Духовные истоки воспитания гражданина на уроках истории — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Духовные истоки воспитания гражданина на уроках истории

2017-05-20 337
Духовные истоки воспитания гражданина на уроках истории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В содержании воспитания гражданина необходимо выделить следующие духовно-нравственные ценности: гражданственность, приоритет общественно-государственных интересов, патриотизм, преданность своему Отечеству, преемственность, сохранение и развитие лучших традиций своего народа, гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства, социальную активность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права, сохранение лучших национальных качеств и изучение истории своей Родины.

Одним из важнейших факторов духовно-нравственного воспитания является воспитание патриотизма, чувства единения со своей Родиной и культурой. А культура это, прежде всего наши исторические корни, уходящие вглубь веков. Организовывая воспитательную и учебную работу, учитель истории учитывает, что наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность мудрой, гордой за нашу Родину, за наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях всех войн, о тех, кто отстоял нашу страну от иноземных захватчиков, бессмертен подвиг советского человека - труженика, солдата в Великой Отечественной войне. Именно поэтому в процессе работы по военно-патриотическому воспитанию важно показывать самоотверженность и героизм русского и других народов нашей страны в борьбе за свободу и независимость. Сегодня, как никогда, важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения детей и подростков к миру духовных ценностей истории и культуры.

Изучение истории родной земли, истории нашего отечества, боевых, трудовых и культурных традиций народов было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой отчизне, к малой и большой Родине. Изучение героических страниц истории России – это ли не благодатный материал для воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения! Особая роль военно-патриотического воспитания должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению отечеству, готовности встать на его защиту.

История открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. История Отечества играет определяющую роль в процессе воспитания патриота и гражданина. Содержание данного предмета – познание истории своей страны и своего народа, формирования его культуры и образа жизни, становления государственности – является важнейшей составляющей патриотического воспитания.

Тема Великой Отечественной войны выделяется многими учащимися как ведущая. Война 1941-1945 г.г. явилась не только тяжелейшим испытанием для страны, но и определившим самосознание народа-победителя. С точки зрения патриотического воспитания, Великая Отечественная – главное событие в истории нашей страны XX века. Это и великие военные победы, и национальные герои, и единство народа, и его роль в мировой истории. Таким образом, изучению данной темы на уроках учителя уделяют особое внимание, знакомят учащихся с ролью талантливых полководцев, которые в критические моменты проявили выдержку, стойкость и личное мужество. И, конечно же, знакомят учащихся с героическими поступками наших земляков. Уже много лет в школах практикуют уроки-воспоминания. На таких уроках ребята рассказывают о своих близких, участниках боевых действий и тружениках тыла. Приносят на уроки домашние реликвии, связанные с войной. Изучение прошлого своей семьи дает возможность будить интерес у ребенка к истории своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества.

Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь, а это помогает становлению гражданина, патриота великой России.

Большое значение для формирования гражданственности и воспитания патриотических чувств имеют уроки-семинары для старшеклассников, посвященные таким темам, как «Отечественная война 1812 года», «Смутное время», «Ледовое побоище», «Невская битва». На этих уроках учащиеся имеют возможность наиболее ярко представить картину исторических событий, показать роль личности в истории, героизм русского народа в период наибольшей опасности для нашей Родины. В системе патриотического воспитания очень важны уроки исторического краеведения. Эти уроки позволяют увидеть роль нашего города и наших земляков в историческом развитии государства.

Стали традиционными уроки-экскурсии по родному городу. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение.

Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль в связи с этим выполняет школьный музей. Музейные уроки способствуют формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. И ещё один штрих к духовно-нравственному воспитанию через урок – это личность учителя, его человеческая самоценность.

Учитель должен вызывать у учащихся те чувства, которые есть у него, свои идеалы он должен передать своим ученикам. Но не навязывать готовые оценки и идеалы, а умело подводить учащихся к самостоятельному их постижению. В каждом из учеников учитель хочет видеть высоконравственную личность, гражданина с большой буквы.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.