Путешествие по Австралии (урок-путешествие) — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Путешествие по Австралии (урок-путешествие)

2017-05-22 264
Путешествие по Австралии (урок-путешествие) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Таблица №2. Цели и этапы учебного процесса и методика их организации.

Цели Этапы учебного процесса Методика организ.
Знания Введение материала. Воспроизведение (проговаривание) Методы Задания
Умения Задачи и упражнения Задания
Навыки Многократное повторение действия Задания

Исходя из этих образовательных целей, творчески достигаются только знания. Отсюда следует вывод, что проблемный урок отличается от традиционного именно этапами введения и воспроизведения знаний(см.Таблица №3).

Таблица №3.Структура проблемного урока.

Цели Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся
з н а н и я введение постановка учебной проблемы - формулирование вопроса
    поиск решения – открытие нового знания
  воспроизведение выражение решения – выражение нового знания в доступной форме
    реализация продукта – представление продукта учителю и классу

 

Рассмотрим методы обучения(см.Таблица №4). При введении знаний ученик может пройти два творческих звена: постановку учебной проблемы и поиск решения. Каждое можно организовать тремя методами. Перечислим их поименно. Методы постановки проблемы включают: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Методы поиска решения содержат: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Теперь добавим к нашему перечню проблемных методов способы введения знаний на традиционном уроке объяснением нового материала. Постановка учебной проблемы сводится к объявлению темы, а поиск решения редуцирован до изложения новых знаний в готовом виде. При этом деятельность учеников неизбежно носит репродуктивный характер.

Таблица №4. Методы обучения.

методы проблемные     традиционные
постановки учебной проблемы побуждающий от проблемной ситуации диалог подводящий к теме диалог сообщение темы с мотивирующим приемом сообщение темы
поиска решения побуждающий к гипотезам диалог подводящий диалог от проблемы подводящий диалог без проблемы сообщение знания

 

Ниже более подробно рассмотрим подводящий и побуждающий к теме диалог (см.таблица №5). Побуждающий диалог представляет собой отдельные фразы: его реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы, для выдвижения и проверки гипотез не связаны между собой жестко. В побуждающем диалоге мысль ученика как бы делает скачок к неизвестному. Поэтому школьник испытывает некоторую неуверенность. А так обычно и случается: класс высказывает массу неожиданных ответов, прежде чем выходит на нужную формулировку учебной проблемы, гипотезы. И только тогда побуждающий диалог прекращается.

Таблица №5. Подводящий и побуждающий диалог.

Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы
прием 1 о фактах: Что удивило Вас? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует точек зрения? прием 2 Сколько мнений в классе? прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле? прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем трудности? прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока?

 

Другое дело – подводящий диалог. Он управляет мыслью детей упорядоченно, ведет ее пошагово. Все его вопросы и задания доступны. Поэтому, вступая в диалог, ученики ничем не рискуют, почти всегда дают правильные ответы и только в самом конце испытывают удивление и приходит понимание полученного результата. Подводящий диалог не может быть прекращен и идет до последнего вопроса «на обобщение». Ради которого он собственно и затевался.

Также диалоги различаются своими развивающими результатами. Побуждающий диалог позволяет ученику выполнить подлинно творческие действия и, следовательно, более активно формирует творческие способности. Поэтому он обязателен при обучении сильных, способных учащихся. Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и является незаменимым при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Побуждающий диалог обладает сильным мотивирующим эффектом. Он подталкивает ребенка к принятию разных решений, не всегда верных, но при этом возникает обсуждение, которое учит детей высказывать точку зрения и аргументировать ее. Подводящий диалог планомерно, пошагово, иногда довольно медленно, но верно ведет учащихся к верному решению.

Технология проблемно – диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:

Результативной, так как обеспечивает высокий уровень усвоения материала, развитие интеллекта, творческих способностей;

Здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учеников за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю[12].

Данная технология является настолько универсальной, что ее использование не может ограничиваться только узким набором тем, которые можно рассмотреть и изучить на уроках географии в 7 классе. Мы рассмотрим один из уроков по географии с использованием данной педагогической технологии.

Технологическая карта урока

Предмет: География

Класс: 7

Тема и номер урока в теме: Австралия

Тип урока: Урок применения знаний и умений

Тема: Путешествие по Австралии. Города Австралии

Вид: Урок - путешествие

Цель: Сформировать у учащихся представление об Австралийском Союзе как о стране со своими особенностями природы, культуры, городах

Задачи

1.Предметные: обобщить знания по природе Австралийского Союза как страны со своими особенностями на примере городов, оценить картографические умения, применение знаний в нестандартных ситуациях

2.Метапредметные: развивать методологически умения, используя коллективную творческую работу.

3.Личностные: продолжить формировать научную картину мира, воспитание культуры общения при работе в группах, умение излагать и отстаивать свою точку зрения.

УУД

1.Личностные: самоопределение.

2.Регулятивные: целеполагание, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.

3.Коммуникативные: умение строить монологическую речь и диалог, сотрудничество с учителем и сверстниками.

4.Познавательные: умение структурировать знания.

Формы работы на уроке

Групповая, коллективная

Педагогические технологии

Групповая, коммуникативно-диалоговая технологии обучения

Оборудование

Карта Австралии, туристические памятки учащихся

Мотивация к деятельности

В чем уникальность Австралийского Союза и его государственного символа?

Уникальность состоит в том, что это единственное в мире государство, занимающее отдельный материк, государственным символом Австралии является уникальное сумчатое животное –кенгуру.

Закрепление материала

Узнай город по описанию:

- Искусственно созданный город для разрешения конфликта между конкурирующими городами. (Канберра)

- Один из красивейших городов мира, в прошлом назывался Джексоном. (Сидней)

- Молодой город с круглогодично работающими пляжами и крупнейшими месторождениями золота в мире. (Перт)

- Столица штата, где ежегодно проводятся фестивали и развлекательные мероприятия для туристов. (Аделаида)

- Второй по величине город страны, расположенный на реке Ярра. (Мельбурн)

- В названии города звучит имя его основателя и название реки, на которой он расположен. Город занимает второе место в мире по скорости роста населения. (Брисбен)

Таблица №2. Цели и этапы учебного процесса и методика их организации.

Цели Этапы учебного процесса Методика организ.
Знания Введение материала. Воспроизведение (проговаривание) Методы Задания
Умения Задачи и упражнения Задания
Навыки Многократное повторение действия Задания

Исходя из этих образовательных целей, творчески достигаются только знания. Отсюда следует вывод, что проблемный урок отличается от традиционного именно этапами введения и воспроизведения знаний(см.Таблица №3).

Таблица №3.Структура проблемного урока.

Цели Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся
з н а н и я введение постановка учебной проблемы - формулирование вопроса
    поиск решения – открытие нового знания
  воспроизведение выражение решения – выражение нового знания в доступной форме
    реализация продукта – представление продукта учителю и классу

 

Рассмотрим методы обучения(см.Таблица №4). При введении знаний ученик может пройти два творческих звена: постановку учебной проблемы и поиск решения. Каждое можно организовать тремя методами. Перечислим их поименно. Методы постановки проблемы включают: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Методы поиска решения содержат: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Теперь добавим к нашему перечню проблемных методов способы введения знаний на традиционном уроке объяснением нового материала. Постановка учебной проблемы сводится к объявлению темы, а поиск решения редуцирован до изложения новых знаний в готовом виде. При этом деятельность учеников неизбежно носит репродуктивный характер.

Таблица №4. Методы обучения.

методы проблемные     традиционные
постановки учебной проблемы побуждающий от проблемной ситуации диалог подводящий к теме диалог сообщение темы с мотивирующим приемом сообщение темы
поиска решения побуждающий к гипотезам диалог подводящий диалог от проблемы подводящий диалог без проблемы сообщение знания

 

Ниже более подробно рассмотрим подводящий и побуждающий к теме диалог (см.таблица №5). Побуждающий диалог представляет собой отдельные фразы: его реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы, для выдвижения и проверки гипотез не связаны между собой жестко. В побуждающем диалоге мысль ученика как бы делает скачок к неизвестному. Поэтому школьник испытывает некоторую неуверенность. А так обычно и случается: класс высказывает массу неожиданных ответов, прежде чем выходит на нужную формулировку учебной проблемы, гипотезы. И только тогда побуждающий диалог прекращается.

Таблица №5. Подводящий и побуждающий диалог.

Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы
прием 1 о фактах: Что удивило Вас? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует точек зрения? прием 2 Сколько мнений в классе? прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле? прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем трудности? прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока?

 

Другое дело – подводящий диалог. Он управляет мыслью детей упорядоченно, ведет ее пошагово. Все его вопросы и задания доступны. Поэтому, вступая в диалог, ученики ничем не рискуют, почти всегда дают правильные ответы и только в самом конце испытывают удивление и приходит понимание полученного результата. Подводящий диалог не может быть прекращен и идет до последнего вопроса «на обобщение». Ради которого он собственно и затевался.

Также диалоги различаются своими развивающими результатами. Побуждающий диалог позволяет ученику выполнить подлинно творческие действия и, следовательно, более активно формирует творческие способности. Поэтому он обязателен при обучении сильных, способных учащихся. Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и является незаменимым при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Побуждающий диалог обладает сильным мотивирующим эффектом. Он подталкивает ребенка к принятию разных решений, не всегда верных, но при этом возникает обсуждение, которое учит детей высказывать точку зрения и аргументировать ее. Подводящий диалог планомерно, пошагово, иногда довольно медленно, но верно ведет учащихся к верному решению.

Технология проблемно – диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:

Результативной, так как обеспечивает высокий уровень усвоения материала, развитие интеллекта, творческих способностей;

Здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учеников за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю[12].

Данная технология является настолько универсальной, что ее использование не может ограничиваться только узким набором тем, которые можно рассмотреть и изучить на уроках географии в 7 классе. Мы рассмотрим один из уроков по географии с использованием данной педагогической технологии.

Технологическая карта урока

Предмет: География

Класс: 7

Тема и номер урока в теме: Австралия

Тип урока: Урок применения знаний и умений

Тема: Путешествие по Австралии. Города Австралии

Вид: Урок - путешествие

Цель: Сформировать у учащихся представление об Австралийском Союзе как о стране со своими особенностями природы, культуры, городах

Задачи

1.Предметные: обобщить знания по природе Австралийского Союза как страны со своими особенностями на примере городов, оценить картографические умения, применение знаний в нестандартных ситуациях

2.Метапредметные: развивать методологически умения, используя коллективную творческую работу.

3.Личностные: продолжить формировать научную картину мира, воспитание культуры общения при работе в группах, умение излагать и отстаивать свою точку зрения.

УУД

1.Личностные: самоопределение.

2.Регулятивные: целеполагание, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.

3.Коммуникативные: умение строить монологическую речь и диалог, сотрудничество с учителем и сверстниками.

4.Познавательные: умение структурировать знания.

Формы работы на уроке

Групповая, коллективная

Педагогические технологии

Групповая, коммуникативно-диалоговая технологии обучения

Оборудование

Карта Австралии, туристические памятки учащихся

Путешествие по Австралии (урок-путешествие)

Цели и задачи:

1. Сформировать у учащихся представление об Австралийском Союзе как о стране со своими особенностями истории, культуры, городах; закрепить знание основных понятий, умение определять географические объекты на карте, по описанию и на слайдах;

2. Развивать умение обобщать и систематизировать изученный материал; находить нужную информацию и на ее основе составлять описание географического объекта по алгоритму; развивать географическое мышление; формировать грамотную речь; продолжить формирование умений и навыков работы с географическими картами.

3. Воспитывать в детях чувства товарищества, дружбы, умения работать в коллективе; дисциплинированность, ответственность и самостоятельность; развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: Карта Австралии, туристические памятки учащихся.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.