Наука как социальный институт — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наука как социальный институт

2017-05-20 182
Наука как социальный институт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАНЫ

«Биологическое и социальное в человеке»

1. Наиболее распространённые теории происхождения человека:

а) религиозная

б) эволюционная теория Ч. Дарвина

в) трудовая теория Ф. Энгельса.

2. Биологическая природа человека:

А) признаки естественные для природы (инстинкты, живорождение, использование предметов природы)

Б) уникальные признаки человека (развитый головной мозг, абстрактное мышление, речь, особое строение руки).

3. Социальные признаки человека:

А) творческая деятельность

Б) создание орудий труда

В) коллективный труд

Г) общение.

4. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

 

«Биологическое и социальное в человеке»

1. Проблема антропосоциогенеза.

2. Ключевые теории происхождения человека:

а) религиозная

б) эволюционная теория Ч. Дарвина

в) трудовая теория Ф. Энгельса

3. Биосоциальная природа человека:

а) человек — часть природы

б) человек — существо общественное

4. Крайности социологических и биологических подходов к человеку.

5. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

 

«Биологическое и социальное в человеке»

1. Ключевые теории происхождения человека:

а) религиозная

б) эволюционная теория Ч. Дарвина

в) трудовая теория Ф. Энгельса

2. Основные подходы ученых к определению понятия «человек».

3. Биосоциальная природа человека:

а) человек — часть природы

б) человек — существо общественное

4. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

 

«Биосоциальная природа человека»

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

2. Организм как природная основа человека:

а) функционирование внутренних органов и систем (морфофизиологические, электрохимические, нервно-мозговые и другие процессы организма человека);

б) первичные (физиологические) потребности (в пище, воде, отдыхе, определенном температурном режиме и др.);

в) генотип человека и механизмы наследственности.

3. Социальное в человеке:

а) социальные потребности;

б) интересы;

в) волевые качества;

г) самосознание;

д) мировоззрение и др.

4. Единство биологического и социального в человеке:

а) влияние биологического (наследственного) на физические данные и психические свойства человека;

б) осуществление и удовлетворение биологического в социальных формах.

5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).

«Деятельность человека»

1. Деятельность как способ человеческого бытия

2. Специфические особенности человеческой деятельности

3. Структура деятельности:

а) субъект

б) объект

в) цель

г) средства

д) результат

4. Мотивы деятельности

5 Два основных типа деятельности

а) практическая деятельность

б) духовная деятельность

6. Ключевые виды деятельности в жизни человека:

а) игра

б) учение

в) труд

г) общение.

 

«Мышление»

1. Сущность мышления

2. Биологическая основа, база и средство мышления.

3. Формы мышления:

А) Понятийные и категориальные

Б) Ассоциативно-образные

В)Вербальио-речевые

Г)Деятельностно-орудийные

4. Социальная природа мышления

5. Опосредованный и личностный характер мышления

6. Процесс мышления проходит ряд этапов:

А) Формулирование задачи (вопроса)

Б) Решение поставленной задачи (анализ и синтез)

В) Достижение нового знания

7. Особенности мышления:

А) Первобытного человека

Б) Современного человека

8. Типы мышления:

А) Образное

Б) Понятийное(теоретическое)

В) Знаковое

 

«Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира».

1. Понятие "познание"

2. Виды познания:

а) чувственное;

б) рациональное;

3. Cпособы познания:

а) религиозный;

б) эстетический;

в) научный;

г) житейский;

4. Цель познания

5. Виды истины

а) абсолютная;

б) относительная;

6. Критерии истины и споры ученых и мыслителей о возможности её достижения

«Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира».

1. Понятие о познании. Познание - процесс постижения человеком предметов и явлений материального мира.

2. Цели познания:

а) постижение истины

б) практическая польза

3. Структура процесса познания:

а) чувственное познание (ощущение, восприятие, представление);

б) рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение);

4. Виды знаний:

а) научные

б) житейские (обыденные);

в) мифологическое;

г) эстетическое и т.д.

5 Знание как результат познания.

 

«Познавательная деятельность».

1. Понятие о познавательной деятельности / Познавательная деятельность – деятельность, нацеленная на постижение знаний.

2) Объекты познавательной деятельности:

а) окружающий мир, природа;

б) общество;

в) человек.

3. Формы познания:

а) чувственное познание

б) рациональное познание

4. Познавательная деятельность – путь личностного самосовершенствования и саморазвития

 

"Мировоззрение и его формы"

1.Понятие «мировоззрение».

2. Структурные элементы мировоззрения:

а) знания;

б) убеждения;

в) установки и жизненные принципы;

г) духовные ценности, идеи и идеалы.

3. Субъекты мировоззрения:

а) человек;

б) группы людей;

в) общество в целом.

4. Основные формы мировоззрения:

а) обыденное мировоззрение;

б) мифологическое;

в) религиозное мировоззрение;

г) научное мировоззрение.

5. Факторы, влияющие на формирование мировоззрения людей:

а) социальная среда;

б) жизненный опыт;

в) образование;

г) профессиональная деятельность.

6) Роль мировоззрения в деятельности человека.

 

«Мировоззрение, его виды и формы»

1. Понятие мировоззрения

2. Основные компоненты мировоззрения

а) мироощущение

б) мировосприятие

в) миропонимание

3. Формирующие мировоззрения

а) знания

б) идеи

в) принципы

г) идеалы

д) убеждения

е) духовные ценности

4. Типы мировоззрения

А) прогрессивное/реакционное

Б) революционное/консервативное

В) оптимистическое/пессимистическое

Г) обыденное(житейское)/философское/религиозное/научное

5. Мировоззрение и его роль в жизни человека

 

«Мировоззрение и его роль в жизни человека».

1.Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем.

2. Основные компоненты мировоззрения

а) мироощущение

б) мировосприятие

в) миропонимание

3. Исторические виды мировоззрения:

а) мифологическое;

б) теологическое (религиозное);

в) философское. 

4. Обыденное (житейское) мировоззрение и его особенности:

а) преобладание произвольных связей;

б) фрагментарность взглядов на мир;

в) отсутствие целостности.

5. Основные черты научного мировоззрения:

а) логическая стройность;

б) систематичность;

в) универсальность;

г) критичность;

д) обоснованность.

6. Мировоззрение и его роль в жизни человека

«Истина и её критерии».

1. Истина – как идеальная цель познавательной деятельности.

2. Знание истинное и знание ложное.

3. Критерии истины:

а) практика;

б) система теоретических доказательств;

в) очевидность, соответствие здравому смыслу;

г) компетентное мнение экспертного сообщества ученых.

4. Виды истины:

а) абсолютная истина (полное, исчерпывающее достоверное знание о мире);

б) неполное, ограниченное знание о предметах и явлениях материального мира.

5. Специфика постижения научной истины на современном этапе.

«Научное познание».

1. Понятие «научное познание».

2. Основные признаки научного познания:

а) объективность;

б) доказательность;

в) логичность;

г) рациональность.

3. Уровни научного познания:

а) эмпирический;

б) теоретический.

4. Методы научного познания:

а) эмпирические (наблюдение, описание, эксперимент);

б) теоретические (гипотеза, систематизация, обобщение, моделирование).

5. Специфика социального познания.

6. Особенности научного познания в информационную эпоху.

 

ЭКОНОМИКА

«Экономика как наука».

1. Определение экономики как науки о закономерностях хозяйственной деятельности.

2. История развития экономических учений.

3. Основные проблемы экономической науки:

а) проблема ограниченности ресурсов;

б) проблема экономического выбора (что, как и для кого производить?);

в) функционирование основных экономических институтов (государства, предприятия, домашнего хозяйства).

4. Составные части экономики как науки:

а) макроэкономика;

б) микроэкономика;

в) мировая (международная) экономика.

5. Выдающиеся мыслители — экономисты и их идеи.

6. Экономическая образованность — часть общечеловеческой культуры в современном обществе

 

«Экономические системы»

1. Понятие и признаки (характеристика) экономических систем как разных вариантов организации экономической жизни:

а) особенности традиционной экономики;

б) особенности командной экономики;

в) особенности рыночной экономики.

2. Смешанная экономика как сочетание рыночной и командной экономических систем:

а) экономическая свобода производителей;

б) регулирующая роль государства.

3. Роль государства в современной рыночной экономике:

а) обеспечение правовой основы свободы предпринимательства;

б) разработка антимонопольного законодательства;

в) поддержка социально незащищённых слоёв.

4. Специфика становления рыночной экономики в России.

 

Экономическая система

1. Понятие экономической системы.

2. Функции экономической системы:

а) распределение ограниченных ресурсов;

б) организация общественного производства;

в) распределение произведённых товаров и услуг и др.

3. Типы экономических систем:

а) традиционная;

б) рыночная;

в) административно‑командная (централизованная, плановая);

г) смешанная.

4. Проблема эффективности экономических систем.

 

«Финансовые институты в современной экономике».

1. Финансовые институты как инструменты перераспределения национального дохода.

2. Характеристика и уровни банковской системы в национальных экономиках:

а) Центральный банк и его функции;

б) коммерческие банки и их функции.

3. Характеристика деятельности инвестиционных компаний.

4. Характеристика деятельности пенсионных фондов.

5. Характеристика деятельности страховых компаний.

6. Характеристика деятельности фондовых бирж.

7. Межгосударственные финансово-кредитные учреждения:

а) Всемирный банк;

б) Международный валютный фонд;

в) Европейский банк реконструкции и развития;

г) Международный банк экономического сотрудничества и др.

8. Влияние государственных и частных финансовых институтов на эффективное использование капитала, на общеэкономическую и финансовую политику государства

 

«Экономический рост и развитие»

1. Понятие экономического роста.

2. Измерители экономического роста:

а) темпы роста реального ВВП в абсолютных значениях;

б) темпы роста реального ВВП в расчёте на каждого жителя страны;

в) индекс человеческого развития.

2. Типы и факторы экономического роста:

а) экстенсивные факторы — увеличение затрат капитала и труда;

б) интенсивные факторы — технологический прогресс, экономия на масштабах;

в) рост образовательного и профессионального уровня работников;

г) совершенствование управления производством.

3. Понятие экономического развития.

4. Цели и задачи экономического развития развитых стран, стран с переходной экономикой и развивающихся стран.

6. Причины циклического развития экономики и экономических кризисов:

а) внешние (экзогенные) факторы;

б) внутренние (эндогенные факторы).

7. Государственное регулирование экономического роста.

8. Особенности экономического развития РФ на современном этапе

 

«Налоговая политика государства»

1. Понятие «налог» и «налоговая политика».

2. Классификация налогов по объектам налогообложения:

а) налоги, уплачиваемые предприятиями (юридическими лицами);

б) налоги, уплачиваемые гражданами (физическими лицами).

3. Классификация налогов по способам налогообложения:

а) прямые (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследование, дарение, земельный налог, налог на имущество и т. п.);

б) косвенные (НДС, таможенные пошлины, акцизы, налоги с продаж).

4. Классификация налогов по характеру налоговых ставок:

а) пропорциональный налог;

б) прогрессивный налог.

5. Принципы налогообложения:

а) справедливость (налоги должны быть равными для каждого уровня дохода);

б) определённость и точность налогов (размер налогов и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны);

в) экономическая эффективность (тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства);

г) обязательность (неизбежность осуществления платежа).

6. Цели и функции налоговой политики государства:

а) фискальная (пополнение государственного бюджета);

б) экономическая (влияние на темпы экономического развития);

в) социальная (через налоги перераспределяются доходы населения и поддерживаются неимущие слои населения);

г) воспитательная (сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путём установления на них повышенных налогов);

д) контрольно-учётная (учёт доходов граждан, предприятий и организаций).

7. Специфика налоговой системы в РФ.

 

Государственный бюджет.

1. Понятие государственного бюджета.

2. Структура государственного бюджета:

а) доходная часть;

б) расходная часть.

3. Источники государственного бюджета.

4. Виды государственного бюджета:

а) сбалансированный;

б) дефицитный;

в) профицитный.

5. Источники покрытия бюджетного дефицита:

а) сокращение бюджетных расходов;

б) изыскание источников дополнительных доходов;

в) государственные займы;

г) денежная эмиссия.

6. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета:

а) долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;

б) фаза экономического цикла в стране;

в) текущая политика государства.

 

«Рациональное экономическое поведение потребителя»

1. Понятия «потребитель» и «рациональное поведение».

2. Виды потребления:

а) производственное (использование ресурсов в процессе производства материальных благ и услуг);

б) непроизводственное (потребление для удовлетворения жизненных потребностей).

3. Ограничения на пути достижения целей потребителя:

а) семейный бюджет (баланс денежных доходов и расходов семьи);

б) цены на товары и услуги;

в) ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

4. Особенности рационального поведения потребителя в странах с разными типами экономических систем:

а) регламентация экономического поведения в странах с командной экономикой;

б) «суверенитет потребителя» в странах с рыночной экономикой.

5. Факторы, влияющие на принятие рационального решения потребителя:

а) осознать необходимость покупки;

б) заняться поиском информации о товаре или услуге;

в) оценить возможные варианты покупки;

г) принять обоснованное решение.

6. Основные виды доходов потребителя:

а) заработная плата;

б) социальные выплаты государства (пособия, пенсии, стипендии);

в) доход от предпринимательской деятельности;

г) доход от собственности (плата за сдачу в аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).

7. Виды потребительских расходов:

а) обязательные (питание, одежда, транспорт, коммунальные услуги);

б) произвольные (туризм, книги, картины, машины).

8. Особенности рационального поведения потребителя в современной России.

«Инфляция».

1. Понятие инфляции.

2. Причины инфляции.

3. Основные источники инфляции.

4. Типы инфляции:

а) инфляция спроса;

б) инфляция предложения.

5. Виды инфляции:

а) по характеру протекания;

б) в зависимости от темпа роста цен;

в) по степени расхождения роста цен по различным товарным группам;

г) по степени прогнозируемости роста цен.

6. Последствия инфляции:

а) позитивные;

б) негативные.

7. Антиинфляционная политика государства:

а) адаптационные меры;

б) ликвидационные меры.

 

«Спрос в экономике».

1. Понятие спроса в экономике:

а) индивидуальный спрос;

б) совокупный спрос.

2. Закон спроса.

3. Неценовые факторы формирования спроса:

а) количество потребителей;

б) уровень доходов;

в) цены на сопряжённые товары;

г) ожидания изменения цены;

д) потребительские предпочтения.

4. Особенности формирования спроса на различные типы товаров:

а) на товары низшей категории;

б) на нормальные товары.

5. Эластичность спроса.

 

Безработица

1. Понятие безработицы.

2. Основные виды безработицы:

а) фрикционная;

б) структурная;

в) циклическая;

3. Формы безработицы:

а) открытая;

б) скрытая;

в) текучая;

г) застойная;

д) сезонная.

4. Последствия безработицы:

а) позитивные;

б) негативные.

5. Способы воздействия государства на безработицу.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

«Семья и брак в современной России».

1. Понятие семьи как социального института и как малой группы.

2. Понятие брака как социального института.

3. Функции семьи:

а) репродуктивная;

б) воспитательная;

в) хозяйственно-экономическая;

г) социально-статусная;

д) досуговая;

е) первичного социального контроля и др.

4. Распределение ролей, прав и обязанностей в разных типах семей:

а) матриархальные семьи;

б)патриархальные семьи;

в) партнёрские (эгалитарные) семьи.

5. Эволюционные изменения в семье на современном этапе:

а) изменение положения женщины в семье;

б) разрушение многопоколенной семьи, переход к нуклеарной семье;

в) рост количества фактических, но юридически не оформленных семейных союзов;

г) рост количества разводов и неполных семей;

д) ценность межличностных отношений, взаимопонимания и духовного общения.

6. Государственная политика поддержки семьи в РФ:

а) виды государственных пособий;

б) демографическая политика в РФ, поддержка рождаемости.

 

 

Семья в современной России

1. Понятие семьи.

2. Типология семьи:

а) основные классификации семьи;

б) традиционные и нетрадиционные формы семьи.

3. Роль семьи в современном обществе:

а) функции семьи;

б) изменение функций семьи с развитием общества.

4. Особенности института семьи в современном обществе:

а) изменение положения женщин в семье;

б) изменение бытовых условий семьи.

5. Основные проблемы семьи в России и мире:

а) увеличение количества разводов;

б) сокращение рождаемости;

в) поздние браки;

г) рост числа неполных семей.

6. Основы семейной политики РФ.

 

«Социальные роли личности».

1. Понятие «социальной роли» и «социального статуса».

2. Ролевая теория личности.

3. Влияние социальной роли на развитие личности:

а) ведущие социальные роли в юности;

б) ролевой набор в семье;

в) основные социальные роли в зрелом возрасте.

4. Ролевые требования в соответствии с социальным статусом:

а) ожидания соответствующего поведения;

б) социальные ценности и нормы.

5. Ролевой конфликт и возможные выходы из него.

6. Социализация как процесс усвоения индивидом социальных ролей

 

Брак

1. Понятие брака.

2. Условия заключения брака:

а) взаимное добровольное согласие мужчины и женщины;

б) достижение брачного возраста вступающих в брак;

в) отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

3. Права и обязанности супругов:

а) личные (неимущественные);

б) имущественные.

4. Раздел имущества супругов при расторжении брака.

5. Брачный договор и его особенности.

6. Основания для прекращения брака:

а) смерть одного из супругов;

б) расторжение брака;

в) признание брака недействительным.

 

«Социализация личности»

1. Сущность социализации.

2. Теории развития личности.

3. Основные этапы социализации и их особенности:

а) первичная социализация

б) вторичная социализация

4. Институты социализации:

а) значение семьи в первичной социализации

б) роль образования в социализации личности

в) какой опыт предают сверстники

г) СМИ как агент социализации

5. Значение социализации для личности.

 

Молодёжь

1. Понятие молодёжи.

2. Особенности социального положения молодёжи:

а) переходность положения;

б) высокий уровень мобильности;

в) освоение новых социальных ролей;

г) перспективы в профессиональном и карьерном плане.

3. Социально‑психологические качества молодёжи:

а) неустойчивость психики;

б) внутренняя противоречивость;

в) низкий уровень толерантности;

г) стремление отличаться от остальных;

д) специфическая молодёжная субкультура.

4. Типы самодеятельности молодёжи:

а) агрессивная;

б) эпатажная;

в) альтернативная;

г) социальная;

д) политическая.

5. Неформальные молодёжные группы:

6. Причины отклоняющегося поведения молодёжи.

Социальные нормы

1. Понятие социальной нормы.

2. Признаки социальных норм:

а) не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени;

б) направлены на регулирование общественных отношений;

в) возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей;

г) формируются в процессе исторического развития;

д) соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества.

3. Виды социальных норм:

а) обычаи;

б) традиции;

в) нормы морали;

г) правовые нормы;

д) религиозные нормы;

е) политические нормы;

ж) эстетические нормы.

4. Функции социальных норм:

а) регулируют общий ход социализации;

б) интегрируют личность в социальное окружение;

в) служат образцами, эталонами соответствующего поведения;

г) контролируют отклоняющееся поведение.

5. Способы регулирования поведения людей социальными нормами:

а) дозволение;

б) предписание;

в) запрет.


ПОЛИТОЛОГИЯ

Национальная политика

1. Понятие национальной политики.

2. Приоритетные направления национальной политики Российского государства.

3. Принципы государственной национальной политики РФ:

а) сохранение исторически сложившейся целостности РФ;

б) гарантия прав коренных малочисленных народов;

в) равенство и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина;

г) сохранение и развитие языков и культур народов РФ и др.

4. Причины возникновения межнациональных проблем в РФ.

5. Пути решения межнациональных проблем:

а) формирование у населения установок толерантного сознания и поведения;

б) уважение национального достоинства, отказ от насилия;

в) развитие демократии и правовых начал в жизни общества.

6. Понятие культуры межнациональных отношений.

Политический режим

1. Понятие политического режима.

2. Характеристики политического режима:

а) объём прав и свобод человека;

б) методы осуществления государственной власти;

в) характер отношений между государством и обществом;

г) наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений;

д) пути формирования политических институтов;

е) методы выработки политических решений.

3. Функции политического режима.

4. Типы политических режимов:

а) демократический;

б) авторитарный;

в) тоталитарный.

5. Политические режимы на современном этапе развития общества.

«Типология политических режимов».

1. Понятие политического режима как одного из элементов формы государства.

2. Основные типы политических режимов:

а) демократический;

б) авторитарный;

в) тоталитарный.

3. Характерные черты демократического политического режима:

а) народовластие (принцип большинства и право меньшинства на оппозицию);

б) парламентиаризм;

в) политический плюрализм, гласность и др.

4. Сущность авторитарного режима и его основные черты.

5. Отличительные черты тоталитарного политического режима.

6. Политические режимы в современном мире.

 

Правовое государство

1. Становление идеи правового государства.

2. Понятие правового государства.

3. Признаки правового государства:

а) верховенство права во всех сферах жизни общества;

б) гарантии прав и свобод человека;

в) реальное разделение властей;

г) взаимная ответственность государства и личности.

4. Предпосылки создания правового государства:

а) многообразие форм собственности;

б) режим демократии, суверенитет народа;

в) внутренне единая и непротиворечивая система законодательства;

г) гражданское общество;

д) высокий уровень политической культуры личности и общества.

5. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

 

Избирательная система.

1. Понятие избирательной системы.

2. Компоненты избирательной системы:

а) избирательное право;

б) избирательный процесс.

3. Основные принципы демократического избирательного права:

а) равенство;

б) всеобщность;

в) тайное голосование;

г) непосредственность;

д) состязательность;

е) гласность;

ж) свобода выборов.

4. Стадии (этапы) избирательного процесса:

а) назначение даты выборов;

б) образование избирательных округов и участков;

в) формирование избирательных комиссий;

г) составление списков избирателей;

д) выдвижение и регистрация кандидатов;

е) предвыборная агитация;

ж) голосование и установление его результатов;

з) финансирование выборов и предоставление отчётов о расходовании средств на эти цели.

5. Типы избирательных систем; их достоинства и недостатки:

а) мажоритарная;

б) пропорциональная;

в) смешанная (мажоритарно‑пропорциональная).

6. Особенности избирательной системы РФ.

 

Политическая система

1. Понятие политической системы общества.

2. Структура политической системы общества:

а) институциональная;

б) нормативная;

в) функциональная;

г) коммуникативная;

д) культурно‑идеологическая.

3. Взаимодействие политической системы со средой:

а) воздействие политической системы на общество;

б) воздействие общества на политическую систему.

4. Функции политической системы:

а) определение целей, задач, путей развития общества;

б) организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;

в) распределение материальных и духовных ценностей;

г) формирование политического сознания;

д) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;

е) обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

ж) разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;

з) контроль за соблюдением выполнения законов и правил.

5. Особенности политической системы современной России и её развитие.

 

«Избирательная кампания в РФ».

1. Что такое избирательное право?

а) активное право (избирать);

б) пассивное право (быть избранным).

2. Нормативноправовые акты, регламентирующие избирательное

право:

а) Закон «О выборах Президента РФ»;

б) Закон «О выборах депутатов Государственной Думы»;

в) избирательные законы субъектов РФ.

3. Избирательный процесс и его основные стадии:

а) подготовительная стадия (назначение даты выборов);

б) выдвижение и регистрация кандидатов;

в) предвыборная агитация и финансирование выборов;

г) голосование и подведение итогов выборов.

4. Типы избирательных систем:

а) мажоритарная;

б) пропорциональная;

в) смешанная (мажоритарнопропорциональная).

5. Ответственность за нарушение законодательства о выборах:

а) уголовная ответственность;

б) административная ответственность;

в) гражданская ответственность

 

«Роль СМИ в политической системе РФ».

1. Понятие средств массовой информации (СМИ).

2. Отличительные признаки СМИ:

а) движение основного информационного потока в одном направлении—от СМИ к потребителю;

б) неограниченный круг потребителей;

в) использование специальных технических средств и форм.

3. Функции СМИ в политической системе:

а) сбор и распространение информации, комментарии событий;

б) формирование общественного мнения;

в) образование и социализация граждан;

г) выражение общественных интересов;

д) объединение граждан;

е) осуществление общественного контроля за действиями власти.

4. Конституция РФ о свободе слова, печати, информации.

5. Специфика ССМИ в информационную эпоху.

 

«Политические партии и движения».

1. Сущность политической партии

2. Основные цели политических партий:

а) формирование общественного мнения;

б) политическое образование и воспитание граждан;

в) выражение мнений граждан по вопросам общественной жизни;

г) выдвижение кандидатов на выборах в представительные органы власти.

3. Признаки политической партии и её отличия от других политических институтов:

а) наличие программы и устава;

б) наличие руководящих органов и местных партийных организаций;

в) партийная пресса и другие способы связи с общественностью;

г) партийные функционеры (лидеры, активисты, рядовые члены).

4. Классификация политических партий:

а) по способу организации;

б) по отношению к власти;

в) по идеологическому признаку;

г) по методам завоевания власти.

5. Характеристика основных партийных систем в современных государствах:

а) страны с однопартийной системой;

б) страны с двухпартийной и многопартийной системами

6.Роль политической партии как института политической системы общества.

 

Трудовые правоотношения

1. Понятие трудовых правоотношений.

2. Правовой статус субъектов трудового права:

а) права и обязанности работников;

б) права и обязанности работодателей.

3. Трудовой договор (контракт) как основание возникновения трудовых правоотношений:

а) содержание;

б) порядок заключения;

в) порядок расторжения.

4. Виды трудового договора:

а) бессрочный;

б) срочный.

5. Документы, предъявляемые работодателю при приёме на работу.

6. Рабочее время и время отдыха.

7. Основные формы оплаты труда:

а) сдельная;

б) повременная.

8. Трудовой распорядок и дисциплина труда.

9. Охрана труда.

 

Юридическая ответственность

1. Понятие юридической ответственности.

2. Признаки юридической ответственности.

3. Принципы юридической ответственности:

а) законность;

б) справедливость;

в) неотвратимость наступления;

г) целесообразность;

д) индивидуализация наказания;

е) ответственность за вину;

ж) недопустимость её удвоения.

4. Функции юридической ответственности:

а) предупредительная (превентивная);

б) воспитательная;

в) правовосстановительная (компенсационная);

г) регулятивная.

5. Основные виды юридической ответственности:

а) материальная;

б) дисциплинарная;

в) гражданско‑правовая;

г) административная;

д) уголовная.

Конституционный строй в РФ

1. Понятие конституционного строя Российской Федерации.

2. Основы организации государственной власти:

а) суверенитет народа;

б) федерализм;

в) республиканская форма правления;

г) разделение властей;

д) правовое государство;

е) приоритет международного права.

3. Основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина:

а) признание человека, его прав высшей ценностью;

б) демократическое государство.

4. Основы организации жизни гражданского общества:

а) социальное государство;

б) светское государство;

в) идеологический и политический плюрализм;

г) многообразие и равноправие форм собственности.

5. Механизмы защиты основ конституционного строя РФ.

Конституция РФ

1. Понятие конституции.

2. Этапы конституционного развития России.

3. Особенности принятия Конституции РФ 1993 г.

4. Место Конституции РФ в правовой системе российского общества:

а) имеет учредительный характер;

б) обладает высшей юридической силой;

в) имеет всеохватывающий характер;

г) является основой для всех иных источников права;

д) характеризуется особым порядком принятия;

е) отличается усложнённым порядком пересмотра и внесения поправок.

5. Структура Конституции РФ:

а) преамбула;

б) два раздела;

в) заключительные и переходные положения.

6. Основные функции Конституции РФ:

а) правовая;

б) политическая;

в) гуманистическая;

г) учредительная;

д) мировоззренческая.

7. Соблюдение Конституции РФ—долг государства и общества.

 

Гражданство РФ

1. Понятие гражданства РФ.

2. Принципы гражданства РФ:

а) принцип единого гражданства;

б) принцип равного гражданства;

в) принцип существования постоянного гражданства;

г) принцип недопустимости лишения гражданства;

д) принцип защиты и покровительства граждан РФ со стороны Российского государства.

3. Основания для приобретения гражданства РФ:

а) по рождению;

б) приём в гражданство;

в) восстановление в гражданстве;

г) приобретение гражданства в результате оптации (т.е. выбора).

4. Случаи недопустимости выхода из гражданства РФ.

5. Правовой статус гражданина РФ:

а) права и свободы;

б) обязанности.

ПЛАНЫ

«Биологическое и социальное в человеке»

1. Наиболее распространённые теории происхождения человека:

а) религиозная

б) эволюционная теория Ч. Дарвина

в) трудовая теория Ф. Энгельса.

2. Биологическая природа человека:

А) признаки естественные для природы (инстинкты, живорождение, использование предметов природы)

Б) уникальные признаки человека (развитый головной мозг, абстрактное мышление, речь, особое строение руки).

3. Социальные признаки человека:

А) творческая деятельность

Б) создание орудий труда

В) коллективный труд

Г) общение.

4. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

 

«Биологическое и социальное в человеке»

1. Проблема антропосоциогенеза.

2. Ключевые теории происхождения человека:

а) религиозная


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.52 с.