Когнитивная и к атектичес к ая ориентация в организации действия — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Когнитивная и к атектичес к ая ориентация в организации действия

2017-05-20 277
Когнитивная и к атектичес к ая ориентация в организации действия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Влекомый своими побуждениями и потребностями, действующий организм ориентируется на социальные и несоциальные объекты двумя существенно различными, но проявляющимися одновременно и неотделимыми друг от друга способами. Во-первых, он «катектирует» отдель­ные объекты или классы объектов, приписывая им значе­ние прямого удовлетворения или отсутствия удовлетворения импульсивных потребностей12. Он также может проявлять привязанность к объекту как источнику удов­летворения13 или отвращения к нему как источнику ли­шения удовлетворения. Во-вторых, действующий орга­низм познает объектную область, различая объекты и по-разному оценивая их свойства. Поведение актора лишь тогда может стать организованным относительно катек-тически-когнитивных различений, когда он знает, как объекты относятся друг к другу и к его собственным по­требностям.

12 Для наших целей желательно различать аффект и катексис. Аффект ха­рактеризует состояние организма — состояние эйфории или дисфории в какой-либо их разновидности. Катексис характеризует состояние орга­низма — состояние эйфории или дисфории — по отношению к некоторо­му объекту. Таким образом, термин катексис шире, чем термин аффект, это аффект плюс объект. Это объективно-ориентированный аффект. Он подразумевает приписывание объекту аффективного значения, которое от­носится к одному или более свойствам объекта, однако в нашем изложе­нии мы принимаем, что катексис относится не к свойству объекта, но лишь к отношению между актором и объектом. Кроме того, в этом понятии не подразумеваются какие-либо дополнительные указания на активное или пассивное отношение актора к объекту.
13 У нас нет необходимости уточнять содержание понятия удовлетворения. Удовлетворение, конечно, может относиться к таким содержаниям опыта или состояниям, которые обычно рассматриваются как удовольствия, на­пример любовь, физический комфорт и т.п. При определенных условиях удов­летворение может приносить и такой опыт, который обычно считается не­приятным, например боль, ужас, отвращение, но вследствие особой организации данной системы личности имеет удовлетворяющие последствия.

 

Существенными факторами в мотивационной ориен­тации, таким образом, являются когнитивное и катектическое различение объектов. Когда такие различения упо­рядочены устойчивым образом, они образуют систему ориентации. Актор выбирает или подчиняется налагае­мому на него культурой выбору между доступными ему объектами, имея в виду их потенциальные возможности удовлетворения потребностей; он выбирает также меж­ду различными формами их возможных значений. Наи­более примитивной формой такого выбора, по-видимо­му, является принятие, например, пищи, сохранение удобного места и т.д. и отказ — выплевывание пищи, уход с места или уклонение.

Распространяющаяся во времени в любой системе поведения катектически-когнитивная ориентация по от­ношению к миру объектов всегда вызывает ожидания удовлетворения или отсутствия удовлетворения, полу­чаемого или достигаемого от определенного объекта или классов объектов. Действие включает в себя не только различение и выбор непосредственно присутствующих объектов и, сразу вслед за этим, приложение усилий, принятие или отклонение, но также и ориентацию на будущие события в аспекте их значимости для удовлетворения или отсутствия удовлетворения. Одним из важ­ных аспектов действия, таким образом, является разли­чение между непосредственно доступными и будущими удовлетворениями и сопоставление их относительной ценности.

Ожидания и оценки

В тех случаях, когда существуют альтернативные возможности для удовлетворения в данной ситуации или альтернативы распределены между ситуациями в насто­ящем и будущем, актор должен иметь средства, которые позволили бы ему решить, каким альтернативам или ком­бинациям альтернатив должно следовать. Процесс реше­ния относительно альтернатив, рассмотрения их в свете тех последствий, которые они могут за собой повлечь, называется оценкой. Она является более сложным про­цессом выбора, протекающим на основе различений, об­разующих когнитивно-катектическую ориентацию.

Существует множество возможных способов, кото­рыми, с ориентацией на ожидаемые события, может быть организовано действие. К числу наиболее важных кате­горий реакции ожидания относится пара активность— пассивность. С одной стороны, актор может активно до­могаться объектов и манипулировать ими ради своих целей14, он может также исследовать ситуацию, пытаясь найти неизвестные прежде возможности. С другой сто­роны, он может пассивно ожидать воздействия возмож­ных ситуаций и не проявлять интереса к позитивным, но еще не достигнутым целям. (Возможны различные ком­бинации активных и пассивных элементов, например, по­зитивные усилия, направленные на то, чтобы избежать ситуации, которая представляется угрожающей, или привлечение других на помощь для борьбы с грозящей опасностью.)

14 Когнитивно-катектические и оценочные ориентации связаны с «усилием» актора. В соответствии с ценностным стандартом и (или) ожиданием актор, прилагая усилия, манипулирует своими собственными ресурсами — своим телом, голосом и т.д., дабы способствовать, прямо или косвенно, приближе­нию некоторой катектической означенной цели — объекта или состояния.

 

Обучение

Теперь разработка системы координат теории дей­ствия подошла к такому моменту, когда становится умест­ным введение понятия "обучение"15. Оно представляет со­бой не только приобретение «информации» (т.е. специфических моментов когнитивной ориентации) о свой­ствах мира объектов; это также и приобретение новых «эта­лонов ориентации». Иначе говоря, обучение включает в себя приобретение новых способов видения, желания и оценивания, то есть предрасположенности к приближе­нию или отдалению; к активному поиску в каких-то ситуа­циях или к тому, чтобы «притаиться» и ожидать; к тому, чтобы держаться в отдалении от опасного объекта или кон­тролировать его.

Особенно важным в обучении являются степень и сфера действия обобщения16, вводимого в ориентации актора по отношению к миру объектов. Обобщения пред­ставляют собой формы определения ориентации актора по отношению к тем объектам, которые еще не встреча­лись в его опыте. При этом происходит распределение таких конкретных объектов, встречающихся в ситуации, по общим классам. Обобщение, по-видимому, является наиболее важным механизмом обучения при усвоении актором систем культурных символов. Как системы ко­ординат, как содержание коммуникации и как центры общей ориентации культурные эталоны должны обладать таким содержанием, которое по степеням общности пре­восходит частности всех конкретных ситуаций и опытов. Обобщение, осуществляемое в ходе когнитивных процес­сов, оказывает влияние и на катектический аспект ориентации. Например, благодаря обобщению становится воз­можным катектическое отношение не только к отдель­ным объектам, но и к классам объектов.

15 Обучение является процессом изменения способов ориентации по отно­шению к миру объектов, включающему личность актора, идеи, культуру, социальные объекты и т.д.

16 Известно, что термин «обобщение» имеет два основных общепринятых значения: 1) различение объектов, которые до этого относились к одной недифференцированной категории, и образование двух или более классов, по-прежнему обладающих некоторыми общими свойствами, и 2) отожде­ствление общих свойств в группе событий, прежде считавшихся различны­ми. Общее для обоих значений — организация мира объектов с помощью категорий. В тех случаях, когда это различие значений является важным, мы будем уточнять, какое из них используется.

 

Обобщение как когнитивный механизм упорядочи­вает мир объектов и посредством этого определяет струк­туру альтернатив ориентации действия. В ожиданиях ак­тора мир представляется составленным из классов объектов, в том числе и отдельных объектов, определен­ных и дифференцированных с точки зрения свойств, су­щественных для актора. Кроме того, опыт удовлетворе­ния или отсутствия удовлетворения от отдельных объектов может быть обобщен и на такие объекты, кото­рые актор при определении ситуации включает в те же классы, что и исходные объекты.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.