Практическое занятие № 3. Невербальные семиотики — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Практическое занятие № 3. Невербальные семиотики

2017-05-20 428
Практическое занятие № 3. Невербальные семиотики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Что мы вкладываем в понятие «невербальный»? Какие семиотики относятся к невербальным? Насколько условно деление семиотик на вербальные / невербальные?

2. Предмет изучения зоосемиотики. Охарактеризуйте основные черты семиотики животных. Какие типы знаков преобладают в этой семиотике? Можно ли у этих знаков выделять значения и смыслы?

3. Паралингвистика и предмет ее изучения (телодвижения, жесты как системы конвенционально принятых знаков). Какие типы знаков преобладают в этой семиотике?

4. Опишите ритуальные движения рук священников, ораторские жесты – какие это типы знаков? Каковы их значения и смыслы?

5. Предмет медицинской семиотики, типы используемых знаков (во всех классификациях), их значения и смыслы.

6. Сделайте семиотический анализ следующих текстов, определив природу знаконосителя и референта, способ указания на референт:

 

· географическая карта;

· план метрополитена;

· система знаков на «рабочем столе» компьютера;

· Дух и уже давно оказывали на него особенное воздействие. Оно как сообщение, которое некто хочет передать. И тут никакой язык не нужен. Можно быть глухонемым, можно принадлежать к другой цивилизации, но сообщение ты все равно поймешь. В духах есть некий иррациональный таинственный элемент. «Шанель № 5», «Л′эр дю Тан» или «Поэм» подобны стихотворению, которое женщина носит на себе… Они заставляют оглянуться, а то и пойти за женщиной, которая ими душится (Я.Вишневский. «Одиночество в сети»).

Практическое занятие № 4. Семиозис и его измерения

1. Семиозис и проблема его определения. В чем состоит механизм семиозиса? Почему это понятие обрело такой большой эвристический потенциал в философии культуры и семиотике культуры?

2. Чем можно объяснить, что текст может состоять из одного знака, а знаковая система – нет?

3. Опишите измерения семиозиса на примере следующих текстов:

 

· … и видеть в бодрствовании сновиденье, когда нам снится, что не спим (Х.Л.Борхес).

· Роза есть роза есть роза есть роза (Г.Стайн).

 

План анализа:

o Семантика высказывания система референтов, типы знаков, их значения и смыслы.

o Комбинации знаков. Можно ли говорить о явлениях серийности и рекурсии?

o Прагматика высказывания. Определите степень энтропийности сообщения и возможности его интерпретации. Какова роль конвенций языковой системы и субъекта в интерпретации высказывания?

 

 

Практическое занятие № 5. Структура коммуникативного акта.

Кодирование и декодирование

1. Определите следующие понятия: коммуникация, коммуникативный акт и знаковая ситуация. Опишите составляющие акта коммуникации.

2. Объясните, как соотносятся между собой понятия система-объект и метаязык.

3. В каких отношениях находятся следующие понятия: язык, алфавит, словарь, грамматика; язык и речь?

4. Очертите круг возможных подходов к понятию код в семиотике. Опишите виды кодов. Объясните, что такое двойное членение (кодирование) и каковы бывают различные коды в отношении артикуляции. В чем состоит множественное кодирование?

Определите код следующих сообщений:

 

· 2345 3456 4567 …;

· .водок ыдиВ;

5. Определите степень однозначности в отношениях между знаком и референтом в следующих сообщениях. Опишите их код:

· план метрополитена, географическая карта;

· 2+7 ≠ 7+3; a+b ≠ a+c;

· ☺; ; ; ; ♫;

· звучащие музыкальные тексты: «Танец с саблями»; «Танец маленьких лебедей»; фортепианные пьесы Э.Грига «Танец эльфов», «Шествие гномов», «В пещере горного короля»;

· спи, мой младенец, усни. В доме погасли огни…;

· приходите часов в десять (реплика из диалога);

· Любить иных – тяжелый крест./ А ты прекрасна без извилин/ И прелести твоей секрет/ Разгадке жизни равносилен… (Б.Пастернак);

·!!!;

· витраж в готическом соборе.

 

Какие сообщения могут определяться как энтропийные, как это связано с процессами их интерпретации? Определите причины неоднозначной интерпретации.

6. На примере нескольких сообщений покажите алгоритм их порождения.

7. Приведите свои примеры, где передача сигнала происходит избыточно / информационно недостаточно. Как связана избыточность с энтропией?

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.