Защита Шлиссельбургской трассы — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Защита Шлиссельбургской трассы

2017-05-20 388
Защита Шлиссельбургской трассы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Шлиссельбургская магистраль, проходившая вдоль южного берега Ладожского озера по узкому коридору шириной всего 8—11 км, могла сколько-нибудь успешно работать только при организации ее надежной обороны. Хорошо понимая, что фашисты сделают все, чтобы не допустить прямой железнодорожной связи Ленинграда со страной, советское командование приняло самые разнообразные меры по ее защите.

Длившаяся почти целый год защита трассы стала крупной и своеобразной военной операцией, в которой советские войска одержали верх над фашистской армией.

Близость позиций противника не только позволяла ему держать трассу под обстрелом своей артиллерии, ведя при этом за ней визуальные наблюдения, воздействовать на нее своей авиацией, но и создавала угрозу захвата врагом полосы, отвоеванной в результате операции по прорыву блокады Ленинграда. Поэтому, как пишет в своих воспоминаниях маршал Советского Союза К. А. Мерецков, «сразу же после соединения войска 67-й и 2-й ударной армий повернули на юг, с тем чтобы расширить прорыв. Но противник, подтянув в район Синявина новые силы и большое количество артиллерии преимущественно крупного калибра, отбивал все наши атаки. Части 67-й и 2-й ударной армий вынуждены были перейти к обороне на достигнутых рубежах. Первым делом они укрепили зону прорыва, создав на территории выступа ряд оборонительных рубежей фронтом на юг, перегруппировали и перенацелили артиллерию, создали сильные армейские и фронтовые резервы. Тем не менее угроза захвата только что отвоеванной территории и, следовательно, вторичного замыкания кольца блокады не исключалась. Гитлеровцы удерживали в своих руках Синявинские высоты, которые представляли собой выгодный рубеж не только для обороны, но и для активных действий. Используя лесные массивы, примыкающие к Синявину с юга, и разветвленную дорожную сеть, они могли скрытно, притом в короткое время сосредоточивать здесь крупные силы.

Необходимо было сбить противника с Синявинских высот и расширить прорыв по крайней мере до железнодорожной линии Ленинград — Москва.

Расширение прорыва настоятельно диктовалось и необходимостью создания более благоприятных условий для работы железнодорожной ветки, проложенной по коридору. Обстреливая двигающиеся по ней поезда как с закрытых позиций, так и прямой наводкой, гитлеровцы держали нас в постоянном напряжении.

Почти весь 1943 год шла борьба за линии снабжения Ленинграда и за расширение зоны прорыва.

Противник не хотел, а если учесть настоятельную необходимость сохранения престижа, то и не мог смириться с провалом своих планов. Слишком долго гитлеровцы кричали о неизбежной гибели города в тисках блокады, о неприступности немецких укреплений под Ленинградом, чтобы так легко расстаться с этой мыслью. Когда блокада была прорвана, они начали утешать себя призрачной надеждой, что через зону прорыва не пройдет ни один поезд, что все будет уничтожено артиллерийским огнем. Когда же и эта надежда рухнула, немецкое командование срочно начало укреплять Синявинские высоты, подтягивать силы и готовиться к наступательным действиям.

Советское командование со своей стороны не могло мириться с положением, при котором идущие в Ленинград эшелоны подвергались обстрелу, а коридор находился под непрерывной угрозой вторжения немецких войск. В связи с этим сразу же после прорыва блокады перед войсками Ленинградского и Волховского фронтов возникла задача — захватить Синявинские высоты и разгромить мгинско-синявинскую группировку противника».1

И почти 12 месяцев войска этих фронтов вели то затухавшие, то разгоравшиеся боевые действия в направ­лении ст. Мги. Эти боевые действия начались через день после прорыва блокады Ленинграда. Уже 20 января 1943 г. части 67-й армии после перегруппировки перешли в наступление в общем направлении на Мустолово, имея задачу во взаимодействии со 2-й ударной армией уничтожить синявинскую группировку противника и к исходу дня овладеть рубежом северная окраина Арбузова—Рабочий поселок № 6. Однако сил, выделенных для наступления, оказалось недостаточно, и преодолеть оборону врага они не смогли.2

В дальнейшем, с 21 по 31 января, 67-я армия, усиленная за счет резервов фронта, во взаимодействии со 2-й ударной армией продолжала свои атаки, но сколько-нибудь расширить коридор не смогла. Причиной являлось то, что противник успел создать прочную оборону и все время усиливал здесь группировку своих войск за счет переброски частей с других направлений. Кроме того, сказались и недостатки в боевых действиях наших войск. Не были, например, перед наступлением как следует организованы разведка и подавление обороны врага.3

Однако действия наших войск позволили прочно закрепить занятый район и сорвали попытки врага восстановить блокаду Ленинграда. Этим было обеспечено строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны.

Боевые действия по расширению отвоеванной у противника полосы вдоль южного берега Ладожского озера, проведенные войсками 67-й и 2-й ударной армий в январе 1943 г., показали, что немецко-фашистское командование, стянув силы в район Синявинских высот, сильно ослабило фланги своей мгинско-синявинской группировки. В связи с этим командование Ленинградского и Волховского фронтов считало, что расширить коридор целесообразнее ударом по флангам.

Ставка Верховного Главнокомандования согласилась с таким соображением и 2 февраля 1943 г. отдала директиву о нанесении встречных фланговых ударов по слабым местам обороны противника южнее Мги, с тем чтобы окружить и уничтожить всю мгинско-синявинскую группировку врага. При этом директива предусматривала продолжение активных действий в районе Синявинских высот с фронта.4

В соответствии с директивой Ставки Ленинградский фронт должен был наносить удар силами 55-й армии из района Колпина вдоль Октябрьской железной дороги с поворотом на Мгу, а Волховский фронт — войсками 54-й армии из района Смердыни в направлении на Шапки.5

Наступление 55-й армии, которой командовал генерал В. П. Свиридов, и 54-й армии под командованием А. В. Сухомлина началось 10 февраля и было для фашистов неожиданным. Части 55-й армии уже к исходу первого дня наступления прорвали оборону противника, продвинулись на 4—5 км и захватили несколько населенных пунктов, в том числе Красный Бор, а также ст. Поповку. Но уже на второй день, в связи с тем что на поле боя появились части и соединения противника, переброшенные с других участков фронта, наступление стало замедляться и вскоре совсем прекратилось.6

Наступление 54-й армии в первый день почти не имело успеха, так как натолкнулось на прочную оборону фашистов. В последующие дни частям армии удалось вклиниться в оборону врага, но появление новых вражеских частей привело к тому, что и здесь наше наступление остановилось.

Опасаясь выхода наших войск в тыл мгинско-синявинской группировки, немецко-фашистское командование, усиливая свои войска в полосе действий 55-й и 54-й армий, сильно ослабило синявинскую группировку. Этим воспользовалось советское командование. 13 февраля в наступление на синявинском направлении перешли войска 67-й и 2-й ударной армий.7

В ходе наступления обе армии добились некоторых успехов. Наиболее значительным был захват частями 67-й армии Первого и Второго Городков и 8-й ГЭС и выход в район Арбузова. В результате был срезан выступ позиций противника, наиболее близко подходивший к Шлиссельбургу. Это улучшило условия обороны отвоеванной полосы, так как фашисты не могли теперь наносить фланговые удары по нашим войскам, действовавшим в районе Синявина.8

Однако развить свое наступление и эти армии не смогли. Главная причина заключалась в том, что противник имел здесь сильно укрепленные позиции и быстро перебросил сюда войска с других участков. Кроме того, в действиях наших войск имелись существенные недостатки, главным из которых являлось то, что 67-я и 2-я ударная армии действовали порознь и распыляли свои силы.9

Таким образом, наступление наших войск на всех направлениях, в силу того что противник, маневрируя живой силой, создавал превосходство, наталкивалось на упорное сопротивление, которое они преодолеть не могли. В связи с этим, а также из-за потерь, понесенных советскими войсками, Ставка Верховного Главнокомандования 27 февраля отдала приказ прекратить наступление.10

Но так как Шлиссельбургская трасса и весь отвоеванный у врага коридор продолжали подвергаться прицельному артиллерийскому обстрелу и находились под угрозой вторжения врага, Ставка одновременно с приказом о прекращении наступления дала указание командующим Ленинградским и Волховским фронтами приступить к подготовке новой наступательной операции.11

В соответствии с указанием Ставки войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление 19 марта 1943 г. На этот раз в отличие от февральского наступления в связи с недостатком сил перед войсками ставилась иная задача — окружить не всю мгинско-синявинскую группировку, а лишь те вражеские дивизии, которые находились в районе Синявина. В наступлении участвовали 55-я армия Ленинградского фронта и 8-я армия Волховского фронта, наносившие удары в общем направлении на Войтолово: первая — из района Красного Бора, вторая — из района Воронова.12 Войска 55-й армии, несмотря на сильное сопротивление противника, на отдельных участках продвинулись до одного километра, а дальше развить наступление не смогли. В связи с бесперспективностью дальнейших атак командование Ленинградского фронта 22 марта прекратило наступление армии.13 Войска 8-й армии в первый же день продвинулись на 2—5 км, а в последующие дни вышли к северной окраине мощного опорного пункта врага Карбусели и подошли к железнодорожной линии Кириши—Мга. Но в связи с переброской противником в район наступления соединений с других участков (к концу марта в полосе наступления 8-й армии было сосредоточено в общей сложности до 5 вражеских пехотных дивизий и 52 артиллерийские батареи) дальнейшее продвижение наших войск и на этом направлении успеха не имело.14

В связи с возросшим сопротивлением гитлеровцев и наступившей весенней распутицей Ставка Верховного Главнокомандования 2 апреля приказала командованию фронтов прекратить наступление, закрепиться на достигнутых рубежах и организовать на них прочную, глубокоэшелонированную оборону.15

Таким образом, и эта операция не привела к достижению желаемых результатов. Коридор не был расширен, и вражеская артиллерия продолжала обстреливать Шлиссельбургскую магистраль, связавшую Ленинград с Большой землей. Но, несмотря на это, наступательные действия Ленинградского и Волховского фронтов имели громадное значение. Дело в том, что немецко-фашистское командование в конце февраля, вынашивая планы восстановления блокады Ленинграда, начало стягивать войска в район Пушкина и усиливать свою синявинскую группировку с тем, чтобы нанести удар по 55-й армии с целью восстановления утраченных позиций в ходе февральских боев и одновременно перейти в наступление против 67-й и 2-й ударной армий.

Но наступление войск Ленинградского и Волховского фронтов сорвало эти планы противника. Гитлеровское командование было вынуждено отвлечь от Синявина силы, сосредоточенные для действий с целью восстановления блокады Ленинграда, и использовать их для отражения наступления 55-й и 8-й советских армий. Начавшееся в середине марта наступление на Новгород войск 52-й армии Волховского фронта также содействовало срыву планов врага. Бои, продолжавшиеся здесь до 24 марта, не только отвлекли на себя более 4 вражеских дивизий, но и не позволили гитлеровскому командованию перебрасывать отсюда свои войска на другие участки фронта.16

Несмотря на провал очередных планов противника захватить отвоеванный советскими войсками коридор и тем самым восстановить блокаду Ленинграда, гитлеровское командование не отказалось от своих замыслов наступления на город. Уже 13 марта в оперативном приказе ставки вермахта № 5, в котором были определены общие задачи немецких войск на летний период, наряду с основными идеями наступления на Курском выступе в начале июля предусматривалось проведение операции против Ленинграда. В приказе говорилось, что «операция будет проведена при максимальном сосредоточении всей имеющейся в распоряжении артиллерии, с использованием новейшего наступательного оружия».17

План наступления на Ленинград начал разрабатываться со второй половины марта. При планировании операции, которая вначале получила название «Беренфанг» («Охота на медведя»), рассматривались два варианта: наступление на Ленинград: прямо с занимаемых противником позиций или сначала проведение операции с целью полной ликвидации связи города со страной по суше, а затем уже наступление на сам Ленинград. Командующий группой армий «Север» Кюхлер поддерживал идею захвата Ленинграда в два этапа — сначала создание линии фронта по р. Волхов и уже после этого наступление на Ленинград. Первый этап стал называться «Паркплац-I», второй — «Паркплац-II».18

Со второй половины мая в группе армий «Север» стала усиленно вестись подготовка к наступлению на Ленинград, что неоднократно подтверждали также и пленные, и перебежчики. В результате перегруппировок гитлеровское командование к началу июля создало непосредственно на мгинском выступе ударную группировку в составе12 пехотных дивизий. Здесь же, на мгинском направле­нии, находились 7 дивизий резерва.19

Чтобы сорвать попытку врага организовать наступление па Ленинград, сковать его войска, разбить их в боях и создать условия для окончательного разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом, Ставка Верховного Главнокомандования приказала подготовить наступление советских войск. К операции привлекались войска Ленинградского и Волховского фронтов, первый из которых должен был наступать в районе Синявина, а второй — в районе Воронова, с последующим ударом на Мгу.20

Привлекавшаяся к операции 67-я армия (командарм М. П. Духанов) Ленинградского фронта должна была овладеть Синявинскими и Келколовскими высотами и установить общий фронт с 55-й армией на восточном берегу Невы и с Волховским фронтом по линии Ивановское— Горы. 8-й армии (командарм Ф. Н. Стариков) Волховского фронта приказывалось нанести главный удар в направлении Воронова, Славянки, Михайловской, Мги, вспомогательный — в направлении Карбусели, Турышкина.21

Наступление наших войск началось утром 22 июля после мощной артиллерийской подготовки. Завязались ожесточенные бои, в которых участвовали танки, фронтовая авиация и авиация дальнего действия. Однако, несмотря на то, что гитлеровцы несли большие потери от огня нашей артиллерии и ударов авиации, развить наступление не удалось. Одной из причин этого являлись большая глубина обороны противника и высокая плотность ее насыщения живой силой и техникой. Кроме того, для противодействия нашим войскам враг использовал все свои резервы, сосредоточенные на мгинском выступе, и даже 2 пехотные дивизии, снятые из-под Ленинграда. В связи с бесперспективностью дальнейшего наступления без усиления ударных группировок войска Ленинградского и Волховского фронтов в соответствии с указанием Ставки Верховного Главнокомандования 22 августа перешли к обороне.22

Наступательные действия наших войск в июле—августе 1943 г. имели большое значение. Они заставили немецко-фашистское командование вместо запланированного наступления па Ленинград использовать приготовленные для отражения нашего наступления силы. Действия советских войск на всех участках всего советско-германского фронта были тесно увязаны между собой. Планируя летнее наступление войск Ленинградского и Волховского фронтов, Ставка Верховного Главнокомандования руководствовалась не только стремлением сорвать вражеский план вновь блокировать Ленинград. Активными действиями советских войск под Ленинградом Ставка стремилась сковать основные силы группы армий «Север» и не позволить командованию вермахта за ее счет усиливать свои войска на юге, где развертывались главные события 1943 г. И эта цель была достигнута. «Провал планов командования вермахта на Курской дуге и наступление советских войск на мгинском направлении, — говорится в седьмом томе «Истории второй мировой войны. 1939 — 1945», — вынудили противника отказаться от запланированного на лето наступления под Ленинградом».23

Таким образом, в результате наступления Ленинградского и Волховского фронтов в июле — августе 1943 г. был сорван вражеский план восстановления блокады Ленинграда, скованы значительные резервы противника и нанесены тяжелые потери группе армий «Север», что несомненно способствовало успеху наших войск в сражениях на Курской дуге.

После этого поражения гитлеровцы больше не помышляли о наступлении под Ленинградом. Единственным их стремлением было как-нибудь удержаться на занимаемых позициях. Советские войска продолжали вести здесь активные действия. Воспользовавшись общим ослаблением сил противника под Ленинградом, 67-я армия Ленинградского фронта предприняла наступление с целью овладения мощным опорным пунктом врага — Синявином. Наступление, которое вел сформированный в апреле 1943 г. 30-й гвардейский стрелковый корпус под командованием генерал-майора Н. П. Симоняка, началось 15 сентября и через 30 мин привело к захвату Синявина. Трехдневные ожесточенные атаки врага, чтобы вернуть Синявинские высоты, не дали результатов.24

Захват Синявинских высот за 30 мин, в то время как раньше их безуспешно штурмовали по нескольку дней, был достигнут благодаря изменению тактики ведения артиллерийского огня. Обычно наша артиллерия в период артподготовки вела огонь по первым двум траншеям обороны противника, а когда пехота поднималась в атаку, огонь переносился на третью траншею. Это давало возможность противнику в период нашей артподготовки укрывать свою пехоту в «лисьих норах» третьей траншеи, а с окончанием артподготовки переводить ее во вторую траншею, где она и встречала атакующих автоматно-пулеметным огнем.

При штурме Синявинских высот 15 сентября огонь велся одновременно по всем траншеям и ходам сообщения и артподготовка и поддержка атаки пехоты следовали друг за другом без перерыва. В момент атаки огонь переносился на следующую траншею только перед тем подразделением пехоты, которое подошло к первой траншее на 75—100 м. При атаке второй траншеи артиллерийский огонь переносился на третью. Этот метод, получивший название метода «сползания огня», вводил противника в заблуждение, так как он не мог определить, когда кончается артподготовка и начинается поддержка атаки, чтобы своевременно занять оставленные траншеи.25

Захват Синявинских высот серьезно улучшил положение Шлиссельбургской трассы. Владея высотами, противник имел возможность непрерывно наблюдать за трассой и корректировать огонь по ней своих батарей. Теперь, лишившись наблюдательных пунктов, расположенных на Синявинских высотах, немцы не могли корректировать свой артиллерийский огонь и стреляли по железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны лишь вслепую.

Вскоре после захвата Синявинских высот был ликвидирован киришский выступ противника, вдававшийся длинным прямоугольником в расположение советских войск и являвшийся выгодным плацдармом для наступления немцев на Волхов и Тихвин. В поисках свободных войск гитлеровское командование было вынуждено пойти на частичное сокращение линии фронта и вывело свои войска с киришского выступа. Несомненно это было сделано под влиянием поражений немецко-фашистских войск на южном фланге советско-германского фронта, а также наступления советских армий на мгинском направлении, в результате которого были перемолоты резервы противника под Ленинградом.

Гитлеровцы с 3 по 8 октября 1943 г. отвели свои войска на заранее подготовленный рубеж по р. Тигоде. Обнаружив отход противника, подразделения 54-й и 4-й армий Волховского фронта неотступно преследовали его. Нанеся фашистам новые потери, они овладели более чем 20 населенными пунктами и тремя железнодорожными станциями — Кириши, Посадников Остров и Ирса.26

Таким образом, боевые действия, то затухавшие, то разгоравшиеся, которые вели войска Ленинградского и Волховского фронтов в 1943 г., имели исключительно большое значение. Они сковали и обескровили значительные силы врага, не позволив фашистскому командованию использовать их на других направлениях советско-германского фронта. В то же время эти действия дали возможность удержать отвоеванный в январе 1943 г. коридор вдоль южного берега Ладожского озера, сорвав планы гитлеровского командования восстановить блокаду Ленинграда. После поражения фашистов в битве на Курской дуге и наступления советских войск на мгинском направлении в июле—августе 1943 г. гитлеровцы были вынуждены окончательно отказаться от своих планов наступления на Ленинград.

Боевые действия на мгинском направлении привели к закреплению и даже к некоторому улучшению позиций советских войск, оборонявших отвоеванную полосу. Во-первых, в результате захвата Первого и Второго Городков и 8-й ГЭС в феврале 1943 г. был ликвидирован выступ противника, вдававшийся в наши позиции в направлении Шлиссельбурга. Во-вторых, захват в сентябре 1943 г. Синявинских высот, на которых располагались наблюдательные пункты врага, лишил его возможности наблюдать за движением поездов и корректировать огонь своей артиллерии по Шлиссельбургской магистрали. Однако сколько-нибудь существенно расширить коридор, по которому она проходила, нашим войскам не удалось. Позиции противника по-прежнему находились в непосредственной близости от Шлиссельбургской трассы, что серьезно осложняло эксплуатацию этой железнодорожной линии.

Наряду с действиями по закреплению позиций советских войск, оборонявших отвоеванный коридор, и по расширению отвоеванной полосы советское командование приняло меры по защите Шлиссельбургской магистрали от воздействия артиллерии и авиации противника.

Для контрбатарейной борьбы с вражеской артиллерией, обстреливавшей железную дорогу, уже в феврале 1943 г. была создана группа артиллерии дальнего действия 67-й армии. В нее вошли три артиллерийских полка — 28-й, 311-й и 1106-й. Командиром группы был назначен командир 28-го армейского артиллерийского полка подполковник Н. М. Лобанов.27 В марте 1943 г. По решению командующего фронтом АДД-67 была усилена полком истребительной авиации, звеном корректировщиков, одним артиллерийским полком, одной тяжелой батареей с большой дальностью стрельбы, химическим батальоном, одним аэростатом. Кроме того, группе дополнительно была придана радиорота.28

«После усиления группы и некоторого изменения ее состава (311-й полк был заменен 260-м), — вспоминал потом командир группы Н. М. Лобанов, — общая обстановка и на земле, и в воздухе резко изменилась в нашу пользу. Особенно радовало нас то, что теперь мы могли срочно вызывать на защиту объекта самолеты, находившиеся в боевой готовности. Корректировщики противника стали вылетать гораздо реже; опасаясь, что не останутся безнаказанными, быстро уходили, когда надвигалась опасность. Значительно снизилась также интенсивность огня противника».29 За вражеской стороной велось непрерывное наблюдение с наземных наблюдательных пунктов, с аэростатов и самолетов-разведчиков, и как только фашисты открывали огонь, в борьбу сразу же включались батареи артиллерийской группы.

Кроме армейской группы для борьбы с артиллерией противника, обстреливавшей Шлиссельбургскую линию, была создана специальная артиллерийская группа дальнобойной артиллерии Краснознаменного Балтийского флота. Она состояла из двух дивизионов железнодорожной морской артиллерии калибром 130 мм и одной батареи 180-миллиметровых орудий.30

Защита Шлиссельбургской трассы от авиации противника возлагалась на Ладожский дивизионный район ПВО. В связи с этим значительное количество зенитных средств было перемещено на участок Шлиссельбург — Поляны. Кроме того, были приняты меры по усилению Ладожского района.

В начале апреля 1943 г. из резерва Военно-Воздушных Сил Красной Армии на аэродромы района прибыла 240-я истребительная авиационная дивизия. 14 апреля в Тихвин и Волхов прибыли и поступили в оперативное подчинение командования Ладожского дивизионного района ПВО батареи малокалиберной зенитной артиллерии Волховского фронта. В мае в распоряжение командующего района поступил 630-й истребительный авиационный полк 106-й истребительной авиационной дивизии ПВО.31

На 15 июля 1943 г. объекты железнодорожной линии Шлиссельбург—Поляны—Волховстрой имели следующее зенитное прикрытие: ст. Шлиссельбург и железнодорожные мосты через Неву защищали 9 батарей среднекалиберной артиллерии ПВО (38 стволов),5 батарей малокалиберной артиллерии (15 стволов) и 6 взводов зенитно-пулеметных установок (20 стволов); на участке Левобережная—Междуречье находились 4 батареи малокалиберной артиллерии (12 стволов) и 5 взводов зенитно-пулеметных установок (17 стволов); ст. Войбокало прикрывали 5 батарей среднекалиберной артиллерии (20 стволов) и 9 зенитно-пулеметных установок (36 стволов); ст. Волховстрой и мосты через р. Волхов прикрывали 27 батарей среднекалиберной артиллерии (86 стволов), 10 батарей малокалиберной артиллерии (23 ствола) и 9 взводов зенитно-пулеметных установок (28 стволов).32

Одновременно для защиты Шлиссельбургской магистрали были созданы кочующие зенитные артиллерийские группы, состоявшие из двух 37-миллиметровых орудий и нескольких пулеметов. Кроме того, для сопровождения поездов в пути были сформированы 27 отдельных зенитных пулеметных взводов. Как правило, каждый эшелон прикрывался одним взводом пулеметов, установленных на двух платформах, одна из которых ставилась в голове, а вторая — в хвосте состава.33

Особое внимание было обращено на защиту наиболее уязвимого пункта Шлиссельбургской трассы — железнодорожных мостов через Неву. Кроме контрбатарейной и противовоздушной борьбы было организовано задымление мостов, что затрудняло ориентировку противника при его авианалетах и воздушной корректировке артиллерийского огня. При артиллерийских обстрелах мостов их задымлением занимался целый «сводный отряд», в который входили 3-я рота 64-го отдельного батальона химической защиты в составе 46 человек и 17 автомобильных разливочных станций; 55 дымовиков от стрелковых частей, объединенных в роту из двух взводов, для работы с дымовыми шашками на обоих берегах Невы; 20 понтонеров от 3-й отдельной мотопонтонной бригады для обслуживания парома с автомобильными разливочными станциями и лодок; 5 моторных тендеров Ладожской флотилии, экипажи которых были усилены химиками армейского резерва.34

Были также приняты меры по защите мостов через Неву у Шлиссельбурга от плавающих мин, которые противник мог сбросить с самолетов. Для этого по приказу командующего Краснознаменным Балтийским флотом в истоке Невы в августе 1943 г. охраной водного района Осиновецкой военно-морской базы Ладожской военной флотилии было поставлено боновое заграждение.35

Правый исток Невы от пристани завода имени Морозова до о-ва Орехового был перекрыт бонами общей длиной 450 м на семи поплавках. Каждый поплавок был изготовлен из четырех скрепленных между собой корпусов мин образца 1926 г. и поставлен на 3—4-тонных якорях. В бонах оставлялся проход по фарватеру шириной 65 м. Левый исток Невы от о-ва Орехового до дамбы Новоладожского канала был перекрыт бонами длиной 100 м на трех поплавках такой же конструкции.36

Под бонами первоначально подвешивались сети. Но, так как здесь сильное течение, доходившее до 9 км в час, сети затем были сняты. А с началом ледостава сняли и все боновое заграждение.37

Были также организованы наземная охрана крупнейших железнодорожных объектов (мостов, водокачек и др.) и сопровождение некоторых грузов в поездах. Осуществлялось это подразделениями 23-й дивизии войск НКВД. Для усиления охраны и предотвращения возможных диверсий на железнодорожном участке Мельничный Ручей—Шлиссельбург с 29 июня 1943 г. на каждые 3 км пути было введено круглосуточное патрулирование двух вооруженных бойцов.38

Особое внимание уделялось ликвидации последствий артиллерийских обстрелов и налетов вражеской авиации. Для этого на большинстве железнодорожных станций из работников станций, околотков пути и военной коменда­туры были созданы специальные унитарные команды, руководимые военными комендантами и начальниками станций. Команды имели звенья: санитарное, ПВХО, восстановительное, пожарное.39

Так как линия Шлиссельбург — Поляны постоянно подвергалась воздействию артиллерии и авиации противника, восстановительные работы приобрели большой масштаб и проводились систематически. Уже 30 апреля 1943 г. по приказу начальника Октябрьской железной дороги были организованы две дополнительные летучки: одна, № 11, на 22-й Междуреченской дистанции службы пути, вторая, № 12, на 11-й Войбокальской дистанции.40

Одновременно с восстановительными летучками из эксплуатационного штата двух названных дистанций были созданы восстановительные бригады по 10 человек в каждой: на 22-й дистанции службы пути — 5 бригад и на 11-й дистанции — 9 бригад. Впоследствии на 22-й дистанции число восстановительных, или, как их еще называли, аварийных, бригад было доведено до 32, и в результате одна бригада стала обслуживать только 1 км пути.41

В большинстве случаев этими бригадами руководили опытные путейцы, работавшие ранее в Ленинградском узле и имевшие опыт восстановительных работ. Каждая из них располагала полным комплектом путевого инструмента и инвентаря и транспортными средствами в виде модеронов 42 и путевых вагончиков для переброски материалов верхнего строения пути.43

Несмотря на то что восстановительные бригады выходили на ликвидацию повреждений, не ожидая окончания артиллерийского обстрела или бомбардировки о воздуха, и в большинстве случаев делали свое дело под огнем противника, их работа была организована очень четко. Засыпка воронок, смена рельсов и шпал выполнялись в минимальные сроки. Для этого на каждом пикете, т. е. стометровом отрезке пути, был аварийный запас рельсов и шпал. Кроме этого, к началу мая 1943 г. на всех пикетах имелось не менее двух вагонов балласта или шлака, выгруженного вдоль пути. По мере расходования эти запасы непрерывно пополнялись.44

Особенно трудными как по объему, так и по сложности были восстановительные работы в тех случаях, когда врагу удавалось повредить на перегоне двигавшийся состав. Повреждение нескольких вагонов только в одном составе могло застопорить движение всех поездов на перегоне. Поэтому было важно как можно быстрее освободить перегон, в противном случае враг мог подбить и другие поезда, что могло привести к полному закрытию движения на длительный период.

Особая сложность освобождения перегона была тогда, когда поврежденным оказывался поезд, находившийся в середине пачки, следовавшей по перегону, так как в этом случае было трудно подвести к месту аварии восстановительные средства. Однако восстановители преодолевали все трудности и успешно справлялись со своими задачами. В большинстве случаев при значительных повреждениях разбитые вагоны сталкивались с пути в сторону. Для этого в распоряжении восстановителей были специальный восстановительный поезд с краном мощностью 45 т и пневматическими домкратами; путейский восстановительный поезд, на котором было 60—100 рабочих; 45 паровоз, готовый к отправлению в любую минуту. Кроме этого, на станциях Левобережной, Междуречье или Поляны постоянно находилась восстановительная летучка, в двух вагонах которой имелись материалы, инструмент и инвентарь, необходимые для растаскивания разбитого подвижного состава.46

В апреле 1943 г. в помощь начальнику 22-й Междуреченской дистанции службы пути для налаживания руководства восстановительными и ремонтными работами по распоряжению начальника службы пути дороги А. С. Кананина были командированы на два месяца заместители начальников дистанций пути: 9-й — Н. Г. Кулаков, 18-й — М. П. Смирнов и 19-й — Н. Я. Платонов. В момент напряженных перевозок для регулирования движением поездов и руководства восстановительными работами на все станции от Мельничного Ручья до Волховстроя были командированы ответственные работники Управления Октябрьской дороги в лице начальников служб, их заместителей и начальников 3-го и 5-го отделений служб движения.47

В конце 1943 г. организация и производство восстановительных работ как в целом на Октябрьской железной дороге, так и на Шлиссельбургской трассе существенным образом изменились. Это было связано с изменением организационной структуры МПВО дороги.

Приказом народного комиссара путей сообщения от 21 сентября 1943 г. МПВО Октябрьской железной дороги с 1 октября организовывалась на базе сектора МПВО Военного отдела дороги и военно-восстановительной службы. Если до этого ликвидация последствий вражеских налетов осуществлялась военно-восстановительными участками, то теперь эти работы проводились вновь организованными участками МПВО дороги с привлечением, в зависимости от размеров поражений, местных (узловых, станционных) восстановительных подразделений и мощных подвижных средств — поездов и летучек.48

Приказом начальника Октябрьской железной дороги Б. К. Саламбекова от 4 ноября 1943 г. были назначены ответственные руководители по ликвидации последствий налетов вражеской авиации на каждом участке, определены последовательность восстановления и рассредоточенная дислокация подвижных восстановительных средств. Ответственным руководителем на участке Ленинград—Шлиссельбург и в пределах Ленинградского узла был назначен начальник 4-го участка МПВО Д. И. Комраков, а на участке Левобережная—Волховстрой (исключительно) и Войбокало—Коса — начальник 5-го участка МПВО П. Г. Вельмицкий. Для работ на участке Ленинград— Шлиссельбург и в Ленинградском узле выделялись 3 восстановительных поезда (№ 5, 7, 9), 3 летучки водоснабжения (№ 12—14), 1 летучка связи (№ 10), 11 летучек пути (№ 1—11) и другие подразделения. Для участков Левобережная — Волховстрой (исключительно) и Войбокало—Коса были выделены 2 восстановительных поезда (№ 6 и 8), 1 летучка водоснабжения (№ 15), 2 летучки связи (№ 11 и 16), 2 летучки пути (№ 12 и 13) и др.49

Железнодорожники, входившие в группу по обобщению опыта работы Октябрьской железной дороги в годы Великой Отечественной войны, считали, что вышеназванная организация привела к объединению всех средств защиты и ликвидации последствий налетов вражеской авиации под единым руководством и несомненно явилась положительным фактором в организации сил и средств МПВО на дороге.50

Как уже было сказано выше, Шлиссельбургская трасса стала подвергаться воздействию артиллерии и авиации противника уже в период ее постройки. Это воздействие сильно затрудняло эксплуатацию железной дороги и довольно часто, несмотря на принятые меры по ее защите, вызывало перерывы в движении поездов.

В феврале 1943 г. авиация противника вела усиленную разведку железнодорожных перевозок на участке Тихвин — Волховстрой — Шлиссельбург, но активность ее действий из-за неблагоприятных метеорологических условий — низкой облачности, снегопада и штормовой погоды — была невелика. Три раза (14, 19 и 24 февраля) одиночные самолеты бомбили ст. Шлиссельбург. Только бомбардировка ст. Жихарево 21 февраля вызвала перерыв в движении поездов на 3 ч 20 мин.51

Крупнокалиберная артиллерия противника почти ежедневно обстреливала ст. Шлиссельбург, мосты через Неву и вновь построенную железнодорожную линию Шлиссельбург—Поляны. Обстреливавшие Шлиссельбургскую трассу артиллерийские группы противника, в частности синявинская и мгинская, были значительно усилены. Например, мгинская группа в январе—марте 1943 г. имела всего 4 батареи, а в начале апреля — уже 12 батарей. Всего перед фронтом 2-й ударной армии действовали 63 батареи, насчит


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.