И элементы теоретического чертежа — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

И элементы теоретического чертежа

2017-05-21 744
И элементы теоретического чертежа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теория и устройство судна

 

Часть 1. Геометрия корпуса

И плавучесть судна

 

Учебное пособие

для студентов очного и заочного обучения

специальностей 180403.65 «Судовождение»,

180405.65 «Эксплуатация судовых энергетических установок»,

180407.65 «Эксплуатация судового электрооборудования

и средств автоматики»

 

 

Нижний Новгород

Издательство ФБОУ ВПО «ВГАВТ»

УДК 629.5.015.11

К36

 

 

Под редакцией д.т.н., проф. Роннова Е.П.

 

Кеслер, А.А.

Теория и устройство судна. Ч. 1. Геометрия корпуса и плавучесть судна: учеб. пособие / А.А. Кеслер – Н. Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2012. – с.

Изложены сведения о геометрии корпуса судов различных типов и показателях, характеризующих его размеры и форму; даны требования к построению теоретического чертежа корпуса и выполнению расчетов его основных элементов.

Приведены общие сведения о плавучести и схемах расчетов, выполняемых в практике судоходства для определения посадки судна или ее изменения; рассмотрены вопросы контроля плавучести.

 

 

Для студентов очного и заочного обучения специальностей 180403.65 «Судовождение», 180405.65 «Эксплуатация судовых энергетических установок», 180407.65 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики».

 

Работа рекомендована к изданию кафедрой проектирования и технологии постройки судов (протокол №12 от 27.06.2012 г).

 

 

Ó ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2012

 

 

Геометрия корпуса судна

И элементы теоретического чертежа

 

Плавучесть

Понятие плавучести.

Масса и координаты центра масс (тяжести) судна

 

Для определения посадки судна, с использованием системы уравнений (2.1), необходимо знать его массу и координаты центра тяжести.

Расчет массы судна (D) производится суммированием масс Рi отдельных его элементов, систем, устройств, грузов, запасов и т.д.

,

где n число слагаемых;
  i индекс слагаемой массы.

При представлении Рi в виде укрупненных масс расчет может быть выполнен по форме табл. 2.1.

Полную массу судна принято разделять на две части. К первой части относят массы, которые всегда находятся на судне: корпус с оборудованием, судовые устройства и системы, главные и вспомогательные механизмы, штатное снабжение, а также минимальное наполнение жидкостями трубопроводов, механизмов и цистерн. Совокупность этих масс составляет массу порожнего судна (масса судна порожнем).

Ко второй части (второй группе масс) относят грузы, массы которых могут изменяться от рейса к рейсу или в течение рейса; это – перевозимый груз, запасы топлива, воды, смазки и других расходных материалов, команда с багажом, запасы провизии, жидкий балласт. Все эти переменные массы образуют дедвейт судна или, иначе, полную грузоподъемность.

Наряду с дедвейтом (полной грузоподъемностью) используется понятие – полезная (чистая) грузоподъемность; последняя состоит из масс грузов и пассажиров с багажом, перевозка которых является назначением судна.

 

Таблица 2.1

 

Таблица нагрузки масс судна

 

Статьи нагрузки Pi, т zgi, м xgi, м Mzi, т.м. Mxi, т.м.
1. водоизмещение порожнем Корпус (с устройствами) Механизмы Системы Электрооборудование, радиооборудование и связь Запас водоизмещения          
Итого: судно порожнем
2. Водоизмещение в грузу Судно порожнем Команда с багажом Пассажиры с багажом Запас топлива и масла Запас воды Запас продовольствия Фекалии и сточные воды Груз в трюме №1 Груз в трюме №2 …………………. Разные массы          
Итого: судно в грузу

 

В соответствии с количеством принятых переменных грузов различают несколько водоизмещений, в том числе, водоизмещение порожнего судна (см. табл. 2.1 – судно порожнем).

Водоизмещение судна с полным грузом – (полное водоизмещение или водоизмещение в полном грузу) – масса судна при наибольшей допустимой осадке, установленной для него в рейсе.

Водоизмещение судна с полным грузом, но с 10% запасов (топлива, масла, провизии и других видов); это соответствует водоизмещению судна при возвращении его из рейса.

Для различных типов судов могут быть и другие типовые случаи состояния нагрузки масс.

На практике координаты центра масс (тяжести) определяют расчетным путем в табличной форме – в виде таблицы нагрузки масс судна (см. табл. 2.1).

Для каждой статьи нагрузки определяют Pi и координаты ее центра по длине и высоте судна: – соответственно.

Центр массы крупных составляющих находится, как правило, в диаметральной плоскости судна, т.е. уgi = 0. Непостоянные по величине массы размещаются таким образом, чтобы сохранить положение центра массы судна в диаметральной плоскости; при этом оно не будет иметь крена.

Для каждой из статей в таблице нагрузки определяют момент массы относительно координатных плоскостей; затем соответствующие моменты суммируются. При этом не следует упускать из вида, что и соответствующий момент Мxi могут иметь положительный или отрицательный знак.

Координаты центра масс вычисляют по формулам:

Массовое водоизмещение и координаты центра массы подсчитывают для различных случаев загрузки судна.

В эксплуатационной практике исходные данные по перевозимым грузам, которые необходимы для расчета нагрузки масс, можно определить по грузовому плану (рис. 2.7).

Такой план составляется с целью обеспечения: мореходности судна, сохранности грузов и обеспечения возможности принимать и выдавать грузы в портах по коносаментам (попартионно) [4]. На рис. 2.7 представлен одноплоскостной*) план для универсального сухогрузного судна при размещении в четырех трюмах грузов различных видов. Для каждого из грузов указываются: порт назначения; высота объема, занятого грузом (м); масса груза (т) и его объем (м3) (показаны в виде дроби); в прямоугольнике указано возвышение центра массы груза (м) над пайолом (поверхностью настила дна).

Рис. 2.7. одноплоскостной грузовой план

Грузовой план позволяет выполнить расчет суммарной массы грузов и положения центра тяжести этой массы по каждому из трюмов. Эти показатели используются для расчета нагрузки масс судна.

Масса и координаты центра тяжести судна порожнем, необходимые для выполнения расчетов по табл. 2.1, могут быть приняты, например, по судовому документу «Информация об остойчивости судна», который составляется в соответствии с [5].

При выполнении расчета нагрузки масс (см. табл. 2.1), для определения координат центра тяжести различных грузов может быть использован чертеж размещения грузов. Такой чертеж (на рис. 2.8 он представлен в схематизированном виде) выполняется на фоне, ограниченном контуром продольного сечения корпуса по диаметральной плоскости. На чертеже показываются (отмечаются) помещения, предназначенные для размещения различных грузов. Внизу дается шкала расстояний от миделя в нос и в корму, а в оконечностях корпуса наносятся шкалы расстояний от основной плоскости (ОП). Также показывается положение конструктивных шпангоутов, носового (НП) и кормового (КП) перпендикуляров.

Находящиеся на судне жидкие грузы (балласт, топливо, смазка, запас чистой воды, загрязненные воды и др.) размещаются в специальных цистернах. На чертеже (см. рис. 2.8) указываются емкость и координаты центра объема каждой из цистерн.

Применительно к сухогрузному судну по рис. 2.8 принято, что каждое трюмное помещение образовано прямостенными перекрытиями, которые образуют прямоугольный объем трюма. В этом случае заполнение трюма насыпным грузом (зерно, цемент, кокс, антрацит и др.) или навалочным (руда, известняк, апатит, дрова и др.) происходит без образования в нем «пустот», обусловленных неровностями стенок или их взаимным расположением. При этом условии с помощью шкал, нанесенных на поле изображения трюма (см. рис. 2.8), можно определить объем трюма, заполненный грузом данного вида и с известной массой, а также координаты центра тяжести этой массы. На изображении каждого трюма даны две шкалы, отнесенные к вертикали, которая располагается на середине размера трюма по длине судна и снабжена шкалой V тр. Одна из шкал представляет объем помещения трюма от уровня пайола (V тр), а другая (обозначена Ó) – определяет положение центра тяжести этого объема.

 

Рис. 2.8. Чертеж размещения грузов

При известном значении массы груза (Р, т) объем трюма, необходимый для его размещения , определяется по формуле

где m – удельный погрузочный объем данного груза, м3/т.

По шкале Ó, при известном значении , находится положение центра тяжести груза по высоте (z); соответствующее значение х определяется положением вертикали со шкалой . Полученные таким образом z и x, а также Р, используются для расчета нагрузки масс судна (табл. 2.1).

В некоторых случаях на чертеже размещения грузов по трюмам даются шкалы грузовместимости для генеральных грузов или насыпных [3].

На судах современной постройки информация о грузовых помещениях дается в виде таблиц, в которых, в зависимости от уровня заполнения помещения, указываются их объемы для зерновых и генеральных грузов, а также координаты центра тяжести этих объемов по длине и высоте судна.

Положение центра массы водоизмещающих судов по длине при полной загрузке обычно не выходит за пределы xg = ±0,02 L, где L – длина судна. Ордината центра массы, при отсутствии у судна крена, равна нулю.

Аппликата центра массы судна зависит от его типа и высоты борта; приближенно ее можно определить с использованием относительного значения , где Н – высота борта судна (табл. 2.2).

 

Таблица 2.2

 

Библиографический список

 

1. ГОСТ 1062-80. Размерения надводных кораблей и судов главные: термины, определения и буквенные обозначения. Введ. 01.07.1981. – М.: Изд-во стандартов. 1980. – 10 с.

2. ГОСТ 2.419-68. Правила выполнения документации при плазовом методе производства. Введ. 1.07.1985. –. М.: Изд-во стандартов. 1968. – 28 с.

3. Сизов, В.Г. Теория корабля: учеб. – 4-е изд., перераб. и дополн. / В.Г. Сизов. – М.: ТрансЛит, 2008. 464 с.

4. Справочник капитана дальнего плавания – 3-е изд., перераб. и дополн. / под ред. Хабура. – М: Транспорт, 1973. – 704 с.

5. Правила классификации и постройки морских судов. В 2 т. Т. 1, часть IV, Остойчивость / Российский морской регистр судоходства – СПб., 2008, – 500 с.

6. Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания. В 4 т. Т 2 / Российский речной регистр. – М.: 2008, 406 с.

7. Российский речной регистр (в 4 т). Т. 1 – М.: 2008., 272 с.

8. Российский речной регистр (в 4 т). Т. 4 – М.: 2008., 317 с.

9. Международная конвенция о грузовой марке 1966 г., измененная протоколом 1988 г к ней (КГМ-66/88): СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 1999. – 270 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица обозначений показателей по теоретическому чертежу

Оглавление

 

1. Геометрия корпуса судна и элементы теоретического чертежа ………………………………………………………  
  1.1. Теоретический чертеж и главные размерения корпуса ………………………………………………………..  
  1.2. Характеристики формы судового корпуса ………..  
  1.3. Расчет элементов теоретического чертежа ………..  
2. Плавучесть ………………………………………………….  
  2.1. Понятие плавучести. Посадка судна и параметры ее определяющие …………………………………………  
  2.2. Уравнение плавучести. Условия равновесия судна  
  2.3. Масса и координаты центра масс (тяжести) судна  
  2.4. Определение водоизмещения и координат центра величины для различных случаев посадки судна ……..  
    2.4.1. Определение V, x c, z c при посадке судна прямо и на ровный киль …………………………..........  
    2.4.2. Определение V, x c, z c при посадке судна с креном и дифферентом ……………………………..  
  2.5. Условие изменения посадки без наклонения судна  
  2.6. Изменение посадки при изменении плотности воды  
  2.7. Запас плавучести и его контроль …………………...  
Библиографический список …………………………………..  
Приложение ……………………………………………………...  

Теория и устройство судна

 

Часть 1. Геометрия корпуса

И плавучесть судна

Учебное пособие

 

Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО «ВГАВТ»

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

*) В пособии использованы принятые в отечественной литературе по теории корабля обозначения показателей по теоретическому чертежу и плавучести. В нормативных документах обозначения показателей могут быть другими (см. приложение).

*) График рис. 1.10 известен также под названием: кривые элементов плавучести и начальной остойчивости

*) При большом количестве мелких партий груза составляют грузовой план, имеющий несколько плоскостей, например, сечения по твиндеку, верхней палубе и т.д.

Теория и устройство судна

 

Часть 1. Геометрия корпуса

И плавучесть судна

 

Учебное пособие

для студентов очного и заочного обучения

специальностей 180403.65 «Судовождение»,

180405.65 «Эксплуатация судовых энергетических установок»,

180407.65 «Эксплуатация судового электрооборудования

и средств автоматики»

 

 

Нижний Новгород

Издательство ФБОУ ВПО «ВГАВТ»

УДК 629.5.015.11

К36

 

 

Под редакцией д.т.н., проф. Роннова Е.П.

 

Кеслер, А.А.

Теория и устройство судна. Ч. 1. Геометрия корпуса и плавучесть судна: учеб. пособие / А.А. Кеслер – Н. Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2012. – с.

Изложены сведения о геометрии корпуса судов различных типов и показателях, характеризующих его размеры и форму; даны требования к построению теоретического чертежа корпуса и выполнению расчетов его основных элементов.

Приведены общие сведения о плавучести и схемах расчетов, выполняемых в практике судоходства для определения посадки судна или ее изменения; рассмотрены вопросы контроля плавучести.

 

 

Для студентов очного и заочного обучения специальностей 180403.65 «Судовождение», 180405.65 «Эксплуатация судовых энергетических установок», 180407.65 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики».

 

Работа рекомендована к изданию кафедрой проектирования и технологии постройки судов (протокол №12 от 27.06.2012 г).

 

 

Ó ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2012

 

 

Геометрия корпуса судна

и элементы теоретического чертежа

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.