Составитель книги и время написания — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Составитель книги и время написания

2017-05-20 266
Составитель книги и время написания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Составитель книги нам неизвестен. Скорее авторство книги принадлежит Самуилу, который написал ее к концу своей жизни. Во всяком случае, из той фразы, которая, как лейтмотив проходит через всю книгу, мы можем заключить, что книга была написана после того, как в Израиле появился царь. «В те дни не было царя у Израиля, каждый делал то, что казалось ему справедливым», т.е. по сути дела — анархия.

Раз говорится о царе, то во время написания этой книги уже была царская власть. Некоторые говорят, что эту книгу написал пророк Илия или другой пророк, живший после Самуила. То, что судьи были личностями историческими и имели реальное бытие, подтверждается в других местах Ветхого Завета и Нового Завета. Это 1 книга Царств, 2 книга Царств, псалом 82:10-12, Деяния Апостолов и Послание к Евреям (глава 11). И еврейские, и христианские предания подтверждают подлинность книги и включают ее в канон.

Ключевым словом ко всему этому является «анархия». Основной лейтмотив всей книги Судей в том, что «в те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 21:25). Так как Израиль поступал нечестиво, а ему казалось, что он поступает справедливо, Господь посылал ему для исправления различные испытания в виде наказаний окружающих его народов. Причина отпадения от благочестия во времена Иисуса Навина объясняется следующим: «И когда весь народ оный отошел к отцам своим, восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, которые Он делал Израилю». То есть сменилось поколение, родились люди, которые уже не помнили всех событий исхода из пустыни, перехода через Иордан и первых победных лет шествия по земле Палестины. В те смутные тяжелые времена Господь не оставил свой народ и трижды является Ангел Яхве. Первое явление в Бохиме (2:1), второй раз Ангел Господень является Гедеону (6:11-13), третий раз Ангел Господень является Манною (13:3).

Кто такой "Судья"? Книга получила свое название от тех одиннадцати или двенадцати человек, которые "судили" Израиль. Прочтя рассказ о даровании Синайского законодательства и сопоставив его с поведением Израильтян, можно легко прийти к выводу, что Судьи были назначенными должностными лицами, в обязанно­сти которых входило судить народ за нарушение закона. Однако термин "судья" вводит в заблуждение, т.к. эти люди за редким исключением, не подпадают под со­временное понятие о судье. Обычно, они не производили суд, и их основной задачей не было выслушивание жалоб и вынесение приговоров. В общественной сфере это обычно делали старейшины, а священники выносили окончательное суждение по религиозным вопросам. "Судьи" же были вождями, избавителями. Древнееврейское слово "sopet", переведенное "судья" связано с финикийскими (пуническими) и угаритскими словами, которые помогают прояснить его значение. Римляне называли гражданских правителей Карфагена "sufes" или "sufetes";Тит Левий сравнивает их с римскими консулами (История 30, 7, 5). Само слово «судья» переводится так же, как «спаситель». Несмотря на все свои несовершенства, судьи Израиля служили отблесками грядущего Спасителя-Христа.

Обычно судьи не были руководителями всего народа. Чаще всего они возглавляли одно-два колена (а некоторые, как Сам­сон, действовали в одиночку). В лице судей Бог воздвигает хариз­матических руководителей, которые призывались на служение Духом Господним. В то время единственным звеном, связующим израильские колена, была их вера, религиозный союз племен. Союз этот имел три священных центра: в Галгале, Сихеме и Силоме. Туда собирались представители родов на праздники или во время бедствий. Религи­озно-общественным идеалом эпохи судей была теократия – объе­динение племен на основе Завета и веры. Но практически этот идеал оставался неосуществленной мечтой. Ему препятствовали рознь колен, языческие влияния, соперничество областей.

Живя среди более цивилизованных соседей, израильтяне быстро переняли их культуру, способы ведения хозяйства и обычаи. С одной стороны, это повысило уровень жизни вчерашних кочевников (в частности, содействовало их культурному росту), а с другой стороны – возник­ла зависимость от языческого окружения. Семена Моисеевой веры едва взошли, но уже со всех сторон их стали заглушать языческие соблазны. Крестьянский быт усилил притягательность сельско­хозяйственной магии и ритуалов Ханаана.

О полном отпадении от Яхве речи не было, но рядом с религи­ей, принесенной с Синая, появляются другие культы (Ваалов, Астарт и др.). Воцаряется двоеверие, которое ослабляет духовные узы, соединявшие колена. Раздробленность делает израильтян легкой, добычей более сильных племен. Из пустыни совершают набеги кочевники-мадианитяне, с востока наступают аммонитяне и моавитяне, с севера – хананеи Асора, с запада – новые пришельцы, филистимляне. Только вера в единого Бога становится для ветхозаветной Церкви знаменем спасения. Именно под этим знаменем выступают харизматики-судьи.

Хронология Судей. Книга Судей содержит множество указаний на периоды времени. Например, после избавления от Хусарсафема, царя Месопотамского, (3:10) земля покоилась сорок лет (ст.11). Затем народ снова согрешил и был отдан в руки Еглону, царю Моавитскому на 18 лет (ст. 14). Израильтяне возопили к Господу, Кото­рый послал им избавителя в лице Аода; после этого земля покоилась 80 лет (ст.30). Складывая воедино все временные указания в Книге Судей, мы получаем 410 лет. Прибавляя к этому годы покорения земли и годы между судейством Самсона и началом строительства Соломонова храма, получаем цифру близкую той, которая получена на основании 3 Цар.6:1 – ок. 1440 г. для Исхода и ок.1400 г. для вступления в Ханаан.

Как было указано, существуют серьезные препятствия, мешающие принять эти даты. Если Исход состоялся около 1250 г., что же делать с цифрами Книги Судей? Существует два подхода к решению этой проблемы. Согласно одному из них, цифры следует понимать как округления, поскольку несколько раз встречаются 40, 80 и 20. Однако среди них встречаются и такие числа как 18, 8, 7, 3, 6, пренебрежение кото­рыми делает толкование весьма сомнительным. Кроме того, даже округленные цифры что-то значат и вряд ли можно, серьезно относясь к ним, уменьшить 410 до 200.

Другой подход предлагает рассматривать различные периоды угнетения и соответствующие судейства как местные и взаимно перекрывающиеся. Народы, угнетающие Израильтян, были расположены с различных сторон или в различных местах Ханаана. Иавин, "царь Ханаанский" царствовал в Асоре на севере; столкно­вение произошло в Изреельской долине (4:2-4) и в нем принимали участие лишь не­сколько северных колен (ст.6-10). Нападение Мадианитян произошло с востока (6:3) и, хотя они достигли Газы (ст.4), столкновение произошло также в Изреельской долине и в нем участвовали северные колена (ст.34-35). Нашествие Аммонитян было в Заиорданье в Галааде; затем оно продвинулось в центральную Палестину (10:8-9), однако Иеффай был из Галаада (11:1), а столкновение произошло в Заиорданье (ст.29-33). Иго филистимлян, в период Самсона, охватывало лишь юго-запад. Таким образом, нет причин отрицать, что судьи посылались, чтобы решать региональные проблемы; период покоя в одном регионе мог совпадать с периодом притеснений в другом.

Господь искушает Израиль. Слова (2:6-12) создают фон для всей Книги. Остается еще несколько деталей, таких как: почему были оставлены хананейские анклавы, роль, сыгранная окружающими народами в делах Господа по отношении к Израилю, и концепция "Судей", которые время от времени появлялись.

О каждом колене говорится, что на его территории остались хананейские анклавы, которые израильтяне сделали своими данниками, вместо того, чтобы изгнать их по заповеди, которая дана была им через Моисея. Т.е. они поступили довольно мудро: и землю получили, и оставили на ней некоторое количество населения, чтобы оно работало, а им уже вовсе можно и ничего не делать, только дань собирать. Вроде, как и Богу угодили, и сами тоже не сплоховали, и даже еще лучше обустроились на этой земле, чем им Господь обещал. Но такая их мудрость заканчивается достаточно плохо. И в результате этого отступничества Господь не стал больше изгонять хананеев. Мы видим здесь некоторую аналогию с древом познания добра и зла, когда Господь говорит, что оставляет эти народы для того, чтобы искусить ими израильтян, послушаются они или будут служить богам этих народов. И, наконец, еще дополнительное указание Священного Писания - для чего были оставлены эти народы. "Вот те народы оставил Господь, чтобы искушать ими израильтян для того, чтобы они знали и учили войне последующих сынов Израилевых, которые прежде не знали ее" (3:1-2). Итак, с одной стороны, это наказание, с другой стороны, это и возможность исправиться и явить всему миру свою верность завету с Богом. Иными словами, непослушание израильтян должно было стать тем средством, которым Бог приведет их к более глубокому пониманию цели избрания и Своих взаимоотношений с Израилем. Это искушение призвано продемонстрировать двуединую истину о том, что Господь верен завету, несмотря на то, что народ ему изменил и что Он отзыва­ется на призыв народа, спасая его.

В определенном смысле, религиозные уроки, преподаются в Книге Судей путем отрицания и сравнения. "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым" (21:25), но часто это не казалось справедливым Богу, также как это не кажется справедливым даже современному читателю.

Обман и предательство. Ряд рассказов содержат элементы, которые могут быть восприняты как оскорбительные. Аод приносит дань Еглону, царю Моавитскому, затем отсылает носильщиков и говорит: "У меня есть тайное слово до тебя, царь". Поскольку Аод был левша, он смог спрятать меч под одеждой на правом бедре, где оно не могло быть обнаружено. Он неожиданно хватает его, убивает царя и спасается бегством (3:15-25).

Когда Сисера бежал от Деворы и Барака, Иаиль укрыла его в своем шатре. Она дала ему молоко и укрыла ковром. Попросив Иаиль стать на страже у дверей шатра, Сисера уснул. Она же взяла кол от шатра и молот и вонзила кол ему в висок (4:17-21).

Лишь воспринимая библейских персонажей как "наших", можно не обратить на это внимание. Попытки оправдать такое поведение ни к чему не приведут. Герои и героини рассказов Книги Судей следуют принципам, которые возможно в те дни были приемлемы, однако перестали быть приемлемыми сейчас. Сам Бог признал, что люди делали то, что сами считали справедливым. Однако им еще многому нужно было научиться, и, через Своих пророков и апостолов, Бог в будущем продолжал учить Свой народ.

Иеффай и его дочь. Когда Иеффай был призван избавить Галаад от Аммонитян, он дает обет Господу: "Если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то, по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение" (11:30-31). Когда он вернулся, к нему на­встречу вышла его единственная дочь. Он выполнил свои обет (ст.34-39).

Этот рассказ вызывает столько возражений, что многие ученые толкуют его таким образом, что дочь Иеффая была связана обетом вечного девства. Израильтяне никогда не практиковали человеческие жертвоприношения; следовательно, Иеффай не мог подразумевать такой жертвы в своем обете и, конечно, не мог его выполнить. Однако в тексте совершенно ясно сказано, что "он совершил над ней обет свой" (ст.39).

Хотя по современным стандартам это предосудительно, Иеффай не был воспитан по этим стандартам. Он был галаадитянин, а неизраильтяне этой области поклоня­лись Хамосу, культ которого предусматривал принесение детей во всесожжение (4 Цар.3:27). Согласно концепции постепенного откровения, Бог берет свой народ там, где он есть, и ведет его к более полному пониманию Его Личности и воли. Иеффай был человеком своей эпохи. Трудно понять, однако, как поклонник Яхве – более того, избавитель, посланный Господом – мог сделать то, что позднее описано как "отвратительный поступок". Господь не требовал от него такого обета, как любого другого. Это был импульсивный жест со стороны Иеффая, сделанный из добрых по­буждений. Когда Израильтяне узнали, что Господь не требует таких действий, они научились соответствующим образом рассматривать обет Иеффая. Существенным фактом является то, что, хотя они и знали, что жертвоприношение детей является мерзостью в глазах Господа, они не изъяли этот рассказ из своего Священного Писа­ния. Уроки следовало извлекать даже из благонамеренных ошибок.

Подвиги Самсона. История Самсона рассказывалась много раз, как в приукрашенной форме, так и пылкими подробностями. Что можно сказать о человеке, который увлекался филистимскими женщинами и, наконец, открыл свою тайну женщине, которая уже трижды его предавала (гл. 16)? Можно ли отбросить, как это делают некоторые, этот рассказ как "солярный миф" или сравнивать его с мифом о двенадцати подвигах Геракла?

Рассказ о рождении Самсона некоторым образом напоминает рассказ о рождении Самуила (1 Цар.1). Оно является результатом молитвы и веры родителей. С детства он был посвящен в Назореи (ср.Чис. 6) и бритва не должна была коснуться головы его (Суд. 13:5; 16:17). Господь благословил ребенка, и Дух Божий действовал в нем (13:24-25). После этого рассказ становится несколько странным. Самсон требует, чтобы отец устроил его женитьбу на филистимской девушке. ("Отец его и мать его не знали, что это от Господа, и что он ищет случая отомстить филистимлянам" (14:4)). Не успев закончиться, брачные торжества стали началом его личной войны против Филистимлян (ст. 10-20). После нескольких других подвигов, рассказ о Самсоне и Далиде представляет собой трагический конец Самсона. Благодаря обману Далиды и ее сговору с "владельцами", а также безрассудству или глупости самого Самсона, тайна его необыкновенной силы была разгадана, и во время сна он острижен. Его сила ис­чезла, и филистимлянам удалось его ослепить и заточить в темницу. Однако они не­разумно позволили его волосам расти, и последним всплеском силы, сопровождае­мым призывом к Господу, Самсон разрушает филистимский храм, убивая при этом множество филистимлян (16:18-31)

Рассказ о Самсоне мало совместим с новозаветной нравственностью. Однако Самсон был также дитя своего времени. Кроме того, он был эгоистичен и мало контролировал свои страсти. C.S.Kraft описывает его как "отрицательного религиоз­ного героя" – пример того, каким не должен быть носитель Духа Божьего". Однако некоторые аспекты жизни и служения Самсона следует рассматривать как положи­тельный пример. Самсон сохраняет упование на Господа и попадает в "сомнительные" ситуации исключительно ради наказания филистимлян. В Послании к евреям Самсон назван одним из великих героев веры. (11:32 и далее).

Центральная истина. Основным уроком каждого из рассказов о Судьях является то, что те, кто посвящен Господу, могут быть использованы Им. Некоторые элементы их жизни могут не соответствовать Божественной воле. Их средства не всегда явля­ются достойными подражания. Однако эти вопросы разрешаются последующим откровением о том, Каким является Господь и чего Он желает от Своего народа. Слуги Господни вновь и вновь оказываются недостойными в своих личных и общест­венных мыслях и поступках. Что-нибудь, достойное осуждения, можно найти почти в каждом, кто перечислен в Евр.11, особенно в разделе, касающемся Судей. Тем не менее, благодаря их посвящению, Господь смог их использовать для избавления Израиля от притеснителей и поддержания союза колен Израилевых до тех пор, пока Израиль не созрел для следующего этапа искупительной истории.

Спасителем является Бог. Хотя Судьи и называются "спасителями", совершенно очевидно, что автор считает Спасителем Бога. Он слышит вопли Своего народа, и каждый раз посылает ему избавителей, наделенных Его Духом.

Взгляд на историю. Частью богословия книги Судей является концепция истории. В книгу включен ряд напоминаний о постоянной верности Богу перед лицом ханаанских искушений, которые, в общем-то, являются внутренней проблемой Его народа. В то же время яснее указывается на искушение ложного упования на союзы с иноплеменниками, которые требуют компромисса с иностранными богами.

Монархия. Является ли книга Судей апологией Давидовой монархии? Предпо­лагает ли утверждение "в те дни не было царя в Израиле" время, когда царь уже был? Является ли это попыткой противопоставить монархический период более ранним периодам? Возможно, она была призвана подготовить почву для понимания монархии в ее уникальной роли средства для увековечивания центральной святыни и постоян­ного подчеркивания завета Господа с Его народом. Мессианская концепция царя утверждается в словах: "Да судит праведно людей Твоих" (Пс.72:2; ср.Ис.11:4).

Религиозный и нравственный упадок Израиля показан на при­мере двух эпизодов, которыми заканчивается Книга Судей (17-21). Из этих рассказов видно, какие дикие нравы царили в то анархи­ческое, смутное время.

Безземельное колено Даново во время своего кочевья грабит домашнее святилище некоего ефремлянина Михи, забирает его «терафима» (родового идола), ефод (ефод – это произведение рук человеческих, которое употребляется, как предсказание. До нашего времени не дошло изображения такого ефода. По некоторым данным, это была пластина из драгоценного металла, которая использовалась при предсказаниях. При определенном повороте этой пластины (такая найдена в Вавилоне) была видна одна сторона – положительный знак, другая сторона – отрицательный. Фактически это гадание и поклонение ложному божеству, суеверным приметам: получилось – не получилось) и уводит с собой левита Ионафана, слу­жившего при нем. Согласно древним свидетельствам, этот левит был потомком Моисея. Примечательно, что, с одной стороны, в ка­честве священника предпочитают иметь левита, но, с другой – оче­видно, что Моисеев Закон прочно забыт, о чем говорит наличие в святилище литого терафима. Составитель книги подчеркивает, что в нарушение религиозного единства даниты устраивают еще один культовый центр в восстановленном ими городе Дане (Ковчег меж­ду тем находится в Силоме). Второй рассказ говорит о зверстве вениамитов, которые были жестоко наказаны, причем это колено едва не исчезло с лица земли.

Оба эпизода, завершающие Книгу Судей, рисуют самую безот­радную картину жизни народа. По дорогам бродят лишенные крова орды, бесчинствуют и враги, и свои; повсюду – насилие, грабежи и беззакония. Израильтяне делают истуканов, приносят жертвы Ваалам. Кажется, что в этом религиозном и политическом хаосе все начинания Моисея и судей обречены на гибель. Но, гово­ря обо всем этом, библейский автор как бы подготавливает переход к Книге Царств – следующей главе священной истории.

 

БОГОСЛОВИЕ КНИГИ СУДЕЙ

По существу, богословие Книги Судей то же, что Книги Иису­са Навина. Израиль может получить помощь только от Бога. Если он отступает от Завета, то лишается небесного покрова. Здесь про­ходит водораздел между политеистической и библейской религи­ями. Боги язычников либо торжествовали, либо гибли вместе со своими почитателями. Защита при любых обстоятельствах царств, городов и народов была непременной функцией каждого нацио­нального божества. Иное дело – в ветхозаветной Церкви. Яхве Сам судит грешников, но Он же дарует им избавление, когда они, охваченные раскаянием, взывают к Нему.

Повествуя о судьях, свя­щенный автор стремится показать, что их успехи целиком зависе­ли от небесной помощи. Но в итоге ни один из них не воплотил в себе идеала ветхозаветной Церкви, ни один не смог стать теократи­ческим главой народа Божьего. Эгоистические интересы отдель­ных колен, идолопоклонство, личные слабости и грехи самих су­дей сводили на нет их дело. Этот пессимизм книги как бы подска­зывает читателю мысль, что истинный Муж Духа явлен будет лишь в грядущем.

 

- 1:8: « Если в это время Иерусалим был разрушен, то, как же впоследствии воцарившийся Давид осаждал и захватил его? Этимологически название «Иерусалим» (Ирушалем), согласно различным источникам, происходит от значения «основанный (шумерское йеру - «поселение» / семитское ири, иарах - «основывать») Шалимом. В Бронзовом веке Шалим был божеством-покровителем города. В западносемитской мифологии Шалимму было именем бога вечерней зари и благополучия. В основе этого имени лежит тот же корень «с-л-м», от которого происходит ивритское слово «мир» (шалом, или салам в современном арабском). Йевус — по имени народа иевусеев, владевших городом до завоевания Давидом.

Народ еврейский испытал много превратностей, как показывает история Судей. Евреи то побеждали, то были побеждаемы, то владычествовали над иноплеменниками, то были у них в рабстве. Поэтому нет ничего удивительного, что иевусеи восстановили сожженный Иерусалим, как только представилась возможность.

 

- 1:15: По все видимости имеются ввиду источники воды для орошения в гористой местности и на равнине, в долине.

 

- 1:16: «Какой город писатель называет финическим (в синодальном переводе: город Пальм)? Иерихон. Скорее всего он так назван по растущим там в изобилии плодам фи­никам».

- 3:9: «Каким образом Гофониил и брат Халеву, и сын Кенеза, тогда как Халев был сын Иефонии? Вероятно Иефония имел два имени и назы­вался еще Кенезом. Возможно и то, что Гофониил и Халев были от разных отцов, но от одной матери, и Халев имел отцом Иефонию, по смерти же Иефонии мать его вступила в супружество с Кенезом и родила Гофониила».

 

- 4:2: « О Иавине, царе Асорском, повествуется и в истории Иисуса Навина. Поэтому если он был убит Иисусом (Нав. 11:10), то каким образом по прошествии многого времени восстал против Израиля (Суд. 4:2)? При Навине речь идет об одном Иавине, а в нашем случае уже о другом; оба имели одно имя и владели тем же царством. Ве­роятно же, последний был сыном первого. Ибо случаи, когда сыновья получали имена отцов были довольно частыми. Так и первый сын царя Константина Великого назван Константином».

 

- 4:4: «Почему пророчествует женщина? Потому что одна природа и у мужчин и у женщин. Из Адама со­здана и жена и, подобно ему, наделена разумом. Почему и говорит апостол: во Христе Иисусе нет ни мужского пола ни женского (Гал. 3:28). Так были как Моисей пророк, так и пророчица Мариам. Скорее же всего Девора была удостоена дара проро­чества в обличение мужчин того времени, потому что, когда ни один не был найден достойным благодати, тогда Девора приняла дар Духа. А что сподобилась она благодати свыше, настолько было явно, что Варак не осмеливался без нее собирать ополчение для сражения(Суд. 5:7)».

 

- 6:38: Не раз звучало мнение, что история с руном – символ не поглощения божественной природой Христа природы человеческой; удивительное их сосуществование. Что-то сродни халкидонскому догмату.

- 7:5: «Почему Бог повелел сражаться только тем, кто подобно псам, лакали воду? Причину этого открыл Бог. Ибо говорит: народа с тобой слишком много, не могу Я предать мадианитян в их руки, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: «моя рука спасла меня». Поэтому, когда большая часть людей была отпущена, Бог повелел оставшихся привести к реке; потом, когда и из этих весьма многие припали на колена и тотчас напились, триста же человек не сделали этого по ле­ности, но горстью подносили к устам воду, именно этих-то, как недеятельных и нерадивых, повелел Бог вести на сражение, чтобы для всех стала явнойБожья по­мощь. Так, посредством двенадцати рыбаков, мытарей и делателя палаток Господь совершил невозможное – христианизировал греко-латинский мир.

Нельзя отвергать и предположения, что для сражения были использованы именно те, кто стоя на одном колене и черпая воду одной рукой, второй держали меч в ножнах, готовые в любой момент вступить в сражение. В этом случе Бог избрал особо внимательных и серьезно относящихся к войне.

- 8:27: «Что значит сказанное: Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре? Сделанное Гедеоном было против закона, потому что ефод могли употреблять только священники и через не­го получали откровение как правильно поступать. Скорее всего само намерение Гедеона не было нечестивым; как начальник и вождь, он хотел по­средством ефода знать, как ему поступать. Народу же об­ратилось это в повод к беззаконию. Ибо сказано: и стали все Израильтяне блудно ходить к нему, и был он сетью Гедеону и всему дому его. Слово «ефод» в книге Исхода переведено как «риза верхняя» («епомис»), к которой прикреплялось судное слово (Исх. 28:15), и чрез него была узнаваема победа в сражении. Но яснее показывает это история Царств. Ибо, когда собрались иноплеменники, Саул повелел свя­щеннику взять ефод. Когда же увидел, что враги приведе­ны в смятение и объявлена победа, говорит священнику: «Согни ефод» (1 Цар. 14:18-19). Итак, последнее указывает, что ефод представлял собой ткань, возлагаемую на священников и предвещающую, что нужно делать. Да и Акила перевел это слово как «верхняя одежда» (έπένδυμα). История же Авимелеха и сихемлян учит нас, что согласие вступивших в худое де­ло ведет к погибели и оканчива­ется раздором. Ибо умертвившие детей Гедеоновых все погибли друг от друга».

 

- 10:3-5: «Восьмой судья – Иаир, был он судьей 22 года. Про него сказано, что он ездил на 32 ослах, и было 32 города, которые называют селениями Иаира. «И умер Иаир, и погребен в Камоне». Т.е. он просто был знатный израильтянин, который прославился особенностями своего быта».

- 11:29-40: « Мнение святых отцов на этот счет такие. Он совершил обет свой над нею, который дал. Так как в дальнейшем сказано, что дочь Иеффая оплакивали ежегодно четыре дня, то есть мнение, которого придерживаются некоторые толкователи, что Иеффай совершил над ней именно всесожжение (см. выше: Иеффай и его дочь). Она была заклана и сожжена на жертвеннике, как он и обещал. Однако этому существует следующее возражение. Во-первых, в Израиле категорически были запрещены всевозможные человеческие жертвы. Запрет положил еще Моисей – «все первенцы – Мои». Однако первенцев никто не убивал, убивали другие народности, а израильтяне, отдавая первенцев Богу, вместо них приносили жертвы, которые закалывали и приносили во всесожжение.

Здесь вопрос стоит так, что раз дал обет Богу, то он этим обетом нарушал Закон Божий, те постановления, которые были даны Моисею. В любом случае если он совершил убийство дочери, то нарушал Моисеев Закон. Некоторые толкователи Священного Писания говорят так, что в тексте, когда он исполнил свой обет, сказано: «Она не познала мужа». Если он сжег девушку на костре, то причем здесь «она не познала мужа»? В данном случае разговор идет о том, что она оплакивала свое девство. Видимо, одним из условий всесожжения было ее добровольная чистота жизни, отлучение себя от того призвания, которое должна была пройти каждая женщина Ветхого Завета, т.е. стать матерью. Она свое девство возносила как бы во всесожжение вместо себя самой. Обет безбрачия, обет целомудрия, который она давала, был заменой ее всесожжения. Но следует учесть, что слова «она не познала мужа» могут быть свидетельством не всесожжения как обета девства, а ссылкой на книгу Чисел 30:4-9, где четко говорится об исполнении обета и повиновении отцу как ближайшему координатору и управляющему жизни девицы, если женщина не имела мужа. В таком случае данные слова еще раз подтверждают, что обет был исполнен буквально – девица была сожжена.

Следующее толкование говорит, что свой обет Иеффай изрек условно. Он мог сказать: выйдет или не выйдет, так что это не было до конца им оговорено. Мнение отцов Церкви такое, что если понимать обет в буквальном смысле, поступок Иеффая не одобряют. Так что для вас остается вопрос, который вы решите сами: был ли Иеффай убийцей своей дочери и принес ее в заклятие, либо он поступил так, как подсказывала ему отцовская совесть, и она осталась жива? Хотя практически она умерла, для всех она была как мертва».

 

- 14:9: «Назорейский обет включал в себя запрет приближаться к мертвому телу (Чис. 6:6). Самсон же прикоснулся к трупу льва, и, следовательно, обязан был обрить голову и отказаться от назорейства. Самсон не рассказал об этом поступке своим родителям, скрыв факт нарушения обета».

 

- 15:4: «Где Самсон изловил столько лисиц? У иноплеменников была гора, в которой водилось много лисиц. Это показывает и история. Ибо сказано: и нача Аморрей жити в горе Мирсиноне, идеже медведи и ли­сицы (1:35)».

- 17:5: «Что значит сказанное: сотвори Миха ефод и ферафин (терафим)? Выше уже говорилось об ефоде, что это свя­щенническая тканая риза, посредством которой Бог от­крывал, как нужно поступать. А ферафин было что-то по­добное, посвященное идолам, а не Богу. Ибо это и показывает здесь история. Сказано: И сделал он ефод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него священником. Был же он колена не Левиина, а Ефремова. Но писатель объяснил и причину беззакония. Ибо гово­рит: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым. Столько вреда производит безначалие!».

- 17:7: «Последующие слова заключают в себе много сомнительного. Ибо сказано: Один юноша из Вифлеема Иудейского, из колена Иудина, левит, тогда жил там. Но если был левит, то, как от племени Иудина? Мы помним, что Бог не определил священникам левитам особого жребия, но рассеял их по всем коленам, чтобы все имели учителей благочестия. Так и этот юноша, будучи левитом, жил в Вифлееме, принадлежавшем колену и роду племени Иудина.

Велико было беззаконие этого чело­века. Во-первых, тогда как Бог водрузил скинию в Силоме, вопреки Божьему закону, он совершал богослуже­ние в другом месте. А потом приносил жертвы рукотворенным идолам, ибо это и означают слова изваян и слиян. Сверх этого, он отважился и на иное преступление, пото­му что закон запрещал левитам священнодействовать, повелевал же совершать богослужение священникам. Следовательно, осмелившись священнодействовать, пре­ступил он и этот закон. Но еще и неблагодарным сделался он к тому, кто оказал ему услугу. Ибо, взяв с собой орудия обольщения, последовал за пришедшими из коле­на Данова и стал виновником идольского заблуждения».

 

- 20:21-25: Почему израильтяне, подвигнутые ревнос­тью и предпочетшие благочестие родству, все равно были побеж­даемы? Потому, что сами делали подобные беззакония и, видя непотребство других, не видели своих собственных непо­требств. По­двигнутые справедливым гневом на учинивших беззако­ние в Гаваоне, вооружили они четыреста тысяч. Но Бог захотел наказать их: как делающих подобное и видев­ших худое в других, но не хотевших видеть достойное осуждения в себе, попустил, что раз и два они были побеждены и по­биты.

 

- 21:16-64: «Почему сыны Израилевы двумстаммужам из колена Вениаминова повелели похитить и взять себе в жены девиц из числа плясавших в Силоме? Все женщины в колене Вениаминовом были убиты; израильтяне же поклялись дочерей своих не выдавать за вениамитян. Поэтому, чтобы вынужденные этим вениамитяне по необходимости не взяли жен иноплеменных, из­раильтяне нашли средство избавиться от затруднения и придумали похищение».

 

 

Контрольные вопросы:

1. Ограничивалось ли служение судьи в Израиле XIII-XIV вв. до Р.Х. судебной властью? Ветхозаветная этимология слова «судья».

2. Были ли судьи руководителями всего еврейского народа или только его части?

3. Если в это время Иерусалим был разрушен, то как же впоследствии воцарившийся Давид осаждал и взял его? 1:8.

4. Почему судьей была избрана женщина? Суд. 4:4.

5. Почему Бог повелел идти в бой только тем, которые подобно псам лакали воду? Суд.7:5.

6. Не противоречат ли общему понятию о Библии как «Книге Добра» коварные поступки: Аода (внезапное убийство Еглона, 3:15-25), Иаиль (убийство спящего Сисера, 4:17-21), Самсона (назорейство, несовместимое с религиозной нравственностью, 13-16 гл.), Иеффая (человеческое жертвоприношение, 11:30-39)?

7. Какой из известных Вам форм государственного правления Вы бы обозначили правление в Палестине времени судей?

8. Докажите, что писатель Книги Судей преследовал цель апологии монархии.

9. Докажите свидетельствами из Книги Судей что в это время Израиль переживал религиозный и нравственный упадок.

10. Как согласно 17:7 юноша мог быть левитом и в то же время принадлежать колену Иудину?

11. Почему израильтяне, подвигнутые ревностью и предпочетшие ЛЕКЦИЯ 9

Книга Руфь

Как и многие повествования Ветхого Завета, Книга Руфи анонимна и не содержит ни единого намека на ее автора. Время действия – это время судей (Руфь 1:1).Талмуд фиксирует предание, согласно которому авто­ром является Самуил, однако книга, скорее всего, была написана после Давида (4:22) и значительно позднее описываемых событий, чтобы оправдать описание давно забытого обычая в ст. 7. Значит, только тот, кто знал имя Давида, мог эту книгу написать (4:22).

Литературный жанр и богословие

Со времен фундаментальной статьи Г. Гюнкеля ученые согласны с тем, что по жанру книга Руфи – новелла, короткий рассказ, высокохудожественный по стилю и композиции, в котором развитие сюжета проходит через несколько эпизодов до достижения развязки. Цель рассказа включает также поучение и наставление. Как таковой, он сравним с рассказами об Иосифе (Быт.37:39-50), женитьбе Исаака (гл.24), Иуде и Фамари (гл.38) и придворной историей Давида (2 Цар.9-20). Эти целостные повествования разительно отличаются от собраний преданий, таких как циклы Авраама и Иакова в Быт.12-36. Жанр отмечен возвышенным, почти поэтическим и ритмическим прозаическим стилем. Рассказы служат как развлечению, так и назиданию, сосредоточиваясь на деятельности Божественного провидения в жизни участников. От читателя ожидается и требуется участие в описываемых событиях; он должен учиться, подражая одним примерам и стараясь избегать других.

Как пример этой формы короткого рассказа книга Руфи является шедевром. По­средством совершенных изобразительных приемов, изысканности, явно увлеченно, но вместе с тем крайне немногословно автор рисует людей, которые при необычай­ном великодушии выглядят достоверно. В одной из плоскостей, это и есть цель рас­сказа: создать персонажи, которые живут, любят, роднятся так, чтобы быть воплоще­нием еврейской концепции sedaqa ("праведность", "целостность"), конкретным при­мером жизни в соответствии с Божественным заветом. В рассказе нет злодея. Орфа оставляет свою свекровь лишь после второй просьбы, а ближайший родственник вполне согласен выкупить землю до тех пор, пока требование жениться на Руфи, не ставит под угрозу его собственные наследственные дела. На этом фоне необыкновен­ная доброта и преданность Вооза, верность и обязательность Руфи и благоразумие и настойчивость Ноемини проявляются в их истинном свете. Они почти полностью являются олицетворениями hesed ("любящая верность"). Рассказ преподнесен с таким мастерством, что вызывает лишь восхищение.

Особая черта этой исторической книги: в ней нет ни капли пролитой крови. Почти во всех исторических книгах кровь льется рекой, кроме Песни Песней. Здесь же нет ни одного жестокого действия, все происходит в мире, согласии и любви.

В другой плоскости, рассказ сосредоточивается на происхождении Давида (4 гл.). Родословие в ст. 18-22 – очевидное позднее добавление – также указывает на это. Здесь повествование о земных событиях в жизни простых людей помещается в рамки Божественного промысла. Таким образом, первоначальная цель повествования расширяется, чтобы включать Божественное провидение и заботу в жизнь одной семьи. Она касается жизни всего народа, поскольку в сыне, рожденном Ноемини, начинается история Божественного правления при Давиде. Этим Книга связана с основной темой Библии – историей искупления. В свете этого поразительным пред­ставляетс


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.