Классы глаголов I главного спряжения. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Классы глаголов I главного спряжения.



Основа настоящего времени глаголов I класса образуется путем прибавления к корню глагола тематической гласной -a-. Ударение постоянно на корне.
Модель основы настоящего времени глаголов I класса: `кореньљ+љa
К I классу относятся встречавшиеся ранее глаголы:

parasmaipada

khaad — «есть, питаться», о.н.в. kh`aada-
car — «ходить, жить», о.н.в. c`ara-
jiiv — «жить, существовать», о.н.в. j`iiva-
pat — «летать, падать», о.н.в. p`ata-
paTh — «читать», о.н.в. p`aTha-
vad — «говорить», о.н.в. v`ada-
vas — «жить, обитать», о.н.в. v`asa-

aatmanepada

ikS — «смотреть, воспринимать», о.н.в. `ikSa-
kamp — «дрожать, бояться», о.н.в. k`ampa-
bhaaS — «говорить, общаться», о.н.в. bh`aaSa-
vart — «вертеться, существовать», о.н.в. v`arta-
labh — «получать», о.н.в. l`abha-
shikS — «учиться», о.н.в. sh`ikSa-

U. vardh — «расти», о.н.в. v`ardha-

Корни глаголов с гласными i, u, R^i и L^i и оканчивающиеся на одну согласную, имеют в основе настоящего времени гласную корня в ступени guNa, т. е. i → е, u → о, R^i → ar, L^i → al. Например:
P. budh «будить; бодрствовать», о.н.в. b`odha-

Корни глаголов, оканчивающиеся на i или uu, имеют в основе настоящего времени эти гласные в ступени guNa (т.е. -e, -o). Перед тематической гласной -a гласные guNa изменяются по правилам sandhi: ељ→љay, ољ→љav. Например:
U. ji «побеждать», о.н.в. je + a → j`aya-
А. plu «плавать», о.н.в. plo + a → pl`ava-
ni «нести, вести», о.н.в. ne + a → n`aya-
P. bhuu «быть», о.н.в. bho + a → bh`ava-
Так как глаголы I класса образуют основу настоящего времени как глагол bhuu, то и весь I класс древнеиндийские ученые назвали bhvaadi (bhuu + aadi, aadi «начало»), что значит «начиная с bhuu, как bhuu».

Есть несколько глаголов I класса, образующих основу настоящего времени особым образом:
1. Глаголы gam «идти» и yam «держать» образуют основу настоящего времени с суффиксом cCh:
P. gam — g`acCha-
P. yam — y`acCha-
2. Глаголы paa «пить», sthaa «стоять» и некоторые другие образуют основу настоящего времени удвоением:
p. paa — p`iba-
U. sthaa — t`iSTha-

Основа настоящего времени глаголов VI класса образуется путем прибавления к корню глагола в слабом звуковом виде тематической гласной -a. Ударение постоянно на тематической гласной -a.
Модель основы настоящего времени глаголов VI класса: кореньљ+љ`а
Например: p. likh «писать», о.н.в. likh`a- U. tud «ударять», о.н.в. tud`a-
Так как все глаголы VI класса образуют основу настоящего времени как глагол tud, то древнеиндийские ученые назвали весь VI класс tudaadi.

У немногих глаголов, корень которых оканчивается на i, u(uu) и R^I, в основе настоящего времени iљ→љiy, u(uu)љ→љuuv и R^Iљ→љir.
У некоторых корней на -ar перед тематической гласной -a arљ→љir или ur,
у некоторых корней на a перед тематической гласной -a aaљ→љi(y).
Глагол iS «искать, желать» и некоторые другие образуют основу настоящего времени с суффиксом cCh: P. iS — icCh`a-



Основа настоящего времени глаголов IV класса образуется путем прибавления к корню глагола в слабом звуковом виде приметы -ya. Ударение постоянно на корне.
Модель основы настоящего времени глаголов IV класса: `кореньљ+љya
Например: P. tuS «радоваться, наслаждаться», о.н.в. t`uSya-.
Корни на -am удлиняют a перед ya:
P. bhram «бродить, ходить», о.н.в. bhr`aamya-
P. shram «уставать», о.н.в. shr`aamya-.
Корни на -iv удлиняют i перед ya:
P. div «играть», о.н.в. d`iivya-
По образцу глагола div весь IV класс назвали divaadi.
Корень darsh «видеть» образует основу настоящего времени способом супплетивизма — p`ashya- (от глаг. pash «видеть»).

Основа настоящего времени глаголов X класса образуется путем прибавления к корню глагола приметы -aya. Ударение постоянно на -aya.
Модель основы настоящего времени глаголов X класса: кореньљ+љ`aya
Например: U. kath «рассказывать», о.н.в. kath`aya-
U. cint «думать», о.н.в. cint`aya-
Корни глаголов с гласными i(ii), u, R^i, L^i, оканчивающиеся на одну согласную, имеют в основе настоящего времени звуковой вид guNa, т. е. iљ→љe, uљ→љo, R^iљ→љar, L^iљ→љal. Например: U. cur «воровать», о.н.в. cor`aya-. По образцу глагола cur весь X класс называется curaadi.

 

Упражнения

I. В предложениях со словами из прочитанных текстов определите классы глаголов:
ashvaH calati .. phalaM patati .. dhanena na tuSayati ..
patraM likhataH ..
sa madhyaahne kutra gacChati . tatra gacChati ..
raamaH phalaM khaadati .. sukhaM bhavet ..

II. Напишите слова шрифтом devanaagarii и их перевод, найдя значение незнакомых слов по словарю:

Существительные

m n f
udaya prabhata shobha
asta saaya nishaa
suurya namas (+ D.) dishaa
prakaasha   puurva-dishaa
kiraNa pashcima-dishaa
parvata dakSiNa-dishaa
shikhara uttara-dishaa
divasa  
madhyaahna
saayakaala

Глаголы

gam I кл.
bhuu I кл.
div IV кл.
darsh о.н.в. p`ashya- IV кл.
nam I кл.
udayaM gam восходить
astaM gam заходить (о солнце, о луне)

Прилагательные



komala pashcima
pracaNDa dakSiNa
puurva uttara

III. Переведите с русского:
луч (2) солнца (1), блеск солнца, вершина горы;
утром, днем, вечером, ночью;
северный, южный, восточный, западный;
север, юг, восток, запад.
На востоке солнце восходит. На западе солнце заходит.

IV. Прочтите текст, объясните случаи sandhi, определите формы слов, переведите:

suuryaH

prabhaate puurvadishaayaM suurya udayaM gacChati .
prabhaate suuryasya prakaashaH komalo bhavati .
suuryasya kiraNaaH parvataanaaM shikhareSu diivyanti .
janaaH prabhaate suuryaM namanti .
divase janaaH suuryasya shobhaaM pashyanti .
madhyaahne suuryasya prakaashaH pracaNDo bhavati .
saayaMkaale suuryo .astaM gacChati .
yadaa suuryo .astaM gacChati tadaa nishaa bhavati .
suuryaaya namaH ..

V. Текст для чтения и перевода:

varSaa R^ituH

varSaakaale nabho meghaacChanno bhavati .
gagane capalaa visphurati .
kvacit prakaashaM kvacid andhakaaraM bhavati .
saraa nadyaH hradaashaca jalaplaavitaa bhavanti .
varSaakaale vR^iSTyaa bhuumiH paMkilaa bhavati .
kr^iSakaaH svakSetraaNi karSanti biijaan vapanti ca .
madhuraaNi pakvaani aamraphalaani jambuuphalaani ca bhuumau patanti janaasataani khaadanti ca .
janaa varSaakaalasya svaagataM kurvanti ..

Слова

R^itu m — время года, сезон
varSaa f — дождь
varSaa-R^itu m — сезон дождей
varSaa-kaala m — время дождей
nabha m — небо
megha m — облако; туча
meghaacChanna — покрытый облаками, облачный
gagana n — небо
capalaa f — молния
vi-sphur — I кл. блистать; вспыхивать
kvacit... kvacit — то... то
andhakara m, n — мрак, темнота
saraa f — ручей
nadi f — река
hrada m — озеро
jalaplaavita — залитый водой, переполненный водой
vR^iSTi f — ливень
paMkila или paN^kila — грязный, размытый
kR^iSaka m — земледелец, пахарь
svakSetra n — свое поле
karS — I кл. пахать, обрабатывать
biija n — зерно, семя
vap — I кл. сеять
madhura — сладкий
pakva — спелый
aamraphala n — плод дерева аира
jambuuphala n — плод дерева джамбу
jana m — человек
taani А. pl. n — от <они>, т.е. <их>
svaagata n — приветствие (по случаю прихода)
svaagataM kar — приветствовать приход кого- или чего-либо (+ G.)
kurvanti — 3 л. pl. pr. от kar.

оглавление

Занятие XVI

 

Упражнения.

Образование основ настоящего времени.
Второе главное спряжение.

Второе главное спряжение включает шесть классов глаголов: II, III, V, VIII, VII и IX. Классы глаголов II главного спряжения имеют следующие общие признаки:
1) отсутствует гласная основы, личные окончания присоединяются непосредственно к корню (поэтому второе главное спряжение называется еще атематическим); корень может иметь аффиксы или удваивается;
2) каждый корень выступает в двух звуковых видах, в среднем/сильном (ступень guNa) и в слабом;
3) из среднего звукового вида корня — ступень guNa — образуются формы: единственное число parasmaipada настоящего времени и imperfectum; 1-е лицо всех трех чисел parasmaipada и aatmanepada в imperativus; 3-е лицо единств. числа parasmaipada в imperativus. Остальные формы системы настоящего времени образуются из корня в слабом звуковом виде.
4) Ударение в формах со средним звуковым видом корня падает на корень или основу глагола, ударение в формах со слабым звуковым видом корня падает на личные окончания.






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.009 с.