Проблема классификации наук. Специфика социогуманитарного познания. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Проблема классификации наук. Специфика социогуманитарного познания.

2017-05-20 418
Проблема классификации наук. Специфика социогуманитарного познания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Классификация наук.

Классификацией наук называется метод выявления структуры частных разделов знаний и множества входящих в них отдельных дисциплин на основе какого-либо критерия, который раскрывает логически обоснованное расположение дисциплин в отдельный ряд.

Аристотель, Кант, Энгельс, Вильденбард, Вернадский занимались классификацией…

Универсальной классификации нет.

Всю систему наук можно условно подразделить на большие группы или подсистемы:

ü Естественные.

ü Общественные.

ü Технические.

ü Гуманитарные.

ü Логико-математичекие науки.

Каждая из этих подсистем отличаются своим предметом и методом. Каждая из подсистем образует отрасли разнообразным образом скоординированных наук. Например, в подсистему естественных наук входят отрасли: механика, физика, химия, биология. Общественные науки, то подсистема состоит из отраслей: социология, экономика, политология и т.д. В свою очередь, каждая из отраслей подразделяется на научные дисциплины: биофизика, физическая химия, социальная философия, менеджмент, экономика малого и среднего бизнеса.

Резких граней между указанными подсистемами нет, многие занимают промежуточное положение. И учитывая эти трудности, прибегают к иной классификации, где к основным подсистемам относят:

· Обществознание.

· Естествознание.

· Логико-математические науки.

· Современные комплексные отрасли - кибернетика, синергетика, семиотика.

В обществознание включена экономическая отрасль, социальная, техническая (т.к. продукт человеческой деятельности), гуманитарная и антропологическая.

Антропологические: педагогика, медицина, философская антропология.

Современные комплексные науки: 50е года - кибернентика, системный анализ и системология, экология, информатика, информалогия и информалистика (более общие), синергетика, глобалистика...

Другая классификация - разделение всех наук на фундаментальные и прикладные по удалённости от практики.

Специфика естественно научного и социально-гуманитарного познания.

Оба вида возникли на определённом этапе когда:

1. Эти области стали зрелыми.

2. Достаточно развитое их соотношение.

Такая ситуация сложилась во второй половине 20 века и 21 веке.

В это время происходит признание среди учёных социально гуманитарного знания в качестве самостоятельного научного направления. До этого не относились к науке вообще (психология, социология, педагогика, т.к. там мало математики).

Это признание связано с тремя факторами:

1. Интенсивное развитие социальных и гуманитарных наук, усиление их роли в осмыслении проблем человеческого существования.

Например, герменевтика, социология, палеонтология.

2. Разработка собственных принципов и методов социо-гуманитарного познания.

3. Осознание ответственности учёных за последствия результатов своей научной деятельности (не опасно ли дальше вести исследование в генетике и т.п. - биоэтика, экологическая этика).

Специфика социально-гуманитарного знания.

1. Субъектно-объектное отношения к познавательному процессу.

Есть субъект и его объект.

Специфичность объекта:

1.1. Объектом выступает общество, культура и человек (человеческая деятельность её формы и результат).

1.2. Законы общества, в отличие от законов природы, создаются людьми. Они связаны с повседневной жизнью людей и общества, но могут не осознаваться людьми.

1.3. Законы общества и культуры менее долговечны, чем законы природы (они историчны), ограничены временем и этапом существования общества. Например политические законы (перестройка в России). Напротив, законы природы либо вечные, либо долговременно действующие.

1.4. По своему объекту социально-гуманитарное знание обращено к сознательной деятельности людей, а в природе законы действуют спонтанно, независимо от человеческого сознания.

Учёный обществовед находится в такой ситуации, что процессы и люди, которые он изучает, меняются (взгляды, интересы, мотивы). Эти науки сложнее для изучения, чем природа. Поэтому познание диалогично, а в естественных науках монологично.

Объект не только познаётся, но и оценивается субъектом. Это придаёт познанию ценностно-оценочный характер, а критерий оценки всегда различен.

Критерий оценки связан с нормами, идеалами...

2. Специфика проявляется в дисциплинарной структуре социо-гуманитерного познания.

Современная дисциплинарная структура сложилась на рубеже 19-20 веков.

3. Проявляется в методах познания.

Есть ряд одинаковых методов (действуют одинаково): сравнение, наблюдения.

А эксперимент имеет коренное отличие - он практически исключён, за исключение экспериментальных моделей. Эксперимент нарушает этику (допускается мыслительный эксперимент).

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.