Концепция коррекционно-развивающего обучения — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Концепция коррекционно-развивающего обучения

2017-05-20 1020
Концепция коррекционно-развивающего обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 1993 г. Институтом коррекционной педагогики была раз­работана единая концепция, которая получила название «Кон­цепция коррекционно-развивающего обучения в условиях об­щеобразовательной школы» (Дефектология. — 1995. — № 1). Концепция коррекционно-развивающего обучения получила положительную оценку у многих ведущих специалистов на экспертных советах в рамках Федеральной программы «Рос­сийская школа», а также на экспертных советах общего среднего образования МО РФ. Она рассматривалась и была утверждена коллегией МО РФ по представлению Московского департамен­та образования. Основные положения концепции докладывались на конференции по комгенсирующему обучению в Новгороде (ноябрь 1994), на московской конференции по коррекционно-развивающему обучению (апрель 1996), а также на проблем­ных семинарах, курсах переподготовки руководящих кадров народного образования в РИПКРО, МИПКРО Москвы, других городов России: Самары, Тюмени, Владимира, Пензы, Уренгоя, Пскова и др.

В концепции реализуются следующие основные положения:

комплексность в диагностико-консультативной и коррекци-

онно-развивающей работе, обеспечивающая своевременное


выявление и квалификацию трудностей в обучении, а также определение комплекса мер, лечебных, профилактических, коррекционных и развивающих, способствующих преодоле­нию, компенсации недостатков;

вариативность учебных планов, образовательных и коррек­ционных программ, в том числе разноуровневых по содержа­нию и срокам обучения;

своевременное выявление и квалификация тех или иных не­благоприятных вариантов развития - «предвестников» школь­ных трудностей, организация коррекционно-развивающего вос­питания и обучения в дошкольных учреждениях;

активная интеграция учащихся в общеобразовательные классы массового типа из коррекционно-развивающих до­школьных групп или классов после одного-двух лет обучения, а также по окончании начальной ступени обучения;

максимальная социально-трудовая адаптация учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в подростко­вом возрасте к современным социальным условиям (в том числе к условиям рынка труда).

Реализация этой концепции предполагает прежде всего со­здание блока консультативно-диагностической службы (го­родская, окружная, служба в общеобразовательном учреж­дении).

В настоящее время в Институте коррекционной педагогики РАО разрабатывается учебно-методическое оснащение классов коррекционно-развивающего обучения: созданы вариативные учебные планы (4 варианта для начальных классов, 3 вариан­та для 5—9 классов), [а_также вариативные учебные програм­мы, которые обеспечивают фронтальную коррекционную на­правленность учебно-воспитательного процесса (утверждены экспертными советами МО РФ). Внесены изменения в содер­жание обучения в 5—9 классах, ведется экспериментальная проверка этих изменений. Совместно с Московским департамен­том образования (С. Н. Коровина, Н. Н. Гурова) было разрабо­тано Типовое положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях, которое утвер­ждено на коллегии Московского департамента образования 10 ноября 1994 г. (Дефектология. — 1996. — № 2).

Зачисление в классы коррекционно-развивающего обучения производится на основе комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ученика.

Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) — это форма дифференциации образования, позволяющая решать

3 Коррекциошю-ралпинающее обучение


задачи своевременной активной помощи детям с трудностя­ми в обучении и адаптации к школе. Данная форма дифферен­циации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов (КРО), которые позволяют обес­печить оптимальные педагогические условия для детей с труд­ностями в обучении и проблемами соматического и нервно-психического здоровья. Именно в таких классах возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативно-го, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений работы с детьми.

Важным фактором в системе коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума за продвижением каждого ребенка. Обсуждение результатов на­блюдений проводится не менее одного раза в четверть на ма­лых педсоветах или консилиумах.

Особая роль принадлежит охране и укреплению соматичес­кого и психоневрологического здоровья учащихся. Поэтому организуются профилактическое лечение детей и физическое закаливание в соответствии с индивидуальными потребностя­ми и возможностями каждого.

При успешной коррекции и сформированной готовности к школьному обучению дети поступают в обычные классы, функ­ционирующие по традиционной системе обучения, или при не­обходимости продолжения коррекционной работы — в клас­сы коррекционно-развивающего обучения.

По итогам начальной школы по любому из четырех вари­антов учебного плана решается вопрос о дальнейшем образо­вании: или дети переходят в обычные массовые классы, или продолжают обучение в коррекционных классах меньшей наполняемости чем массовые, но «год в год» с последними. Возможно также комплектование пятых классов по итогам обучения в начальной школе.

Коррекционная направленность обучения реализуется с помощью набора базовых учебных предметов, которые состав­ляют инвариантную часть учебного плана. К числу таких предметов, кроме математики и русского языка, относятся оз­накомление с окружающим миром и развитие речи, ритми­ка, трудовое обучение. Введение специально разработанных указанных учебных курсов позволяет обеспечивать макси­мальное погружение ребенка в активную речевую среду, обо­гащать его двигательную деятельность, корригировать эмоци-


ональный тонус; дает возможность формировать основные эта­пы учебной деятельности, в том числе ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности. Фронтальное коррекци-онно-развивающее обучение, осуществляемое учителем на всех уроках, дает детям возможность усваивать программный ма­териал на уровне образовательного стандарта начальной шко­лы. Проверка и оценка работы учащихся классов коррекци­онно-развивающего обучения проводится в соответствии с требованиями, изложенными в вариативных программах (Программы специальных (коррекционных) учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: Просвещение, 1996).

Существенной чертой коррекционно-развивающего педаго­гического процесса является индивидуально-групповая кор­рекционная работа, направленная на коррекцию индиви­дуальных недостатков развития. Такие занятия могут иметь общеразвивающие цели, например: повышение уровня обще­го, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внима­ния; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространствен­ных нарушений, общей и мелкой моторики. Вместе с тем подобные занятия могут иметь и предметную направленность (подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и др.). Значительное место занимают также логопедические занятия для детей с нарушениями речи.

Гибкая структура дошкольных и школьных учреждений для детей с трудностями в обучении, тесная связь между этими упражнениями позволяют своевременно, без увеличения сро­ков пребывания ребенка в школе выбирать оптимальный путь для его обучения.

В связи со сложностью профессиональных задач, которые должны решать специалисты коррекционно-развивающего обу­чения, довольно остро стоят вопросы теоретической и практи­ческой кадровой подготовки. Так, 10% специалистов из 150 оп­рошенных с высшим психологическим или дефектологическим образованием указали, что владеют некоторыми знаниями и навыками в области коррекционной педагогики и психологии. Учителя классов выравнивания и классов компенсирующего обучения полагают, что не имеют такой подготовки, поскольку работа с детьми, испытывающими трудности в обучении, тре­бует особого подхода, который отличается от традиционного, ориентированного на стандартно заданную модель ученика. з*


Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе принципов коррекционной педагогики. Она предпола­гает также глубокое понимание со стороны специалистов ос­новных причин и особенностей отклонений в развитии пси­хической деятельности ребенка, умение определять условия для интеллектуального развития и обеспечивать личностно-развивающую среду, которая позволяла бы реализовывать по­знавательные резервы школьников.

Развитие системы коррекционно-развивающего обучения требует реализации новых подходов к решению проблемы подготовки и переподготовки кадров. Для работы с детьми нужны специалисты, владеющие/ основами знаний в облас­ти смежных наук, хорошо ориентирующиеся в вопросах кор­рекционной педагогики, психологии, логопедии. Особенно важно умение специалистов взаимодействовать друг с дру­гом в работе. Использование широкого спектра психологи­ческих и педагогических мероприятий повышает эффектив­ность всего комплекса учебно-воспитательных технологий. В связи с этим необходимы увеличение удельного веса и ка­чественная перестройка психологической подготовки каждо­го специалиста, принимающего участие в работе с детьми, обучение технологиям взаимодействия, а также технологи­ям практических занятий в классах и дошкольных группах. Специальным предметом в системе подготовки педагогов должна стать работа с родителями (консультирование по вопросам индивидуальной коррекции в развитии ребенка, роли семьи в нормализации жизнедеятельности детей, общее педагогическое просвещение родителей).

Реализация системы коррекционно-развивающего обучения в дифференцированных условиях общеобразовательных уч­реждений предполагает комплексную работу по ряду направ­лений. Рассмотрим эти направления:

I. Обеспечение взаимодействия дошкольных и школьных образовательных учреждений общего и специального (коррек-ционного) типов и параллельных консультативно-диагности­ческих служб на основе комплексного подхода к решению задач предупреждения и преодоления трудностей в обучении у детей дошкольного и школьного возраста. Решение этой задачи, на наш взгляд, обеспечивается развитием следующих служб:

1. Межведомственные постоянно действующие психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК).


 

2. Окружные психолого-медико-педагогические консульта­ции на базе образовательных учреждений общего и коррек-ционного типа.

3. Психолого-медико-педагогические консилиумы образова­тельных учреждений.

П. Построение модели общего и индивидуализированного коррекционно-развивающего педагогического процесса для детей с трудностями в обучении на основе принципа единства диагностики и коррекции:

1. Обеспечение ранней коррекции неблагоприятных вариан­тов развития у детей в коррекционно-развивающих группах дошкольных учреждений комбинированного и компенсирую­щего вида с целью профилактики (предупреждения) трудностей в обучении и школьной дезадаптации.

2. Обеспечение преемственности дошкольного и школьно­го обучения в условиях учебно-воспитательного комплекса (УВК) «начальная школа — детский сад», «детский сад — на­чальная школа».

3. Преодоление трудностей в обучении и в школьной деза­даптации у детей младшего школьного возраста в условиях коррекционно-развивающих классов, которые должны обес­печивать реализацию задач коррекционно-развивающего обу­чения и воспитания.

 

III. Обеспечение непрерывности реабилитационного процес­са в среднем звене (на второй ступени обучения) на основе раз­работки разноуровневого содержания обучения детей.

IV. Внедрение модели социальной профилактики в услови­ях школы. Обеспечение сотрудничества триады «педагог — ребенок с трудностями обучения — семья», направленного на формирование адекватной позиции родителей по отношению к своим детям и их недостаткам.

 

V. Интеграция детей в общество путем усиления трудовой и профессионально-трудовой подготовки на второй ступени обучения (создание профклассов, профшкол, продолжение обу­чения в сменных вечерних школах, реабилитационных цент­рах).

VI. Подготовка (вузовская) специалистов (психологи, дефек-тологи, логопеды, воспитатели-дефектологи) для коррекцион-но-развивающей работы с детьми в дифференцированных ус­ловиях обучения в общеобразовательной школе.

VII. Повышение квалификации учителей общеобразова­
тельных учреждений и их переподготовка через систему ка­
бинетов дефектологии институтов повышения квалификации


 




учителей посредством курса «Коррекция отставания в раз­витии учащихся начальных классов общеобразовательной школы».

Рассмотрим организацию и конкретные задачи работы этой системы по следующим направлениям: диагностико-консуль-тативному, коррекционно-развивающему, лечебно-профилак­тическому, социально-трудовому.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.