Завет Божий с Авраамом (Быт.15) — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Завет Божий с Авраамом (Быт.15)

2017-05-20 414
Завет Божий с Авраамом (Быт.15) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

– ст.9 гл.15: У древних, в особенности на Востоке, когда люди связывали себя какими-либо важными обещаниями, то вступали между собою в союз, заключение которого сопровождали известным внешним обрядом: брали то или другое количество жертвенных животных, заколали их и проливали их кровь, разрубали их на две равные половины и проходили между этими рассеченными частями. Всеми этими символическими действиями лица, вступившие в союз, свидетельствовали пред Богом и людьми, что они готовы пролить друг за друга кровь, что обязываются представлять собою как бы две равных половины одного и того же живого целого и что нарушителя этого союза ожидает казнь от Бога, наподобие рассечения трупа животного. Снисходя к человеческой немощи, Господь благоволил употребить этот клятвенный обряд и при своем вступлении в завет с Аврамом и его потомством. Следует при этом отметить, что как перечень указанных здесь животных, так и сам ритуал обряда (например, «несечение птиц», Лев.1:14-17) почти буквально совпадает с последующими законами о жертвоприношениях, откуда очевидно, что Моисей не вводил чего-либо нового, а лишь возвращал народ к забытым древним установлениям.

 

– ст.11 гл.15: «Хищные птицы – эта мелкая подробность считается пророческим предуказанием тех идолопоклоннических племен, которые увлекая своим примером народ израильский, тем самым оскверняли этот завет и вредили его чистоте.

 

– ст.12 гл.15: «Крепкий сон напал на Аврама» - в тексте подлинника этот сон обозначен тем же самым термином – «тандема», как и сон Адама во время создания Богом ему жены (Быт.2:21). Следовательно, это был не обыкновенный и естественный сон, а необычайный, сверхъестественный, в котором все высшие способности и силы человека не только ослабевают, но наоборот – возрастают.

 

– ст.16 гл.15: Ибо мера беззаконий аморреев доселе еще не наполнилась – аморреи здесь взяты в качестве представителей всех хананеев. Долготерпение Божье щадило их целые века, чтобы дать им возможность покаяния; но они употребили это время во зло и заслужили грозный приговор божественной правды о полном их истреблении.

 

– ст.17 гл.15: «Когда зашло солнце и наступила тьма…» - замечание бытописателя, указывающее на выдающуюся продолжительность данного богоявления: начавшись предшествующей ночью, оно происходило в продолжение всего последующего дня и продолжалось при наступлении новой ночи».

«Дым как бы из печи и пламя огня прошли между разобщенными животными…» - дым и огонь – это излюбленная эмблема обнаружений Иеговы в истории Израиля, одновременно грозных и мрачных, как дым, и светлых и радостных, как огонь (Исх.12:18). «Прохождение между рассеченными животными означало, по обычаю, соединение разделенного, т.е. союз. Отто Герлах замечает, что Аврам не проходил между рассеченными; проходил только видимый образ Господа, т.е. это был договор милости, благодеяние, обещанное и подтвержденное осязательно обрядом договора» (Властов).

 

Бытие, 16-я глава

– ст.7: «В еврейском подлиннике стоит «Малеах-Иегова», аналогичное другому «Малеах-Элогим» (21:17; 31:11). По вопросу об этом известном деятеле ветхозаветных откровений существует огромная литература, все произведения которой делятся на две противоположные категории: в одной отстаивается тот взгляд, что «Малеах-Иегова» был обычным тварным существом, хотя и в высшем чине Ангелов; в сочинениях другой категории утверждается та истина, что под формой «Малеах-Иегова» происходили явления самого Бога, именно Логоса или Сына Божия. Представители первого взгляда (Августин, Ориген, Иероним и др.) утверждаются на следующих основаниях: 1) термин «малеах» или «ангел» обычно означает собой класс духовно-тварных существ (19:1; 22:1; Иов 4:18 и др.) 2) в Новом Завете Ангелом Господним (Мф. 1:20; Лк.2:9) постоянно называется тварный ангел 3) филологическое происхождение самого термина «малеах» указывает на его зависимое и подчиненное состояние (2 Цар. 21:27; Зах. 1:12) и 4) само Откровение Бога под такой человекообразной формой не могло быть понятно тогда, т.е. до пришествия в мир Спасителя.

Доказательства представителей другого лагеря (большинство отцов и учителей Церкви, русские ученые А.Глаголев, А.Лебедев, Ястребов и др.) сводятся к следующим основным тезисам: 1) «Малеах-Иегова» ясно отождествляет сам себя с Иеговой (ст.10) и с Элогимом (22:12), 2) те, кому Он является, обыкновенно принимают Его за самого Бога (ст. 13; 18:23-33; 28:16-22; Исх. 3:6; Суд. 6:15, 20-23; 13:22), 3) библейские авторы постоянно говорят о нем, как о Боге, называя Его Иеговой (ст. 13; 18:1; 22:16; Исх. 3:2 и др.), 4) учение о множественности лиц в Божестве, на которое опирается этот взгляд, находится в согласии и с ранними намеками на него (1:26; 11:7), и с позднейшими откровениями, 5) органическое единство двух заветов требует, чтобы центральным пунктом их было одно и то же Лицо, именно Логос – Сын Божий, а не допускает того, чтобы в Ветхом Завете таким лицом было тварное существо – «Малеах-Иегова». Сопоставление аргументов той и другой стороны довольно ясно свидетельствует о перевесе последней, т.е. о понимании «Ангела Иеговы» за один из видов Богоявления, именно за ветхозаветную форму личного откровения Сына Божия.

 

– ст.9: Ангел не осуждает ни Агари, ни Сары,– говорит митрополит Филарет (Дроздов), – он только восстанавливает их взаимные отношения. Из этого можно заключить, что происшедшее между Сарой и Агарью было скорей недоразумением, чем неблагонамеренной сорой; вероятно, Агарь думала, что зачавшей от Аврама неприлично оставаться служанкой; Сара же опасалась, чтобы ее служанка не сделалась ее госпожой.

 

– ст.10: Весьма важно отметить здесь то, что Ангел Господень от Своего лица говорит здесь так, как обычно говорит только сам Бог. Это – одно из главных оснований к признанию божественного достоинства в лице «Ангела Господня». Так как Агарь стала женой Аврама, то и она в некоторой доле сделалась наследницей тех обетований о многочисленном потомстве Агари и через ее сына Измаила блестяще оправдалось в истории, именно на судьбе тех двенадцати кочевых племен, которые под общим именем израильтян, а также агарян или сарацин заняли большую часть Аравийской пустыни.

 

– ст.12: Данную аналогию не следует понимать в смысле оскорбления. «Дикий осел или онагр, который неоднократно и художественно изображается в Библии (Иов.39:5-8; Ис.32:14), является, по общему мнению, поразительно жизненным и верным типом бедуина – этого дикого сына пустыни. В словах «руки его на всех и руки всех на него» столь же сильно и картинно изображается и будущая судьба этих кочевников, вся беспокойная жизнь которых чередуется между смелыми набегами и жестокой расплатой за них. «Жить он будет пред лицом всех братьев своих» – потомки двух братьев – Измаила и Исака – не будут смешиваться между собою, а будут жить отдельно и независимо друг от друга, они будут находиться между собою не всегда в добром, но всегда в близком соседстве.

 

Бытие, 17-я глава:

– ст.1 (+ ст.16. гл.16): «Для чего Бог медлил столько времени? – задается вопросом Св. Иоанн Златоуст и тут же отвечает на него: для того, чтобы мы узнали не только терпение и великую добродетель праведника, но и беспредельное всемогущество Божие. Когда уже изнемогла природа и стала неспособной к деторождению, потому что тело Аврама увяло и иссохло от старости, - тогда только, открывая вполне всю добродетель праведника и являя Свою силу, Бог исполняет Свои обетования».

 

– ст.5: «Аврам», что значит «высокий отец», изменяется на новое: «Авраам», что значит «отец множества».

– ст.10-11: Обрезывая крайнюю плоть, древний семит совершал символическое жертвоприношение: во-первых, он как бы отдавал частицу самого себя Богу, во-вторых, жизнь всего своего потомства, кое "выйдет" из детородного органа, он тоже посвящал Богу, а в-третьих, свою производительную силу он как бы соединял с силой Творца, Последний становился как бы Соучастником половой тайны человека. И тогда жертва обрезания становилась символом соединения с Богом, "обожением".

Нужно сказать, что само слово "обрезание", мягко говоря, не совсем подходит для описания той операции, которую проделывают евреи сегодня со своими сыновьями: на самом деле, у евреев крайняя плоть не отрезается, а надрезается и как бы наворачивается вокруг члена в виде обручального кольца. В этом заключается принципиальное отличие "обрезания по-еврейски" от того обрезания, которое делают своим детям мусульмане - они действительно удаляют крайнюю плоть.

Отличие еврейского обрезания от мусульманского или от обычной хирургической операции по удалению крайней плоти позволяет медикам легко опознавать иудеев. Увы, это же отличие во время Второй мировой войны помогало и нацистам выявлять евреев, пытавшихся выдать себя за представителя того или иного народа, исповедующего ислам...

Сказано: "В день восьмой обрежь его крайнюю плоть...". Существует медицинское объяснение этого закона Торы. Дело в том, что работа механизма свертывания крови зависит от количества определенных белков. Вырабатываемые печенью, они называются "элементами свертывания крови", отмечаются римскими цифрами - от I до XIII и воздействуют друг на друга по цепочке (посредством энзимов), пока не образуется основной белок, необходимый для свертывания крови, - фибрин. До восьмого дня после рождения ребенка идет физиологическое "созревание" печени, так, что к восьмому дню она производит уже достаточно элементов свертывания крови, чтобы не опасаться кровотечения. В то же время именно в течение первых восьми дней после рождения в крайней плоти младенца нет еще нервных окончаний, и потому операция обрезания проходит для них почти безболезненно. Но... Тора была написана (или дана) 3 тысячи лет назад, когда даже слова "фибрин" не знали, не то, что процессов его образования. И как тут не задуматься о Творце, которому, конечно же, ведомы все тайны сотворенного им мира?! (Люкимсон П., Котлярский М. Евреи и секс. Разрушение мифов. Институт социологии, Санкт-Петербург, 2005).

 

– ст.12: Ради обрезания нарушался даже покой субботнего дня. Обрезание евреев отличалось от обрезания египтян и других древних народов как раз тем, что оно практиковалось только у мужчин.

 

– ст.14: «Истребится» в подлиннике выражено термином, означающим «да будет отсечена», чем дается мысль не столько об истреблении или смерти, сколько об отделении от израильского общества, изгнании из него и своего рода религиозно-гражданской смерти».

 

– ст.15: «Ее прежнее имя буквально с еврейского языка звучало: «Сарай» и означало «Госпожа моя»; теперь же ей дается имя Сарра, что значит «госпожа» вообще, т.е. не одного только Авраама и его дома, но и всего множества, имеющих произойти от нее племен и царей».

 

– ст.25: «Живым памятником этого служит сохраняющийся у арабов – потомков Измаила и других магометанских народностей – обычай обрезания мальчиков по достижении ими тринадцатилетнего возраста.

 

Бытие, 18-я глава:

– ст.2: Кто были три мужа, явившиеся Аврааму? На это отвечают неодинаково: некоторые из древних толкователей хотели видеть в них раздельное указание на три Лица Святой Троицы (Иустин Философ, Амвросий Медиоланский, Кирилл и др.); но большинство других основательнее думает, что только один из числа этих трех странников был Лицом Божественным (ст.16, 25; 19:21), два же остальных были ангелами (19:1). По всей вероятности, первенствующий гость Авраама был Ангел Иеговы, Логос или второе лицо Пресвятой Троицы, благоволивший на этот раз принять лик ангельский, по подобию того, как впоследствии Он воспринял естество человеческое. «Увидев, побежал и поклонился до земли» – все это признаки обычного, хотя и высокого восточного гостеприимства, а отнюдь не доказательство того, что Авраам узнал в лице этих простых странников особых небесных гостей, как это думают некоторые. Против этого восстает Иоанн Златоуст: «Никто из слушающих это, не унизит добродетели праведника, предполагая, будто он говорил так потому, что знал, кто были те путники. В таком случае, как я уже много раз говорил, не было бы ничего великого… Но то дивно и необычайно, что он говорит такие слова, обращаясь с ними, как с людьми.

– ст.3: «Владыко! Не пройди мимо раба твоего» – текст русской Библии по-видимому предполагает обращение со стороны Авраама к одному из странников, как к Господу. Равным образом стоящее здесь в еврейском подлиннике слово «Адонаи» обычно составляет обращение к Богу, а не к простому человеку. На вопрос почему Авраам, видя трех мужей, обращается только к одному со своим приветственным приглашением, прекрасно отвечает Св. Иоанн Златоуст, говоря: «Не удивляйся и тому, что праведник, принимая трех странников, говорит: «Господи», обращаясь как бы к одному. Может быть, один из пришедших казался важнее других; к нему поэтому и обращает праведник свою просьбу. Но далее он обращает свою речь ко всем вообще.

 

– ст.10: Еще в предшествующем стихе речь шла от лица всех трех гостей Авраама; теперь же говорящим выступает один из них и Он с 13-го стиха прямо называется Иеговой». «Исполнение слов самого обещания – придти на следующий год в то же самое время справедливо видят в факте рождения Исаака, в котором, очевидно, сказалась чудодейственная рука Божия, на что уполномочивает и последующий контекст речи.

 

– ст.22: В Содом пошли не все три мужа, а только два ангела. Третий, оставшийся с Авраамом, спутник здесь прямо называется Господом.

 

Бытие, 19-я глава:

– ст.8: Блаженный Августин делает упрек Лоту за подобное предложение, но Златоуст и большинство других толкователей видят в нем акт самопожертвования, или, по крайней мере, лучший выход из его крайне затруднительного положения.

 

– ст.15-16: Кажется, недоверчивая улыбка зятьев несколько подействовала на слабого характером Лота, и он сам стал колебаться оставлять город, жалея, вероятно, имущество и не вполне уверенный в предсказании ангелов. Поэтому ангелы «по милости Господней» выводят его силой.

 

– ст.20: Охваченный малодушным отчаянием, Лот думает, что он не успеет достигнуть такого далекого пункта, как Моавитские горы, и молит Господа, чтобы он позволил ему укрыться на полпути к ним, в одном маленьком городке, получившем в память этого события название Сигор. Лот дважды выставляет на вид особую незначительность этого городка, с одной стороны для того, чтобы тем легче преклонить Господа к своей просьбе, с другой и потому, чтобы показать, что в нем, как в маленьком городе, не было той ужасающей испорченности, которая царила в больших городах, и что в силу этого он скорее других может быть пощажен от разрушения.

 

– ст.24-25: «И пролил Господь… от Господа» – по объяснению отцов и учителей Церкви (Игнатий Богоносец, Иустин Философ, Афанасий Александрийский, Тертуллиан, Иоанн Златоуст и др.), здесь дано раздельное указание на два Лица Пресвятой Троицы: на Бога-Отца и Бога-Сына. Сын Божий или Ангел Иеговы, Он же и Логос, являлся на землю и действовал именем Бога-Отца, Который, по слову Священного Писания, сам не судит мир, но весь этот суд отдал сыну (Ин. 5:22-23; Апок. 1:16; 2:16 и др.). Аналогичный этому случай имеем мы во втором послании ап. Павла к Тимофею, где апостол молится о рабе Онисифоре, чтобы «Господь сподобил обрести его милость от Господа в день онь» (1:18). Что касается характера самой катастрофы, разразившейся над самими городами Пентополя (Содомом, Гоморой, Адмой и Севоимом – Втор. 29:23), то, основываясь на данных самого текста, а также принимая во внимание относящиеся к нему библейские параллели, свидетельство Иосифа Флавия и изыскания новейших ученых, можно предполагать, что она была двоякого рода: началась она страшным вулканическим извержением, сопровождавшимся пожаром смоляных болот и источников, во множестве покрывавших собой долину Сиддим (14:10); а окончилась затоплением всей этой долины из соседнего соленого озера, наступившего вследствие сильного понижения почвы, образовавшегося после вулканического извержения. Так Бог нередко пользуется естественными действиями и явлениями для обнаружения Своей верховной воли. Наконец, в пользу того же предположения говорят и научные изыскания новейших географов Палестины, по вычислениям которых разность в глубине северной (древней) и южной (впоследствии образовавшейся) части Соленого моря сильно бросается в глаза, так как достигает почти 800 футов, и невольно заставляет предполагать разновременное их происхождение. К этому должно добавить, что на южном берегу моря время от времени находят выбрасываемые с морского дна большие асфальтовые глыбы, явно вулканического происхождения.

 

– ст.26: Предполагают, что в тот самый момент, когда жена Лота остановилась, чтобы взглянуть на город, она была охвачена разрушительным, вулканическим вихрем, который не только мгновенно в том же самом положении умертвил ее, но и покрыл своего рода асфальтовой корой; с течением времени эта окаменелая форма приняла на себя и целый ряд соляных отложений из образовавшегося здесь соляного моря и таким путем со временем превратилась в большую соляную глыбу, соляной столб.

 

– ст.31-38: Неудивительно, что многим экзегетам все это повествование кажется соблазнительным и маловероятным. Но более вдумчивый анализ текста и принятие во внимание всех побочных обстоятельств значительно уясняют дело. Что касается личности самого Лота, то большую часть его вины, как и некогда вины Ноя (9:21), снимает то обстоятельство, что преступное деяние совершено было им в состоянии опьянения и без всякого сознания его значения, как это ясно дважды подчеркивается библейским текстом. Гораздо труднее, конечно, оправдать поведение дочерей Лота, со стороны которых ясно видно обдуманное намерение и коварный план. Но и здесь можно указать целый ряд смягчающих вину обстоятельств: во-первых, поступком их, как ясно видно из текста, руководило не любострастие, а похвальное намерение восстановить угасающее семя отца; во-вторых, прибегли к данному средству, как к единственному исходу в их положении, так как они, по свидетельству текста, были убеждены, что кроме отца, у них нет больше никакого мужчины, от которого они могли бы получить потомство. Такое ложное убеждение сложилось у них потому, что они считали все остальное человечество погибшим, или, что более вероятно, потому, что никто не хотел иметь общение с ними, как выходцами из проклятых городов. Наконец, объяснением, а следовательно, и некоторым извинением поступка дочерей Лота служат условия обстановки всей предшествующей их жизни в обществе развращенных содомлян и под непосредственным влиянием недалеко ушедшей от своих сограждан матери.

 

Бытие, 20-я глава

– ст.2: Странным, по-видимому, кажется то, чем мог прельститься Авимелех в девяностолетней Сарре (17:17). В ответ на этот предполагают, что или Сарра, получив от Бога способность к деторождению, получила и физические силы, необходимые для этого, и, следовательно, как бы вновь расцвела, или же, что Авимелех таким путем хотел завязать дружбу и союз с мнимым ее братом, богатым и могущественным номадом – патриархом Авраамом.

 

– ст.16: Обычаи общества требовали, чтобы Сарра получила подарок через главу своей семьи. «Что касается покрывала, подаренного Авимелехом Сарре в свидетельство ее невинности, то для нас смысл этого дара недостаточно ясен: по всей вероятности он основывался на каком-либо неизвестном нам местном обычае, и, во всяком случае, достигал своей цели или «это тебе покрывало для очей – образное выражение, означающее: "Я дал брату твоему тысячу серебром, пусть это в твоих глазах будет компенсацией за причиненный моральный ущерб", т.е. "закрой глаза на мою вину и прости".

 

Бытие, 21-я глава

– ст.9: «Перевод 70-ти, Вульгата и наша славянская Библия имеют тут небольшое разночтение: «видевше же Сарра сына Агари… играющая ее Исааком, сыном своим». Причиной этой разности служит неодинаковый перевод главного слова всей этой фразы, именно еврейского глагола mezachek, который, происходя из того же самого корня, как и имя «Исаак», допускает различные переводы: смеяться, радоваться, играть, веселиться. Что этот смех не всегда был невинным, но иногда заключал в себе и оттенок иронии или насмешки, это видно из примера зятей Лотовых (19:14). Из множества древних и новых объяснений того, как следует понимать такое довольно неопределенное обозначение поведения Измаила относительно Исаака, отметим два: одно – принадлежащее ап. Павлу и указывающее, что старший брат гнал или преследовал младшего (Гал. 43:29), другое – основанное на анализе коренного значения слова «смеялся» (мецахек – Ицхак, Исаак), которое видит здесь своеобразную игру слов, имеющую тот смысл, что Измаил разыгрывал из себя Исаака, т.е. вел себя не как сын рабыни, а как сын госпожи и будущий полноправный хозяин, подчинив себе Исаака и оказывая дурное влияние на развитие и воспитание его характера» (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.67).

 

– ст.14: «Весьма жестоким представляется, что юный Измаил изгоняется из отеческого дома с одной матерью и мехом воды. И это вполне доказывает добродетель Авраама. Ибо, когда сказала Сарра: изжени рабу сию и сына ея, не послушался он,но, как скоро повелел Бог, слово сие сопроводил делом при всей любви своей к Измаилу. И хотя Сам Бог, когда обетовал чадородие Сарры, сказал: Исмаил сей да живет пред тобою (17:18), – однако же, Авраам, и сильно любя отрока, исполнил, что повелел Владыка. Но столько веровал он в Божественные обетования, что, не дав ни рабов, ни рабынь, ни золота, ни серебра, отпустил из дому отрока с одной матерью, с малым числом хлебов и с мехом воды. Ибо знал, чтообетование Повелевшего нелживо. Обетовал же ему Бог сотворить его в язык велий, как сподобившегося произойти от Авраама, что и действительно исполнил. Ибо, как скоро вскричал отрок, желая питания, посланный Богом ангел указал кладезь, годный для питья воды. О том же, что по обетованию дал обильное чадородие, свидетельствует видимое, потому что от пределов Египта до Вавилона вся пустыня наполнена сим родом. Авраам же по благочестию и местам давал имена. Ибо, насадив ниву у кладезя клятвенного, нарек имя месту тому: Бог вечный». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с.56).

 

– ст.15: «Недостаток воды – это самое тяжелое лишение для путника по знойной пустыне, и поэтому легко себе представить весь ужас Агари, очутившейся в подобном положении с Измаилом. Последний, хотя в это время и имел от 17-ти до 19-ти лет (17:25 и 18:14), но, как непривыкший в доме богатого Авраама к каким-либо лишениям, скорей и острее почувствовал мучительную жажду, так что оказался уже не в состоянии продолжать своего пути и был положен сердобольной матерью в жалкую тень колючего степного кустарника». (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.68).

 

– ст.17: «и Ангел Божий воззвал с неба…» По мнению большинства толкователей, этот Ангел Божий, названный в подлиннике Малеах-Элогим, есть одно и то же лицо с Малеах-Иеговой, т.е. и Ангелом Иеговы, под Которым, как мы видели выше, теснее всего разуметь вторую Ипостась Святой Троицы, или Сына Божия» (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.68).

 

– ст.19: «Бог открыл глаза Агари, т.е. обратил ее внимание на то, чего она прежде не замечала, или потому, что она находилась в расстроенном состоянии, или же потому, что самый колодец был чем-либо закрыт от засорения его песками пустыни» (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.68).

 

– ст.21: «Один из типичных примеров того, как высоко в библейской древности стоял авторитет родителей в брачном вопросе».

 

– ст.25-26: Спор из-за водопоя был одним из главных поводов к неудовольствию и вражде между кочевыми, пастушеским племенами Древней Сирии и Палестины, причем нередко он велся лишь между рабами без ведома их господ.

 

– ст.30: «Мы имеем перед собой любопытный памятник укрепления договоров, пока не существовало еще письменности. Слова, произнесенные при свидетелях, не считаются достаточными; передаваясь из уст в уста, и даже передаваясь в другое поколение, смысл их может быть извращен. Нужно было укрепить договор действием, которое оставалось бы в памяти».

 

Бытие, 22-я глава

– ст.1: «Если Бог знает все наперед, то для чего искушал Авраама? Не для того, чтобы Самому узнать, чего не знал, но чтобы научить незнающих, сколь справедливо возлюбил патриарха. Посему-то три дня и три ночи божественную любовь его подвергал испытанию. Ибо патриарх, влекомый и побеждаемый естеством и верой, предоставил победу вере; а Бог, показав благочестие его, удержал от жертвы, потому что Воспрещающий и бессловесные жертвы, как потерпел бы такое жертвоприношение?» (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с.56-57).

 

Бытие, 24-я глава

– ст.2: «Это – довольно необычная форма клятвы, которая еще раз встречается в этой же книге Бытия (42:29). Из различных объяснений ее смысла, наиболее удачным должно признать то, которое видит в ней символ клятвы на мече, который, как известно, носят при бедре. Клявшийся таким образом этим самым как бы говорил: если я нарушу клятву, то пусть меня поразит меч (Исх.32:27; Пс.45:4)». (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.72), но возможно и иное трактование. «Старейшего из служителей посылал Авраам по случаю брака, зная, что род ханаанский проклят, собственное же родство его сподобилось благословения. Итак, поскольку в семени своем приял благословение и обетование благ, то повелел рабу положить руку там, где приял и знамение веры, потому что, поверив Божественным обетованиям, приял он печать обрезания. Велел же положить там руку, чтобы раб, памятуя и Божественное обетование, и обрезание, благородство господина своего не унизил иноплеменным браком». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с.57). «Идиоматическое выражение, подразумевающее потомство; в древности евреи говорили о детях, как о "происходящих от бедра". Данная форма клятвы означает, что дающий обет клянется своим потомством». (Новая Женевская ученая Библия).

 

Бытие, 25-я глава

– ст.22: «Если так будет, то для чего мне это? Митрополит Филарет (Дроздов), основываясь на различных библейских переводах, хочет видеть здесь выражение некоторой боязни со стороны Ревекки за свою жизнь. Но нам кажется, удобнее и сообразнее с контекстом находить здесь другой, более высокий смысл – именно желание матери узнать судьбу того ее потомства, которое теперь даруется ей Богом, после стольких лет бесплодия, и очевидно, не без особенных, высших целей божественного Промысла». (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.76). «У кого Ревекка желала узнать о носимых ею во чреве чадах? Иные говорят, что ходила она к Мелхиседеку, как к священнику Бога Вышнего, мужу, отличавшемуся благочестием и весьма знаменитому. Но поскольку патриархи имели обычай в местах, где жили, воздвигать жертвенники Богу, то, вероятно, Ревекка ходила к одному из этих жертвенников помолиться Богу всяческих и узнать, что будет». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с.59).

 

– ст.28: «Что кроткий, женственный Исаак больше любил энергичного и сурового Исава, а деятельная и пылкая Ревекка предпочитала тихого и скромного Иакова – это глубоко верно психологически. Предпочтение Исаака было вполне естественно и понятно, так как Исав был первенец, а на первенцах обычно покоились все лучшие упования и надежды». (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.78).

 

– ст.30: «Дай мне поесть красного, красного этого. Буквально: "..залей мне в горло". Глагол, использованный здесь, служит для создания образа животной жадности и несдержанности». (Новая Женевская ученая Библия). «Относительно самого блюда, возбудившего такой аппетит усталого охотника, знатоки Востока говорят, что это была чечевичная похлебка красного цвета, очень ценимая и до нашего времени по своему запаху и вкусу» (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.78).

 

– ст.31: «Как бы мы ни старались обелить в данном случае Иакова, но все же в его поступке остается нечто недостаточно благородное, извиняемое разве только полным пренебрежением Исава к своему праву». (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.78).

 

Бытие, 26-я глава

– ст.1: «История Исаака начинается тем же бедствием голода, каким посещен был Авраам в первое время по поселении его в Ханаане (12:10). По примеру своего отца, Исаак хотел двинуться в Египет».

 

– ст.8: «Супружеские отношения Исаака и Ревекки обнаруживаются в данном случае для царя не через грозное божественное посещение (как при Аврааме), а случайно – через любовное обращение Исаака (таково значение «играния» его) с женой». (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.79).

 

– ст.12: «Если Авраам был простым номадом и иногда делал насаждение деревьев (21:33), тот Исаак начинает уже, наряду со скотоводством, заниматься и земледелием, и Иаков развивает эту отрасль промышленности, по-видимому, в больших размерах (сон Иосифа о снопах, 37:7)». (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.79).

 

– ст.20: «Есек – спор, ссора, обида».

 

– ст.21: «Ситна. Древнееврейский корень этого названия тот же, что и в слове "сатана", и означает "ожесточенная вражда"».

 

– ст.22: «Реховоф – пространные места».

 

– ст.34: «Исав, будучи мирским человеком, проявил неуважение к благословению завета, женившись на "хеттейских дочерях" (24:3-4; 31:50 и ком.). Породнившись с хананеями и тем самым вызвав недовольство своих родителей (27:46), он окончательно отделяет себя от священного наследия (21:21; 25:6)». (Новая Женевская ученая Библия).

 

Бытие, 27-я глава

– ст.13: «Почему Ревекка была уверена, что Иаков получил благословение, и притом столько уверена, что могла сказать: на мне клятва твоя, чадо; точию послушай гласа моего (Быт. 27:13)? Предварительно узнала она от Бога всяческих, что больший поработает меньшему (25:23). Поверив же сему предречению, приводила она в действие все средства, чтобы Иакову получить отцово благословение».

– ст.15: «Особенно богатая одежда у Исава могла быть отличительным знаком его первородства (в такой одежде первенцы могли совершать и домашнее богослужение, жертвы)». (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.79). «Впоследствии Иаков точно так же будет обманут окровавленными одеждами своего сына (37:31-33)». (Новая Женевская ученая Библия).

 

– ст.16: «Шерсть коз на Востоке отличается особенной нежностью; обман Иакова тем легче мог удаться». (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.79).

 

– ст.19: «Не представляется ли Иаков солгавшим, когда сказал: аз Исав первенец твой? Он купил себе право первородства, поэтому сказал ис­тину, назвав себя первенцем».

 

– ст.27-29: ««Почему Бог не открыл воли Своей Исааку? Чтобы явственным сделалось Божье попечение об Иакове; а сие открывается в том, что Исаак усиливался благословить Исава, Божья же благость против воли Исааковой привлекла благословение на Иакова. Это уразумел и сам Исаак. Ибо употребил все средства, когда послал Исава на ловитву, а Иакова, принесшего пищу, много раз спрашивал, точно ли он первородный Исав; и не только спрашивал, но и осязал его руками; потом, по воз­вращении Исава, приведенный в ужас случившимся, не огорчился, как обманутый сыном, но познал Божье на­мерение и подтвердил данное им благословение».

«Какое значение имеет благословение Исааково? От Иакова должен был родиться Владыка Христос, чаяние языков, Спаситель и Владыка целой вселенной. Предвидя это, патриарх говорит: се, воня сына моего, яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь. А что Божественное Писание нивою нередко называет мир, сему свидетель Господь. Ибо, в Священном Еванге­лии толкуя притчу, говорит: село есть мир, а сеявый доброе семя есть Сын Человеческий (Мф. 13:38-37). Посему усма­тривай в Иакове спасение целой вселенной».

 

– ст.31-32: «Обстановка беседы Исава с отцом напоминает беседу Иакова, только, по замечанию Раши, приглашение Исавом отца к столу звучит (ст. 31) грубее, чем подобное же приглашение (ст.19) Иакова (в евр., 70-ти и в славянском переводах глагол встать здесь в 3-м лице, а в 19 стихе во 2-м)». (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.79).

 

– ст.40: Свергнешь иго его. Исаву суждена нелегкая жизнь. Это предсказание исполнилось (см. 4 Цар. 8:20-22).

 

– ст.41: «Исав из почтения к отцу решает отложить мщение до времени предполагаемой смерти отца».

 

–ст.43-45: «Почему Иаков, получив столько благослове­ний, убегает от брата и идет один, лишенный необходи­мого? В сих мнимых бедствованиях явственнее открывается Божья попечительность. Живущие в благополучии не так знают, сколькими благами они наслаждаются. Иаков для того бежит и идет один, чтобы, возвратившись с великим имением, и самому узнать, каково промышление Бога вся­ческих, и других научить сему. Попечительность же Свою об Иакове Бог немедленно обнаружил явлением. Ибо показал ему лестницу, досягающую само небо, и свя­тых ангелов, восходящих и нисходящих. Сам же, стоя ввер­ху, ободрял его и отражал от него боязнь. И ангелы откры­вали свое божественное служение».

Бытие, 28-я глава

– ст.18: «Для чего Иаков возливает елей на камень? Что имел у себя, тем и воздал великодаровитому Гос­поду, ибо, поставив камень, который клал себе под голо­ву, возлил на него елей. Сие можно находить и ныне: многие женщины, вверившие дело свое Господу, имеют обычай в божественных храмах возливать елей на прегра­ду, отделяющую святилище, и на раки святых мучеников. А сие изображает благородство души. Человеколю­бивый же Господь приемлет и малое, одобряя намерение, с каким совершается сие».

 

Бытие, 29-я глава

– ст.23: Вечером. Иаков воспользовался слепотой своего отца, чтобы обмануть его, а Лаван под покровом ночи перехитрил Иакова.

взял дочь свою Лию. Этот обман следует рассматривать как вразумление Иакову, который согласился обмануть отца (27:18)

– ст.26: в нашем месте так не делают. Честный человек рассказал бы о таком обычае еще при первом разговоре, однако Лаван умолчал об этом. Иаков был бессилен предпринять что-либо в сложившейся ситуации.

чтобы младшую выдать прежде старшей. Столкнувшись с этим принудительным обычаем и двуличием Лавана, Иаков получил достойный урок, поскольку он сам, однажды солгав, нарушил обычай о праве первородства. Бог действует вопреки обычаям в жизни Исаака, Иакова и Иосифа.

– сть.31-35: Бог милостиво дал Лии, нелюбимой жене, первородного сына и половину всех сыновей Иакова, включая священнический род Левия и мессианский род Иуды.

Бытие, 30-я глава

– ст. 14: «По вероятнейшему объяснению, растение это – род белены, растущий в Палестине и соседних странах, имеющее наркотические свойства и считавшееся содействующим чадородию. На крепком стволе этого растения появляются зеленовато-белые лепестки цветов, служащие предвестием весне (Песнь Песней. 7:14), из которых к маю созревают небольшие яблочки красновато-желтого цвета с сильным наркотическим, хотя и приятным запахом. Вера в таинственное отношение этого растения (по строю своему напомин<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.