Эмоциональная характеристика цветосочетаний — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмоциональная характеристика цветосочетаний

2017-05-20 448
Эмоциональная характеристика цветосочетаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Желтый – ультрамариновый
Оранжевый - синий (сине-зеленый)
Красный – зеленый (сине-зеленый)

Пурпурный – зеленый (лиственный)
Фиолетовый – лимонно желтый
1 Желтый – красный
Золотой – красный
Оранжевый - красный
2 Желтый – пурпурный
Золотой – пурпурный
Желтый – зеленый (листв.)
Желтый – оливковый
Оранжево-красный - зеленый
3 Оранжевый – фиолетовый
Красный – синий
Красный – ультрамарин
Оранжевый – ультрамарин
4 Синий – розовый
Пастельно-зеленый – красный
Пастельно-зеленый – синий
Пастельно-зеленый – розовый
5 Коричневый – зеленый
Темно-коричневый – охра
Темно-коричневый - синий
6 Зеленый – серый
Синий – серый
Красный – черный
Желтый – черный
Желтый – белый
Красный – белый
Синий – белый
Розовый – белый

Напряженный контраст, эффект движения
Сильное впечатление
Максимальный контраст между энергичностью и спокойствием
Жизнеутверждение
Контраст между тяжестью и легкостью
Лучезарность, радостная теплота
Пышность, роскошь
Резко кричащий
Неблагозвучность, подвижность
Мощь, достоинство, праздничность
Веселье, радость
Диссонанс, подвижность
Импульсивность
Опьянение, оглушение
Волнение
Впечатление резкой силы
Резкость, претенциозность
Робость, застенчивость
Неуверенность
Пассивность, неясность
Нежность, слабость, радушие
Заземленность
Жесткость, неподвижность, приземленность
Тяжесть, грубоватость, бескомпромиссность
Пассивность
Нейтральность, холодность
Подавленность, опасность, тревога
Фиксация внимания
Просветление
Чистота, холодность
Слабость

Естественно, в перечисленных характеристиках цветов и цветосочетаний есть определенная условность. Восприятие цвета у каждого человека индивидуально и может не совпадать с нормами цветоведения. К тому же надо учитывать, что указанные цвета оказывают на человека подобное воздействие, только занимая большую часть интерьера. Если они играют роль цветовых акцентов, то их воздействие заметно ослабевает. Чтобы эти таблицы не воспринимались как оторванная от жизни теория, хотелось бы рассмотреть несколько конкретных примеров.
Пара оранжевый-красный. Действительно, союз родственных и очень активных цветов, дает очень сильное впечатление, сравнимое с резким криком. Можно предположить что, если эти цвета будут преобладать в интерьере, в нем будет невозможно долго находится. Зато в виде небольших акцентов, сочетание оранжевого и красного, создаст необходимый заряд бодрости и приподнятости. Более того, воздействие этих цветов настолько активно, что добавленные даже в очень небольших количествах, они могут “вытянуть” даже самый безликий интерьер. Чем нейтральнее будет окружающая среда, тем гармоничнее будет получившаяся гамма. Оранжево-красные оттенки прекрасно сочетаются с различными серыми или с такой пассивной парой цветов, как пастельно-зеленый – синий. В любом случае надо помнить, что оттенки красного предназначены скорее для активной жизнедеятельности, чем для сна или сосредоточенности. Их возбуждающие свойства и ярко выраженная материальность хороша для столовой, кухни, комнаты для игр и конечно для ванной, где мы точно не собираемся спать. Имеет смысл использовать их в зоне умывания или душевой, но не там где стоит ванна, потому что в ванной, как правило, мы пытаемся расслабится и отдохнуть. Не стоит боятся активности этого сочетания, в ванной его всегда можно разбавить и смягчить большим количеством белого цвета (сантехника, мебель, пол и т.д.)
Еще одна пара – фиолетовый - лимонно-желтый. В чистом виде они дают действительно очень сильный контраст между тяжестью и легкостью, тенью и светом. Сразу напрашивается мысль, что в таком варианте их нельзя применять в жилом интерьере. Но можно смягчить контраст, разбелив оба цвета до достаточно светлого оттенка, и после этого спокойно использовать.
Или, к примеру, сочетание золотого и пурпурного цветов. Традиционное сочетание, ассоциирующееся с дворцовой роскошью и величием. Оно сразу подсказывает возможный выбор стилистики интерьера, т.к. больше подходит для классики, нежели для авангарда. Присутствие в ванной комнате современного сантехнического оборудования должно несколько “разбавить” излишнюю помпезность этого сочетания цветов.
Теперь рассмотрим несколько пар, обьеденненых в таблице под номером 3. Это сочетания оранжевых и красных с различными оттенками холодных – синим, фиолетовым и ультрамарином. Как видно из таблицы, сочетания сильные и неспокойные. Будучи в большинстве они едва ли могут быть, рекомендованы для жилого интерьера. Только в “небольших дозах”! Эти цветосочетания довольно эпотажные и кричащие. Но, зато, проанализировав их свойства, можно предложить использовать эту гамму в больших общественных интерьерах, допустим – в местах “массовых мероприятий”. Эти цвета волнуют и оказывают сильное воздействие на психику, обеспечивая дополнительный выброс адреналина. Конечно, желающие могут использовать их и в частном интерьере, особенно те люди, которые хотят произвести сильное впечатление на окружающих. Но не стоит применять их в помещении, где жильцы проводят много времени. Можно оформить в синих и красных тонах, например гостевую ванную комнату, которой пользуются от раза к разу.
Любая, “проблемная” гамма при грамотном использовании может быть довольно удачной. Напряженное сочетание цветов можно смягчить, “разбелив” оба цвета или поместив их в нейтральную среду.
Чтобы завершить эту тему, хотелось бы сказать, цветовые эффекты могут частично компенсировать неблагоприятные воздействия процессов и микроклимата, улучшить информативность и ориентацию в пространстве.
Компенсация тепловой избыточности или недостаточности прямо связана с холодными или теплыми цветами. Отсюда идут и рекомендации окраски стен помещений в зависимости от ориентации по странам света. В помещениях обращенных на юг, холодные тона лучше поглощают тепловые лучи, снижают яркость освещения, ликвидируют психологическое воздействие “жаркого” солнечного света.
Повышенная шумность в помещении может быть частично компенсирована преобладанием тепловых цветов, поскольку они уменьшают слуховую чувствительность.
Санитарно-гигиенические условия чаще всего связывают с чистотой помещения и белым цветом (или светлым тоном), на котором заметнее пыль, грязь, посторонние предметы. Цвет становится психологическим фактором более частой уборки, поддержания чистоты и порядка.

Контрастные и нюансные гармонии (гаммы)
Если все что говорилось выше, относилось, в основном, к свойствам и характеристикам отдельных цветов, то теперь хотелось бы поподробнее остановиться на самом главном – как эти цвета грамотно соединять в одном интерьере.
Возможности гармоничных сочетаний цветов неисчерпаемы. Они могут быть простыми или сложными, но, тем не менее, их многообразие сведено к двум типичным группам:
нюансные гармонии
контрастные гармонии
Гармония при восприятии сочетания цветов возникает именно тогда, когда создается ощущение бело-серого ахроматического цвета на сетчатке глаза.
Если посмотреть на цветовой круг, то можно увидеть, что многие цвета контрастны друг другу. Сильный контраст между теплой и холодной половинкой круга. Отчетливый контраст между, например, желтым и красным – по светлотности. То есть, за исключением пар цветов соседствующих друг с другом все остальные цвета в той или иной мере контрастны. Но далеко не все комбинации контрастных цветов гармоничны.
Цветовой круг в связи с этим указывает на дополнительные цвета, противолежащие относительно диаметра, как на компоненты гармоничного сочетания. Это основа для контрастных гамм.
Проводя в цветовом круге диаметр через середину любого цвета, легко определить пары противолежащих цветов, которые называются дополнительными или взаимодополняющими (Рис.1.3). Таким образом получаются классические пары:
Желтый – фиолетовый
Синий – оранжевый
Красный - зеленый
Цвета, составляющие контрастную гамму, могут быть сколь угодно сложными, но, если в их основе лежат взаимодополняющие цвета, гамма будет гармоничной. Помимо цветовых тонов на гармоничность сочетания влияют их насыщенность, световой тон, отношение площадей. “Закон площадей” отражает ощущение равновесия сочетающихся цветов, в разных взаимодополняющих парах он выражается по-разному.
Желтый и фиолетовый контрастны друг другу по следующим признакам: желтый – самый светлый, легкий и контактирующий, фиолетовый – самый темный, тяжелый и замкнутый. Их соотношение в чистом виде должно быть 1желтого/3 фиолетового.
Синий и оранжевый – сильный контраст тепла и холода. Их идеальное соотношение – 2 синего/1 оранжевого.
Красный и зеленый цвета – это максимально сильный контраст между активностью и пассивностью, динамикой и статикой. Закон площадей в этом случае выражается как 1/1.
Все остальные цвета в круге противолежащие относительно диаметра тоже будут дополнительными и, следовательно, пригодными для гармоничного декорирования интерьера. Причем можно обратить внимание, что чем холодней становиться, например, красный цвет, тем теплей (ближе к желтому) становиться дополнительный зеленый.
Как применяются контрастные гаммы в интерьере? Как правило, гамма строится на трех ведущих цветах, один из которых является основным в интерьере. Причем, в случае использования контрастной гаммы, берут два родственных цвета и один контрастный им дополнительный. Надо решить какой цвет в вашем интерьере будет ведущим, и после этого подобрать к нему дополнительный. Например, в интерьере за основные цвета берутся оранжевый и оранжево-красный. В качестве контрастного цвета, в этом случае, надо взять сине-зеленый. Помимо “закона площадей” для каждой контрастной пары, существует общее правило для соотношения цветов в интерьере: чем ярче и насыщеннее цвет, тем меньшую площадь он должен занимать.
Как работают контрасты? Помещенный на контрастный фон цвет выглядит наиболее ярким и выразительным. Контрасты способствую выявлению свойств “ведущего” в интерьере цвета, привлекают внимание к предметам и зонам в помещении, разбивают монотонность.
Совершенно необязательно чтобы контрастная гамма строилась на основе только очень ярких и насыщенных цветов. Пару взаимодополняющих цветов можно сильно разбелить, доведя цвета до пастельных оттенков или наоборот усложнить, сделать цвета более глухими при помощи черного цвета. Первоначальный контраст заметно смягчится, может быть практически незаметен. При этом пара дополнительных цветов, “скрывающаяся” в сложных оттенках, все равно будет вносить необходимое оживление в интерьер.
Контрастная гамма может быть построена из оттенков цветов, образующихся при смешении двух взаимодополняющих. Обычно это очень гармоничное сочетание, потому что все оттенки лежат в поле действия пары дополнительных цветов. (Рис. 1.8)
Помимо контрастов хроматических цветов, имеются и типы контрастных гармоний, возникающих при сочетании основных цветов и ахроматических серых. Наиболее выразительны следующие сочетания:
Светлый серый
- синий
- зеленый
- фиолетовый
Средний серый
- красный
- оранжевый
- синий
Темный серый
- желтый
- оранжевый
- синий
- зеленый
Подобные контрасты более мягкие, чем между взаимодополняющими цветами. Кстати, чтобы смягчить сильный контраст между дополнительными цветами, рекомендуют поместить между ними какой-либо ахроматический цвет – белый, серый или черный. Необходимо так же знать, что хроматические цвета, помещенные на серый фон, не меняют своих характеристик. На белом фоне любой цвет будут казаться темней, чем он есть на самом деле, на черном – светлей. Очень интересно ведет себя белый ахроматический цвет, помещенный на какой-нибудь цветной фон. Он приобретает оттенок цвета, дополнительный к тому цвету, на котором его разместили. Т.е. – белый цвет на синем фоне приобретет легкий оттенок оранжевого и т.д. (Рис. 1.5)
И, как уже упоминалось, может быть, контраст между насыщенностью цветов и между их световыми тонами. Эти два последних контраста становятся особенно актуальными, в случае сближения цветовых отношений, т.е. когда в интерьере используется нюансная гамма.
Нюансная гамма (гармония) может представлять собой монохромную гамму в пределах одного цветового тона, когда цвет изменяется только под воздействием черной или белой краски в темную или светлую сторону. (Рис.1.6 и 1.7) Или это может быть гамма цветов, близко расположенных в цветовом круге и являющимися родственными (например, – желтый, желто-оранжевый, оранжевый, оранжево-красный и собственно красный). А так же сюда относится ахроматическая гамма – серый, белый и черный. Нюансные гармонии очень спокойные и приятные для глаз человека. Но чтобы интерьер не выглядел “замыленным”, необходимо вводить и в нюансную гамму свою долю контрастов. Одна из самых распространенных ошибок покупателей, это попытка подобрать, например, к цветной сантехнике кафель в тон. Во-первых, все равно не получится – разница в материале и способе обработки фактур не позволит подобрать абсолютного брата-близнеца. А во-вторых, отсутствие контраста между сантехникой и плиткой “гасит” достоинства и той и другой. Поддержать необычный цвет сантехники может только контрастный, но не слишком интенсивный фон. Цвет в интерьере не должен иметь одинаковую насыщенность и световую тональность. Грамотно построенный интерьер, имеет как минимум три световых тона: самый темный, средний и светлый. Так же как и в “законе площадей”, одна из тональностей обычно преобладает в интерьере. Вторая тональность родственна первой и третья, занимающая меньшую площадь, выступает в качестве контрастного акцента. Как правило, большую площадь в интерьере занимает спокойный средний тон, а темный или светлый тона создают необходимый контраст. То же происходит и с насыщенностью цвета.
Чаще всего, контрастную ко всему остальному интерьеру ванной комнаты насыщенность, тональность и цвет, имеют аксессуары, светильники, текстильные принадлежности, фрагменты корпусной мебели – дверцы, столешницы и небольшие “вкрапления” в плитке. Правда, если мебель и все остальные предметы в ванной комнате нейтральны и достаточно “бесцветны”, основную цветовую нагрузку могут взять на себя большие поверхности – стены, пол и потолок.
Любителям монохромной (нюансной) гаммы можно порекомендовать ввести в интерьер белые элементы. Белый цвет необыкновенно освежает и создает необходимый контраст. Более того, если на одной плоскости (например, на стене) два цветных элемента не гармонируют между собой, то надо обвести меньшую деталь белым контуром. Белый цвет “помирит” спорные цвета.
Если интерьер строится на цветовых контрастах, то для акцентирующих элементов выбирают цвет дополнительный к основному, ведущему. Но от белого цвета тоже не стоит отказываться, – он хорош практически в любой ситуации.
Помимо контрастов между цветами в интерьере обязательно должен присутствовать контраст фактур: блестящего и матового, гладкого и шероховатого. Контраст фактур также способствует выявлению “личных” свойств каждой поверхности. Так же как в цветовых отношениях, при комбинировании фактур в интерьере, надо решить какая фактура будет основной – матовая или блестящая. Выбранная фактура займет большую площадь ванной комнаты, контрастная к ней – меньшую.
Допустим, вы решили, что ванная комната будет решена в теплой, природной гамме и основные поверхности будут матовые. Для пола можно взять искусственно состаренную, “потертую” плитку терракотового цвета. Керамическая плитка из той же коллекции, но на тон-два светлее пойдет на стены. Верхнюю часть стены и потолок можно выкрасить в светло-охристый цвет. Сантехника подбирается с матовой поверхностью, можно взять белую, можно – светло-бежевую. Мебель нужна без сильного глянца, предпочтительно из породы дерева, дающего теплый цвет – например из ореха. Эти крупногабаритные предметы и составят основной цвет коллекции. Что же в этом случае будет играть роль контраста? Проанализировав природу основного цвета можно сделать вывод, что в его основе лежит оранжевый. К оранжевому дополнительный цвет – синий. Еще не повредит в этом случае контрастный ахроматический цвет, в данном случае белый. В качестве фактурных контрастов могут выступить блестящие поверхности смесителей, ручек, фурнитура светильников, коврики и полотенца с высоким ворсом. Бордюр будет сочетать в себе цвет пола, нейтральный белый и синий цвета. Коврики и купальные принадлежности могут быть синими (необязательно брать один цвет, это могут быть несколько родственных оттенков). Металл предпочтителен золотой (латунь), цвет плафонов светильников может быть белым, синим или голубым.
Примерно, таким образом, надо рассуждать при выборе гаммы для интерьера ванной комнаты.
Если вы предпочитаете сильные контрасты между чистыми цветами, например красным и зеленым и еще хотите ввести в интерьер черный цвет, имеет смысл в качестве основного цвета выбрать белый. Нейтральный белый или светло-серый фон прекрасно подойдет для красной сантехники и мебели, выполненной в нескольких контрастных цветах.
Одно из основных правил – чем ярче и декоративнее предметное наполнение в ванной комнате, тем нейтральнее должны быть стены, потолок и пол. Нейтральная основа “удержит” любое смешение цветов и стилей в рамках гармоничного сочетания. Причем нейтральность совершенно необязательно должна выражаться в ахроматической гамме или в “бледности” цвета. Локальность окраски, отсутствие контрастных швов и рисунка тоже создают нужный эффект.
Главное в работе с цветовым решением интерьера – сразу определится с основным цветом, и тем образом, который он создает. Все остальные действия должны быть направлены на поддержание этой основы. Либо вы выбираете контрастные цвета для акцентов, либо родственные. При выборе нюансной гаммы, решите что, в таком случае, будет играть роль контрастных элементов. Точно так же надо определится с ведущей тональностью, насыщенностью и фактурой в интерьере. Затем определится, какие их акцентирующих элементов будут главными: светильники, аксессуары или декоративные элементы. Текстильные аксессуары занимают немалую площадь в ванной комнате и могут достаточно сильно воздействовать на общий колорит. Поэтому их лучше приобретать после завершения отделки, когда становится понятно, чего же именно не хватает, контрастов или нюансов.
В заключение рассуждений о цвете, хотелось бы заметить, что гармония не может быть регламентирована строгими, узкими правилами. Любая теория – лишь первоисточник, и возможности творческого поиска бесконечны.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.