Возможности урока истории в воспитании гражданина — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Возможности урока истории в воспитании гражданина

2017-05-20 236
Возможности урока истории в воспитании гражданина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Каждый урок истории России так или иначе преследует задачу патриотического воспитания учащихся. В условиях современной России патриотическое воспитание является актуальной проблемой, требующей к себе пристального внимания и поиска эффективных путей решения. В настоящее время, когда молодежь часто демонстрирует отсутствие идейных или нравственных ориентиров, уроки истории в школе берут на себя сложнейшую функцию - привить им патриотические ценности.

Основными направлениями в работе являются следующие:

I. Приобщение к морально-нравственным ценностям, стремление к самоконтролю в поступках с точки зрения духовного развития личности воспитуемого (смирение).

II. Формирование стремления к почитанию родителей как одной из важных нравственных ценностей (почитание родителей).

III. Формирование гражданской и патриотической культуры личности, с активной жизненной позицией (терпение и верность выбранному пути).

IV. Формирование у воспитуемых стремления к трудолюбию как нравственной ценности (трудолюбие).

V. Формирование у воспитуемых потребности к самосовершенствованию, развитию у себя лучших личностных качеств и ценностей (безупречная скромность).

VI. Воспитание у молодого поколения любви и уважения к родному краю, к своей малой Родине, а через нее и к своему государству (любовь к своему Отечеству).

Основными формами в работе по воспитанию школьников можно выделить следующие: беседы, тематические классные часы, проекты, экскурсии и путешествия, коллективно-творческие дела (КТД), музейные и библиотечные вечера и др. В работе должны быть задействованы все социальные институты (семья, школа, учреждения дополнительного образования, Церковь). Взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности обогащает школьников ценностями культурно-исторического наследия.

Воспитание гражданина-патриота осуществляется в процессе специально организованного взаимодействия педагогов, школьников, родителе, направленного на формирование у воспитанников гражданских, патриотических, духовных, нравственных качеств. Сформированность ценностей у воспитуемых в процессе приобщения к культурно-историческому наследию способствует сплочению гражданского общества и формированию высокой духовной культуры личности.

Родина и семья - это основополагающие ценности, на которые должен опираться учитель истории на своих уроках. Сейчас используемый на уроках материал истории становится обыденным, опирается на повседневность, дается больше информации о жизни простых граждан. Следовательно, учащегося надо научить видеть историю через призму истории его семьи. На примере своих предков он должен проникнуться уважением к исторической памяти, понять необходимость бережного отношения к своему наследию, ощутить чувство патриотизма и любовь к своему Отечеству.

Конечно, чувство патриотизма сложно объяснить, его невозможно измерить никаким аппаратом. При этом на уроке истории это необъяснимое чувство пронизывает все темы. Если сам учитель истории осознаёт свой профессиональный долг как гражданина своей страны, то его уроки будут насыщены патриотическим духом. Нужно в этом плане обратить особое внимание на молодых учителей истории, которые могут быть дезориентированы в вопросах патриотического воспитания.

Бесспорно то, что патриотизм – необходимое условие эффективного функционирования всей системы институтов государства и гражданского общества. Патриотизм формирует важнейший механизм устойчивого развития общества и сохранения целостности государства. Проводится много мероприятий различного уровня по патриотическому воспитанию. Данным вопросом занимаются на всех уровнях власти и образования. Цель, задачи, содержание и принципы патриотического воспитания граждан реализуются на практике посредством функционирования сложной разветвленной системы, включающей различные звенья, структуры, органы, все многообразие путей, форм, методов и средств осуществления этой деятельности.

Государство организует процесс воспитания подрастающего поколения на уровне семейного воспитания, дошкольных учреждений, школы, при получении профессионального образования, на уровне местных органов самоуправления, в министерствах, ведомствах и т.д. Результативность патриотического воспитания отражается на социально - экономическом, духовном и культурном подъеме, укреплении государства и его обороноспособности, достижении социальной и экономической стабильности, на системе накопления, фиксации и обобщения сведений о различных категориях граждан. Однако необходимо от событийных действий перейти к осознанному пониманию вопроса патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый и целостный непрерывный процесс формирования и развития личности, побуждения ее к самосовершенствованию духовно – нравственных качеств, формирующих ее гражданственность и потребности в достойном служении Отечеству, его защите.

Учитель истории на уроках дает возможность учащимся понять чрез исторические примеры любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручку. На уроках истории учащиеся видят патриотизм как одно из важнейших проявлений социально – духовной зрелости личности. Александр Невский, Михаил Кутузов, Юрий Гагарин и многие другие исторические персоналии являются ярким примером патриота. Примеры из семейной хроники самих учащихся тоже могут демонстрировать те или иные интересные факты. Изучение прошлого своей семьи дает возможность вызвать у учащегося интерес к своей родословной, к истории своего родного края и к общей истории страны. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой родился и живешь.

В патриотическом воспитании на уроках истории нужно опираться на позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам; важнейшие духовно - нравственные и деятельностные качества. Урок истории призван обеспечить понимание каждым учащимся своей роли и места в истории своего Отечества.

Администрация образовательных учреждений должна понимать и обеспечивать комплексную поддержку учителю истории. В школе должны быть созданы необходимые условия и механизмы, способствующие повышению эффективности уроков истории в процессе выполнения ими воспитательных задач в интересах гражданско-патриотического состояния общества.

 



Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.