ния и вре­мен­ной за­нятос­ти де­тей;

- создание мо­делей раз­ви­тия тех­носфе­ры де­ятель­нос­ти уч­режде­ний до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зова­ния де­тей исс­ле­дова­тель­ской, ин­же­нер­ной, тех­ни­чес­кой, конс­трук­торс­кой нап­равлен­ности;

- создание мо­делей фор­ми­рова­ния куль­ту­ры бе­зопас­но­го об­ра­за жиз­ни, раз­ви­тия сис­те­мы пси­холо­го-пе­даго­гичес­ко­го и ме­дико-со­ци­аль­но­го соп­ро­вож­де­ния обу­ча­ющих­ся.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.