Технология модульного обучения на уроках географии — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Технология модульного обучения на уроках географии

2017-05-22 335
Технология модульного обучения на уроках географии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Термин «модуль» (от лат, modulus – мера) пришёл в педагогику из информатики, технология же модульного обучения зародилась в конце 60-х годов и быстро распространилась в зарубежной педагогике. В нашей школе модульное обучение стало применяться после исследований П.А.Юцявичене (Эстония) и П.И.Третьякова (Россия). В настоящее время это одна из наиболее применяемых технологий на уроках географии.

В классификации Г.К.Селевко технология модульного обучения представлена как вариант программированного обучения, а по доминирующему методу отнесена к группе репродуктивных технологий. Однако, исходя из того, что цикл модульного обучения может предполагать изучение учебного материала на разных уровнях его усвоения, то в таком варианте она может быть отнесена к группе творческих, развивающих технологий.

Основным элементом в познавательной деятельности учащихся является структурно-функциональный узел или модуль. Обучающий модуль – это логически завершённая часть содержания учебного предмета, в котором объединены учебное содержание и технология его усвоения учащимися.

Общее направление, цели, содержание и методику организации модульного обучения определяют следующие принципы: (по П.А.Юцявичене)

1. Принцип модульности. Данный принцип предполагает цельность и завершённость, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков – модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов.

2. Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует определения в пределах модуля логично завершённых познавательных блоков – учебных элементов модуля.

3. Принцип динамичности обеспечивает возможность изменения содержания учебного материала, вызванного прогрессирующим развитием и усложнением теоретических знаний. Данный принцип даёт возможность разрешить противоречие, заложенное в самом подходе к разработке содержания школьного образования, выражающееся в стремлении сохранить без особых изменений основы научных знаний по предмету, и в то же время обеспечить возможность познания учащимися современных направлений развития базовой науки.

4. Принцип деятельности в усвоении знаний и оперативности их применения предполагает обучение учащихся видам и рациональным способам познавательной деятельности. Реализация данного принципа даёт возможность осуществить практико-ориентированный подход при разработке содержания образования.

5. Принцип гибкости обеспечивает возможность коррекции содержательной части модуля с учётом уровня обучаемости учащихся и организации дифференцированного уровневого обучения.

6. Принцип осознанной перспективы. Реализуется самоосознанием учащимися промежуточных и конечных целей обучения. Самосознание целей возможно при условии предоставления учащимся модульной программы изучения курса, раздела, темы учебной программы или урока с определением комплексной дидактической цели ко всему школьному курсу географии, интегрированной цели к каждому обучающему модулю и частной дидактической цели к каждому учебному элементу модуля.

7. Принцип разносторонности методического консультирования реализуется:

- в процессе использования учителем разнообразных наглядных средств обучения, позволяющих ученику легче усваивать учебный материал;

- в обучении учащихся наиболее оптимальным, рациональным и эффективным методам и способам усвоения содержания учебного предмета (метазнаниям);

- в выборе учителем, в соответствии с содержанием учебного материала, организационных схем, методов, педагогических технологий и приёмов обучения.

8. Принцип паритетности (равенства) предусматривает деятельность учителя по активизации познавательной деятельности учащихся и их взаимодействия в учебном процессе. Учитель при этом выполняет, в основном, консультативно-координирующую функцию, а модульной программе передаётся некоторые функции управления процессом познания, которые могут трансформироваться в процесс самоуправления учащимися познавательной деятельностью по усвоению содержания изучаемого модуля.

К целям модульного обучения П.А.Юцявичене относит комфортный темп работы каждого обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграцию различных его видов и форм и, как главную, достижение высокого уровня конечных результатов.

Основным структурным элементом технологии, как уже отмечалось, является учебный модуль, выступающий как средство и как программа обучения. Как средство обучения модуль представлен целевым планом действия, банком информации и методическим руководством.

Модульная программа включает:

- иерархию дидактических целей (комплексная, интегрированная и

частная);

- выяленение субъектного опыта учеников по содержанию изучаемого модуля;

- познавательную деятельность учащихся по усвоению заданного учебного содержания, которое может быть представлено на базовом, повышенном и углубленном уровне изучения;

- рациональные методы и приёмы познавательной деятельности учащихся, адаптированные по темпу и уровню усвоения учебного материала;

- аппарат контроля и оценки результатов познавательной деятельности учащихся.

Познавательная деятельность учащихся по выполнению программы соответствующего модуля должна быть обеспечена необходимым и достаточным блоком информации по изучаемой теме.

Рассмотрим систему действий учителя географии по разработке модульной программы.

1. Проработать содержание школьного курса, выделив модули третьего и четвёртого порядка при этом, что модули третьего порядка представлены темами курса, а модули четвёртого порядка – темами уроков.

2. Определить к модулям третьего порядка комплексные дидактические цели (КДЦ), а к модулям четвёртого порядка – интегрированные дидактические цели (ИДЦ).

3.В каждом модуле четвёртого порядка (урок) выделить модули пятого порядка (познавательные содержательные блоки или учебные элементы УЭ) и определить для каждого из них конкретные частные дидактические цели (ЧДЦ) – что должны знать и уметь учащиеся, изучив содержание познавательного блока (УЭ).

4. Разработать программу познавательных действий учащихся (класса, групп, отдельных учеников) по усвоению учебных элементов (УЭ) модуля (урока) и действий самого учителя по организации познавательной деятельности учащихся.

5. Разработать систему контроля и оценок познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания учебных элементов (УЭ) модуля (урока).

6 Подобрать необходимые средства обучения с которыми должны работать учащиеся в процессе усвоения содержания учебных элементов модуля.

Модульная структура школьного курса географии представлена

следующими элементами:

- модулями первого порядка (М-1П) развёрнутыми в содержание всего школьного географического образования;

- модулями второго порядка (М-2П), представленные содержанием каждого школьного географического курса: начальным курсом географии, курсом географии материков и стран, курсом географии Беларуси и курсом общей географии;

- модулями третьего порядка (М-3П), представленные содержанием соответствующих тем того или иного школьного курса географии;

- модулями четвёртого порядка (М-4П), представленными содержанием тем уроков того или иного школьного курса географии;

- модулями пятого порядка (М-5П), представленными содержанием учебных элементов (УЭ) соответствующей темы урока.

Дидактическая значимость модульной технологии заключается в следующих позициях:

- вовлечение учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность;

- осуществление познавательной деятельности с дифференцированным по уровню усвоения содержанием школьного географического образования;

- реализуются познавательные самости ученика (самодеятельность, самопознание, самоконтроль, самоанализ, самокоррекция).

- осуществляется процесс саморазвития, самовыражения и самореализации ученика;

- меняется роль учителя в учебном процессе: от учителя, как носителя учебной информации, до учителя – организатора и координатора познавательной деятельности учащихся.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.