Термин «критическое мышление». Возникновение технологии. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Термин «критическое мышление». Возникновение технологии.

2017-05-20 467
Термин «критическое мышление». Возникновение технологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Термин «критическое мышление» (от греч. оценка, разбор, обсуждение) известен очень давно из работ таких психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, Д. Дьюи. На основе работ этих ученых Ч. Темп л, К. Мередит, Д. Стилл, С. Уолтер разработа­ли проект «Чтение и письмо для развития критического мышления». Данная технология в России стала известна с 1997 г. Понятие «творческое» и «критическое» мышление у Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсона.

Ученик с развитым критическим мышлением представ­ляет собой самореализующуюся и самообразовывающуюся личность. Для того чтобы опыт подобного мышления приобретался и накапливался, процесс критического ана­лиза должен быть систематическим, что и предполагается образовательной технологией «Развитие критического мыш­ления через чтение и письмо».

Цель образовательной технологии: развитие мыс­лительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с ин­формацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Технология предполагает не только получение готовых знаний как необходимое условие успешной ка­рьеры, но и то, что ребята научаются адаптироваться к меняющимся условиям, общаться, работать в диалоге, не вступая в конфликт, получать знания самостоятельно, брать на себя ответственность за получение новых знаний в течение всей жизни.

Алгоритм построения урока в рамках технологии вклю­чает в себя три фазы: вызов, осмысление и рефлексия.

Первая стадия (фаза) урокавызов. Перед учителем стоит задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу.

Вторая стадия (фаза) — осмысление. На этой стадии идет непосредственная работа с информацией с помощью технологических приемов.

 

Третья стадия (фаза) -- рефлексия. На этой ста­дии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Стадия рефлексии дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысления информации.

. Технологические приемы

Каждой стадии урока в технологии критического мыш­ления соответствуют определенные приемы. Разбор техно­логических приемов: бортовой журнал, взаимообучение, ключевые слова, «мозговой штурм», таксономия вопросов, дискуссия, трехчастный дневник, двухчастный дневник, зигзаг, «лови ошибку», маркировка текста (инсерт), со­ставление кластера, многоуровневая рефлексия, «оставьте за мной последнее слово», работа с повествовательным текстом, или чтение со стопами, шляпы мышления — не­обходимо показывать с применением текстов.

Дается характеристика всех приемов и их особенностей при работе с текстом.

. Разработка уроков с применением технологических приемов на различных стадиях урока

Стадии урока: вызов, осмысление, рефлексия. Цели уро­ка. Конспект урока, проведенного в рамках предложенной модели. Технологические приемы на различных стадиях. Работа с текстом. Домашнее задание.

Список рекомендуемой литературы к занятию темы 2.2.

Бона Э. де. Шесть шляп мышления. — М., 1997. Валъкова И.П., Низовская И.А., Задорожная Н.П., Буйских Т.М. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии): метод, пособие / под общ. ред. И.А. Низовской. - - Бийск: ФПОИ, 2005.

3. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. — М., 2002.

4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыс­лить критически. — М.: Просвещение, 2004.

5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Ком-петентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое по­собие. — М.: АПКиППРО, 2005.

6. Критическое мышление и новые виды грамотности / Сост. О. Варшавер. — М.: ЦГЛ, 2005.

7. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образователь­ные технологии и педагогическая рефлексия. — СПб.: КАРО, 2003.

8. Кулюткин Ю. Н., Спасская Е. Б. Образовательные тех­нологии и педагогическая рефлексия. — СПб.: КАРО, 2002.

9. СтилДж., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. Попу­ляризация критического мышления: пособие. — М., 1997.

10. Суворова Н.Г. Парад приемов: «Зигзаг», «Кубик», «Шляпы мышления»: курс лекций // Теоретические и методические основы преподавания в школе. — М.: Новый учебник, 2002.

И. Турин Л.А. Как развивать критическое мышление школьников // Практические советы учителю. 2004. № 5. — Ростов н/Д

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.